Организационные аспекты оценки управленческой деятельности на предприятии
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Сложность организационных проблем оценки предполагает четкое определение ее этапов, выделение объектов и субъектов (исполнителей) оценки, а также источников информационного обеспечения. Так, оценка управленческой деятельности в масштабах одного предприятия требует принципиально отличительной системы организации, чем ориентированная на учет достижений в этой отрасли других предприятий. Существуют два варианта системы организации оценки: 1) самостоятельно силами предприятия; 2) привлечение сторонней организации для проведения данного иссле Первый вариант целесообразно применять для оценки динамики уровня управленческой деятельности в масштабах одного предприятия, а второй вариант определения субъекта оценки позволит оценить возможности предприятия по сравнению с лидерами в отрасли. Принципиальное значение при формировании организационной модели проведения оценки имеет определение источников информации (статистической отчетности, бухгалтерского, управленческого учета и внеучетных материалов). Помимо объектов и субъектов оценки, выбора источников информации, способов (приемов и методов) проведения аналитической работы основным элементом ее организации является проверка (контроль) достоверности информационных материалов и оформление результатов проведенной оценки. Периодичность оценки управленческой деятельности необходимо связывать со сроками подведения итогов по результатам деятельности предприятия. Для удобства расчета показателей оценки рекомендовано проводить ее один раз в год, сразу после официально установленной даты сдачи годовой
Результаты оценки управленческой деятельности на предприятии целесообразно использовать: - для проведения анализа управленческой деятельности с целью оп - для разработки системы мотивации управленческого персонала, на J тельности и приращение управленческой добавленной стоимости. Организационные формы проведения оценки необходимо совершенствовать по мере достижения запланированных показателей управленческой деятельности на предприятии. Организационный алгоритм оценки и анализа управленческой деятельности на предприятии может быть представлен в виде схемы, состоящей из трех этапов. На первом этапе организации оценки управленческой деятельности происходит формирование стратегических намерений. На этой стадии формулируются стратегические цели развития предприятия, устанавливаются приоритеты реализации задач для достижения этих целей. На основании порядка приоритетности задач предприятия экспертным методом устанавливаются перечень критериев эффективности управленческой деятельности и их значимость. С помощью разработанных форм проводится оценка эффективности управленческой деятельности с учетом личного вклада управленческого персонала в достижение наличного уровня эффективности. Обработку данных целесообразно проводить в табличном редакторе Microsoft Excel. Первый этап оценки управленческих данных представлен на рис.17. Формирование стратегических намерений предприятия
Разработка анкеты по оценке эффективности управленческой деятельности по направлениям Опросный лист для экспертов для оценки эффективности деятельности
мене ггжментя Оценка эффективности управленческой деятельности по направлениям Определение обобщенной оценки эффективности управленческой деятельности по направлениям с учетом их значимости и личного вклада управленцев Данные об эффективности управленческой деятельности Рис.17. Алгоритм организационного обеспечения 1 -го этапа оценки управленческой деятельности на предприятии На втором этапе оценки с помощью вспомогательных табличных форм на основе динамических данных кадрового, бухгалтерского, внутреннего и (или) управленческого учета проводится оценка состояния управленческой деятельности на предприятии. Обработку данных также рекомендуется проводить с помощью табличного редактора Microsoft Excel, и также заносить результаты оценки в базу данных. Второй этап оценки представлен на рис.18. Вспомогательная форма регистрации данных о состоянии управленческой деятельности по характеристикам Данные кадрового, бухгалтерского, внутреннего и (или) управленческого учета за текущий и предыдущий периоды Оценка состояния управленческой деятельности по характеристикам Определение обобщенной оценки состояния управленческой деятельности Данные по характеристикам состояния управленческой деятельности на предприятии Рис.18. Алгоритм организационного обеспечения 2-го этапа оценки управленческой деятельности на предприятии Следующий этап оценки проводится в комплексе с анализом управленческой деятельности на предприятии. Результаты расчета интегрального показателя оценки управленческой деятельности заносятся в базу данных и являются предпосылкой для проведения анализа с целью определения мероприятий по совершенствованию управленческой деятельности на предприятии (рис.19).
