Техника завершающего этапа консультирования
И практика общения консультанта с клиентом По окончании консультации Завершающий этап психологического консультирования вкл чает в себя следующие моменты: подведение итогов консультац и расставание с клиентом. Подведение итогов в свою очередь соде жит краткое повторение результатов консультации, сути проблем ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению пр лемы. По желанию клиента эти рекомендации могут быть предл жены ему не только в устной, но и в письменной форме. Важно также, подводя итоги проведенной психологической ко сультации, совместно с клиентом наметить продуманную програм-реализации выработанных рекомендаций, отметив в ней следующ что, как, к какому конкретному сроку и в какой форме должно бы сделано клиентом. Желательно, чтобы время от времени клиент с общал психологу-консультанту о том, как идут дела и как решает его проблема. Все это отмечается психологом-консультантом в регистрацион ной карточке клиента, причем даже в том случае, если в процесс реализации полученных клиентом рекомендаций у него самого н возникает каких-либо особенных проблем и он фактически допол нительно не обращается в это время к психологу консультанту. При расставании с ним клиента обычно просят о том, чтобы он гулярно сообщал в психологическую консультацию (лучше всего своему психологу- консультанту), как ему удается выполнять полу ченные рекомендации и каким является результат их практическо выполнения. Получение обратной информации от клиента можно стимули ровать, в частности, обещанием ему провести с ним дополнитель ную, бесплатную консультацию, если он выполнит указанную вы ше просьбу. В практике работы для успешного проведения психологическо консультирования важна не только правильно организованная ветре ча клиента в консультации и хорошая, продуктивная, профессиональ ная работа с ним, но также и продуманная процедура расставания клиентом по завершении консультации. Весьма существенно, чтоб клиент покинул психологическую консультацию в хорошем настрое нии, с полной уверенностью в том, что его проблема в результате реа лизации полученных рекомендаций будет успешно решена.
Безусловную уверенность в этом, прощаясь с клиентом, прежд всего должен продемонстрировать сам психолог-консультант. Ему, 1.1 >< >ме того, следует проводить клиента до выхода из помещения пси-\(логической консультации. Хорошее завершающее впечатление на мшента обычно производит ситуация, в которой психолог-консуль-1.ШТ, расставаясь с ним, дарит клиенту что-нибудь на память, например свою визитку или какой-либо сувенир, напоминающий о тиместной работе в психологической консультации. Наконец, очень важны самые, последние слова, произносимые ж ихологом-консультантом в тот момент, когда он расстается с кли-пп ом. Вот примерные начала некоторых подходящих для этого слу-•1.1 я фраз, которые соответствуют принятым нормам русского речению этикета: • Я вполне удовлетворен нашей встречей. • Мы с вами приятно провели время. • Мне было интересно с вами общаться. • Хорошо, что мы обо всем договорились. • Прекрасно, что мы нашли общий язык. • Я доволен тем, что мы с вами добились взаимопонимания. • Спасибо, что вы прислушались к моим советам. • Спасибо за то, что вы согласились встретиться и побеседовать Го МНОЙ. • Спасибо за доставленное удовольствие общения с вами. • Не могу больше вас задерживать. • До свидания. • До встречи! • Всего хорошего! • Всего доброго! • Будьте здоровы! • Счастливо! • Всего! • Пока!
