Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Договорные отношения в сфере СКС и туризма.




Контрактно-договорные взаимоотношения в туризме регули­руются нормами международного и национального гражданско­го права.

На международном уровне такие отношения регулируются следующими основными документами:

* Международной конвенцией по контракту на путешествие, принятой 22 октября 1970 г.

* Генеральной ассамблеей Всемир­ной федерации ассоциаций туристских агентств;

* Положением по туристским контрактам и обменам, приня­тым на Венской встрече государств - участников Совета Безо­пасности Совета Европы (СБСЕ) в 1992 г.;

* Соглашением по унификации основных правил междуна­родных воздушных перевозок (Варшавская конвенция), приня­тым 12 октября 1929 г., с изменениями и дополнениями, внесен­ными в 1955 и 1975 гг.;

* Женевской конвенцией по международной автомобильной

* перевозке пассажиров и багажа, принятой в Брюсселе в 1967 г.;

* постановлением Межпарламентской ассамблеи госу­дарств - участников СНГ «Об основных принципах сотрудни­чества государств - участников СНГ в области туризма» от октября 1996 г. и др.

На национальном уровне договорные отношения в облас­ти туризма регулируются следующими нормативно-правовыми актами:

* Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 1 и 2 от 21.10.94 г. и от 22.12.95 г. соответственно);

* Федеральным законом от 24.11.96 г. «Об основах турист­ской деятельности в Российской Федерации»;

* Кодексом законов о труде Российской Федерации от 25.09.92 г. № 3543-1, с дополнениями и изменениями по состо­янию на 17.03.97 г.;

* постановлением Министерства труда РФ от 14.07.93 г. № 135 «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудо­вого договора (контракта) в письменной форме и Примерной формы трудового договора (контракта)».

В практике торговли туристскими услугами туроператоры подразделяются на направляющих (или инициативных, органи­зующих зарубежные туры) и принимающих (или рецептивных). Инициативный туроператор не всегда выходит напрямую на по­ставщиков услуг. Он заключает договор с принимающим тур-оператором, который обеспечивает ему весь комплекс услуг на приеме.

Рассмотрим особенности заключения договоров рецептивно­го туроператора с поставщиками услуг и договор между рецеп­тивным и инициативным туроператорами.

Договора с поставщиками услуг рецептивного туроператора

Договора с поставщиками услуг составляются на основе ти­пового договора с включением вопросов, касающихся обслужи­вания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика ус­луг и туроператора).

Все взаимоотношения с партнерами - поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются за­ключением письменных договоров (контрактов). Они могут иметь типовую форму договора купли-продажи, либо договора комиссии, либо договора обмена (при безвалютном обмене ту­ристскими группами).

Основные положения договоров с поставщиками услуг ана­логичны положениям типового договора: предмет договора, ос­новные условия, права и обязанности поставщика услуг, права и обязанности туроператора, ответственность сторон, форс-ма­жорные обстоятельства, юридические адреса и реквизиты партнеров.

Договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей случаю форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. Существенными же признаются условия о предмете договора, которые признаны существен­ными законодательством или необходимы для договоров дан­ного вида, а также те условия, относительно которых по заяв­лению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Таким образом, стороны вправе устанавливать условия догово­ра по своему усмотрению, так как в каждом случае есть своя специфика, зависящая от особенностей предоставления услуг туристам и взаимоотношений договаривающихся сторон. Ис­ключение составляют только те случаи, когда содержание соот­ветствующего условия предписано (или запрещено) законода­тельством.

Договор с гостиничным предприятием

В международной практике известны и имеют широкое при­менение соглашения и документы, регулирующие взаимоотно­шения гостиничных предприятий с турагентами и туроперато-рами. Один из них - Гостиничная конвенция 1970 г., разрабо­танная под эгидой Международной гостиничной ассоциации и Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств. Кон­венция определяет обязательства договаривающихся сторон, сферу ее применения, типы гостиничных контрактов, общие и особые правила их составления, величину комиссионных и порядок платежей, а также условия аннуляции договоров. В 1979 г. в Гостиничную конвенцию был внесен ряд поправок и она получила название «Международная гостиничная конвен­ция», которая с 1993 г. стала кодексом отношений между гости ницами и турагентствами (туроператорами) и используется при заключении гостиничных контрактов.