JL Интегральный показатель уровня управленческой деятельности Анализ управленческой деятельности на предприятии Проект мероприятий по совершенствованию управленческой деятельности на предприятии Рис.19. Алгоритм организационного обеспечения заключительного этапа оценки и анализа управленческой деятельности на предприятии
Условные обозначения: подготовка / 7 данные процесс документ решение объединение память t Выводы по главе 3 Неотъемлемым элементом оценки управленческой деятельности на предприятии является сопряженный с ней анализ полученных результатов. Задачей анализа любого процесса является получение информации, необходимой для принятия решений. Анализ управленческой деятельности должен выявить насколько эффективно и результативно функционирует система управления на предприятии; в чем причина высокого или низкого показателя уровня управленческой деятельности и ее отдельных параметров. Предлагаемая для анализа модель SCORE (от английских Symptom (симптом), Cause (причина), Outcome (результат), Resource (ресурс), Effect (эффект)) позволяет предприятию выработать стратегии перехода от проблемы к ее решению. Содержательно анализ управленческой деятельности на предприятии рекомендуется проводить его по следующим направлениям: - анализ эффективности управленческой деятельности; - анализ состояния управленческой деятельности. При этом каждое из направлений анализа может быть детально рассмотрено по отдельным параметрам, также подвергаемым анализу для получения более полной информации об управленческой деятельности на предприятии. Разработанные в ходе анализа по методу SCORE ресурсы и инструменты воздействия на них по повышению эффективности управленческой деятельности влияют, как минимум, на достижение краткосрочных и среднесрочных целей предприятия. Поэтому можно сделать вывод о правомерности использования полученных в ходе анализа выводов для оценки эффективности проекта совершенствования управленческой деятельности на предприятии. по Помимо разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности управленческой деятельности, необходимо провести анализ состояния системы управления на предприятии с целью выявления возможных отклонений в динамике показателей, характеризующих состояние, т.е. потенциал управленческой деятельности.
Состав показателей, используемых для анализа состояния управленческой деятельности на предприятии, может быть несколько шире, чем используемый при расчете обобщающей оценки. Сложность организационных проблем оценки предполагает четкое оп- ки, а также источников информационного обеспечения. Предложенный алгоритм организационного обеспечения оценки управленческой деятельности определяет последовательность шагов в этом направлении, указывает источники исходной информации для расчета показателей оценки, а также формы ее документационного обеспечения. Ill ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе проведенного диссертационного исследования были сделаны следующие выводы и предложения. Эффективная управленческая деятельность является ключевой предпосылкой успешного функционирования предприятия. Задача оценки управленческой деятельности становится приоритетной в связи с тем, что позволяет разработать программу мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия в современных экономических условиях. Управленческая деятельность как сложное и многообразное социально-экономическое явление, обладающее рядом специфических особенностей, представляет собой воздействие на управляемую систему через выполнение совокупности функций с целью получения эффективного результата деятельности управляемой системы (объекта управления). Таким образом, оценка управленческой деятельности представляет собой измерение эффективности деятельности системы управления по достижению целей и результатов деятельности предприятия. Разработанные методические принципы оценки управленческой деятельности позволили обеспечить системное рассмотрение и обоснование состава показателей оценки и методов их расчета. Выделение двух аспектов оценки управленческой деятельности (оценки эффективности и оценки состояния управленческой деятельности) с расчетом интегрального показателя позволило повысить объективность оценки, установив степень реализации потенциала системы управления для достижения эффективности деятельности предприятия. Эффективность управленческой деятельности была рассмотрена как совокупность финансовой, коммерческой, инновационной, социальной и коммуникативной и личностной эффективности. Оценка состояния управленческой деятельности включала в себя характеристику системы управле- 112 ния по структуре, по уровню компетенции, по уровню стабильности, по уровню оснащенности, по затратам и по результативности.
