Освоение пространства межгрупповых отношений
Далеко не все задачи команда может решить самостоятельно. Дости-: жение многих целей сопряжено с необходимостью согласовывать командные интересы с представителями других групп. Более того, некоторые группы могут находиться в напряженных, а иногда и в конфликтных отношениях друг с другом. Вступив в межгрупповые отношения, команды вынуждены не только точно и адекватно воспринять ситуацию, но и начать согласованно и гибко в ней действовать. В противном случае эскалация напряженности и падение эффективности работы неизбежны. Именно коммуникативные игры направлены на развитие конструктивных межгрупповых отношений при сохранении высокой приверженно- t"i'M участников своим командам. Такие игры моделируют условия, в которых группы, обладая своими интересами, вынуждены действовать в ситуации полной или частичной взаимозависимости. Взаимозависимость команд задается тем, что каждая группа может достичь своих целей только при условии, что другие группы достигнут своих. Взаимодействие команд реализуется через многосторонние перего-иорьт их представителей, во время которых должно быть выработано взаимоприемлемое решение. Переговорный процесс в этом случае не только 11 риобретает особый статус, а начинает управляться межгрупповыми со-цмально-психологическими механизмами. Представители от групп стал-ки ваются с ситуацией, когда коллективное решение, принятое их командой, необходимо трансформировать в связи с условиями переговорной ситуации. Цели сравнительно легко достигаются тогда, когда участники переговоров представляют только самих себя, и становятся практически недостижимыми, если участники начинают представлять интересы своих команд.
Логика развертывания коммуникативных игр, как, впрочем, и игр других типов, определяется динамической игровой моделью. Познакомившись с игровыми целями, команды приступают к формулированию своих интересов, которые предстоит согласовывать друг с другом. Некоторые группы идут дальше и формулируют не только внутренний интерес, но и определяют варианты переговорных стратегий, которыми может (или должен) руководствоваться их представитель. Затем делегаты от команд садятся за стол переговоров и приступают к поиску взаимоприемлемого решения, представляя, обосновывая и проводя интересы своих команд. В этот момент другие члены игровых групп находятся в позиции наблюдателя и могут только косвенно вмешиваться в процесс переговоров, посылая записки либо принимая решение о замене своего представителя. После завершения первого раунда переговоров команды получают иозможность уточнить, скорректировать свои интересы, стратегию поведения, проанализировать интересы и стратегии поведения других групп. Затем начинается новый, иногда завершающий, раунд взаимодействия i i редставителей от групп, в ходе которого достигаются или не достигаются игровые цели. В отличие от стратегических игр, коммуникативные игры позволяют выделить условно объективные, но тоже легкоизмеримые показатели.крфективности командной работы. Условность заключается в том, что сами игровые результаты носят преимущественно психологический, нематериальный характер и лежат в плоскости межгрупповых взаимоотношений. Даже если команды что-то конструируют, главным предметом оценки становятся не материальные продукты их деятельности, а особенности взаимодействия между группами в процессе работы. Обычно в коммуникативных играх используются три типа условно объективных показателей оценки результативности команд.
1. Наличие итоговой договоренности между представителями от раз 2. Психологическая удовлетворенность членов группы итоговым ре 3. Время, затраченное группами на выработку совместной договорен Таким образом, эффективность межгрупповых отношений в коммуни Совместный анализ командной работы целесообразно проводить после • выведения участников из игровых ролей. В противном случае вместо рационального обсуждения особенностей межгруппового взаимодействия можно получить эмоциональные отклики, зачастую агрессивного содержания. Итоговый «разбор полетов» развертывается как минимум в трех направлениях.
1. Подготовка к переговорам. Определяется степень вариативности; целей (интересов) каждой команды. Каких целей хотела достичь команда в ходе переговоров? Был ли разработан диапазон решений, в рамках которого делегат мог принимать самостоятельно решение? Вариативность целей каждой команды обеспечивает гибкость переговорного процесса и межгруппового взаимодействия. Чем больше вариантов, тем выше вероятность того, что в ходе взаимодействия будут удовлетворены интересы всех контрагентов. Степень децентрации каждой команды также играет немаловажную роль в достижении взаимоприемлемого решения. Какие команды предприняли попытку реконструировать цели (интересы) своих соперников? В чем, с точки зрения команд, эти цели заключались? Какое решение могло бы оказаться приемлемым одновременно для всех команд? В результате сопоставляются фактические цели, которые поставили перед собой команды, и те цели и позиции, которые им приписали члены других групп. Как правило, приписанные интересы и позиции оказываются более догматичными, менее вариативными, чем реальные цели, которые преследовались командами. Стереотипизация, упрощение образа другой группы является традиционной помехой в межгрупповых отношениях. Для разрушения стереотипных представлений необходимо задавать вопросы другим, вместо того чтобы только оглашать свою позицию и убеждать в ней окружающих. Здесь целесообразно анализировать количество и направленность вопросов, задаваемых сторонами друг другу, а также подготовленность этих вопросов. 2. Участие в переговорах. Переговорный процесс может быть проанализирован с точки зрения использованных переговорных стратегий. Одной из немногих концепций, которые быстро осваиваются участниками и начинают применяться ими для объяснения межгруппового поведения, является модель «двойной заинтересованности» К. Томаса и Р. Кил-мена. К. Томас и Р. Килмен, взяв за основу степень ориентации участников взаимодействия на свои собственные интересы и на интересы партнера (сохранение взаимоотношений), выделяют пять стратегий взаимодействия (табл. 12).
Таблица 12 Модель «двойной заинтересованности» К. Томаса и Р. Килмена
Окончание табл. 12
Традиционно мало кто из делегатов на протяжении всей работы сознательно использует стратегию доминирования. Обычно участники го-.; ворят о том, что они ориентировались на стратегию сотрудничества, но ■■■■' фактически независимые наблюдатели и другие команды фиксируют '■ используемые этими участниками стратегии конкуренции, избегания, но < никак не стратегию сотрудничества. Для многих участников такие результаты обратной связи становятся открытием: «Если я думаю, что веду себя определенным образом, это еще не означает, что я действую так на самом деле и что меня так воспринимают». Осознание разрыва между установками и реальным поведением, переживание сложной сочетаемости командных интересов и надгрупповых целей приводит участников к пониманию того, что использование стратегий сотрудничества или компромисса, а также гибкое переключение между всеми стратегиями является залогом конструктивного межгруппового взаимодействия.
3. Условия договора. Детальный анализ условий подписанного делегатами договора направлен на выявление отсроченных, но нерешенных проблем. Формальные цели игры могут быть достигнуты: договор подписан всеми сторонами, жители деревень в принципе довольны условиями договора. Однако совместный анализ деталей часто сводит на нет быстро полученные и мнимо успешные результаты. Степень детальности и проработанности межгрупповых договоренностей служит залогом будущего сотрудничества или будущих конфликтов. Одна из наиболее типичных ошибок, которые допускают команды во время переговоров, — это перенос решения проблем «на потом». Стремясь прийти к сиюминутному компромиссу, представители команд зачастую жертвуют подробным обсуждением деталей, по которым могут возникнуть разногласия. Предполагается, что в будущем участники снова сядут за стол переговоров и примут решение по этим мелочам, а пока важно договориться по принци- 11 иальным вопросам. Такие решения наиболее распространены в случаях иысокой взаимозависимости команд, когда необходимо предпринимать срочные и согласованные действия. Однако именно упущенные мелочи становятся главным яблоком раздора, когда принятое решение приходится претворять в жизнь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|