Технология страхования туристского бизнеса
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении различного рода неблагоприятных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). При этом возмещение застрахованному пострадавшему связанных с этим потерь (ущерба) осуществляется в пределах страховой суммы, определяемой договором страхования (страховым полисом) между страхователем и страховщиком, в качестве которого выступает страховая компания. Страховые полисы для выезжающих за рубеж сравнительно дешевы, но при этом они могут оказаться крайне полезными. Страховые компании предлагают сегодня отъезжающим за рубеж достаточно широкий набор услуг — от традиционных медицинских страховок до страхования личной ответственности отдыхающих за порчу ими чужого имущества или причинение вреда людям. Как правило, это недорогие полисы, по которым страховые компании оплачивают медицинскую помощь при несчастных случаях и внезапных заболеваниях путешественников, а также транспортировку пострадавших. Более дорогие полисы, помимо этого, гарантируют бесплатную экстренную стоматологическую помощь (обычно на сумму 150—200 долларов), эвакуацию оставшихся без присмотра детей, а если необходимо, — выезд родственников пострадавшего к месту событий. Медицинская страховка в зависимости от набора услуг и страны пребывания будет стоить от 0,5 до 2,5 долл. за день поездки. Иногда страховщики в качестве бесплатного приложения включают в медицинские полисы оригинальные дополнительные услуги. К примеру, многие компании готовы в любой момент обеспечить постоянно нуждающегося в лекарствах человека, к примеру диабетика, необходимыми медикаментами, если их почему-то не оказалось на месте отдыха.
В мировой практике различают три основных вида страхования: * имущественное страхование, объектом которого выступают различные материальные ценности; * личное страхование, где основой страховых отношений выступают различные события в жизни физических лиц, в том числе и медицинское страхование; * страхование ответственности, предметом которого служат обязательства страхователя по возмещению ущерба третьим лицам. Для граждан, выезжающих за рубеж, в связи с высокой стоимостью медицинских услуг в большинстве стран, особенно актуально личноемедицинское страхование. Кроме того, законодательством многих стран (например, Австрии, Германии, Голландии, Испании, Франции и других) прямо предусматривается наличие страхового полиса как условие въезда в страну. Величина страховой суммы, а следовательно и страховой премии, прямо зависит от объема страховых услуг. Как правило, минимальный объем услуг включает в себя: * оплату экстренной медицинской помощи в пределах страховой суммы; * доставку страхователя в одну из ближайших больниц при внезапном заболевании или в случае телесных повреждений, полученных в результате несчастного случая; * бесплатную перевозку страхователя до ближайшего международного аэропорта страны проживания; * организацию и оплату расходов по репатриации тела в случае смерти страхователя. Кроме перечисленных, страховые компании обычно предлагают ряд дополнительных услуг, включающих в том числе и немедицинские виды страхования: * доставка несовершеннолетних членов семьи в страну проживания в случае необходимой госпитализации страхователя за рубежом; * оплата медицинского сопровождения при перевозке страхователя;
* оплата прямого и обратного билета близкому родственнику страхователя, если он находится в больнице более10 дней и при нем нет никого из близких родственников; * обеспечение правовой защиты в суде после дорожно-транспортного происшествия (при заранее оговоренном лимите ответственности); * оплата автосервиса после автотранспортного происшествия и доставка автотранспортного средства в страну пребывания (в пределах лимита ответственности); * ответственность за сохранность оставляемого при отъезде имущества; * ответственность за сохранность багажа, а также ряд других услуг, полный перечень которых зависит от страховой компании, с которой страхователь заключает договор. Страховая сумма в зависимости от объема предоставляемых страховых услуг, требований принимающей стороны и сроков страхования обычно колеблется в пределах от 15 000 до 50 000 долл. США. При этом страховые взносы могут составлять от долей доллара в сутки до сотен долларов в год. Например, одна из страховых компаний Санкт-Петербурга компенсирует следующие расходы: * по оказанию услуг неотложной медицинской помощи; * по эвакуации в лечебное учреждение; * по оказанию амбулаторного лечения при несчастном случае; * по оплате визита родственника застрахованного; * по досрочному возвращению застрахованного и его детей; * по оказанию экстренной стоматологической помощи; * по предоставлению юридической помощи; * по оказанию услуг, связанных с репатриацией. При этом страховой взнос составляет от 0,245 долл. в день при гибкой системе скидок для детей — от 10 до 50%, для студентов — от 10 до 20%, для групп — от 5 до 25%, для постоянных клиентов — от 5%. Необходимо также учитывать, что общая гарантируемая сумма страховых выплат не может превышать страховой суммы. Если общая сумма по предоставленным счетам превышает указанную сумму, то в первую очередь оплачиваются расходы на лечение, а в случае смерти страхователя — расходы на репатриацию тела или на похороны за границей. Некоторые страховые компании предлагают людям, покидающим пределы России несколько раз в год, специальные полисы мультипоездок. В одном из страховых обществ придумали полис-пластиковую карточку Travel Insurance card, рассчитанную на людей с невысокими доходами, которая действует целый год на территории всего мира, включая Россию и страны СНГ. Действие карты начинается с того момента, как ее владелец оказывается на расстоянии более 100 км от своего места жительства. По этому полису оплачиваются непредвиденные медицинские расходы на сумму до 25 000 долл. и транспортные расходы на ту же сумму, а при несчастном случае выплачивается возмещение до 15 000 долл. Цена такого полиса — 100 долл. в год.
