Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Освоение пространства межгрупповых отношений




Далеко не все задачи команда может решить самостоятельно. Дости-: жение многих целей сопряжено с необходимостью согласовывать команд­ные интересы с представителями других групп. Более того, некоторые группы могут находиться в напряженных, а иногда и в конфликтных от­ношениях друг с другом. Вступив в межгрупповые отношения, команды вынуждены не только точно и адекватно воспринять ситуацию, но и на­чать согласованно и гибко в ней действовать. В противном случае эскала­ция напряженности и падение эффективности работы неизбежны.

Именно коммуникативные игры направлены на развитие конструк­тивных межгрупповых отношений при сохранении высокой приверженно-


t"i'M участников своим командам. Такие игры моделируют условия, в ко­торых группы, обладая своими интересами, вынуждены действовать в ситуации полной или частичной взаимозависимости. Взаимозависи­мость команд задается тем, что каждая группа может достичь своих целей только при условии, что другие группы достигнут своих.

Взаимодействие команд реализуется через многосторонние перего-иорьт их представителей, во время которых должно быть выработано вза­имоприемлемое решение. Переговорный процесс в этом случае не только 11 риобретает особый статус, а начинает управляться межгрупповыми со-цмально-психологическими механизмами. Представители от групп стал-ки ваются с ситуацией, когда коллективное решение, принятое их коман­дой, необходимо трансформировать в связи с условиями переговорной ситуации. Цели сравнительно легко достигаются тогда, когда участники переговоров представляют только самих себя, и становятся практически недостижимыми, если участники начинают представлять интересы сво­их команд.

Логика развертывания коммуникативных игр, как, впрочем, и игр других типов, определяется динамической игровой моделью. Познако­мившись с игровыми целями, команды приступают к формулированию своих интересов, которые предстоит согласовывать друг с другом. Неко­торые группы идут дальше и формулируют не только внутренний инте­рес, но и определяют варианты переговорных стратегий, которыми может (или должен) руководствоваться их представитель. Затем делегаты от команд садятся за стол переговоров и приступают к поиску взаимопри­емлемого решения, представляя, обосновывая и проводя интересы своих команд. В этот момент другие члены игровых групп находятся в позиции наблюдателя и могут только косвенно вмешиваться в процесс перегово­ров, посылая записки либо принимая решение о замене своего представи­теля. После завершения первого раунда переговоров команды получают иозможность уточнить, скорректировать свои интересы, стратегию пове­дения, проанализировать интересы и стратегии поведения других групп. Затем начинается новый, иногда завершающий, раунд взаимодействия i i редставителей от групп, в ходе которого достигаются или не достигаются игровые цели.

В отличие от стратегических игр, коммуникативные игры позволяют выделить условно объективные, но тоже легкоизмеримые показатели.крфективности командной работы. Условность заключается в том, что сами игровые результаты носят преимущественно психологический, не­материальный характер и лежат в плоскости межгрупповых взаимоотно­шений. Даже если команды что-то конструируют, главным предметом оценки становятся не материальные продукты их деятельности, а особен­ности взаимодействия между группами в процессе работы.


Обычно в коммуникативных играх используются три типа условно объективных показателей оценки результативности команд.

1. Наличие итоговой договоренности между представителями от раз­
ных групп. Делегаты вступают в двусторонние или многосторонние пере­
говоры, стремясь максимизировать выгоду для своих групп. Наличие или
отсутствие итогового совместного решения, под которым реально или
фигурально подписываются представители групп, является вполне объек­
тивным, легко фиксируемым критерием гибкости отношений и догово-
роспособности самих групп. Это необходимый, однако недостаточный
критерий эффективности межгруппового взаимодействия.

2. Психологическая удовлетворенность членов группы итоговым ре­
шением,
под которым подписался их представитель. Обычно членов груп­
пы (которые не вмешивались в работу своих представителей) просят ин­
дивидуально написать или выбросить на пальцах число, соответствующее
той степени, в которой итоговое решение учитывает их групповые инте­
ресы. Например, один балл (один палец) — «итоговое решение не учиты­
вает интересы группы», десять баллов (пальцев) — «итоговое решение
полностью удовлетворяет интересам группы». С одной стороны, данный
критерий предельно субъективен. Воспринимаемая разница между груп­
повыми интересами и итоговым решением может обусловливаться мно­
жеством факторов (различным пониманием групповых интересов, лич­
ным отношением к делегату и т.п.). С другой стороны, объективность как
таковая здесь неважна, поскольку для группы нет другой реальности, кро­
ме позитивного или негативного отношения к итоговому решению, кото­
рое и объективируется в числовом виде.

3. Время, затраченное группами на выработку совместной договорен­
ности.
Каждая игровая стадия строго ограничена по времени. Обычно
команды не укладываются в изначально отведенное время — в этом слу­
чае его увеличивают один-два раза, но не более. Если командам все равно;
не удается выработать решение, объявляется их проигрыш. \

Таким образом, эффективность межгрупповых отношений в коммуни­
кативных играх определяется как возникновение итоговой договоренности ,,
между представителями от групп в кратчайший срок, притом что члены групп; •
воспринимают это решение как соответствующее их интересам. i

Совместный анализ командной работы целесообразно проводить после выведения участников из игровых ролей. В противном случае вместо рационального обсуждения особенностей межгруппового взаимодействия можно получить эмоциональные отклики, зачастую агрессивного содер­жания. Итоговый «разбор полетов» развертывается как минимум в трех направлениях.