Кодекс обязывает гостиничное предприятие давать точную информацию по категории и расположению отеля, а также по качеству предоставляемых услуг. В нем определяется, что тур-агент не имеет права устанавливать для своих клиентов цены выше тех, которые установлены по договору комиссии. Это имеет отношение и к туроператору, работающему с гостиницей на тех же условиях. При этом ни турагент, ни туроператор, ни гостиница не должны раскрывать цену, которая оговорена в контракте.

Документами, регулирующими взаимоотношения туристско­го бизнеса с гостиничными предприятиями, являются: Между­народные гостиничные правила, одобренные Советом Между­народной гостиничной ассоциации (02.11.81 г.), и Межрегио­нальная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренная регио­нальными комиссиями ВТО в 1989 г.

Хотя эти документы носят рекомендательный характер и не являются обязательными, они содержат много положений, прочно вошедших в международную практику взаимоотноше­ний между бизнесом гостиниц и агентско-операторским бизне­сом в туризме.

При организации туров на территории России и во взаимоот­ношениях с российскими гостиничными предприятиями следует руководствоваться также Правилами предоставления гостинич­ных услуг в Российской Федерации, утвержденными Постанов­лением Правительства РФ от 25.04.97 г. № 490.

Взаимоотношения с гостиничными предприятиями опреде­ляются в основном следующими соглашениями:

Договором о квоте мест с гарантией заполнения 30-80 %. По такому договору туристская фирма получает от гостиницы определенное количество мест, которые она обязана в течение периода, оговоренного в контракте, заполнить тури­стами. При этом она гарантирует оплату 30-80 % выделенной квоты мест, даже если они не будут использованы. Остальную часть квоты фирма имеет право аннулировать в установленные сроки. По этому договору фирма получает цены на гостиничные места более низкие, чем обычные тарифы.

Договором о квоте мест без гарантии заполнения. По этому договору фирма не берет на себя никакой гарантии запол­нения выделенной ей квоты мест. Поэтому в силу вступает обычное правило аннуляции мест, не использованных в уста­новленные сроки. Фирма рассчитывается с гостиницей по обыч­ным тарифам.

Договором о твердой закупке мест с полной оплатой. По такому договору фирма гарантирует гостинице полную оплату выделенной квоты мест, независимо от их заполнения. При та­ких условиях фирма выторговывает более низкие цены на раз­мещение в гостинице, чем обычно.

Договором о текущем бронировании. Это наиболее ти­пичный договор для туристских фирм, особенно тех, которые занимаются организацией индивидуального туризма. По дого­вору фирма не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обращении клиента она направляет гостинице заявку на брони­рование и только по получении от нее подтверждения произво­дит продажу гостиничных услуг. При таком договоре действуют обычные тарифы на гостиничные места.

В любом варианте договоров следует предусматривать (ого­варивать) следующие условия:

* стоимость номеров и бронирования;

* тип номеров и необходимое их число;

* продолжительность (сезоны) обслуживания;

* свободные периоды;

* графики заезда туристов;

* сроки и продолжительность разового обслуживания;

* набор входящих услуг;

* количество (пансион) и форму организации питания - вари­анты предоставления питания в ресторане гостиницы (завтрак, полупансион, полный пансион, шведский стол и т. д.);

* время обслуживания туристов питанием;

* специальные удобства на отдыхе (например, для инвалидов, вегетарианцев, пользование городским пляжем и т. д.);

* языки, на которых необходимо говорить персоналу;

* сроки подтверждения заезда туристов (бронирования);

* сроки снятия заездов без предъявления штрафных санкций;

* штрафные санкции по величине и срокам отказа;

* скидки на большой заезд или на постоянную загрузку;

* материальная ответственность за недозаезд (количествен­ный), срыв заезда, отказ в размещении гостей и др.;

* другие специфические вопросы (например, входит ли в сто­имость номера пользование в гостинице сауной, бильярдом и др., время работы бассейна и пр.).

