Уровень 2 - матрицы парных сравнений критериев
Уровень 3 - матрицы парных сравнений объектов Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Количественное оценивание сложных систем
Цель работы Изучение: 1) использования частных и обобщенных показателей сложных систем; 2) критериев оценивания сложных систем; 3) выбора существенного множества альтернатив; 4) методов свертки частных показателей. Теоретические сведения Каждое i- ое качество j -ой системы, i= 1,..., п; j = 1,..., т, может быть описано с помощью некоторой переменной отображающей определенное свойство системы, значение которой характеризует меру этого качества. Эта мера называется показателем свойства или частным показателем качества системы. Каждый показатель yi может принимать значения из множества (области) допустимых значений . Обобщенным показателем качества j -ой системы называется вектор , компонентами которого являются показатели отдельных системных свойств. Размерность этого вектора определяется числом существенных свойств системы (обратим внимание на то, что обобщенным показателем качества является именно вектор, а не простое множество частных показателей, поскольку между отдельными свойствами могут существовать связи, которые в рамках теории множеств описать весьма сложно). Частные показатели имеют различную физическую природу и в соответствии с этим различную размерность. Поэтому при переходе к обобщенному показателю качества следует оперировать не с самими показателями, а с их нормированными значениями, обеспечивающими приведение показателей к одному масштабу, что необходимо для их сопоставления. Задача нормировки решается, как правило, введением относительных безразмерных показателей, представляющих собой отношение измеренного частного показателя к некоторой нормирующей величине, измеряемой в тех же единицах, что и сам показатель где - некоторое «идеальное» значение i -го показателя. Выбор нормирующего делителя для перевода частных показателей в безразмерную форму в значительной мере носит субъективный характер и должен обосновываться в каждом конкретном случае. Возможны несколько подходов к выбору нормирующего делителя. Укажем следующие. 1) может задаваться ЛПР. Такой способ задания означает, что значение следует воспринимать как образцовое.
2) Можно положить . 3) В качестве может быть взята разность между максимальным и минимальным допустимыми значениями частного показателя. Требуемое качество системы задается правилами (условиями), которым должны удовлетворять показатели существенных свойств, а проверка их выполнения называется оцениванием качества системы. Таким образом, критерий качества есть показатель существенных свойств системы и правило его оценивания. Все критерии в общем случае могут принадлежать одному из трех классов. Критерий пригодности Согласно этому критерию j -ая система считается пригодной, если значения всех частных показателей этой системы принадлежат области допустимых значений частных показателей. Критерий оптимальности Согласно этому критерию j -ая система считается оптимальной по i-му показателю качества, если все значения частных показателей качества принадлежат допустимой области и существует хотя бы один частный показатель качества , по которому достигается оптимум. Критерий превосходства Согласно этому критерию j -ая система считается превосходной, если все значения частных показателей качества принадлежат допустимой области и система оптимальна по всем показателям. Иллюстрация приведенных формулировок приведена на Рис. 3‑1 где по свойствам ух и у2 сравниваются характеристики пяти систем { S1, S2, S3, S4, S5 }, Рис. 3‑1. Примеры критериев оценивания
имеющие допустимые области адекватности значений у1 и у2, для которых оптимальные значения определены как и соответственно. Из рисунка видно, что системы S1, S2, S3, S4 пригодны по показателям у1 и у2. Система S5 не является пригодной. Системы S3, S4 оптимальны по показателю у2. Система S3 является превосходной. Оценка сложных систем в условиях определенности на основе методов векторной оптимизации проводится в три этапа. На первом этапе с использованием системного анализа определяются частные показатели и критерии эффективности. На втором этапе находится множество Парето и формулируется задача многокритериальной оптимизации.
На третьем этапе задача решается путем скаляризации критериев с устранением многокритериальности. Множество Парето определяется как подмножество А* множества альтернатив А. Множество А * (переговорное множество, множество компромиссов) включает альтернативы, которые всегда более предпочтительны по сравнению с любой альтернативой из множества А\А *. При этом любые две альтернативы из множества Парето по предпочтению несравнимы. Альтернативы и называются несравнимыми, если альтернатива превосходит альтернативу по одним критериям, а альтернатива превосходит альтернативу по другим. Выражение К(а*) > К(а) означает, что
и хотя бы одно из этих неравенств является строгим. Понятие множества Парето можно пояснить на примере. Пусть имеем задачу оптимизации по двум критериям , где и - показатели свойств системы (параметры), значения которых можно выбирать. Целью является выбор оптимальных (в данном случае минимальных) значений параметров. Если изобразить множество критериев в виде многоугольника (Рис. 3‑2):
Рис. 3‑2. Множество Парето и рассмотреть пару точек и как показано на рисунке, то легко заметить, что для этих точек справедливо:
т.е., точка является более предпочтительной по отношению к точке . Поэтому оставлять для рассмотрения точку не имеет смысла. Продолжая рассмотрение других точек области многоугольника, придем к тому, что для выбора остаются только точки стороны AE. Для каждой пары этих точек предпочтение по одному показателю сопровождается ухудшением по другому. Методы, основанные на свертке векторного критерия в скалярный, предполагают переход к решению задачи
где - скалярный критерий, представляющий собой некоторую функцию от значений компонентов векторного критерия:
Основной проблемой этого подхода является построение функции f, называемой сверткой. Свертка производится в несколько этапов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|