Особенности деятельности проектных групп
Совокупность организационных и технических условий, создаваемых для успешной и эффективной работы персонала проекта, называют системой управления проектом. Наибольшее внимание уделяется процессам управления проектами в следующих областях. ? Управление содержанием (предметной областью проекта) — опре ? Управление временем — разбиение проекта на отдельные работы, ? Управление качеством — разработка стандартов качества, способов ? Управление стоимостью — определение вида и количества ресур ? Управление отклонениями, включающее: а) управление рисками (выявление событий, которые могут повли б) управление проблемами (выявление возникающих функциональ в) управление изменениями (выявление возникающих модифика ? Управление контрактами — определение требуемых товаров и ус ? Управление персоналом — распределение ролей, ответственности и
? Управление коммуникациями — установление производителей и по Проект не существует в организации сам по себе. Он вписан в рамки той или иной регулярной деятельности. Можно выделить три часто использующихся принципа группировки работ. ? Функциональное разделение (на основе выполнения схожих функ ? Территориальное разделение (работа персонала с различными на компании (головного офиса). Примерами могут служить сети розничных магазинов или отделения национальных банков. ■ Группировка на основании производимого продукта (различные на-1!1>1ки и знания объединяются в организационные структуры для достижения общей цели). На эти принципы накладывается степень централизации управления, 11то в итоге дает наиболее распространенные типы организационных структур, представленные в табл. 1. Таблица 1 Типы организационных структур: общая характеристика
Проект, таким образом, как форма уникальной (нерегулярной) деятельности может быть некоторым редким прецедентом при классической иерархической модели управления или расхожим (повсеместным) случаем в организации с матричной организационной структурой, специально созданной для одновременного осуществления многих проектов.
В каждой из этих ситуаций наблюдается совершенно различная психологическая проблематика и феноменология событий. Одно дело управлять персоналом, специально подготовленным к тому, чтобы работать практически всегда на многих проектах, другое дело — с персоналом, привыкшим функционировать в рамках регулярной деятельности. Крайности, однако, встречаются редко. В отечественной бизнес-культуре очень мало организаций, последовательно воплотивших у себя матричный способ организации деятельности. В основном используется некоторый промежуточный вариант: часть проектной горизонтальной структуры накладывается поверх существующей вертикальной. В этом случае затребованный специалист может в среднем 40% своего времени работать по регулярным задачам, 60% — по проектным. Зачастую именно такую организационную структуру и называют собственно проектной системой управления, отличая ее тем самым от исходных прототипов — иерархической и матричной структур.
Подробно не вдаваясь в содержательные аспекты управления проектами, которым посвящена обширная специализированная литература (см. список для углубленного изучения темы), рассмотрим общеорганизационные и социально-психологические особенности деятельности проектных групп. Ключевыми организационными позициями для проекта являются: спонсор проекта, руководитель линейного (функционального) подразделения, руководитель (менеджер) проекта, специалист (исполнитель) и проектный офис. Основные характеристики этих позиций представлены в табл. 2, их иерархическое соотнесение показано на рис. 2. Таблица 2 Характеристики позиций в проектной системе управления
Окончание табл. 2
Как видно из рисунка, специфика проектной деятельности связана с двойным подчинением сотрудников: они сохраняют линейное подчинение руководителям своих подразделений (маркетолог подчиняется начальнику отдела маркетинга, программист — начальнику отдела информационных технологий и т.д.), в то же время на период проекта подчиняются руководителю (менеджеру) проекта. Такое разделение приводит к необходимости решения целого ряда задач в области административного управления и управления персоналом.
Необходимо определить, кого из сотрудников подразделения делегировать на проект, понять, за счет каких организационных и временных ресурсов это будет сделано, освободить этого специалиста от ряда текущих задач, перераспределив их внутри подразделения, информировать персонал о проекте, скомплектовать проектную группу, позиционировать ее участников, организовать внутреннюю и внешнюю коммуникацию команды, выстроив непротиворечивую систему мотивации и оплаты труда. Более того, рисунок демонстрирует лишь самую простейшую схему. По факту, проектов может быть много, каждый специалист может работать в нескольких проектах, т.е. его подчинение усложняется. К тому же конкретный сотрудник может выступать в различных проектах в разных позициях (руководитель одних проектов и участник других), а проекты — отличаться по своей привлекательности и выгоде.