Кроме того, важно обратить внимание на гарантии, которые дает вам партнер - поставщик услуги (например, гарантирует ли гостиница обещанное размещение).

Во взаимоотношениях с поставщиками услуг необходимо предусматривать (фиксировать в договоре) условие о невоз­можности обратного повышения цен (цены можно повышать только на непроданные услуги) и отработать механизм исполне­ния этого условия.

Договор с предприятием питания

Такой договор заключается с отдельным предприятием пита­ния, если питание организуется вне средства размещения турис­тов и не входит в контракт с гостиничным предприятием. Это может иметь место на маршрутных, тематических турах (пита­ние в пути) и др.

В таком договоре должны быть отражены:

* количество единовременно обслуживаемых туристов;

* регулярность и величина заказов;

* вид питания (шведский стол, обслуживание и т. д.);

* примерные варианты меню;

* примерные цены на различные рационы питания;

* скидки на большое количество клиентов или на постоянное обеспечение клиентуры;

* сроки подачи заявок на питание;

* предельные сроки снятия заказа без предъявления штраф­ных санкций;

* материальная ответственность за срыв питания с той или другой стороны с указанием сроков наступления материальной ответственности и др.

Договор с автотранспортным предприятием

Международные взаимоотношения по организации авто­транспортных перевозок туристов регулируются Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пас­сажиров автобусами, принятым в Дублине 26 мая 1982 г. В со­ответствии с этим Соглашением при организации нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы должен использоваться специальный кон­трольный документ (листы поездок), который должен находить­ся на борту автобуса. В связи с этим Министерство транспорта Российской Федерации приняло документ от 07.02.97 г. № ЛШ-6/60 «О применении унифицированного комплекта лис­тов поездки (контрольный документ с номером) в международ­ном нерегулярном пассажирском автобусном сообщении меж­ду Россией и европейскими странами: Бельгией, Германией, Голландией, Испанией, Польшей, Словенией, Чехией и Юго­славией».

Договорные взаимоотношения с автотранспортными пред­приятиями (АТП) строятся на основании договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями), регламенти­руемого Гражданским кодексом РФ (гл. 40 «Перевозка»); Поло­жением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров ав­тобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.97 г. № 2; Уставом автомобильного транспорта.

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель (АТП) предоставляет арендатору (турфирме) транспортное средство во временное владение и пользование за плату и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Водители автобуса (их квалификация) должны отвечать обя­зательным для сторон правилам и условиям договора или тре­бованиям обычной практики, так как они являются работника­ми арендодателя и подчиняются распоряжениям автотранс­портной компании, касающимся управления и технической эксплуатации, а также распоряжениям турфирмы, касающимся коммерческой эксплуатации автобуса. Как правило, расходы по оплате услуг водителей, а также расходы на их содержание не­сет АТП.

Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и ответственность за ущерб им или третьим лицам в связи с экс­плуатацией автобуса возлагается на арендодателя (АТП) в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора. Например, при организации зарубежных поездок необходимы оформление специальной страховки (зеле­нойкарты ) и страхование ответственности за ущерб, причи­ненный третьим лицам. В договоре с АТП следует оговорить обязательное наличие такой страховки на автобус.

Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, турфирма обычно несет расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, в том числе расходы на оплату топ­лива и других материалов, расходуемых в процессе эксплуата ции, а также сборов (дорожных, стояночных и пр.). Кроме того, в договоре с автотранспортным предприятием необходимо ого­ворить следующее:

* марки автотранспортных средств, выделяемых для обслу­живания туристов (автомашин, автобусов);

* цены и тарифы;

* графики и сроки работы автотранспорта;

* маршруты, на которых будет использоваться автотранс­порт;

* сроки подачи заявок на выделение автотранспорта;

* сроки отказа от заявок без предъявления штрафных санкций;

* материальную ответственность АТП за срыв подачи авто­транспорта на обслуживание туристов;

* материальную ответственность туристской фирмы за срыв использования автотранспорта;

* максимальные сроки ожидания автотранспорта при опозда­нии туристов;

* максимальные сроки ожидания туристов при опоздании (неподаче)автотранспорта;

* основные права и обязанности туристов, гидов, экскурсово­дов при пользовании автотранспортными средствами на обслу­живании;

* скидки и льготы (возможные варианты).

