Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.4. Развитие речи. СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ




1. 4. Развитие речи

В раннем возрасте у ребенка происходит ин­тенсивное развитие активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Среди причин запаздывания формирования говоре­ния у современных малышей психологи-практики отмечают прежде всего искажение, а также скуд­ность форм совместного общения и деятельности взрослого и ребенка. Это и чрезмерная активность взрослого, которая не оставляет места инициативе ребенка: взрослый буквально угадывает все желания ребенка, у которого, в свою очередь, и не возникает необходимости активного обращения к взрослому. Эта необходимость не возникает и в ситуации, ес­ли в отношениях с ребенком в семье на первом плане продолжает оставаться эмоциональное взаимо­действие (для выражения чувств не всегда нужны слова). Непременным условием речевого развития является включенность ребенка в общение с други­ми людьми. Недостаточная интенсивность речевого общения может объясняться занятостью, усталостью родителей, которые начинают приветствовать само­стоятельные занятия ребенка. Удобство родителей, их спокойствие иногда становится фактором, огра­ничивающим речевое развитие ребенка29.

Другой стороной является понимание речи взрос­лого. С развитием слушания и понимания сообще­ний, выходящих за пределы конкретной ситуации, речь становится средством познания действитель­ности. Педагогам и родителям нужно разумно сти­мулировать высказывания ребенка, побуждать его говорить о своих желаниях. Непременным усло­вием развития активной речи малыша является сотрудничество взрослого и ребенка, например, в совместных играх.

__________________________

29 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.

КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ? 30

Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход игры: Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать те­бе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь вниматель­ней! » Затем говорит:

Возьми мишку и посади в машину.

Возьми мишку из машины.

Посади в машину куклу.

Покатай куклу в машине.

Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и про­стые, а произносить их тихо, но очень четко.

СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ

Цель: формирование умения дослушивать зада­ние до конца, осмысливать его и выполнять соот­ветствующие действия. Различать противоположные по значению действия (подняться вверх — спус­титься).

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, ма­шина.

Ход игры: Взрослый строит лесенку из куби­ков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке (можно взять любые другие неболь­шие фигурки). Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки! » Если ребенок все делает правильно, его хвалят и про­сят рассказать, как матрешка спускалась с лесен­ки (прыг-прыг-прыг). Ребенку предлагаются следу­ющие задания:

— попроси водичку умыть куклу в красном пла­тье (ребенок находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая: «Водичка, водичка, умой кукле личико! »);

— помоги матрешке подняться по лесенке (взрос­лый учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами: вверх, вверх... и наверху);

— куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай (ребенок и взрослый вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули»);

— матрешку, которая стоит на лесенке, пока­тай на машине (ребенок катает и приговаривает: «Вперед — назад, вперед — назад»).

Можно придумать и другие задания. Если ре­бенок отвлекается и не дослушивает до конца за­дание, его повторяют еще раз.

СНЕГ

Цель: развитие у ребенка способности понимать инструкции взрослого, выполнять соответствующие движения, использовать в речи предлоги.

Форма проведения: индивидуальная.

______________________________________

30 Предлагаемые игры взяты из источника: Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Галанова. — Ярославль: «Академия раз­вития», 1998.

Материал: белые платочки.

Ход игры: Взрослый читает стихотворение А. Барто:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок!

Взрослый во время чтения делает круговые дви­жения кистями рук и кружится. Затем предлагает ребенку превратиться в снежинку: надевает ему на головку или дает в руки белый платочек.

Снова читает стихотворение, и ребенок повторя­ет за взрослым движения снежинки.

После чтения стихотворения взрослый прячет ре­бенка-снежинку (за шкаф, под стол или за дверь) и спрашивает: «Куда залетела белая снежинка? »

Ребенок отвечает: «За шкаф! » Вновь взрослый прячет снежинку и спрашивает, куда она залетела.

Ребенок каждый раз отвечает на вопрос, исполь­зуя соответствующие предлоги.

Стихотворение читается 3-4 раза, столько же «прячется снежинка».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...