В ряде страховых компаний владельцы международных пластиковых карт Visa и Europay могут приобрести страховку с широким набором услуг для выезжающих за рубеж на льготных условиях. Им предлагаются годовые карточки медицинского страхования с лимитом ответственности 100 000 долл. за 30 долл. По этой карточке страховая компания оплачивает амбулаторное и стационарное лечение, физиотерапию, рентгенодиагностику, стоматологию при острой боли и другие непредвиденные расходы путешественников. Для рядовых же клиентов такая страховка будет стоить в 9 раз дороже. Ряд страховых обществ предлагает так называемые «Полисы путешественника» с покрытием 100 000 долл., которые действуют повсюду вне территории России и стран СНГ. В него можно включить необходимые конкретному путешественнику услуги по страхованию от несчастного случая, страхованию медицинских расходов, гражданской ответственности, багажа и невозможности совершить поездку. Зарубежная сервисная компания непосредственно на месте событий оплачивает все медицинские расходы владельца полиса путешественника. Годовой полис с объемом ответственности страховой компании до 100 000 долл. можно купить за 80 долл. А краткосрочный полис с таким же набором услуг будет стоить от 0,5 до 1,0 долл. в день в зависимости от суммы ответственности. Помимо страхования непредвиденных медицинских расходов, которые могут поджидать путешественников во время поездки, страховщики предлагают услуги по страхованию багажа и личных вещей на случай гибели, порчи или кражи как во время следования к месту отдыха, так и в период проживания в отеле.
Иногда отдыхающие, не желая того, могут причинить вред другим людям или их имуществу. Довольно часто это случается с любителями активного отдыха. Даже опытные горнолыжники могут нанести ущерб катающимся рядом. Любителям горных лыж одна из страховых компаний предлагает полисы страхования гражданской ответственности по цене 0,15—0,6 долл. за день. Владелец такого полиса может спокойно съезжать с горы: причиненные им увечья и ущербы будут оплачены страховой компанией в объеме от 15 000 до 50 000 долл. В последнее время стало модным страховать расходы людей, вызванные невозможностью совершить зарубежную поездку по причине болезни или смерти близких родственников, а также в случае отказа в выдаче въездной визы. Если человек не смог отправиться в запланированную поездку по перечисленным причинам, страховые компании оплачивают затраты на приобретение турпутевки и билетов, оформление визы. Эта услуга предлагается многими страховщиками и стоит от 4 до 10% от затрат на оформление поездки. Обычно туристам предлагают медстраховку непосредственно в туристических агентствах. Но если она не удовлетворяет запросам путешественника, от предложения можно легко отказаться и уже сейчас выбрать подходящую страховку непосредственно в страховой компании. Некоторые страховые компании предлагают выезжающим за рубеж застраховаться, даже не выходя из собственного офиса или дома, если там имеется подключенный к Интернету компьютер. На сайте этих компаний можно не только выбрать любую страховку, но и тут же оплатить ее. А полис путешественнику доставят в удобное время. Для выезжающих за рубеж на автомобиле необходимо знать, что, кроме полиса медицинского страхования, для въезда во все европейские страны необходимо иметь международный полис автогражданской ответственности («Зеленая карта»), гарантирующий возмещение убытков, которые могут быть нанесены автовладельцем третьим лицам. В настоящее время к Договору о Зеленой карте присоединились около 40 стран, главным образом европейских. Страховщики автогражданской ответственности создали национальные Бюро по «Зеленым картам», которые в свою очередь объединены в Совет Бюро с местонахождением в Лондоне, координирующий работу национальных Бюро и представляющий их в различных международных организациях. Удостоверение «Зеленая карта» является документом, подтверждающим наличие страхования ответственности владельца данного автотранспортного средства и содержащим все необходимые сведения об автотранспорте, его владельце, условиях страхования с указанием страны или группы стран, для которых предусмотрено страховое покрытие.
