Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка видения альтернативных путей




Теперь, обладая близким пониманием относительно рациональных целей, ценностей, устремлений, мечтаний друг друга, участники должны изложить свои представления о пути достижения такого будущего. Чле­ны команды могут договориться о целях, но не прийти к согласию о путях их достижения. Существует и другая, малозаметная, но очень серьезная проблема. Отсутствует гарантия того, что участники смогут преодолеть руководящую силу системных архетипов, ценностей (идеалов) и уви­деть весь набор возможных направлений своего движения. Иначе говоря, участники могут оказаться заложниками традиций, привычек, ценностей (даже осознанных), ограничив себя в выборе возможных перспектив.

Целесообразно увидеть всю палитру вариантов, а отказаться от како­го-нибудь из них никогда не поздно. Однако возникает вопрос: как прора­ботать вариант, который участники не видят, о существовании которого вообще не догадываются? Это осуществимо только в том случае, если разработка альтернативных путей командного движения будет предпола­гать проработку участниками концептуально заданных стратегий. В этом случае участники идут не от собственных представлений о должных пу­тях команды, а, напротив, наполняют актуальным, реальным содержани­ем теоретически заданные стратегии. В результате решается одновремен­но несколько задач.

1. Четкое соблюдение «жанра» стратегий при их детализации позво­ляет задать «рельефность» каждого из альтернативных путей. Акцент де­лается на том, что итоговое решение часто синтезируется из элементов нескольких стратегий. Однако, конструируя синтетическую стратегию, необходимо понимать, где в ней основной курс, а где — вспомогательные


маневры. Такая сборочная задача может быть решена за счет использова­ния в качестве исходного материала «чистых» стратегий. Только обраще-

I н ie к «чистым», но проработанным стратегиям поможет участникам удер­
живать одинаковое понимание того, где они обсуждают магистральный
i |уть своего движения, а где спорят о стратегиях (точнее, об их элементах),
вы полняющих служебную по отношению к основной стратегии функцию.

2. Гиперболизированные различия помогают в дальнейшем понять,
11асколько тот или иной путь оказывается системным архетипом, шабло­
ном, привносимым из прошлого. Кроме того, чем ярче различия, тем про­
ще увидеть те стратегии, которые соответствуют ранее зафиксирован-

I1 ым ценностям и интересам, и те, которые в принципе неприемлемы. Все
это подготавливает команду к выбору должного направления движения,
который будет осуществляться на следующем этапе работы.

3. Каждый участник согласования начинает воспринимать свой про­
ект как одну из возможных альтернатив и испытывать к нему минимум
л ичной привязанности. Участники, облекая свои представления в теоре­
тические конструкты и схемы, рассматривая условия их использования,
начинают более отстранение относиться к собственной позиции, т.е. де-
i (ентрируются.

В качестве концепции теоретически возможных стратегий удобно использовать концепцию «Вызова и Ответа», разработанную А. Тойнби. Обращение к ней в процессе разработки организационных стратегий по­казало высокую эвристическую ценность данного подхода. Он позволяет не только учесть и задать типы стратегий, но и наглядным образом, на исторических примерах отграничить один тип пути от другого.

Кратко изложим некоторые положения этой концепции. Проведя историко-философский анализ обширного фактического материала о зарождении, развитии и гибели цивилизаций, А. Тойнби выделил усло-пия и возможные направления развития цивилизаций, которые были пыработаны человечеством за многие века своего существования. Од­ним из основных «вызовов» для цивилизаций, по мнению исследовате­ля, являлся стимул окружающей среды, — в частности, степень плодо­родия земель, на которых находились государства. Тезис достаточно простой: чем более удобной для жизни людей оказывается внешняя сре­да (плодородие земель, окружающий ландшафт), тем меньше причин для изменения существующего уклада, т.е. для развития. Чем хуже станови-лись земли, тем сильнее был «вызов». В результате цивилизации либо i югибали, либо «отвечали» развитием или принципиальным переустрой­ством. А. Тойнби описал пять типов «ответов» человечества на ухудше­ние природных условий жизни. Думается, что современное бизнес-сооб­щество в том или ином виде, в тех или иных комбинациях использует именно эти пять «ответов» на «вызовы» окружающей действительности.


Соотнесение бизнес-стратегий и «ответов», описанных А. Тойнби, пред­ставлено в табл. 11.