Перечисленные особенности организации проектных групп связаны со следующими основными психологическими моментами. ? Мотивация сотрудников к регулярной и проектной деятельности ? Сотруднику приходится «удерживать» несколько позиций. Он ? Сотрудник включается в новую для себя команду. Он в краткий ? Четко заданные рамки проектной деятельности создают условия, ? Происходит развитие и изменение горизонтальных связей в орга ? Возникает двойная либо множественная идентичность сотруд Данный перечень фиксирует универсальные социально-психологические особенности проектной деятельности вне зависимости от ее содержательной специфики. В действительности существует несколько наиболее распространенных категорий проектных групп [Шермерорн, Хант, Осборн, 2004. С. 248-253], условия деятельности которых приводят к позникновению характерных социально-психологических проблем и про-тпворечий (табл. 3). Таблица 3 Виды проектных групп и их специфика
Окончание табл. 3
Именно по линии отмеченных противоречий можно и нужно выстраивать социально-психологическое воздействие на каждую специфическую проектную группу. Подробный организационно-структурный и социально-психологический анализ деятельности проектных групп проводится в гл. 5. В отличие от проектных групп в организациях существуют самоуправляемые и управленческие команды. Если проектная группа создается под конкретную задачу (на любом уровне организационной иерархии), то самоуправляемая команда — постоянный формальный элемент структуры организации. Так, собственно управленческая команда (команда менеджеров) включает первых лиц организации и находится на высших уровнях организационной иерархии. Однако технологии командообра-зования уже давно проникли на средние и низовые уровни иерархии. Создаваемые здесь самоуправляемые команды, по сути, являются разновидностями управленческих команд, отличаясь от них, скорее, количественно, чем качественно (объемом полномочий). Самоуправляемые команды представляют собой малые группы людей, уполномоченные принимать решения о планировании, выполнении и оценке своей деятельности. На рисунке 3 представлена одна из возможных классификаций команд. Исторически для комплектации проектных групп используют типологические подходы (например, модель Кейрси), а для комплектации управленческих (самоуправляемых) команд — ролевые (например, модели Белбина, Марджерисона—МакКенна, Базарова—Щедровицкого). Методологическим основанием типологических моделей служат пред- Рис. 3. Классификация команд по функциональному диапазону и взаимозаменяемости членов етанления о типах (предрасположенностях) личности, а ролевых модели! - представления об управленческой деятельности и ее составляющих. ('уi цествуют довольно веские аргументы, подтверждающие, что при орга-шшции проектных групп целесообразно исходить из психотипов, а при работе с управленческими командами — из командных ролей. Для того чтобы определить, какие роли необходимы команде, следует реконструировать ее деятельность и выделить некие универсальные составляющие (например, в соответствии с моделью Базарова—Щедро-мицкого). Роль — это, с одной стороны, совокупность ожиданий группы (it поведения конкретного участника и, с другой стороны, готовность ин-дпиидуума этим ожиданиям следовать. Групповые ожидания диктуются требованиями деятельности, а деятельность для проектной группы в каждом случае будет уникальна (по определению!). Роль является переменной величиной, в большой степени зависящей от требований деятельности и состава группы. Таким образом, включаясь в различные проектные группы, сотрудник будет исполнять не одну и ту же роль, а некий комплекс ролей, к которым он хотя бы в средней степени склонен. Представим, что необходимо скомплектовать сразу целый ряд проект-MI.IX групп, причем одни и те же люди будут работать в разных группах одновременно и в разные по времени периоды. Можно ли хотя бы отследить ролевой состав всех этих групп, если роли сами по себе переменны? 11 ри наличии достаточного количества времени — можно. Однако значи-11'льно эффективнее здесь оперировать некими постоянными атрибута-мн (характеристиками) человека. К таким характеристикам относится, в частности, психотип, отража-н IIi (ни устойчивую предрасположенность личности к тому или иному сти-'ПО работы с информацией, принципу принятия решений или организа- своего труда. Обладая базовым знанием психотипов сотрудников, можно легко и малозатратно комплектовать эффективные проектные группы. В случае же управленческих команд целесообразно исходить из требований деятельности и использовать ролевой подход, о котором речь пойдет в гл. 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|