В случае, если владелец «Зеленой карты» становится виновником дорожно-транспортного происшествия, то он предъявляет ее властям или полиции, а пострадавшей стороне сообщается адрес Бюро в стране посещения, которое далее осуществляет урегулирование ее претензий путем обращения их в Бюро той страны, где зарегистрировано автотранспортное средство и выдавалась «Зеленая карта». Стоимость «Зеленой карты» различных страховых компаний может варьироваться в достаточно широком диапазоне и зависит от многих условий, в частности от страны или группы стран, для которых предусмотрено страховое покрытие, вида и класса автотранспортного средства, срока страхования и места продажи «Зеленой карты». В настоящее время никто из отечественных страховщиков не может предложить свой собственный страховой полис гражданской ответственности, однако многие из них успешно занимаются распространением «Зеленых карт» по прямым договорам с зарубежными страховщиками либо в качестве их агентов. При этом российские страховщики часто включают в полис дополнительные услуги по страхованию, что в свою очередь вызывает дополнительное колебание цен. Действия застрахованного в случае наступления страхового случая. Страховая компания производит возмещение стоимости медицинских и иных расходов в пределах страховых сумм. Страховая компания осуществляет возмещение стоимости медицинских и иных расходов непосредственно застрахованному лицу или сервисной компании, регулирующей страховые случаи по поручению страховщика на основании соответствующего договора. Страховщику необходимо предоставить в страховую компанию оригиналы следующих документов, подтверждающие произведенные расходы, а именно: * подлинники счетов с указанием в нихФ.И.О. и даты рождения застрахованного лица, проходившего лечение, номера полиса, названия болезни (травмы в результате несчастного случая), отдельных медицинских услуг с приложением данных о стоимости услуги и дате ее оказания; * рецепты со штемпелем аптеки и указанием даты и фамилии застрахованного лица, а также относящиеся к ним счета врачей (стоимость лекарства должна быть указана на квитанции со штемпелем аптеки и указанием даты); * счета на лечебные и вспомогательные средства вместе с рецептами врачей; * счета суточных расходов за пребывание в больнице с указанием дня поступления в больницу и выписки из нее; * билеты и иные транспортные документы; * договоры с туроператорами и/или командировочное удостоверение; * таможенная декларация и багажная квитанция; * квитанционный материал в связи с эвакуацией; * счета адвокатов; * иные документы по усмотрению страховщика, подтверждающие размер понесенных расходов. Для получения возмещения расходов, произведенных и подтвержденных документами, необходимо заполнить, распечатать и подписать ЗАЯВЛЕНИЕ о страховом случае. Все документы должны быть предоставлены в страховую компанию лично или по почте. Страховая компания должна принять решение по заявлению в течение 14 дней. страховщика, а туристы - в качестве страхователя (застрахованного). Факт заключения договора страхования удостоверяется полисом, передаваемым страхователю страховщиком. Договор, страхования может быть заключен на любой срок. В туризме это - срок путешествия. Дети до 2 лет и лица старше 75 лет не страхуются. Под страховым случаем понимается свершившееся в период действия договора страхования событие, предусмотренное договором, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести выплату страхового обеспечения. Чтобы оценить надежность страховой компании, туроператору при ее выборе для сотрудничества в данном направлении (отправка) следует убедиться в наличии лицензии у страховой компании. Лицензия одним из видов страхования должна содержать страхование жизни и здоровья граждан, выезжающих за рубеж. Если нет лицензии, то в наличии должен быть договор перестрахования, или агентский договор. В случае возникновения сомнений в надежности страховой компании можно связаться с Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ или обратиться к другому страховщику; узнать, каковы продолжительность и опыт работы компании на этом рынке услуг и есть ли у нее партнерские связи за рубежом. «Ассистанс» - сервисное обслуживание договора страхования. Во время пребывания туриста за границей могут потребоваться значительные суммы, которых у туриста может не быть в наличии, не только для