В международном и отечественном туризме принимаются меры по обеспечению безопасности туристов на автобусных ту­рах и по обеспечению стандартов обслуживания. Так, во многих странах введено лицензирование автобусных перевозок тури­стов и экскурсантов.

Так, решением Европейской транспортной комиссии введено требование по обязательному оснащению всех туристских авто­бусов с количеством мест 9 и более, включая место водителя, специальным контрольным прибором - тахографом. Этот аналог «черного ящика» на самолетах - прибор, контролирующий ра­боту автобуса и водителя на маршруте и записывающий всю информацию на тахограммы. Пункт о наличии в туристском ав­тобусе тахографа также включается в контракт с автотранспорт­ным предприятием. Данный пункт, а также наличие листов по­ездки также должны быть оговорены в контракте с АТП при ор­ганизации европейских маршрутов.

Договор с авиакомпанией

Все правила авиаперевозок в нашей стране регулируют­ся Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1977 г., а также ря­дом международных соглашений, одним из которых можно на­звать Варшавскую конвенцию 1929 г. «Об унификации неко­торых правил, касающихся международных воздушных пе­ревозок», с изменениями, принятыми в 1959 г. (Гамбургские правила). Договорные взаимоотношения с авиаперевозчика­ми строятся на основе Гражданского кодекса РФ (гл. 40 «Пе­ревозка»). Договора с авиакомпаниями могут быть трех видов: а) дого­вор на квоту мест на регулярных авиарейсах; б) агентское со­глашение; в) чартер (аренда самолета).

Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах

Квота мест может быть жесткой или мягкой. Это влияет как на условия договора, так и на специальные льготы и скидки. При жесткой квоте мест вся ответственность за нереализацию мест ложится на туристскую фирму, независимо от причины нереализации. Финансовые потери несет турфирма. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа турист­ской фирмы от квоты или части квоты мест по причине нереали­зации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возмож­ность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или ее другими агентами. Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:

* график функционирования туров в направлении «туда» и «обратно» с указанием мест назначения;

* количество туристов в каждой группе (квота мест);

* сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;

* сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);

* виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;

* скидки и льготы на квоту мест;

* порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользован­ных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).

Агентское соглашение с авиакомпанией

Некоторые авиакомпании считают своими агентами все ту­ристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Одна­ко в чистом виде агентское соглашение - это работа по реализа­ции авиабилетов, т. е. когда туристская фирма получает воз­можность самостоятельно выступать как агентство авиакомпа­нии по продаже авиабилетов, что упрощает и ускоряет процеду­ру бронирования и оформления проездных документов. Турист­ская фирма сама выступает в качестве кассы по продаже биле­тов авиакомпании, т. е. сама выписывает билеты и имеет соот­ветствующее компьютерное оборудование и право доступа к се­ти бронирования данной авиакомпании.

В этом случае авиакомпания в лице данной турфирмы имеет дополнительный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения обычно является продажа под туры билетов именно этой авиакомпании). Агентское соглашение с авиакомпанией оговаривает и следующие моменты:

* кто и на каких условиях обеспечивает наличие оборудова­ния для оформления авиабилетов и их бланков;

* вопросы о подготовке кадров для обслуживания этого обо­рудования;

* объемы продаж (чаще всего устанавливаются индивиду­ально - по количеству билетов в месяц, например не менее 10/200 билетов в месяц, или по выручке от продаж (от 10 до 200 тыс. долл. США и более в разных авиакомпаниях);

* пределы возможных продаж (регионально или по сегмен­там потребителей);

* по чьей цене продаются авиабилеты - по цене авиакомпании или по цене турагентства (чаще всего по цене авиакомпании);

* цены и тарифы продаж авиабилетов;

* условия оплаты авиабилетов - предоплата или оплата по мере продажи (для сток-агентов в некоторых авиакомпаниях предоплата устанавливается за группы туристов);

* размер комиссионного вознаграждения за продажу авиаби­летов (до 9 % от проданного тарифа);

* сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая в приложении документация;

* размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или Международной ассоциации воздушного транспорта (IАТА) (от 20 тыс. долл.);

* членство в IАТА.

