Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегические игры и ролевое позиционирование




Практически в любом тренинге командной сыгровки используются стратегические игры или их разновидности. Команды проходят полный цикл разработки и воплощения какого-либо решения на материале задач,! ю связанных с их профессиональной деятельностью. Использование от-нлеченного игрового содержания позволяет сконцентрировать всю ак­тивность участников на решении проблем командного, а не предметного

I клана. Это особенно важно, поскольку традиционно команды не придают
лпачения структуре межперсонального ролевого взаимодействия.

Любые стратегические игры, вне зависимости от их содержания, име­ют схожую процедурную основу. Обычно перед командами ставится твор­ческая задача разработать проект какой-либо конструкции или найти решение какой-либо технико-технологической проблемы (сразу следует отметить, что специальных знаний и умений для выполнения таких зада-

I1 ий не требуется). Затем команды воплощают проект в жизнь, используя
комплектующие детали, предложенные тренером. Денежные средства,
которые можно потратить на покупку деталей, всегда ограничены. Далее
I фоводится проверка работоспособности этих конструкций (технологий).
11осле проведения испытаний команды получают возможность проана­
лизировать недостатки своих конструкций, устранить их, создать новый
нариант изделия и опробовать его.

Стратегические игры удобны тем, что в них всегда можно выделить объективные, легкоизмеримые показатели командной эффективности. Акцент здесь делается именно на критерии объективности, так как в дру­гих типах игр (в частности, в деловых) оценка продуктов коллективной деятельности очень условная (об этом подробнее речь пойдет позже). На-л 11 чие объективной оценки выигрыша / проигрыша оказывает огромное развивающее воздействие на сами команды. Участники лицом к лицу сталкиваются с фактом того, что их изделие не работает или работает хуже, чем у других команд. Такая объективность резко затрудняет воз­можность приписывать причины неуспеха внешним обстоятельствам, на­пример, субъективности судей, и команды для преодоления проблемы пынуждены изыскивать внутренние ресурсы. Хотя иногда встречаются коллективы, которые в случае собственного проигрыша либо обесцени-иают саму игру, либо начинают винить ведущего в том, что он нечетко поставил задачу, начал менять правила по ходу игры и т.п. Охарактеризу­ем три типа показателей эффективности, которые обычно присутствуют и стратегических играх.

Работоспособность изделия. Всегда можно проверить и сравнить к», как работает конструкция / технология каждой команды. Например, 111>>| башня из бумаги более высокая и устойчивая (выдерживает линейку на своей верхушке), чья технология транспортировки воды через про-


пасть более быстрая. Обычно этот показатель является основным для при­знания команды выигравшей.

? Скорость разработки проекта и его воплощения. Данный показа­
тель легко фиксируется в минутах и секундах, затраченных каждой ко­
мандой на работу.

? Экономичность проекта. Каждая команда может потратить на при­
обретение комплектующих весь бюджет или попытаться минимизиро­
вать расходы. Обычно в игровых правилах сообщается, что при прочих
равных результатах победившей считается команда, которая затратила
меньше ресурсов.

Рассмотрим композицию стратегических игр на примере модифика­ции народной забавы — сборки бумажных самолетов1.

Стратегическая игра «Палубный всепогодный бомбарди­ровщик-истребитель»

Участников объединяют в игровые команды (не менее двух). Пер­вое задание заключается в том, чтобы придумать название, девиз и логотип, которые должны отражать основную отличительную черту команды. Все это необходимо зафиксировать на ватмане и презенто­вать другим игровым командам. Выполнение данной задачи запуска­ет процесс идентификации участников с новыми командами, в кото­рые они раньше не были включены.

Затем участники приступают к решению собственно игровой за­дачи. Используя комплектующие детали, предоставленные ведущим, команды должны сконструировать самолет, который сможет проле­теть пять метров и точно приземлиться на ограниченной территории. Бюджет и время, отведенные на разработку проекта самолета и его сборку, строго ограничены

Игра проводится в несколько этапов. Сначала участники получа­ют описание условий игровой задачи, прайс-лист с указанием сто­имости комплектующих и приступают к проектированию (придумыва­нию) модели. Результатом проектировочного этапа становится рас­считанный бюджет с указанием названия и количества комплектующих, которые потребуются для сборки самолета. Следующий этап — это приобретение деталей для строительства самолета. На заключитель­ном этапе осуществляется собственно сборка модели. Задание счи­тается выполненным, когда все образцы техники выложены на стол и группы стоят рядом, не производя никаких работ. Дальше проводятся испытания самолетов (модифицировать образцы в процессе испыта­ний запрещается). После завершения испытаний группы получают

1 Описания еще нескольких подобных игр (инструкции, правила игры) приво­дятся в приложении 12.