Таблица 11

Бизнес-стратегии в контексте концепции «Вызова и Ответа»

А. Тойнби

 

«Ответ» Исторический пример Бизнес-аналог
Интенсифи­кация Беотия, город Фивы. Единст­венно плодородный участок земли на всей территории эллинской цивилизации. Превалирующие формы хо­зяйствования — земледелие и скотоводство. Беотийцам не было нужды искать новые пути развития своей террито­рии. Они сосредоточили все усилия на рациональном ис­пользовании имеющихся при­родных ресурсов Организация имеет свою нишу и не стремится (нет возможности или желания) осваивать другие сегменты и рынки. Все усилия сосредо­точиваются на оптимизации бизнес-процессов, системы управления. Компания ориен­тирована на получение боль­шей прибыли за счет укреп­ления внутренних и внешних отношений и связей
Экспансия (миграция) Древняя Греция. Столкнув­шись с ухудшением естествен­ной среды обитания (земель, климата), далеко не все города Древней Греции были способ­ны прибегнуть к миграции. Снарядить экспедицию могли только те города, которые об­ладали достаточными ресур­сами и неплохо владели ис­кусством мореплавания. В про­цессе миграции (по суше или по морю) мигранты утрачива­ли связь с «материнским» го­родом и создавали свои коло­нии, где способ правления и культура были принципиаль­но иные. Так, Сиракузы превзо­шли свой «материнский» город Коринф по степени политиче­ской силы, а вклад их в культу­ру просто несравним Организация исчерпала свой сегмент рынка или столкну­лась с его «схлопыванием». Компания, обладая достаточ­ными ресурсами, направляет их на поиск новых географи­ческих и (или) продуктовых сегментов рынка. Экспансия часто сопровождается откры­тием новых филиалов, созда­нием точек (мест) присутст­вия
Сжатие Спарта. Минимализм и жесто­чайшее ограничение себя во всем — это ответ Спарты на неблагоприятные условия окружающей среды. Правле­ние было ориентировано на ликвидацию всего, что не при­носило ощутимой пользы (умерщвление слабых младен­цев — один из таких приме­ров). Чтобы предотвратить Организация урезает затра­ты, максимально освобожда­ется от числа расходных статей бюджета, экономит на всем, на чем возможно. Компания стремится само­ликвидироваться, продолжая получать прибыль, или как минимум ликвидироваться без убытков. Свертывание бизнеса в таком случае инве-

Окончание табл. 11

 

«Ответ» Исторический пример Бизнес-аналог
  массовый исход жителей, из денежного обращения были выведены золотые и серебря­ные монеты. Это привело к тому, что состояние горожан измерялось в сотнях килограм­мов меди, которые физически невозможно было вывезти в другое место стируется из «дельты», в ре­зультате того, что издержки сокращаются быстрее, чем уменьшаться (падает) при­быль. Стратегия также акту­альна в том случае, если компания должна пережить сложные времена, оставаясь на плаву
Маркетинг Аттика, город Афины. Пастби­ща Аттики высохли, обрабаты­ваемые угодья истощились. Необходимо было отыскать альтернативу земледелию и скотоводству. Афиняне на­шли продукт, который могли производить сами и который одновременно требовался в других государствах. Это было оливковое масло. Оказа­лось, что оливковые деревья выживали и отлично плодоно­сили на каменистой афинской почве. Производство и прода­жа оливкового масла привели к развитию смежных реме­сел — гончарного дела, море­плавания. В итоге Аттика стала сильнейшей в то время мор­ской державой Организация формирует такое предложение по товару и сопутствующим видам сер­виса, которое было бы во­стребовано выбранным сегментом рынка. Такая стра­тегия становится актуальной, когда происходит рост кон­куренции внутри отрасли или когда на целевом рынке наблюдается сильная диф­ференциация
Трансфор­мация (преобра­жение) Италия. Это один из примеров тех государств, которые по­шли по пути духовного и куль­турного преображения, добро­вольно приняв христианство. Принятие христианства по­влекло за собой не только принципиальное изменение основ морали и господству­ющих ценностей, но, что самое главное, обусловило полную трансформацию государст­венного устройства и общест­венного уклада Организация идет по пути высвобождения ресурса с целью его перенаправления в новый проект / бизнес. Одна из разновидностей данного пути — слияние или поглоще­ние компаний, благодаря чему привносится принципи­ально иная культура управле­ния, появляются новые воз­можности, немыслимые для компании ранее (например, новый, сильный бренд, при­влечение инвестиций, гео­графический охват и т.п.). Другая разновидность — продажа бизнеса целиком или его части и вложение высвободившихся ресурсов в принципиально иной проект

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...