Чартер (аренда самолета). При организации чартерных авиаперевозок заказчик и авиакомпания определяют маршрут, оговаривают обязанности сторон, выясняют соответствие арендного договора международным правилам и определяют стоимость рейса, включающую аренду самолета, расход топли­ва, работу экипажа, обслуживание в аэропорту.

Затем заключается специальный чартерный договор, в кото­ром оговариваются:

* вид (марка) самолета;

* число мест, подлежащих продаже;

* стоимость аренды самолета;

* маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия;

* срок действия договора (сезон, год и т. д.);

* регулярность совершения авиарейсов;

* возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарей­са и соответствующие санкции.

Особенность чартеров такова, что один полный рейс (второй и предпоследний полеты - первый обратный после первого за­воза и последний туда перед последним вывозом) выполняется без туристов: на последнем рейсе самолет забирает последних туристов, но не привозя новых, так как он уже за ними не вер­нется (т. е. на 10 туристских заездов приходится 11 авиарейсов). Здесь действует формула N + 1. Таким образом, наибольшее число полетов за период действия авиачартерной программы снижает затраты на «выпадающий» рейс, а значит, снижает и перевозочный тариф.

Нормальные отношения с авиакомпаниями при аренде воз­душного судна предусматривают его оплату с обязательным подведением баланса после каждого полета.

Чартерные рейсы не должны противоречить требованиям Варшавской международной конвенции об обязанностях пере­возчика перед пассажиром. Практика чартерных программ по­казывает, что браться за их организацию имеет смысл только тогда, когда за 4-5 месяцев возможно проведение как минимум 15-17 сдвоенных рейсов (туда и обратно). Рейсы обычно вы­полняются 1-2 раза в неделю и совсем редко - с периодично­стью в 10 дней или в 2 недели.

Заметна тенденция, когда туроператоры формируют и экс­плуатируют собственные чартерные авиарейсы преимуществен­но для обеспечения собственных туристов.

Следует заметить, что в сезон реально можно организовать 20 заездов (при еженедельных полетах). Однако чартер можно пускать и с частотой 2 раза в неделю. Тогда количество поле­тов за сезон возрастает до 40. Это значительно снижает та­риф, но недоступно по загрузке большинству туристских фирм. Этим и объясняется возникновение на рынке туристских пере­возок «промежуточных» предпринимателей - фирм-опто­виков сосредоточивающих в своих руках круп­ные чартеры и распределяющих их среди более мелких фирм в виде блок-чартеров (т. е. по 10-30 мест). Продажу блоков мест на свой чартер туроператор-оптовик, как правило, прово­дит по трем вариантам: жесткий блок мест, мягкий и комби­нированный.

Мягкий блок, при котором заказчик не имеет никакой фи­нансовой ответственности, но имеет право в заранее оговорен­ные сроки полностью или частично отказаться от своих мест, более удобен для турагента, однако если отказ произойдет поз­же установленного срока, то заказчику предстоит выплатить штраф. Обычно мягкие блоки применяются достаточно редко, поскольку они не всегда выгодны держателю чартера.

Жесткий блок предусматривает строгие договорные обяза­тельства по срокам продажи и оплате. Заказчик вносит пред­оплату, размер которой обычно включает сумму стоимости двух парных рейсов. Тарифы при реализации жесткого блока бывают примерно на 5-10 % ниже, чем на мягком. К тому же при договоре на жесткий блок оператор и агент фиксируют це­ну на весь период действия чартера, что дает хорошую воз­можность реализаторам варьировать цены в пик сезона и в кон­це его.