оплаты лечения и медицинских услуг, но и на дополнительные услуги по транспортировке и эвакуации, решению визовых проблем и т. д. Решение всех этих проблем берет на себя так называемая сервисная компания «ассистанс». Российские страховые компании не должны самостоятельно оказывать такие услуги. Для этого созданы сервисные компании с региональными центрами в различных городах по всему миру. Клиентам страховых компаний они круглосуточно организуют помощь в случае возникновения у них медицинских, юридических и иных проблем во время путешествия. Одной из самых известных и престижных сервисных служб считается сеть «International SOS Assistans», обслуживающая около 25 млн чел. во многих странах мира. Во время пребывания за границей туристы должны иметь при себе страховой полис с указанием компании «ассистанс». Например, на обложке страхового буклета компании «РЕСО-Гарантия» указано название компании «ассистанс» - «Coris», а на второй странице полиса приведен список адресов и представительств «ассистанс» в разных странах. Оценка экономической стабильности компании дается на основе оптимального соотношения цены, качества и объема предоставляемых услуг, уровня выплат клиентам, размера собственных денежных средств, резервного фонда и целого ряда других показателей. Размер страховой суммы (лимит ответственности страховой компании) зависит от географического направления, на котором работает компания. Для Греции, Турции, Кипра, Египта и других стран достаточно суммы 15 тыс. долл. США. Для стран Европейского союза (Франции, Испании, Германии и др.) сумма должна быть не менее 25 тыс. долл. США. Для США, Канады, Японии и Австралии - не менее 50 тыс. долл. США. Размер страховой суммы определяется требованиями принимающей страны и зависит от стоимости медицинского обслуживания в конкретной стране. Величина страховой премии (страхового взноса) в среднем у различных компаний колеблется от 0,6 до 1 долл. США за каждый день пребывания за границей. Страховой период - период, в течение которого страховая компания несет ответственность по страховому полису. Как правило, все компании оплачивают лечение после окончания страхового периода и только в том случае, если лечение началось в период страхования. При обращении за медицинской помощью после окончания страхового периода (даже если заболевание возникло в период страхования) страховая компания отказывает в оплате лечения. Поэтому нужно согласовывать со страховщиком даты начала и окончания страхового периода, чтобы они совпадали с датами начала и окончания поездок. Не следует пренебрегать и такого рода информацией, как мнение ваших знакомых, родных, уже испытавших на себе уровень обслуживания той или иной компании. Необходимо позвонить в офис страховой компании или посетить его и постараться оценить, насколько компетентно сотрудники компании ответят на ваши вопросы, связанные с оформлением страхового полиса. Страховой полис должен быть отпечатан в виде буклета на русском языке (а не на языке принимающей страны). Существуют жесткие требования Росстрахнадзора к содержанию страхового полиса. Прежде всего на паспортной части полиса (т. е. на обложке) полностью указываются реквизиты страховой компании и подробно описываются риски, за которые страховая компания отвечает. В основной части полиса приводятся правила страхования, объем ответственности и тарифы. Самым распространенным видом страхования путешественников является страхование медицинских расходов, возникающих при внезапном заболевании или несчастном случае. Согласно Федеральному закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ страховой полис должен содержать: а) наименование документа; б) наименование, юридический адрес и банковские реквизиты страховщика; в) фамилию, имя или наименование страхователя и его адрес; г) указание объекта страхования; д) размер страховой суммы; е) указание страхового риска; ж) размер страхового взноса, сроки и порядок его внесения; з) срок действия договора; и) порядок изменения и прекращения договора; к) другие условия по соглашению сторон, в том числе дополнения к правилам страхования либо исключения из них; л) подписи сторон; м) в полисе страхования поездки за рубеж - наименование компании «ассистанс», адреса и телефоны ее представительств. Условия страхования могут быть различными. Например, в страховой компании «РЕСО-Гарантия» предлагаются 4 