В психологическом консультировании
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 . Психологическое тестирование, которое организуется и проводится в условиях психологического консультирования, должно отмечать ряду специфических, характерных именно для консультиро-иания, требований. Основные требования этого рода следующие. 1. В психологическом консультировании следует применять только самые простые из всех имеющихся психологических тестов, хорошо известные не только психологу-консультанту, но и достаточно понятные для клиента.
«122 Использование сложных и не очень понятных тестов м жет вызвать неудовольствие со стороны клиента, его реакц психологической защиты из-за естественной боязни показа ся несостоятельным в глазах психолога-консультанта. Сло ные тесты, кроме того, утомляют как психолога-консультан так и клиента. Наконец, известна закономерность, в соотв ствии с которой информативность и практическая полезное психологических тестов растут гораздо медленнее, иногда ратно пропорционально их сложности и трудоемкости. 2. Психологическое тестирование в консультировании должн выступать как его вполне естественная часть и служить и ключительно целям диагностики, которая в свою очеред должна быть органически подчинена решению задачи выр ботки наиболее обоснованных и эффективных рекомендац клиенту по решению его проблемы. 3. Тестирование в психологическом консультировании не доляс но занимать слишком много времени. На его проведение ел дует отводить не более четверти всего времени, предназначен ного для проведения консультирования. 4. Тесты, которые применяются в психологическом консульти ровании, должны иметь сравнительно простую и оперативн выполняемую систему обработки получаемых результате Это необходимо для того, чтобы результаты тестирован можно было сразу использовать и тут же, вскоре после тести рования, делать из него необходимые выводы. Наилучшими этом плане являются такие психологические тесты, результа ты которых могут быть известны и практически использова ны спустя 5—10 мин после окончания тестирования.
В том случае, если все же приходится применять тест, тр бующий более длительного времени на работу с ним, на обра ботку и интерпретацию получаемых результатов, желательн проводить тестирование отдельно от психологического кон сультирования, не тратя на него время, отводимое на консуль тацию. 5. По причинам, указанным выше, в психологическом консуль тировании, за исключением особых случаев, не рекомендует ся пользоваться проективными тестами, так как болынинст во таких тестов имеет указанные выше недостатки: трудоем кость, непонятность для клиента и сложность. Лучше всег обращаться к вопросникам или опросным вариантам проективных тестов. 6. Если психологический тест представляет собой вопросник, т лучше, если имеющиеся в нем вопросы будут закрытыми, а н открытыми, т.е. если возможные ответы на них будут заранее определены и клиенту нужно будет только выбрать один из них. Вопросники, содержащие в себе открытые вопросы, требуют больше времени как для ответов на них, так и для обработки и интерпретации получаемых результатов. 7. Психологу-консультанту рекомендуется заранее продумывать и подбирать необходимый для консультирования минимум психологических тестов, которые могут понадобиться в разных случаях психологического консультирования. Все эти тесты вместе с необходимыми для тестирования материалами желательно заранее заготовить и иметь под рукой, чтобы к ним можно было обратиться в любой момент проведения психологического консультирования.
8. Лучше всего, если минимум необходимых и часто используемых в консультациях психологических тестов будет в программе компьютера, чтобы при необходимости можно было протестировать клиента и сразу же получить требуемые результаты (компьютерные программы должны включать в себя и автоматическую процедуру обработки результатов тестирования). 9. Если объем работы в консультации достаточно велик и если в ней параллельно работает несколько консультантов с несколькими клиентами, то рекомендуется освобождать консультантов от процедуры тестирования и поручать это отдельному специалисту-психологу, профессионально подготовленному в области тестирования. 10. Тестирование рекомендуется проводить в начале или в сере Упражнения 1. Возьмите любой вопросник, содержащий в себе не менее чем 100 вопросов. Установите, каким требованиям, связанным с прак-шкой психологического консультирования, он соответствует и не < < ютветствует, 2. Оцените уровень собственного интеллектуального развития при помощи тестов, рекомендуемых для этой цели. Практические задания 1. Определите, какое психотерапевтическое воздействие на клиента оказывают проективные методы психодиагностики (для это необходимо будет взять какой-либо проективный психологически тест и провести с его помощью психологическое обследование че ловека, который может стать потенциальным клиентом). 2. Предположим, что к вам как к психологу-консультанту обра тился родитель с просьбой дать ему практические рекомендации том, стоит или не стоит отдавать ребенка в школу в возрасте до сем лет. Какие психодиагностические методики вы в данном случае мо жете использовать для того, чтобы изучить ребенка и дать его роди телю обоснованные психологические рекомендации? 3. Какими тестами, предназначенными для диагностики уровн психологического развития ребенка, вы воспользуетесь на практи ке, если проблема, с которой клиент — родитель ребенка — обратил ся к вам, состоит в том, что ребенок плохо учится в начальных клас сах школы?
Ключевые слова Долгосрочная временная перспектива в психологическом кон сультировании. Бессознательные влечения. Неосознаваемые черты характера. Тест психологический. Информативность психологического те ста. Практическая полезность теста. ГЛАВА VIII ТЕСТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ПРАКТИКЕ КОГНИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Контрольные вопросы 1. Какие психологические тесты рекомендуется применять для оценки общих способностей клиентов? 2. Какие психологические тесты чаще всего используются для оценивания интеллектуальных способностей клиентов? 3. С помощью каких психологических тестов можно практически оценивать восприятие, внимание, воображение и речь детей-дошкольников? 4. Какие методики подходят для психодиагностического изучения уровня развития интеллекта детей, поступающих в школу, и учащихся начальных классов? 5. С помощью каких психологических тестов можно оценивать уровень интеллектуального развития подростков, юношей и взрослых людей? 6. Как поставить психологический диагноз состоянию памяти клиента? 7. Какие психодиагностические методы подходят для изучения динамики процессов памяти? 8. Как оценивают кратковременную зрительную и слуховую память? 9. Как практически изучают процесс запоминания? 10. Каковы методы психодиагностики оперативной па В этой главе для типичных случаев психологического консул тирования — тогда, когда возникает необходимость проведения ] нитивного психологического тестирования, указаны психодиагн стические тесты, которые рекомендуется применять для получен-нужной информации о клиенте. Эта информация может оказат полезной для уточнения диагноза проблемы клиента, для выясн ния индивидуальных особенностей его когнитивных процессов,; коррекции имеющихся у него недостатков в развитии когнитивн процессов и для более точного формулирования соответствующ практических рекомендаций.
В каждом конкретном случае мы будем указывать, с какой ц проводится психологическое тестирование, а также давать практич ские рекомендаций по применению тех или иных тестов. На протя нии этой и последующих глав учебника мы неоднократно будем отс~ лать читателя к различным рекомендуемым тестам. Если эти тес уже опубликованы в литературе, — а таких тестов большинство, будем просто указывать на соответствующие первоисточники. В чае отсутствия публикаций психологический тест будет полность приводиться в учебнике. Кроме самого теста, будет также дава~ обоснование необходимости обращения к нему в том или ином -психологического консультирования, а также определяться услов оптимального практического использования соответствующего т
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|