Актуализация и согласование рациональных интересов участников
Итоговое видение перспектив строится на основе персональных и коллективных ценностей (идеалов), мечтаний, т.е. «от сердца». В противном случае оно не будет иметь эмоционального заряда. Однако выработка видения не может обойтись без учета рациональных интересов участников, иначе мечты и ценности останутся в «идеальном плане», так и не получив деятельностной, практической реализации. Таким образом, кроме ответа на вопрос о желаемом, команде необходимо ответить на вопрос о целесообразном. Понятие рациональный интерес необходимо одновременно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект — это целевая составляющая, т.е. образ будущих результатов, продуктов, которые необходимо создать в ходе деятельности. Основное свойство цели —возможность ее достижения, в противном случае это не цель (а мечта, идеал и т.п.) либо ошибочно (неграмотно) поставленная цель. Другой аспект— мотивационная составляющая. Участник видит отчетливую связь между достижением цели и приближением к тому, о чем мечтает. Следовательно, рациональный интерес — это такой персональный стимул, ради которого человек готов отдавать всего себя, четко представляя, чего он хочет получить взамен и насколько это достижимо. Отсюда можно сформулировать несколько требований к структуре рациональных интересов участников. ■ Понятность цели. Стоит заметить, что понятность цели не задается ее конкретностью. Цель может быть детально описана, но при этом терминологически допускать множественное, неоднозначное толкование. Понятность целей должна констатироваться командой в первую очередь. В случае представления непонятной для окружающих цели ее обычно стараются переформулировать, сделав прозрачной для восприятия. Если же переформулировать такую цель не удается, ее снимают с обсуждения.
Пример непонятно сформулированной цели «При сохранении имеющихся тенденций роста компания должна иметь не менее 30% доли рынка по отрасли специализированных магазинов в каждом регионе присутствия и приносить 25% годовых». Данная цель сформулирована достаточно конкретно и вместе с тем многозначно. Во-первых, возникает вопрос, чьи тенденции роста должны сохраниться: компании или рынка. Во-вторых, неясно, что имеется в виду под словом «рост». В-третьих, непонятно, от чего должны рассчитываться 25% годовых и кому они предназначены. В переформулированном виде данная цель может звучать следующим образом. «При сохранении имеющихся тенденций роста покупательской способности потребителей целевого сегмента компания должна иметь не менее 30% доли рынка по отрасли специализированных магазинов в каждом регионе присутствия и приносить учредителям 25% годовых на совокупный акционерный капитал». ■ Конкретность цели. Задается через перечень качественно-количе Пример целей с разной степенью конкретности а) Добиться узнаваемости новой торговой марки у клиентов целе б) Добиться того, чтобы 60% клиентов, относящихся к целевому в) Добиться того, чтобы 60% клиентов, относящихся к целевому Подавляющее большинство исследований полностью или частично подтвердили предположение, что постановка конкретных целей при нро-чнх равных условиях ведет к большей продуктивности по сравнению с постановкой нечетких целей (продуктивность здесь понимается как получение результата в соответствии с поставленной целью). Это вполне объяснимо: человек отчетливо представляет тот результат, который он должен получить, и каждый раз сверяется с тем, насколько он подошел к цели, выявляя, надо ли ускорять или замедлять скорость своего движения, корректировать суть и направленность действий и т.п.
■ Реалистичность цели. Следует обратить внимание, что критерий ний определяется как степень трудности цели, к которой стремится дан ная группа. Соответственно, цели могут быть трудными или легкими. Од новременно возникает другая очень похожая пара: сложные и просты) цели. Рассматривая эти понятия в практическом применении, необходи мо их операционализировать (какие цели считать трудными, а какие сложными). Сложной целью можно назвать цель, которая «сложена», т.е. составлв' на из нескольких целей, взаимоограничивающих друг друга. Более того конкретизация цели может привести к ее усложнению. Продолжим рассмотрение примера с новой торговой маркой. Пример сложной цели «В течение первого года при инвестициях до 500 тыс. у.е. добить| ся того, чтобы 60% клиентов, относящихся к целевому сегменту, ас| социировали новую торговую марку с нашей компанией». Данный пример демонстрирует соприсутствие в одной цели сраз> Реалистичность цели со стороны ее сложности означает принципи* альную возможность ее достижения при наличии заявленных целевых взаимоограничений. Человек или команда оценивают адекватность цели с точки зрения своей способности вписаться в узкие рамки и найти, придумать способы достижения цели, не нарушая заданных ограничений.
