1.4. Развитие речи. СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ
1. 4. Развитие речи В раннем возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Среди причин запаздывания формирования говорения у современных малышей психологи-практики отмечают прежде всего искажение, а также скудность форм совместного общения и деятельности взрослого и ребенка. Это и чрезмерная активность взрослого, которая не оставляет места инициативе ребенка: взрослый буквально угадывает все желания ребенка, у которого, в свою очередь, и не возникает необходимости активного обращения к взрослому. Эта необходимость не возникает и в ситуации, если в отношениях с ребенком в семье на первом плане продолжает оставаться эмоциональное взаимодействие (для выражения чувств не всегда нужны слова). Непременным условием речевого развития является включенность ребенка в общение с другими людьми. Недостаточная интенсивность речевого общения может объясняться занятостью, усталостью родителей, которые начинают приветствовать самостоятельные занятия ребенка. Удобство родителей, их спокойствие иногда становится фактором, ограничивающим речевое развитие ребенка29. Другой стороной является понимание речи взрослого. С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы конкретной ситуации, речь становится средством познания действительности. Педагогам и родителям нужно разумно стимулировать высказывания ребенка, побуждать его говорить о своих желаниях. Непременным условием развития активной речи малыша является сотрудничество взрослого и ребенка, например, в совместных играх. __________________________ 29 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.
КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ? 30 Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Форма проведения: индивидуальная. Материал: кукла, игрушечный мишка, машинка. Ход игры: Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней! » Затем говорит: Возьми мишку и посади в машину. Возьми мишку из машины. Посади в машину куклу. Покатай куклу в машине. Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко. СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ Цель: формирование умения дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия. Различать противоположные по значению действия (подняться вверх — спуститься). Форма проведения: индивидуальная. Материал: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина. Ход игры: Взрослый строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке (можно взять любые другие небольшие фигурки). Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки! » Если ребенок все делает правильно, его хвалят и просят рассказать, как матрешка спускалась с лесенки (прыг-прыг-прыг). Ребенку предлагаются следующие задания: — попроси водичку умыть куклу в красном платье (ребенок находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая: «Водичка, водичка, умой кукле личико! »); — помоги матрешке подняться по лесенке (взрослый учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами: вверх, вверх... и наверху);
— куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай (ребенок и взрослый вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули»); — матрешку, которая стоит на лесенке, покатай на машине (ребенок катает и приговаривает: «Вперед — назад, вперед — назад»). Можно придумать и другие задания. Если ребенок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют еще раз. СНЕГ Цель: развитие у ребенка способности понимать инструкции взрослого, выполнять соответствующие движения, использовать в речи предлоги. Форма проведения: индивидуальная.
______________________________________ 30 Предлагаемые игры взяты из источника: Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т. В. Галанова. — Ярославль: «Академия развития», 1998. Материал: белые платочки. Ход игры: Взрослый читает стихотворение А. Барто: Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок! Взрослый во время чтения делает круговые движения кистями рук и кружится. Затем предлагает ребенку превратиться в снежинку: надевает ему на головку или дает в руки белый платочек. Снова читает стихотворение, и ребенок повторяет за взрослым движения снежинки. После чтения стихотворения взрослый прячет ребенка-снежинку (за шкаф, под стол или за дверь) и спрашивает: «Куда залетела белая снежинка? » Ребенок отвечает: «За шкаф! » Вновь взрослый прячет снежинку и спрашивает, куда она залетела. Ребенок каждый раз отвечает на вопрос, используя соответствующие предлоги. Стихотворение читается 3-4 раза, столько же «прячется снежинка».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|