1. Подготовка к переговорам. Определяется степень вариативности; целей (интересов) каждой команды. Каких целей хотела достичь коман­да в ходе переговоров? Был ли разработан диапазон решений, в рамках


которого делегат мог принимать самостоятельно решение? Вариативность целей каждой команды обеспечивает гибкость переговорного процесса и межгруппового взаимодействия. Чем больше вариантов, тем выше веро­ятность того, что в ходе взаимодействия будут удовлетворены интересы всех контрагентов.

Степень децентрации каждой команды также играет немаловажную роль в достижении взаимоприемлемого решения. Какие команды пред­приняли попытку реконструировать цели (интересы) своих соперников? В чем, с точки зрения команд, эти цели заключались? Какое решение могло бы оказаться приемлемым одновременно для всех команд? В ре­зультате сопоставляются фактические цели, которые поставили перед собой команды, и те цели и позиции, которые им приписали члены дру­гих групп. Как правило, приписанные интересы и позиции оказываются более догматичными, менее вариативными, чем реальные цели, которые преследовались командами. Стереотипизация, упрощение образа другой группы является традиционной помехой в межгрупповых отношениях. Для разрушения стереотипных представлений необходимо задавать воп­росы другим, вместо того чтобы только оглашать свою позицию и убеж­дать в ней окружающих. Здесь целесообразно анализировать количество и направленность вопросов, задаваемых сторонами друг другу, а также подготовленность этих вопросов.

2. Участие в переговорах. Переговорный процесс может быть про­анализирован с точки зрения использованных переговорных стратегий. Одной из немногих концепций, которые быстро осваиваются участника­ми и начинают применяться ими для объяснения межгруппового поведе­ния, является модель «двойной заинтересованности» К. Томаса и Р. Кил-мена. К. Томас и Р. Килмен, взяв за основу степень ориентации участни­ков взаимодействия на свои собственные интересы и на интересы партнера (сохранение взаимоотношений), выделяют пять стратегий взаимодей­ствия (табл. 12).

Таблица 12 Модель «двойной заинтересованности» К. Томаса и Р. Килмена

 

Стратегия Краткая характеристика
Конкуренция (доминирование) Максимальная ориентация на собственные интересы при игнорировании позиции других сторон. Борьба с интересами другой стороны, критика, угрозы, эмоциональные выпады, отсутствие альтернатив
Уступчивость Максимальная ориентация на интересы партнера при игнорировании собственных интересов. Сглаживание различий для сохранения отношений
Избегание Минимальная ориентация как на собственные интересы, так и на интересы партнера.

Окончание табл. 12

 

Стратегия Краткая характеристика
  Попытки сохранить нейтралитет любой ценой, отказ от высказывания мнения, подмена задачи, замена дей­ствий на другие, более легкие
Компромисс Готовность отказаться от части своих интересов при условии, что другая сторона также пойдет на уступки. Поиск приемлемых, а не оптимальных решений, чтобы не было ни победителей, ни проигравших
Сотрудничество Высокая ориентация как на собственные интересы, так и на интересы партнера. Поиск подлинного удовлетворения запросов всех заинте­ресованных лиц путем проработки различий, нахождения и решения проблем

Традиционно мало кто из делегатов на протяжении всей работы со­знательно использует стратегию доминирования. Обычно участники го-.; ворят о том, что они ориентировались на стратегию сотрудничества, но ■■■■' фактически независимые наблюдатели и другие команды фиксируют '■ используемые этими участниками стратегии конкуренции, избегания, но < никак не стратегию сотрудничества. Для многих участников такие ре­зультаты обратной связи становятся открытием: «Если я думаю, что веду себя определенным образом, это еще не означает, что я действую так на самом деле и что меня так воспринимают».

Осознание разрыва между установками и реальным поведением, пе­реживание сложной сочетаемости командных интересов и надгрупповых целей приводит участников к пониманию того, что использование стра­тегий сотрудничества или компромисса, а также гибкое переключение между всеми стратегиями является залогом конструктивного межгруп­пового взаимодействия.

3. Условия договора. Детальный анализ условий подписанного деле­гатами договора направлен на выявление отсроченных, но нерешенных проблем. Формальные цели игры могут быть достигнуты: договор подпи­сан всеми сторонами, жители деревень в принципе довольны условиями договора. Однако совместный анализ деталей часто сводит на нет быстро полученные и мнимо успешные результаты. Степень детальности и прора­ботанности межгрупповых договоренностей служит залогом будущего сотрудничества или будущих конфликтов. Одна из наиболее типичных ошибок, которые допускают команды во время переговоров, — это пере­нос решения проблем «на потом». Стремясь прийти к сиюминутному компромиссу, представители команд зачастую жертвуют подробным об­суждением деталей, по которым могут возникнуть разногласия. Предпо­лагается, что в будущем участники снова сядут за стол переговоров и примут решение по этим мелочам, а пока важно договориться по принци-


11 иальным вопросам. Такие решения наиболее распространены в случаях иысокой взаимозависимости команд, когда необходимо предпринимать срочные и согласованные действия. Однако именно упущенные мелочи становятся главным яблоком раздора, когда принятое решение прихо­дится претворять в жизнь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...