• Мы еще с вами увидимся! • Я с вами не прощаюсь! • Не забывайте нас! • Приходите! • Заходите! • Не пропадайте, дайте о себе знать! • Милости просим к нам еще раз! Последующее общение психолога-консультанта с клиентом, ес-I и оно необходимо, организуется и также проводится по заранее продуманному, определенному плану, который должен быть своевременно оговорен и согласован между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане обычно фиксируются место, время и возможные темы (вопросы) для бесед психолога-консультанта с кли-
ентом после завершения консультации. Эти беседы не обязательн должны проходить в очной форме, иногда достаточно бывает пого ворить с клиентом по телефону или же обстоятельно ответить н его вопросы в письменной форме. План возможных бесед консультанта и клиента после консультации намечается психологом-консультантом совместно с клиентом Иногда этот план готовится в письменном виде в двух экземплярах; Один из них остается у психолога-консультанта, а другой вручает ся клиенту. Типичные технические ошибки, допускаемые В процессе консультирования, Способы их устранения В силу самых разных причин, иногда заранее не предвидимых и трудно устранимых, в процессе проведения психологического консультирования могут возникать ошибки, снижающие его результативность. Знание сути и источников этих ошибок, способов и предупреждения и устранения позволяет свести данные ошибки к минимуму, хотя, вероятно, полностью исключить их из практик проведения психологического консультирования невозможно. Ошибки, часто появляющиеся в процессе консультирования, могут быть следующих основных типов (в каждом из перечисляемых ниже типов ошибок указывается также и их вероятная причина): 1. Неверное заключение психолога-консультанта о сути пробле Это тот случай, при котором психолог-консультант или не видит реальной проблему у клиента (хотя на самом деле такая проблема существует), или приписывает клиенту проблему, которой у него в действительности нет. 2. Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-кон В данном случае психолог-консультант может, в общем, правильно воспринимать и оценивать проблему клиента, но предлагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению — такие, реализация которых в действительности ничего или почти ничег полезного не даст клиенту.
3. Неправильные действия клиента по выполнению рекоменда Это тот тип ошибок в психологическом консультировании, который обычно возникает в том случае, когда клиент, чья проблема в процессе проведения психологического консультирования была оп- I и-делена правильно и которому были даны верные рекомендации по (Ч! решению, приступая к практическому решению своей проблемы, допускает неточности. В результате этого клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы. Заметим, что каждый из названных выше основных типов ошибок может встречаться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом. Поэтому, практически анализируя неудачи, возникающие в психологическом консультировании, следует искать все возможные I пп ы ошибок, не довольствуясь несколькими найденными. Это предупредит психолога-консультанта от возникновения подобных и дру-111 х ошибок в его деятельности. Каждый из перечисленных выше типов ошибок в консультиро-Н.ШИИ можно, в свою очередь, разделить на подгруппы. Ошибки пер-(Ц)/о типа, в частности, делятся на следующие подгруппы: 1,а. Ошибки, совершаемые психологом-консультантом в силу недостаточно точной информации, получаемой им от клиента в процессе проведения консультирования, особенно на стадии диагностики и исповеди. В данном случае бывает так, что, полностью доверяя клиенту, пси-чолог-консультант (а клиент может ошибаться в фактах, сообщаемых им психологу, по разным причинам, в том числе из-за неточности их припоминания) вынужден делать выводы о сути проблемы клиента или способах ее практического решения на основе неверной информации, которой его снабдил клиент. Данный тип ошибок невозможно ни полностью исключить из практики психологического консультирования, ни стопроцентно заранее предупредить. Единственное, что здесь можно сделать, — это постоянно, но ненавязчиво напоминать клиенту о том, что он должен сообщать психологу-консультанту «правду и только правду», го есть только такие данные и факты о себе и о своей проблеме, в достоверности которых он сам абсолютно уверен. Консультант со с моей стороны время от времени может проверять клиента, повторно прося его сообщить о том, о чем он раньше уже говорил и что у психолога-консультанта в силу тех или иных причин вызвало сомнение.
