Анализ эффективности управленческой деятельности по направлениям
В соответствии с предложенной ранее содержательной схемой анализа управленческой деятельности на предприятии целесообразно проводить его по двум направлениям: - анализ эффективности управленческой деятельности, - анализ состояния управленческой деятельности. В свою очередь анализ эффективности управленческой деятельности рекомендуется проводить комплексно и по отдельным направлениям: - анализ финансовой эффективности; - анализ коммерческой эффективности; - анализ социальной эффективности; - анализ коммуникативной эффективности; - анализ личной эффективности (или анализ личного вклада управ По всем вышеперечисленным направлениям анализ проводится на основе количественных показателей, рассмотренных в главе 2. Таким образом, достигается объективность и сопоставимость оценки как в перспективном разрезе, так и в сравнении с деятельностью других предприятий. Перспективный анализ позволяет определить тенденции в достижении эффективности управленческой деятельности, а также дает возможность провести сопоставление достигнутых результатов с запланированными. Сравнительный анализ показателей эффективности управленческой деятельности ряда предприятий позволяет определить сильные и слабые стороны исследуемого объекта, а также наметить пути совершенствования управленческой деятельности на отдельно взятом предприятии. Анализ комплексной оценки эффективности управленческой деятельности предоставляет информацию о совокупной эффективности, которая формируется за счет комплексного достижения эффективности по нескольким направлениям управленческой деятельности. Такая комплексная оценка включает в себя оценку финансовой, коммерческой, инновационной, социальной, коммуникативной эффективности, а также учитывает личный вклад менеджмента в достижение этой эффективности. А потому, выявив причины недостаточно высокого уровня эффективности управленческой деятельности, можно определить несколько ресурсов (или источников потенциала) достижения максимального уровня этого показателя (рис.11)
Рис.11. Ресурсы достижения эффективности управленческой деятельности При рассмотрении источников повышения уровня эффективности управленческой деятельности очень важно учитывать те результаты, которых необходимо достичь в ближайшем будущем. Расставляя приоритеты в целях деятельности предприятия, можно значительно упростить анализ. Приорите- ты в целях позволяют выявить те области, которые необходимо подвергнуть более тщательному и детальному анализу. Так, например, если выясняется, что недостаточный уровень эффективности управленческой деятельности является следствием в большей степени коммерческой неэффективности, то имеет смысл провести более детальный анализ этого ресурса или источника потенциала, чтобы наметить желаемые показатели эффективности, а также иметь возможность наметить ряд мероприятий, направленных на исправление ситуации и решение существующих проблем в развитии предприятия. Такая возможность позволяет значительно снизить временные, трудовые за- траты, тем самым соблюсти принцип экономичности оценки.
Каждое из направлений управленческой деятельности на предприятии также имеет свои собственные ресурсы повышения эффективности. Поэтому для каждого из направлений можно предложить следующие источники потенциала и основные инструменты воздействия на этот потенциал. Повышение финансовой эффективности, например, возможно при применении современных методов финансового менеджмента подразделением, отвечающим за функционирование этого направления деятельности предприятия. Таким образом, определив ресурсы повышения финансовой эффективности можно наметить программу или проект мероприятий по совершенствованию деятельности финансового менеджмента предприятия. Необходимо отметить, что по данным исследования, проводимого на предприятиях промышленности, показатель финансовой эффективности является наиболее значимым (весомым), так как именно финансовая устойчивость предприятия служит основным параметром его инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Возможные источники повышения финансовой эффективности управленческой деятельности и инструменты воздействия на эти ресурсы представлены на рис.12. ИСТОЧНИКИ ПОТЕЦИАЛА ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Управление денежными потоками Использование современных методов финансового анализа и планирования деятельности предприятия Расширение спектра и объема используемых услуг обслуживающей кредитной организации Эффективная работа с остатками средств на текущих и расчетных счетах
Финансовая отчетность
• Достоверность и «прозрачность» финансовой отчет • Адаптация к международным стандартам финансовой
Распределение прибыли Повышение доли реинвестируемой прибыли в новые и действующие доходные проекты Повышение рентабельности инвестиций
Структура задолженности Активность усилий по реструктуризации и снижению стоимости долга Валютная и временная сбалансированность активов и пассивов
Капитал • Использование рынков привлечения капитала Рис.12. Ресурсы достижения финансовой эффективности Предлагаемые инструменты повышения финансовой эффективности управленческой деятельности позволяют повысить ее уровень без ущерба для развития предприятия в дальнейшем, то есть, соблюдая стратегические цели предприятия. Также в схеме на рис.12 наглядно представлено, что финансовая эффективность в большой степени зависит от личного вклада управленческого персонала предприятия в использование предлагаемых инструментов воздействия. Следующим ресурсом достижения эффективности управленческой деятельности является коммерческая эффективность. В свою очередь, это на- правление эффективности имеет следующие источники потенциала и инструменты воздействия на него (рис.13): ИСТОЧНИКИ ПОТЕЦИАЛА ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Маркетинговая политика Повышение уровня организации маркетинга Повышение эффективности рекламных кампаний
Конкурентоспособность Разработка конкурентной политики Адекватная реакция на действия конкурентов
