Методика «Корпоративная символика»
Направлена на получение вербальных ответов на невербальные (графические) стимулы. В качестве стимулов выступают карточки с изображением различной геральдической, мифологической символики. Карточки подбираются так, чтобы изображенная на них символика объективно читалась (воспринималась) многозначно. Методика состоит из двух частей: первая нацелена на вскрытие ценностных оснований для внешних действий, вторая анализирует ценностные основы деятельности внутри организации. Для извлечения ценностных конструктов используется метод триад. Все ответы участников выписываются на отдельный лист и визуально организуются так, чтобы позитивные высказывания оказались в правом верхнем углу, а негативные — в нижнем левом. Такой способ оформления материала не только удобен технически, но и отражает базовую пространственную метафору, где верх ассоциируется с позитивом, низ — с негативом, правая сторона — с будущим, а левая сторона — с прошлым. Каждое высказывание записывается на общий лист столько раз, сколько оно встречается в личных материалах участников. Это позволяет создать «эффект представленное™» действительно важных и разделяемых (часто встречающихся) ценностей. Рассмотрим пример применения этой методики в процессе согласования видений в одной из отечественных компаний, которая занимается дизайном интерьеров. Стимульный материал первой части был представлен восемью стилизованными рисунками («книга», «глаз», «лупа», «собака», «замочная скважина», «щит», «свитки» и «скрещенные мечи»). Участникам предлагалось выбрать в качестве эмблемы для фронтона организации одно изображение и отметить два изображения, которые являются наименее приемлемыми.
Результаты первой части (рис. 14) Предпочтения участников были достаточно разнообразны. Все рисунки получили позитивный или негативный выбор, при этом половина—и тот, и другой. Наибольшее число позитивных выборов (3) получил рисунок № 7 («свитки»), но он же получил и 2 отрицательных выбора. Наибольшее число негативных выборов — у рисунка № 8 («скрещенные мечи»), при этом он имеет один позитивный выбор. Далее участники должны были найти и записать основания, которые объединяют два негативных символа и отдельно зафиксировать, чем позитивный символ отличается от двух негативных. Рис. 14. Пример выявления ценностей, регулирующих внешнюю активность компании Стимульный материал второй части был представлен восемью стилизованными рисунками медальонов («снежинка», «кошелек с монетами», «желудь», «сова», «яблоко», «дельфин», «глаз» и «орнамент»). Участникам предлагалось выбрать по два предмета, пригодных в качестве медальонов для ношения, и отметить один, который, по их мнению, никак не подходит для этой цели. Затем участников также просили найти и записать основания, которые объединяют два позитивных символа, и отдельно зафиксировать, чем негативный символ отличается от двух позитивных. Результаты второй части (рис. 15) Наибольшее число позитивных выборов (4) у рисунка № 3 («желудь»), при этом он имеет один отрицательный выбор. Наибольшее число отвержений (4) у рисунка № 7 («глаз»). Примечательно, что рисунок № 2 («кошелек с монетами») не получил ни позитивных, ни негативных выборов. Рис. 15. Пример выявления ценностей, регулирующих внутреннюю активность компании Итоговая интерпретация результатов Зафиксирована общая ориентация участников на такие ценности, как стабильность, устойчивость, неизменность, которые поддерживаются и усиливаются мудростью. Внутреннюю активность преимущественно регулируют органические, «семейные» этические ценности: теплота, уют, дружелюбие, созидание. Отношения с внешней средой регулируют гуманистические и эстетические ценности: уравновешенность, стабильность, мудрость, открытость, уют, созидание. Вместе с тем отвергаются ценности, связанные с жесткой конкуренцией, риском: варварство, опасность, борьба, война, неудачливость. При этом негативными ценностями являются серость, опущенность. Таким образом, в отвергаемых ценностях существует противоречие. С одной стороны, избегаются конкуренция и риск, а с другой — нет желания стать серыми и опущенными.
Отклики участников на полученную интерпретацию ? Мы все такие «благостные», не хотим конкурировать — как биз ? С такими ценностями мы больше похожи на благотворительную ? С другой стороны, эти ценности нам помогают общаться с кли Работа по объективации ценностей и личных устремлений является для участников эмоционально значимой и насыщенной. Это может послужить причиной утери некоторых итоговых продуктов. Следует отметить, что результатом этого этапа служит не только атмосфера доверия, открытости и эмоционального подъема. Группа должна создать собственную «библиотеку» командных ценностей, идеалов, которые необходимо хранить в наглядном виде (в форме текста, символов, рисунков и т.п.). Именно к письменным текстам, а не только к эмоциональной памяти команда сможет обратиться в период разработки критериев оценки и выбора стратегической линии своего движения. Таким образом, кроме плакатов с системными архетипами, подготовленных на предыдущем этапе, на стенах должны появиться материалы о ценностях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|