1,6. Ошибки, допускаемые по причине неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от клиента. Это довольно часто встречающаяся ошибка, так как любой клиент может невольно что-то существенное забыть в своей исповеди,.| психолог-консультант — даже не подозревать о том, что клиент сообщил ему неполную информацию о себе и о своей проблеме. Данную ошибку в силу непроизвольности забывания также не-иозможно полностью исключить из практики психологического кон-
сультирования. Однако можно постараться свести эту ошибку к минимуму с помощью следующего, например, технического приема: время от времени в ходе исповеди спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли чего-нибудь существенного. 1,в. Ошибки, допускаемые психологом-консультантом по причине его собственной склонности делать преждевременные выводы еще до того, как будет собрана вся необходимая для этого информация о клиенте и от клиента. Психолог-консультант — это обыкновенный живой человек, которому присущи многие, в том числе не всегда положительные, черты характера. Среди них, например, могут оказаться такие, как повышенное самомнение, нетерпение, спешка и другие, которые нередко приводят к возникновению подобной ошибки. Заметить и предупредить ее можно по реакции клиента. Если он сомневается в правильности выводов и решений, предлагаемых психологом-консультантом, значит, консультант, по-видимому, поторопился, не приняв во внимание всего того, что уже сказал, а быть может, еще и не досказал, клиент. Если клиент не выговорился полностью и продолжает свой рассказ после того, как психолог-консультант уже пришел к определенному решению, это значит, что психолог-консультант поспешил, и ему следует отложить принятие своего решения и продолжать внимательно слушать клиента. 1,г. Ошибки, допускаемые в силу неправильной интерпретации психологом-консультантом тех фактов, которые ему были сообщены клиентом. Основная причина этих ошибок — недостаточность практического опыта проведения консультирования у психолога-консультанта, а также его невнимание или непонимание (иногда — просто забывание) того, что ему говорил клиент во время исповеди. Выработка психологом-консультантом у себя привычки внимательно слушать клиента, не упуская ни одной сообщенной им детали, — единственный способ предупредить возникновение подобной ошибки.
Есть некоторые типичные разновидности ошибок, входящие в обсуждаемую подгруппу ошибок. Рассмотрим их: • ошибки, вызванные недостаточной общетеоретической подготовленностью психолога-консультанта, • ошибки, порожденные тем, что психолог-консультант лично-стно идентифицирует себя с клиентом, начинает, сам тоге не замечая, судить о клиенте по образу и подобию себя самого, • ошибки, связанные с предвзятым, субъективным, слишком положительным или, напротив, явно выраженным отрицательным личным отношением психолога-консультанта к клиенту. <)шибки второго типа делятся на следующие подгруппы: V/. Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом Мигнту. 11< >:ШОЖНЫХ ПрИЧИН ВОЗНИКНОВеНИЯ ЭТОЙ ОШибкИ МОЖеТ быТЬ ДОРН ИМИ) много. В ее основе может лежать практически любая другая мжиГжа, совершенная психологом-консультантом, и следствием та-*нП ошибки будет то, что рекомендации, полученные клиентом, не принесут ему никакой пользы и даже пойдут во вред. Для того, чтобы избежать этой ошибки, психологу-консультанту |*гм>мсндуется некоторое время поработать, особенно в начальный период его самостоятельной практики, в условиях так называемого «упгрнизорства, а также время от времени приглашать к сотрудники I ну и работать вместе с другими психологами-консультантами, промеряя по их заключениям правильность своих собственных вы-•и >д< щи рекомендаций. ')(). Односторонние рекомендации, данные психологом-консуль-•мнтом клиенту. !)та ошибка может произойти по одной из следующих причин: • и силу неполноты информации, полученной психологом-кон-г V м мантом от клиента, • по причине невнимания психолога-консультанта к деталям то-н», о чем ему говорит клиент, • нследствие поспешности психолога-консультанта в выводах относительно проблемы клиента, • из-за недостаточной теоретической подготовки и односторонней теоретической ориентации психолога-консультанта в интерпретации исповеди клиента. Исключить полностью эту ошибку из практики психологического ним сультирования можно только в том случае, если своевременно будут устранены все ее возможные причины, указанные выше. Игнорирование любой из них грозит повторением данной ошибки. 