Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объективация и сопоставление персональных ценностей




Ценности задают отношение человека к миру. Они подсказывают, что хорошо, а что плохо. Они направляют персональную активность и позво­ляют выбирать из множества целей те, ради которых человек готов отда­вать всего себя и, не задумываясь, отвергать другие. Ценности и личные идеалы являются своего рода «топливом», которое разжигает интерес участников к достижению тех или иных стратегических целей.


I Герсональные ценности участников и их глубинные устремления ча­сто служат иррациональными, малоосознаваемыми критериями выбора (11 редпочтения) тех или иных стратегий. В отличие от системных архети-иои, освободиться от ценностей нельзя, следовательно, их необходимо учитывать и, по возможности, согласовывать. Однако как сталкивать и согласовывать базовые ценности и представления, которые существуют на глубинном уровне и мало осознаются людьми? Здесь возникает воп­рос о принципиальной возможности согласования того, что нельзя покрыть, прямо спросив об этом. Чтобы проникнуть в особенности ирра­циональных элементов видения, необходимо подвергнуть эти элементы объективации.

Проективные методики направлены на объективацию бессознатель-пых слоев психики в символической и метафорической форме. Мета­форы — это символы, служащие «мостом» между сознанием и бессозна­тельным, рассудком и эмоциями. Современная теория метафоры строит­ся на разнице между выражениями «я вижу нечто» и «я вижу нечто как...». Вудучи одновременно полумыслью и получувством, метафора соединя­ет ясность мысли с полнотой образа. Метафоры являются средством вы­ражения интуитивных решений, не поддающихся логике, и содержат ключ к пониманию ценностно-эмоциональных слоев индивидуального опыта, благодаря этому становится возможным:

? диагностировать невысказанные базисные представления, наблю­
дая за используемыми метафорами;

? подготавливать человека к выбору определенного направления дей­
ствий, употребляя подходящие метафоры и образы;

? вводить людей в заблуждение, используя неадекватные метафоры
и образы.

Проективные методики обращаются не к логическим формам мыш­ления, а непосредственно к образному, символическому содержанию, в котором объединены и образ, и отношение к организации, и личный опыт, и ценности, и переживания. Специфика проективного подхода состоит в том, что человека помещают в ситуацию, на которую он реагирует в за-иисимости от того, какое значение для него имеет эта ситуация, какие м ысли и чувства она вызывает. Стимул приобретает смысл не в силу объек­тивного содержания, а прежде всего в связи с тем значением, которое 11 ридает ему человек. Именно по этой причине интерпретация символов, метафор, которые рождает участник в ответ на те или иные стимулы, во многом является совместным творческим процессом: интерпретатор, рас­шифровывая символическое послание респондента, должен учитывать то, как сам участник интерпретирует свои реакции.

Таким образом, с помощью различных проективных методик участ-ники могут объективировать, вербализовать малоосознаваемые персо-i ильные ценности и интересы. Далее участники должны приступить к со-


вместной интерпретации полученных в итоге символов, метафор, ассо­циаций. Основной принцип интерпретации предполагает поиск несколь­ких скрытых оснований, которые могут сематически объединять разроз­ненные, на первый взгляд, символы.

Анализ неопасных, отвлеченных символов незаметно для самих уча­стников приводит группу к обсуждению глубоких, личностно значимых вопросов. Когда участники делятся своими личными ощущениями и пе­реживаниями, они неожиданно обнаруживают, что не чувствуют себя выставленными напоказ, говоря о том, что происходит в их душе. Более того, проникновение в личностное пространство поддерживается конт­ролем за соблюдением норм и правил открытой коммуникации, которые были заданы ранее. Использование проективных методов и поддержание разделяемого коммуникативного пространства позволяет добиться вза-имоусиливающего эффекта, что приводит к снятию табу на обсуждение тем, о которых не принято говорить на работе (цели, к которым каждый стремится, место работы и команды в жизни участников и т.п.).

В качестве разминки перед глубоко личностной работой по реконст­рукции и обсуждению ценностей можно использовать вербальные про­ективные методики. Они предполагают получение смысловых ассоциа­ций на те или иные вербальные стимулы. Участники освобождаются от поверхностных ассоциаций, тренируются интерпретировать полученные результаты, осваивают принципы открытой коммуникации.

Вербальные проективные методики могут основываться, например, на свободных метафорах или персонификации. Обращение к свободным метафорам предусматривает, что участники метафорически описывают организацию, в которой им бы хотелось работать.

— Какой Вы хотели бы видеть свою организацию? Назовите не­
сколько наиболее важных характеристик и сравните их с кем-нибудь
или чем-нибудь.

— Точная как часы. Сильная и грациозная, как тигр. Стремитель­
ная и прозрачная, как горный поток. Мудрая, сильная, свободная, как
орел.

Персонификация (антропоморфизация) является разновидностью направленных ассоциаций. В этом случае участников просят сочинить небольшой рассказ об идеальной организации с описанием того, каким человеком она должна быть. Организации нужно присвоить человече­ские черты, наделить ее характером и внешними физическими качества­ми, описать ее личные предпочтения. Приведем пример одного из расска­зов, подготовленного членом команды топ-менеджеров российской ком­пании в сфере 1Т-бизнеса.


Это молодой целеустремленный человек, который знает, чего хо­чет от жизни. Он получил хорошее и престижное образование, открыт и дружелюбен. Он старается избегать чопорности, снобизма, но, ког­да надо, надевает дорогой костюм и галстук, а вообще предпочитает молодежную, удобную одежду. Он всегда безвозмездно готов объяс­нить, рассказать, помочь, в студенческие годы давал списывать. По­этому у него появилось много друзей, готовых в свою очередь также ему помогать.

Графические проективные методики предполагают использование различного рода изображений (фотографий, символов, рисунков, кол­лажей) либо в качестве стимулов, на которые участниками даются вер­бальные ассоциации, либо в качестве ассоциативных реакций на вербаль­ные стимулы.

Невербальная информация затрагивает наиболее глубокие бессозна­тельные слои психики респондентов, поэтому графические методики по-лволяют получить самые достоверные сведения об отношениях, чувствах и т.п., лежащих в основе того или иного видения.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...