возможность доработать модели своих самолетов и затем провести повторные испытания.

Эффективность деятельности команд определяется потрем кри­териям: качество образца (посадка самолета на ограниченной терри­тории); скорость сборки; экономичность производства. Каждая ко­манда может учитывать один из этих критериев или все три. Выбор того или иного критерия во многом свидетельствует о ведущей ценно­стной ориентации команды.

Качество образца в данной игре достигается за счет отказа от стереотипных моделей самолета. Используя традиционную форму самолета, невозможно создать образец, который приземлится на ог­раниченный участок пространства. В этой связи на первый план вы­ходят такие ценности, как креативность, нестандартность, стремле­ние использовать все отведенное время и все ресурсы.

Скорость сборки может быть сокращена за счет точности дей­ствий и высокой интенсивности труда каждого члена команды. В дан­ном случае главной ценностью становится активность: главное — дей­ствовать, а не сидеть сложа руки и о чем-то думать.

Экономичность производства достигается за счет точных рас­четов затрат на этапе проектирования (до момента приобретения ком­плектующих). Здесь ведущей ценностью оказывается минимизация рисков. Самолет может не приземлиться, другая команда может за­кончить работу быстрее, но экономичность производства, зависящая исключительно от самой команды, снижает риск занять последнее место.

Любая стратегическая игра завершается анализом процессов, проис­ходивших в группах. Внимание участников направляется на восстанов­ление фактов межперсонального взаимодействия. Наиболее детальному обсуждению подвергается ключевой момент процесса сыгровки коман­ды — пересмотр первичной конструкции (технологии). Команды рекон­струируют стратегии, которые они использовали для преодоления «раз­рыва деятельности», когда традиционные способы решения не сработали.

При всем многообразии концептуальных моделей, которые помогают объяснить и понять события, произошедшие в жизни команды, целесооб­разно использовать одну или две из них. В противном случае команда имеет шанс запутаться в «научных» объяснениях и отвергнуть их как слиш­ком далекие от жизни. Опыт показывает, что наибольшей силой при объяс­нении внутрикомандных событий обладают следующие теоретические модели. Во-первых, это анализ приписывания причин успехов и неудач ннутренним или внешним обстоятельствам. Считается, что первый вари­ант более конструктивен, чем второй, и приводит к преодолению про­блем. Во-вторых, анализу подвергается динамика ролевой структуры ко­манды. Наиболее удобной для этого является модель Белбина (см. гл. 3). (ч ее помощью участники достаточно легко определяют роли, в которых


они находились, оценивают недостаток или переизбыток определенных" ролей, реконструируют стихийные действия по компенсации такого дис-j баланса. Имея представление о командных ролях друг друга, участники,! получают возможность выстроить механизмы «деятельностного пережи-; вания» неуспехов, компенсируя выпадающие роли и начиная творчески; перерабатывать изначальный проект.

Стратегические игры создают опыт переживания принципиальной невозможности воплотить уникальное решение в точном соответствии1 с его замыслом. Участники получают важный опыт совместного поиска нового решения в ситуации коллективного неуспеха. Именно в таких си­туациях команда как никогда начинает ценить участников, способных, исполнять роль «гармонизатора» (по Р. М. Белбину). Крайне востребо­ванными становятся «аналитики», способные трезво оценить сложившу­юся ситуацию и выявить проблемы не в людях, а в деятельности.

Обретя представление о ролевом профиле своей команды, участники| получают возможность выстроить механизмы «деятельностного пережи-! вания» неуспехов, т.е. целенаправленно и рефлективно изменить способы! командной деятельности в ситуации проигрыша, в ответ на возникающие! препятствия. Однако команды не застрахованы от других реакций на про-' блему разрыва между замыслом и воплощением. Одни коллективы начи- нают искать «крайних» или виноватых в своих рядах, другие стремятся! обосновать причины неуспеха внешними обстоятельствами. Чаще всего члены команды закрывают глаза на внутренние проблемы и обесценивают саму игру, заявляя, что «все это не имеет никакого отношения к жизни». i

В стратегических играх нет гарантии того, что все команды смогут,
пойти по пути «деятельностного переживания» проблемы. Однако важен
любой опыт, так как после завершения игры он подвергается реконструк-,
ции (всестороннему обсуждению, отстраненному рассмотрению и кон- •
цептуализации (модель Колба)). Только в этом случае игровой опыт мо- ■
жет стать коллективным достоянием, развивающим команду.;

Коммуникативные игры:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...