2,в. В целом правильные, но практически полностью не выполнимые или же вовсе не исполнимые рекомендации психолога-крн-гультанта клиенту. Причина совершения данной ошибки чаще всего состоит в том, •I к), предлагая клиенту рекомендации, психолог-консультант не учи-|ынает индивидуальные особенности клиента или не принимает в расчет такие условия его жизни, которые могут стать серьезным препятствием на пути практической реализации полученных от консультанта рекомендаций. Для того чтобы избежать этой ошибки, необходимо, прежде чем давать практические рекомендации клиенту, узнать его как личность и ныяснить условия его жизни. Шшт Наконец, ошибки третьего типа можно разделить на след щие подгруппы: 3,а. Неправильные действия клиента, порождаемые его неверны пониманием или недопониманием того, что ему советует делать пс холог-консультант. Причина данной ошибки состоит в том, что, предлагая практич ские рекомендации клиенту по решению его проблемы, психоло консультант недостаточно учитывает индивидуальные особенное" клиента, в частности общий уровень его культуры и интеллектуал ного развития, или не заботится о том, чтобы прежде, чем расстат ся с клиентом, убедиться в том, что клиент все правильно понял того, что советует ему психолог-консультант. Устранить эту ошибку можно следующим способом: работая клиентом, на каждом этапе психологического консультирован проверять правильность понимания клиентом того, что ему гов рит психолог-консультант. Этого, в частности, можно добиться счет постановки перед клиентом продуманных и правильно сфо мулированных вопросов. 3,6. Неправильные действия клиента, порожденные его нежел нием поступать именно так, как ему рекомендует поступать псих лог-консультант. Эту ошибку можно предупредить следующим способом. Внима тельно наблюдая за клиентом в тот момент времени, когда он полу чает практические рекомендации по решению его проблемы, по ре зультатам наблюдения установить, как клиент на самом деле к эти рекомендациям относится. Если отношение клиента отрицательно то лучше отказаться от этих рекомендаций и далее выяснить, поче му клиент их не принимает, и в конечном счете предложить ему что то иное, более подходящее для него. 3,в. Неправильные действия клиента, вызванные объективной н возможностью вести себя так, как ему советует вести себя психо лог-консультант, в силу, например, изменившихся условий жизн или каких-либо других, объективных жизненных обстоятельств. Данная ошибка может быть исключена из практики психологи ческого консультирования, если консультант, прежде чем давать р~ комендации клиенту, поинтересуется его условиями жизни и лич ным мнением о том, насколько эти условия позволяют выполни полученные рекомендации. Каждый из перечисленных типов ошибок способен существенн снизить эффективность психологического консультирования, по этому их следует всячески избегать. Для того чтобы исключить или свести к минимуму болыиинст названных ошибок, психологу-консультанту рекомендуется придер V11 наться следующих общих правил ведения психологического кон-уи>тирования: 1. Психолог-консультант не должен строить никаких гипотез о сути проблемы клиента до тех пор, пока достаточно полно не узнает о его личности и. жизни. 2. Психологу-консультанту не следует давать клиенту никаких практических рекомендаций до тех пор, пока не будут оценены его индивидуальные поведенческие особенности и пока достоверно не будет установлена возможность практической реализации клиентом рекомендаций консультанта. 3. Проводя психологическое консультирование и ставя психологический диагноз клиенту и его проблеме, психолог-консультант не должен рассматривать клиента как объект бесстрастного изучения или как-то пытаться манипулировать или экспериментировать с ним. 4. Психолог-консультант не должен рассматривать клиента так, как, например, следователь рассматривает своего подследственного, то есть пытаться его «расколоть» или «переиграть». 5. В психологическом консультировании за редким исключением не должно быть места личным воспоминаниям и собственно исповеди психолога-консультанта перед клиентом, то есть психолог-консультант и клиент в процессе консультирования не должны меняться своими ролями. 6. Психологу-консультанту не следует стремиться понимать клиента только по аналогии с самим собой. Его задача иная — постараться понять клиента изнутри, как своеобразную, уникальную личность, отличную от него самого. 7. Занимаясь толкованием исповеди клиента, психолог-консультант формулирует свои суждения о нем и о его проблеме в предположительной, но не в безапелляционно-утвердительной форме. Правильным будет высказывать их клиенту в виде гипотез, которые со своей стороны должен подтвердить или опровергнуть клиент. 8. Опровержение толкования исповеди, предложенного психологом-консультантом, со стороны клиента не всегда есть достаточное основание для того, чтобы консультант полностью отказался от такого толкования. Нередко опровержение или протест со стороны клиента по поводу заключений консультанта является не более чем защитной реакцией и признаком того, что психолог-консультант думает правильно, что на самом деле предложенное им толкование верное.