Наиболее распространена продажа мест на чартерные рейсы комбинированным способом, сочетающим элементы двух вы­шеупомянутых вариантов. Общее число мест, входящих в реа­лизуемый блок, делится в определенной пропорции на две час­ти, одна из которых реализуется по жесткой системе, а другая -по мягкой.

Часто в роли инициатора чартерной программы выступает несколько туроператоров. При этом они заранее оговаривают между собой условия организации полетов. Главным вопросом для туроператора, впервые организующего собственный чартер, всегда остается вопрос выбора авиакомпании. В понятие «на­дежность авиакомпании», по мнению туроператоров, входят прежде всего репутация и имя на мировом рынке авиаперевозок, отработанность технологической цепочки полетов на конкрет ном направлении, величина и номенклатура летного парка, воз­можность наземной представительской поддержки.

Не последнюю роль при организации чартеров играет цена перевозки. Здесь лидером является «Аэрофлот». Это не означа­ет, что в «Аэрофлоте» самые низкие цены, как раз наоборот, по­скольку за надежность, гарантии и другие моменты, присущие именно «Аэрофлоту», приходится платить.

Подписывая договор об организации чартера, авиакомпания почти всегда ставит туроператора в жесткие условия. Прежде всего от фирмы требуется предоплата. Каков бы ни был ее максимальный размер, авиакомпания всегда настаивает, что­бы заранее были оплачены первый и последний рейсы чартер­ного цикла: таким образом она страхует себя и ранее завезен­ных туристов от возможных неплатежей. Оплата рейсов ого­варивается заранее и производится, как правило, за 7-10 дней до начала полета. Согласно договору, в случае несвоевремен­ной оплаты компания вправе выставить заказчику штраф­ные санкции или прервать с ним имеющиеся договорные от­ношения.

Договор с железной дорогой

Железнодорожные перевозки в России регулируются Зако­ном РФ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25.08.97 г., «Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации» от 08.01.98 г., а также Правилами перевозки пасса­жиров и почты.

При организации международных железнодорожных перево­зок следует руководствоваться межправительственными согла­шениями: «Международной конвенцией по контракту на путе­шествие» от 22.10.70 г., «Конвенцией и статусом о свободе транзита» от 20.04.21 г. и др.

Договор о выделении мест в графиковых поездах заключает­ся по правилам, аналогичным соглашениям с авиакомпаниями на квоту мест или по текущему бронированию. Особенности имеет договор на аренду специализированного турпоезда.

Договор на аренду специализированного туристского по­езда. Существует устоявшееся мнение, что любая железнодо­рожная поездка, тем более продолжительная, утомительна и не­приятна. Но практика многих зарубежных стран показывает, что она может быть не вынужденным перемещением из одного пункта в другой, а увлекательнейшим путешествием. Эту исти ну уже давно осознали зарубежные турфирмы и операторы, предлагающие специализированные железнодорожные туры. Технологию их проведения западные специалисты довели до совершенства.

Стандартные железнодорожные туры можно условно раз­делить на три самостоятельные категории: однодневные, не­продолжительные (2-3 суток), многодневные (от 5 дней и более).

Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются ве­чером того же дня. В дороге туристы располагаются за столика­ми вагонов-ресторанов. По пути они могут не только переку­сить, но и посмотреть выступления эстрадных и цирковых арти­стов. Туристов довозят до определенной станции, где для них подготовлена специальная программа. Это может быть экскур­сионная поездка или пикник на природе. Чаще всего пассажиры совмещают обе программы. Такого рода поезда были очень рас­пространены почти во всех крупных городах Советского Союза, располагающих железнодорожной сетью.

Непродолжительные туры. Во время 2-, 3-суточных желез­нодорожных туров пассажиры проживают в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким расчетом, чтобы но­чью, когда все спят, поезд находился в пути. Днем туристы обычно участвуют в запланированных экскурсионных меро­приятиях.

Такие путешествия организуются в различных странах. На­пример, путешествие по Африке на поезде, предлагаемое южно­африканской компанией «Ровос-Рейл» - «железно­дорожное сафари», - по южной части Африканского континен­та. Компания «Ровос-Рейл» выкупила два поезда «гордость Аф­рики». Один назвали «Классик» (он оформлен в стиле 40-х го­дов), другой - «Эдуардиан» (стиль времен английского короля Эдуарда). Оба они дают возможность совершить уникальное «железнодорожное сафари» по южной части Африканского кон­тинента.