Для обоснования правомерности и работоспособности сформированной системы показателей оценки управленческой деятельности проводилось исследование характера взаимосвязей показателей оценки с параметрами деятельности предприятия. Результаты исследования позволили получить для исследуемого мно онных моделей, которые могут быть использованы для прогнозирования показателей деятельности предприятия, а также при оценке целесообразности мероприятий по совершенствованию управленческой деятельности на предприятии. Неотъемлемым элементом оценки управленческой деятельности на предприятии является сопряженный с ней анализ полученных результатов, задачей которого является получение информации, необходимой для принятия решений. Содержательный анализ эффективности управленческой деятельности и ее состояния позволяет выявить ресурсы и наметить мероприятия по совершенствованию функционирования предприятия. Предложенный алгоритм организационного обеспечения оценки управленческой деятельности определяет последовательность шагов в этом направлении, указывает источники исходной информации для расчета показателей оценки, а также формы ее документационного обеспечения. Научная новизна выполненного исследования заключается в следующем: 1. Определена специфика управленческой деятельности как объекта экономического исследования. 2. Разработаны методические принципы оценки управленческой дея- 3. Разработана система критериев и показателей оценки управленче 4. На основании предложенной методики оценки выявлена взаимосвязь 5. Определены методы и направления анализа управленческой дея 1 6. Предложены направления повышения эффективности управленче- ской деятельности. 7. Разработаны предложения по организационному обеспечению оценки управленческой деятельности на предприятиях. Практическая значимость работы заключается в том, что разработан- i ! i ные система показателей и методика оценки управленческой деятельности позволяют объективно и комплексно оценить управленческую деятельность на предприятии и являются информативной базой для анализа, который в свою очередь позволяет: определить направления повышения эффективности управленческой деятельности, повысить обоснованность управленческих решений; оценить влияние управленческих решений на результаты деятельности предприятия. 114 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1. Трудовой Кодекс Российской Федерации. М., 2002. 2. Указ Президента РФ «О повышении квалификации и переподготовке фе 3. Положение о проведении аттестации федерального государственного Г~ 4. Акопов B.C., Бакштанский В.Л., Борисов Д.А. Последнее десятилетие: опыт реформ управления. //Менеджмент в России и за рубежом. 1999, №4. 5. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.,1985. 6. Акулай Е.В. Методические основы оценки эффективности управленческо 7. Анализ эффективности затрат на менеджмент в производственно- 8. Антология экономической классики: в 2 т. - М., 1993. 9. Архипов В. Стратегическая эффективность управленческих решений. //
10. Аршакян Д. Особенности управления социотехническими системами в 11. Бабенко О.А. Профессионально важные качества менеджера. М., 1998. 12. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник - 13. Балабан В.А. Результативность управленческого труда и методы ее оцен 14. Балашов Ю.К., Силин А.А. Формы и методы оценки работников. // Труд I 115 I 15. Богомолова С. Законодательное регулирование психологического тести- ^ рования персонала в США. // Кадры. 1992, №4. I 16. Богомолова С. Этика психологического компьютерного тестирования. i //Кадры. 1992, №1. 17. Брусенцов Ю. Оценка работы сотрудников. // Кадры. 1998, №4. 18. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М., 1997. I 19. Варковецкий М.М., Сазонов А.Л. Методы дисперсионного анализа в тек- стильных исследованиях. - М, 1977. 20. Вершигора Е.Е. Менеджмент. Менеджмент. - М, 2001. 1 21. Витке Н. Вопросы управления. // Проблемы теории и практики управле- ния. 1991, №4. 22. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. - 23. Вознесенский В.А. Статистические методы планирования эксперимента в 24. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М., 1999. 25. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. - Саратов, 1992. 26. Герчикова И.Н. Менеджмент.- М., 1994. 27. Гидаспов И. Оценщикам придумали правила. // Известия. - 01.02.2000. 28. Гиллард Ш., Прайс Д. Роль менеджеров в эффективном управлении про 29. Горский В.Г., Адлер Ю.П. Планирование промышленных экспериментов. 30. Грейсон Д., О 'Доннел К. Американский менеджмент на пороге XXI ве
31. Гроув Э. Высокоэффективный менеджмент. - М., 1996. 32. Гудич М. Анализ проблем в области повышения квалификации менедже 33. Гуськова И.М., Меньшова В.Н. Оценка деятельности и аттестация гос 34.Даниельсон К. Обучение руководителей и центры оценки. // Проблемы 35.Диневич В.А., Рогачев СВ., Якунина Н.И. Показатели и критерии эффек
36. Друкер П. Эффективный управляющий. М., 1994. 37. Дудинска Э., Мизла М. Управленческие информационные системы. // 1 38. Жданов С.А. Основы теории экономического управления предприятием. - М, 2000. 39. Инновационный менеджмент: Справ. Пособие / под ред. П.Н. Завлина, 40. Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорациях США. - М., 1988. 41. Использование метода «кейс-стади» при обучении менеджеров. // Про
42. Казанцев А.К. Комплексный анализ эффективности работы НИИ и КБ. - 43. Казанцев А.К. Основные принципы оценки деятельности отраслевых 44. Казанцев А.К., Майданчик Б.И., Моторыгин Б.Д. и др. Справочное посо 45. Казанцев А.К. Управление целевыми научно-техническими программами