Выявите и опишите ошибки, которые в процессе проведения консультирования совершил этот психолог-консультант или вы сами в рол консультанта. Ключевые слова Техника психологического консультирования. Формы речевого этикета. Психологическое напряжение. Вербальная поддержка. Зеркализа-ция. Парафраза. Обобщение. Эмоциональная поддержка клиента. Прием постановки консультантом перед клиентом открытых вопросов. Прием овладения и использования консультантом языка клиента. Интерпретация исповеди клиента. Ошибки в интерпретации исповеди. Противоречия в фактах. Односторонность в интерпретации фактов. Комплексная, разносторонняя теоретическая интерпретация исповеди. Мимика. Невроз. Невротик. Средства самоконтроля психокор-рекционных действий клиента в отношении себя самого. Программа реализации клиентом рекомендаций, полученных в процессе консультации. Обратная связь между консультантом и клиентом. Постконсультационное общение психолога-консультанта и клиента., Технические ошибки, допускаемые в психологическом консультировании. Супервизорство. Ошибки, связанные с неправильным заключением психолога-консультанта о сути проблемы клиента. Ошибки неправильности рекомендаций, даваемых психологом-консультантом клиенту. Ошибки, связанные с неверными действиями клиента по реализации рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Ошибка неточной интерпретации психологом-консультантом информации, полученной от клиента. Ошибка в интерпретации исповеди клиента, вызванная неполнотой информации, полученной от клиента. Ошибка в интерпретации исповеди клиента по причине склонности психолога-консультанта делать преждевременные выводы. Ошибка» в интерпретации исповеди клиента, вызванная недостаточной теоретической подготовленностью психолога-консультанта. Ошибка в интерпретации исповеди по причине недостаточного опыта практической работы у психолога-консультанта. Ошибка в интерпретации исповеди в силу предвзятого, субъективного отношения психолога-консультанта к клиенту. Ошибка односторонности рекомендаций, предлагаемых психологом-консультантом клиенту. Ошибка получения клиентом от психолога-консультанта практически не выполнимых рекомендаций. Ошибка недопонимания клиентом предлагаемых ему рекомендаций. Ошибка объективной невозможности клиента выполнить полученные им практические рекомендации. ГЛАВА VII ТЕСТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Контрольные вопросы 1. Какую роль психологическое тестирование выполняет 2. В каких случаях рекомендуется применять психологические тесты в психологическом консультировании? 3. Почему психологическое тестирование, если в нем есть необходимость, желательно проводить дважды: до начала консультации и после того, как она закончилась и клиент выполнил полученные от психолога-консультанта рекомендации? 4. В чем состоит психотерапевтическое воздействие психологического тестирования на клиента? 5. Каким требованиям должны отвечать психологические тесты и тестирование, проводимое в рамках практики психологического консультирования? 6. Как следует проводить тестирование во время психологического консультирования? 7. Какие тесты рекомендуется применять в психологическом консультировании? 8. Почему в психологическом консультировании не следует использовать сложные, трудоемкие, в частности — проективные, тесты? 9. Каким требованиям должны отвечать вопросники, применяемые в психологическом консультировании для тестирования клиентов?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|