Объективация и сопоставление персональных ценностей
Ценности задают отношение человека к миру. Они подсказывают, что хорошо, а что плохо. Они направляют персональную активность и позволяют выбирать из множества целей те, ради которых человек готов отдавать всего себя и, не задумываясь, отвергать другие. Ценности и личные идеалы являются своего рода «топливом», которое разжигает интерес участников к достижению тех или иных стратегических целей. I Герсональные ценности участников и их глубинные устремления часто служат иррациональными, малоосознаваемыми критериями выбора (11 редпочтения) тех или иных стратегий. В отличие от системных архети-иои, освободиться от ценностей нельзя, следовательно, их необходимо учитывать и, по возможности, согласовывать. Однако как сталкивать и согласовывать базовые ценности и представления, которые существуют на глубинном уровне и мало осознаются людьми? Здесь возникает вопрос о принципиальной возможности согласования того, что нельзя покрыть, прямо спросив об этом. Чтобы проникнуть в особенности иррациональных элементов видения, необходимо подвергнуть эти элементы объективации. Проективные методики направлены на объективацию бессознатель-пых слоев психики в символической и метафорической форме. Метафоры — это символы, служащие «мостом» между сознанием и бессознательным, рассудком и эмоциями. Современная теория метафоры строится на разнице между выражениями «я вижу нечто» и «я вижу нечто как...». Вудучи одновременно полумыслью и получувством, метафора соединяет ясность мысли с полнотой образа. Метафоры являются средством выражения интуитивных решений, не поддающихся логике, и содержат ключ к пониманию ценностно-эмоциональных слоев индивидуального опыта, благодаря этому становится возможным:
? диагностировать невысказанные базисные представления, наблю ? подготавливать человека к выбору определенного направления дей ? вводить людей в заблуждение, используя неадекватные метафоры Проективные методики обращаются не к логическим формам мышления, а непосредственно к образному, символическому содержанию, в котором объединены и образ, и отношение к организации, и личный опыт, и ценности, и переживания. Специфика проективного подхода состоит в том, что человека помещают в ситуацию, на которую он реагирует в за-иисимости от того, какое значение для него имеет эта ситуация, какие м ысли и чувства она вызывает. Стимул приобретает смысл не в силу объективного содержания, а прежде всего в связи с тем значением, которое 11 ридает ему человек. Именно по этой причине интерпретация символов, метафор, которые рождает участник в ответ на те или иные стимулы, во многом является совместным творческим процессом: интерпретатор, расшифровывая символическое послание респондента, должен учитывать то, как сам участник интерпретирует свои реакции. Таким образом, с помощью различных проективных методик участ-ники могут объективировать, вербализовать малоосознаваемые персо-i ильные ценности и интересы. Далее участники должны приступить к со- вместной интерпретации полученных в итоге символов, метафор, ассоциаций. Основной принцип интерпретации предполагает поиск нескольких скрытых оснований, которые могут сематически объединять разрозненные, на первый взгляд, символы. Анализ неопасных, отвлеченных символов незаметно для самих участников приводит группу к обсуждению глубоких, личностно значимых вопросов. Когда участники делятся своими личными ощущениями и переживаниями, они неожиданно обнаруживают, что не чувствуют себя выставленными напоказ, говоря о том, что происходит в их душе. Более того, проникновение в личностное пространство поддерживается контролем за соблюдением норм и правил открытой коммуникации, которые были заданы ранее. Использование проективных методов и поддержание разделяемого коммуникативного пространства позволяет добиться вза-имоусиливающего эффекта, что приводит к снятию табу на обсуждение тем, о которых не принято говорить на работе (цели, к которым каждый стремится, место работы и команды в жизни участников и т.п.).
В качестве разминки перед глубоко личностной работой по реконструкции и обсуждению ценностей можно использовать вербальные проективные методики. Они предполагают получение смысловых ассоциаций на те или иные вербальные стимулы. Участники освобождаются от поверхностных ассоциаций, тренируются интерпретировать полученные результаты, осваивают принципы открытой коммуникации. Вербальные проективные методики могут основываться, например, на свободных метафорах или персонификации. Обращение к свободным метафорам предусматривает, что участники метафорически описывают организацию, в которой им бы хотелось работать. — Какой Вы хотели бы видеть свою организацию? Назовите не — Точная как часы. Сильная и грациозная, как тигр. Стремитель Персонификация (антропоморфизация) является разновидностью направленных ассоциаций. В этом случае участников просят сочинить небольшой рассказ об идеальной организации с описанием того, каким человеком она должна быть. Организации нужно присвоить человеческие черты, наделить ее характером и внешними физическими качествами, описать ее личные предпочтения. Приведем пример одного из рассказов, подготовленного членом команды топ-менеджеров российской компании в сфере 1Т-бизнеса. Это молодой целеустремленный человек, который знает, чего хочет от жизни. Он получил хорошее и престижное образование, открыт и дружелюбен. Он старается избегать чопорности, снобизма, но, когда надо, надевает дорогой костюм и галстук, а вообще предпочитает молодежную, удобную одежду. Он всегда безвозмездно готов объяснить, рассказать, помочь, в студенческие годы давал списывать. Поэтому у него появилось много друзей, готовых в свою очередь также ему помогать.
Графические проективные методики предполагают использование различного рода изображений (фотографий, символов, рисунков, коллажей) либо в качестве стимулов, на которые участниками даются вербальные ассоциации, либо в качестве ассоциативных реакций на вербальные стимулы. Невербальная информация затрагивает наиболее глубокие бессознательные слои психики респондентов, поэтому графические методики по-лволяют получить самые достоверные сведения об отношениях, чувствах и т.п., лежащих в основе того или иного видения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|