Многодневные туры. График движения поездов, обслу­живающих многодневные поездки, тщательно продумывается. В зависимости от маршрута и экскурсионной программы ту­ристы часто находятся в пути в дневное время. Чтобы путеше­ственники не утомились, между двумя пунктами турпоезд дол­жен идти безостановочно не более полутора суток. Продолжи­тельные дневные переезды планируются, как правило, в тех случаях, когда по пути следования открываются интересные виды и ландшафты. В отдельных случаях предполагаются и крат­ковременные «зеленые стоянки» непосредственно в лесу или в горах, на берегу моря или большого озера.

Туристские поезда в обиходе называют «отелями на коле­сах». Действительно, несмотря на ограниченные строгими стан­дартами железной дороги габаритные размеры вагонов, их ком­фортабельности и внутреннему дизайну могут позавидовать многие стационарные гостиницы. В каждом купе, общее число которых в спальном вагоне обычно не превышает восьми, про­живает не более двух человек. В зависимости от категории по­езда купе оборудуются двумя односпальными (вертикально или горизонтально расположенными) кроватями или одной дву­спальной, кондиционерами, письменным столом, телефоном, телевизором. Туалетная и душевая комнаты могут быть как на весь вагон, так и персонально - на один-два номера. В состав туристского поезда входит несколько вагонов-ресторанов, ва­гон-салон (используемый как библиотека, место для карточных игр или переговоров, отдыха), конференц-вагон (он же лекто­рий, дискотека или видеосалон), а также детский вагон или зал подвижных игр.

В договор на аренду специального туристско-экскурсионного поезда включается следующее:

* маршрут поездки с указанием всех пунктов остановки;

* стоимость аренды вагонов и вагонов-ресторанов;

* сроки путешествия с указанием дат и продолжительности остановок в каждом пункте маршрута;

* количество вагонов и мест в них, стоимость аренды ва­гонов;

* количество вагонов-ресторанов;

* количество смен постельного белья на одного человека;

* расстояние (километраж) маршрута и стоимость проезда;

* сроки отказа от путешествия (не позже чем за 20 суток до отправления);

* услуги в поезде (чай, чайная продукция, завтраки в купе и т. д.).

Организация туристско-экскурсионных поездов имеет в на­шей стране свои традиции, так как в советское время из каждого областного города, располагающего железной дорогой, выходи­ло на маршрут ежегодно от 10 до 120 специализированных тур-поездов. Комфортабельность их была такой же, как у обычных пассажирских поездов, что недостаточно для туристского путе­шествия. Вероятно, именно поэтому в настоящее время массо вая организация путешествий на турпоездах в России отсутству­ет. Однако есть компания «Русь-Рейл», которая организует для иностранной клиентуры поездки по России на специализиро­ванных турпоездах VIР-класса.

Договор с экскурсионной фирмой

Если нет собственного экскурсионного отдела, договор с экс­курсионной фирмой включает следующие пункты:

* наименование и продолжительность экскурсий, способ пере­движения на них (автобусные, пешеходные, теплоходные и пр.);

* сроки подачи заявок на проведение экскурсий;

* сроки отмены заявок;

* цены на экскурсии;

* количество экскурсантов в группе на каждой экскурсии;

* материальная ответственность за срыв экскурсии (по вине экскурсионной фирмы или туроператора).

Договор с музеем

Договор с музеем включает:

* варианты экскурсий и их тематику;

* количество экскурсантов в группе;

* цены на экскурсии (дифференцированно - на групповые и индивидуальные, по возрастам и т. д.);

* скидки на групповое посещение музея;

* сроки подачи заявок на проведение экскурсий;

* сроки отмены заявок;

* материальную ответственность за срыв музейной экскурсии по вине одного из партнеров и др.