Использование производственных мощностей
• Оптимальное использование производствен • Освоение новых видов бизнеса и новых
Система сбыта Развитие дистрибьюторской сети Оптимальность структуры товарных потоков (вертикальная и горизонтальная специализация и интеграция) Повышение уровня организации производства, поставок и сбыта Рис. 13. Ресурсы достижения коммерческой эффективности Как видно на схеме, повышение уровня коммерческой эффективности возможно за счет следующих ресурсов. В первую очередь, за счет повышения эффективности маркетинговой политики предприятия. Не секрет, что затраты на маркетинг на многих крупных промышленных предприятиях достаточно высоки. Именно поэтому так необходимо повысить отдачу вложенных средств в маркетинг. Это возможно за счет разработки более действенной и обоснованной маркетинговой политики, более четкой организации маркетинговых мероприятий. Ответственность за выполнение этих требований ложится, в первую очередь, на менеджмент маркетинговой службы предприятия. Кроме того, повышение коммерческой эффективности возможно за счет усиления позиций предприятия в конкурентной борьбе. Эта непростая задача имеет множество составляющих. Однако в данном случае можно предложить в качестве инструмента воздействия на потенциал роста эффективности разработку действенной конкурентной политики, которая бы учитывала действия конкурентов на рынке и была бы адекватна им. Заметим, что эта задача коммерческой службы и не в последнюю очередь высшего уровня управления, который и занимается планированием стратегического развития предприятия. Кроме того, повысить коммерческую эффективность, возможно за счет усилий в области организации производства и сбыта. Грамотная организация производства, направленная на оптимальную загрузку производственных мощностей, освоение новых видов продукции ведет к коммерческому успеху предприятия на рынке. А усилия в сфере сбыта продукции предприятия могут значительно увеличить долю предприятия на рынке. В этом случае управленческая деятельность на предприятии должна быть направлена на расширение дистрибьюторской сети, на повышение уровня организации производства, складирования, сбыта. Новые методики управления, применяемые в этой области, значительно помогут повысить уровень коммерческой эффективности управленческой деятельности на предприятии. Следует заметить, что коммерческий успех предприятия обеспечивается несколькими функциональными подразделениями предприятия. И поэтому только от слаженной, согласованной работы менеджмента этих подразделений зависит успех и эффект от реализации программы повышения коммерческой эффективности.
Следующим источником или ресурсом повышения эффективности управленческой деятельности является инновационная эффективность. Инновационный процесс является, пожалуй, одним из важнейших условий развития предприятия. Именно инновации позволяют предприятию осваивать новые технологии производства, новые методы управления, новые формы организации производства. И если предприятие нацелено на долгосрочное и перспективное развитие, оно должно уделять этому направлению своей деятельности достаточное внимание. Ресурсы повышения инновационной эффективности указаны на рис.14. ИСТОЧНИКИ ПОТЕЦИАЛА ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
НИОКР Повышение уровня организации НИОКР на предприятии
Производство Увеличение темпов обновления производственных мощностей и продуктового ряда
Внедрение инноваций Увеличение скорости внедрения инноваций Повышение качества внедрения инноваций
Инвестиционный процесс Способность адекватной оценки всех видов риска при инвестициях Способность снижения влияния рисков на инвестиционный процесс Рис.14. Ресурсы достижения инновационной эффективности Естественно, в первую очередь ресурсом для повышения инновационной эффективности является повышение уровня организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на предприятии. Практически упраздненные на многих предприятиях в период упадка промышленности отделы, занимающиеся НИОКР в последнее время получили свое второе рождение. Становится очевидным, что без новейших разработок на промышленных предприятиях не выжить в конкурентной борьбе за потребителя, который становится все более требовательным к характеристикам продукции. От того, насколько продуктивно организован отдел НИОКР на пред- 87 приятии, насколько быстро внедряются эти разработки, и зависит уровень инновационной эффективности. Успешное и скорейшее внедрение новейших разработок не возможно без устойчивого финансового положения предприятия. Кроме того, при внедрении инноваций очень необходимо учитывать скорость и качество их внедрения. Инновации могут быть в области продукции, новых технологических процессов, а также форм организации производства и управления. Чем выше показатели скорости и качества внедрения новшеств, тем больше уровень инновационной эффективности управленче- ской деятельности на предприятии. Однако внедрение инноваций тесно связано с инвестиционным процессом. Не всегда у предприятия достаточно собственных средств на новейшие разработки, поэтому приходится привлекать инвесторов, брать кредиты. И здесь очень важна способность аппарата управления предприятия адекватно оценить все виды рисков, а также снизить влияние этих рисков на инвестиционный процесс. Предложенные мероприятия способны повысить уровень инновационной составляющей эффективности управленческой деятельности на предприятии. Еще одним немаловажным аспектом управленческой деятельности является деятельность в области социальной сферы. Социальная эффективность является индикатором уровня качества социального обеспечения на предприятии. Как известно, социальная составляющая является одним из важнейших мотивирующих факторов для персонала предприятия. Именно поэтому совершенствование социального обеспечения играет большую роль в повышении эффективности. Источники повышения социальной эффективности и инструменты ее повышения представлены на рис.15. ИСТОЧНИКИ ПОТЕЦИАЛА 88 ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Кадры