Трудной целью можно назвать такую цель, достижение которой требует от человека труда, регулярного приложения усилий, направленных на преодоление возникающих препятствий. Усилия в данном случае опрет деляются как количество личного и рабочего времени, эмоциональных сил, финансовых, человеческих и других ресурсов, затраченных на достижение цели. Иначе говоря, трудность или легкость цели обуславливав ет понимание объема усилий, которые потребуются для достижения цели. Парадокс заключается в том, что сложные цели могут оказаться очень легкими в своем достижении, т.е. требовать небольшого количества усилий. Для этого необходимо найти решение, снимающее целевые взаимоограничения. Сама по себе реализация этого решения может быть очень простой. Г. П. Щедровицкий называл такой способ «проектное решение». В одной из своих лекций по методологии и философии организационно-управленческой деятельности, прочитанных в 1988 г., он описал наглядный пример сложной (со многими взаимоограничениями), но легкой (с точки зрения ресурсоемкости) цели. В администрацию одной очень крупной фирмы стали поступать жалобы от служащих по поводу плохой работы лифтов. Количество сотрудников увеличилось, и внизу, в холле, начали возникать очереди. Была поставлена цель — предельно сократить очереди без перестройки помещений и покупки новых подъемников при минимальной модернизации имеющейся техники. Достижение этой цели оказалось достаточно легким. Было предложено убрать из лифтов зеркала и повесить их внизу, в холле, перед лифтами. Так сокращалось время пребывания сотрудников в лифте (ранее лифт задерживался на каждом этаже по 10-20 секунд и более), в холле люди становились в очередь у зеркал и не спешили к лифту. Оценивая адекватность цели с точки зрения ее трудности, участники прежде всего определяют, хватит ли имеющихся ресурсов (как матери-нльных, так и нематериальных) для достижения поставленной цели. Таким образом, сложность цели задается количеством взаимоограничива-инцих условий, а трудность цели определяется ее ресурсоемкостью.
Придерживаясь вышеизложенных принципов, участники смогут облечь свои интересы в рациональную форму. Каждый участник должен рационально сформулировать для себя командные цели, которые ему было Г)1)1 интересно достигать. Согласование рациональных интересов предполагает прохождение нескольких шагов (анкетный материал см. в приложении 11). 1. Актуализация персональных рациональных интересов. Участники 2. Коллективная верификация (проверка) представленных рациональ- 3. Поиск общих целевых оснований. Участники анализируют индиви Важно отметить, что цифры, показатели, сроки, в которых формулируются рациональные интересы, возникают условно, т.е. без специальных расчетов и исследований. Точность таких прогнозов тоже всегда условна. Она определяется владением конкретными фактами о рыночной и внут- риорганизационнои ситуации, адекватностью групповой самооценки и др. Нельзя исключать и того, что группа совместно склонна принимать более рискованные решения, чем ее члены по отдельности. Таким образом, интуиция может подвести «в деталях» и предложенные показатели окажутся недостаточными, завышенными или заниженными. Это означает, что рациональные интересы, в принципе, не могут стать стратегическими целями, которых должна достичь организация. Последние необходимо вырабатывать, уточнять и корректировать в рамках выбранной стратегии на основе специальных расчетов и исследований, но эта работа относится скорее к планированию, нежели к согласованию видений. Однако рациональные интересы могут и должны выступать в качестве критериев для определения магистрального направления движения команды. Именно они обеспечивают связь мечтаний, идеалов с фактической действительностью, в которой находится команда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|