Не следует забывать и одополнительных услугах, т. е. о тех, которые не включены в пакет тура. Они предоставляются туристам на месте за дополнительную плату. Это обычно спе­цифические экскурсии, шоу, морские, горные или речные про­гулки, посещение аквапарков, национальных парков и заповед­ников, сафари по горам и пустыням, охота, рыбалка и многое другое. С предприятиями, предоставляющими эти услуги, со­ставляются отдельные договора с целью обеспечения ими ту­ристов и получения льготных цен за счет выкупа билетов при групповом посещении.

Рецептивные туроператоры чаще всего работают на приеме в своей стране и заключают договора с отечественными постав щиками услуг. Инициативные же, как упоминалось, чаще рабо­тают не напрямую с зарубежными и региональными поставщи­ками услуг, а через посредничество местных рецептивных тур-операторов. Но это не значит, что они не могут напрямую выхо­дить на поставщиков услуг, минуя посредников. Такие случаи встречаются на туристском рынке среди крупных (чаще -транснациональных) компаний. Договорная деятельность с по­ставщиками услуг инициативных и рецептивных туроператоров почти не имеет различий, хотя свои особенности имеются в ряде зарубежных стран.

Договор между инициативным и рецептивным туроператорами

Договорные взаимоотношения между инициативным и ре­цептивным туроператорами во многом сходны с аналогичными взаимоотношениями между туроператором и турагентом, если речь не идет об агентском соглашении.

Рассмотрим некоторые позиции договорных взаимоот­ношений, вытекающих из условий взаимодействия инициатив­ного туроператора с зарубежным принимающим партнером (в данном случае - рецептивным туроператором).

В договоре инициативного и рецептивного туроператоров должны быть отражены:

При организации маршрутного инклюзив-тура:

* маршрут, программа тура и пакет услуг, которые должны быть предоставлены туристам во время их путешествия;

* дата прибытия и дата отъезда;

* перечень и последовательность посещения городов;

* вид транспорта;

* количество дней пребывания в каждом городе;

* перечень экскурсий.

При организации индивидуальных заказных туров:

* дата прибытия и дата отъезда туристов;

* перечень услуг и их классность.

При обсуждении маршрута или стационарного пребывания туристов в месте отдыха необходимо четко определить продол­жительность пребывания туристов в месте размещения по ко­личеству ночевок, так как все расчеты по обслуживанию в гостиницах ведутся именно по их количеству. Однако при опреде­ленном количестве ночевок дней пребывания может быть на один больше (заезд утром первого дня пребывания, отъезд вече­ром последнего дня). Поэтому для четкости толкования понятия «продолжительность путешествия» принято обозначать ее дву­мя показателями - количество дней и количество ночевок. На­пример, тур 7 дней/6 ночей; тур 14 дней/13 ночей и т. д.

Следует также иметь в виду, что почти во всех гостиницах действует так называемый расчетный час, т. е. фиксированное время суток, с которого отсчитывается количество прожитых в гостинице дней. В большинстве случаев этим часом является 12 ч дня (хотя в Италии, например, это может быть и 10 ч утра). Поэтому в день окончания тура или переезда из города в город по маршруту туристам приходится освобождать гостиничные номера к 12 ч дня, в противном случае с них будет взыскиваться доплата за половину суток или за полные сутки. Иногда по до­говоренности с принимающей фирмой или гостиницей турист­ской группе могут быть выделены один-два дежурных номера без доплаты за хранение багажа на время после освобождения занимаемых ими номеров и до отъезда из гостиницы. В некото­рых гостиницах для данных целей созданы бесплатные камеры хранения. Все это (пользование туристами комнатами или каме­рами хранения в день выезда) должно быть оговорено с прини­мающим партнером и внесено в договор.

При обсуждении вопроса размещения туристов в гостинич­ном предприятии необходимо согласовать с фирмой его клас­сность, тип и место расположения. Эти параметры зависят от социального состава предполагаемых туристов и цели путе­шествия. Обязательно должна быть согласована категория номеров.

Поскольку в любой группе могут быть непарные мужчина и женщина, необходимо оговорить с фирмой предоставление для каждой группы двух одноместных номеров без увеличения цены.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...