• Повышение квалификации кадров, система • Эффективная система вознаграждений • Обеспечение «преемственности поколений» Улучшение условий труда Охрана здоровья работников Социальные программы
• Реализация социальных программ • Взаимодействие с органами власти по во • Регулярность и объем социальных выплат
Социальная инфраструктура Содержание и развитие социальной инфраструктуры Наличие и состояние объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения Рис.15. Ресурсы достижения социальной эффективности Повышение уровня социальной эффективности зависит от мероприятий, направленных на повышение квалификации работающих, охрану их труда, реализацию социальных программ и улучшение состояния социальной инфраструктуры, находящейся на балансе предприятия. За работу с персоналом предприятия несет ответственность менеджмент отдела кадров или отдела по работе с персоналом. Последний занимается не только наймом персонала, но и подготовкой и реализацией программ, направленных на повышение квалификации, переподготовку и обучение персонала всех уровней, начиная с рядового рабочего до управленческого персонала предприятия. От организации осуществления подобных программ зависит профессионализм сотрудников предприятия, а, следовательно, и уровень личностной эффективности, речь о которой пойдет далее. Мероприятия, направленные на улучшение условий труда могут значительно повысить мотивацию труда рабочих и тем самым увеличить производительность их труда. Забота о здоровье и охране труда сотрудников также положительно сказывается на повышении уровня социальной эффективности., также как и наличие различных социальных программ на предприятии и взаимодействие с государственными структурами в этой области. Содержание собственной социальной инфраструктуры является высокозатратным для предприятия, однако, грамотное управление объектами жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, позволит не только повысить уровень социального обеспечения сотрудников, но и получить дополнительный доход. Стоит заметить, что уровень социальной эффективности в большой степени зависит от финансовых возможностей предприятия. Но даже при отсутствии средств силами аппарата управления предприятия вполне возможна реализация хотя бы некоторых мероприятий, направленных на повышение уровня социальной эффективности. Следующая составляющая эффективности управленческой деятельности - коммуникативная эффективность. В настоящее время информация и все, что с ней связано, играет огромную роль в осуществлении предприятием своей деятельности. Именно поэтому так важно определить возможные ресурсы повышения коммуникативной эффективности, которая является показателем эффективности взаимодействия предприятия с государственными органами, контрагентами, клиентами, а также влияния на общественную оценку деятельности предприятия. Можно предложить следующие ресурсы повышения уровня коммуникативной эффективности (рис. 16): Источниками потенциала повышения этого уровня является работа над имиджем предприятия, а также взаимодействие с внешней средой, в том числе с органами государственной власти. ИСТОЧНИКИ ПОТЕЦИАЛА ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Имидж предприятия Активность по формированию благоприятного имиджа предприятия
Взаимодействие с внешней средой Повышение уровня работы со СМИ Организация конструктивного и взаимовыгодного взаимодействия с контрагентами и клиентами Активное использование сторонних специализированных компаний для совершенствования собственной деятельности
Взаимодействие с органами государственной власти Защита интересов предприятия в государственных структурах Участие в качестве подрядчика в региональных, федеральных программах, консультирование государственных органов власти Рис.16. Ресурсы достижения коммуникативной эффективности Повышение уровня коммуникативной эффективности возможно с помощью следующих инструментов воздействия на потенциал: это активная работа со СМИ, направленная на формирование открытого и положительного имиджа предприятия, что способствовало бы усилению его позиций на конкурентном рынке; это организация конструктивного сотрудничества не только с контрагентами, клиентами, но также и с конкурентами. Возможность лоббирования интересов предприятия на региональном или федеральном уровне также может значительно повысить уровень коммуникативной эффективности, предоставив возможность предприятию участвовать в качестве подрядчика в различных региональных и федеральных программах. Кроме того, для повышения уровня коммуникативной эффективности необходимо сотрудничество с организациями, оказывающими профессио- нальные услуги, в том числе консультационные, аудиторские, подрядческие, технологические. Такое сотрудничество позволяет получать профессиональные консультации специалистов и применять их для совершенствования собственной деятельности. Задача повышения уровня коммуникативной эффективности ложится на службу, специализирующуюся на PR (связях с общественностью) и в большей степени на высшее руководство предприятия, от личностных способностей которого организовывать взаимодействие с государственными органами, клиентами и влиять на общественную оценку деятельности предприятия и зависит уровень коммуникативной эффективности. Таким образом, мы приблизились к заключительной составляющей анализа - анализу ресурсов повышения эффективности управленческой деятельности за счет личностной эффективности. Личностная эффективность является неотъемлемым параметром оценки управленческой деятельности на предприятии. Не случайно методика оценки эффективности каждого направления управленческой деятельности включает в себя такой показатель, как оценка личного вклада аппарата управления в достижение существующего уровня эффективности. Оценка личного вклада аппарата управления в достижение наличного уровня эффективности определяется степенью адекватности состоянию управленческой деятельности на предприятии. 92
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|