46. Казанцев А.К. Экономический анализ в управлении исследованиями и 47. Карась Л. Управленческая диагностика - основа совершенствования ме 117 48. Карпичев В. Самоменеджмент (введение в проблему). // Проблемы тео 49. Карпов А.В. Процессы принятия решений в структуре управленческой 50. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предпри 51. Количественная оценка эффективности труда служащих производствен 52. Колодкин Л. Ограничение субъективизма при оценке кадров. // Кадры. 53. Красовский Ю. Культура управления: ценность обратных свя- 54. Красовский Ю. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. - 55. Кузнецов Ю. Аттестация персонала - признак перехода к нормальной 56. Ларин В.М., Русинов Ф.М., Петросян Д.С. Кадровые проблемы современ
57. Лисин Б. Развитие управленческого потенциала в условиях перехода к 58. Лобанов В. США: модели компетентности руководителей государствен 59. Марченко Г.Н. Об учете производительности труда работников управле 60. Межотраслевые методические рекомендации по организации и проведе
61. Мерсер Д. IBM: управление в самой преуспевающей корпорации мира. - 62. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1998. 63. Методические основы создания системы базовых нормативов для норми- 64. Методические рекомендации по оценке сложности и качества специали
65. Мильнер Б. Кризис управления. // Вопросы экономики. 1993, №1. 66. Мильнер Б. Качество управления - важный фактор экономической безо 67. Мильнер Б. Управление будущего: предпосылки и тенденции. // Эконо- 68. Мухин Е. Квалифицированный персонал- залог успешной работы пред 69. Общий менеджмента. Дайджест учебного курса / Под ред. А.К.Казанцева. i 70. Опыт США в области аттестации кадров. // Труд за рубежом. 1992, №1. 71. Организация и проведение аттестации госслужащих: (метод, основы): 72. Оценка работников управления./ Под ред. Г.Х. Попова, М., 1986. 73. Питере Т. Уотермен Р. В поисках эффективного управления. (Опыт луч 74. Попов Г.Х. Эффективное управление. - М., 1985. 75. Правдин Д.И. Рыночное предпринимательство: теоретические основы и 76. Пригожий А. Становление управленческого консультирования в России. 77. Пузыня К.Ф., Казанцев А.К., Барютин Л.С. Организация и планирование Ь Учеб.пособие для инж.-экон.вузов. - М., 1989 78. Румянцева Е. Механизм реорганизации финансовой функции предпри 119 79. Румянцева 3. Менеджмент на рубеже нового столетия. // Российский эко 80. Румянцева З.П., Филинов Н.Б., Шрамченко Т.Б. Общее управление орга 81. Русинов Ф.М. Эффективность управления - наука и практика. - М., 1984. 82. Русинов Ф., Петросян Д. Теория современного менеджмента и экономика 83. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - i 84. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Нессинен Й.Х. Управление по результатам. - М., 1993. 85.Седлак М. Сущность и содержание теории менеджмента. // Проблемы 86.Сильченков А.Ф. Повышение эффективности управленческого труда (ме 87.Скрипник К., Кутасова Т. Навыки руководителя: результаты анализа 88.Слезингер Г.Э. Труд в управлении промышленным производством. - М.,
89. Смирнов Э.А. Основы теории организации. - М., 1998. 90. Сутович Е. Профессионально-значимые качества менеджера. - СПб, 91. Сыроежин И.М. Совершенствование системы показателей эффективности
92. Татарников А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Гер 93. Тихомирова А.В. Оценка эффективности управления производством. - 94. Том Н. Развитие персонала как инструмент управления предприятием. // 95. Управление по результатам: Пер. с фин. - М., 1988. 96. Управление - это наука и искусство. - М., 1992.
97. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и ис 98. Фаткин Л. Менеджмент и управленческая культура. // Проблемы теории и 99. Фаткин Л., Петросян Д. Хозяйственный руководитель - менеджер? // 100. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. - М.,1997. 101. Федин М. Профессионализм и лидерство формируют облик российско
102. Хартманн X. Франция - Германия: сопоставление моделей комплекто 103. Цёльнер К.-П. Что такое «модель Гарцбурга». // Проблемы теории и 104. Человек в инновационной экономике XX века. - М., 1994. 105. Чернов В.М., Антосенкова Л.Д. Повышение эффективности работы 106. Чистяков М.В. Управление эффективностью трудовых процессов. - 107. Щербина В.В. Особенности менеджмента как направления управлен 108. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. - М.: Эконо 109. Эффективность государственного управления. - М., 1998. 110. Янчевский В. О национальной управленческой концепции, качестве v персонала и модели управления в начале XXI века. // Проблемы теории и практики управления. 2000, №2. 111. Bennet R. Assesing Managerial Performance. // Management Service, Janu 112. Norton D., Kaplan R. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into 113. Schleh E.C.. Management by Results. - New York, 1961.
114. Thornton G.C., Byham W.C.. Assessment Centers and Managerial Perform- 115. Fiedler F.E., Chtmers M.M.. Leadership and Effective Management. - Glenview, 1974. 116. The Scientific Appraisal of Management. - New York, 1950. 117. The Appraisal of Management. - New York, 1962.
118. Meyer H.H. The validity ofhte In-basket Test as a measure of Managerial 119. Cambell J.P., Dunett M.D., Lawler E.E., Weick K.E.. Managerial Behavoir,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|