варианта полисов по категориям: «А», «В», «С», «D», каждый изкоторых предлагает различные условия страхования при разных страховых взносах (стоимостях страховки). Сумма страхового взноса в страховой компании может быть различной и зависит: * от разновидности тарифов, содержащих разные гарантии и суммы покрытия; * от срока поездки - чем она продолжительней, тем выше стоимость страховки; * от количества человек в туристской группе. С одиночек взнос всегда больше; * от возраста туриста. Для лиц старше 70 лет сумма страхового платежа обычно в два раза выше. На сумму страхового взноса также может повлиять оговоренная территория действия страхового полиса. Так, в «РЕСО-Гарантия» имеются два варианта территориального действия страхового полиса: 1-й вариант — все страны мира (за исключением Ливии, США, Канады, Японии, Австралии и страны постоянного проживания); 2-й вариант - все страны мира (кроме Ливии и страны постоянного проживания). Какие возможности предоставляет страховая компания владельцу страхового полиса? Это можно рассмотреть на примере одной из самых крупных российских страховых организаций -«Промышленно-страховой компании» (ПСК). Во-первых, турист по страховому полису ПСК может получить медицинскую, в том числе экстренную стоматологическую, помощь. Компания также оплачивает амбулаторное лечение, экстренную доставку больного в медицинское учреждение и размещение его в стационаре. В экстренной ситуации (при несчастном случае) ПСК организует визит родственников пострадавшего, берет на себя заботу об отправке оставшихся без присмотра детей и багажа, оплачивает телефонные разговоры, необходимость которых вызвана страховым случаем, и т. д. Во-вторых, ПСК гарантирует предоставление юридической помощи своим клиентам. При необходимости владелец страхового полиса имеет возможность связаться с адвокатом, который поможет урегулировать возникшие проблемы. Можно назвать еще некоторые виды дополнительного страхования путешественников за рубежом: от несчастного случая и внезапного заболевания, невозможности совершения поездки или сокращения ее сроков, на случай опоздания на отправку в тур, потери паспорта, денег, задержки багажа, природных катастроф и др. Дополнительные виды страхового покрытия требуют увеличения сумм при оплате страховки. Чем шире вариантность предложенных видов страхования, тем выше уровень сервиса и лучше обслуживание, тем шире круг клиентуры. Британские турфирмы, например, привязывают продажу полиса к существенным скидкам на путешествия: купил полис - получил скидку. При этом они продают полис в 1,5 раза дороже, чем прямые страховщики. Однако для туриста, клиента турагентства, гораздо удобнее и надежнее приобрести полис в турагентстве одновременно с пакетом тура, И по мнению крупных страховщиков, специализирующихся на страховании путешественников, прямое страхование менее эффективно, чем продажа полисов через турагентства. Существуют две формы туристского страхового обслуживания: компенсационное и сервисное. Первая форма предусматривает оплату всех медицинских расходов самим туристом с последующей их компенсацией по возвращении в Россию. Это крайне неудобно, поскольку туристу следует иметь при себе значительную сумму «неприкосновенного запаса» на случай болезни или несчастья. При сервисном туристском страховании, заключив договор или контракт со страховой компанией, достаточно позвонить в одну из указанных диспетчерских служб, сообщить номер своего полиса, фамилию - и потерпевшему будет оказана необходимая помощь. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» четко определил границы ответственности турфирмы и страховщика: «туроператор (турагент) обязан предоставить гарантии оплаты медицинской помощи в стране временного пребывания туриста», гарантией в данном случае является страховой полис. Кроме того, в Законе (ст. 17) сказано: «Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при на- В-третьих, владелец страхового полиса ПСК может рассчитывать на оказание административной помощи, в том числе поступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания». Эта статья Закона положила конец так называемому компенсационному страхованию. Выполнение страховых обязательств организуется следующим образом. Если клиенту нужна помощь, страховая компания обращается к своему партнеру - сервисной компании. Владелец страхового полиса может связаться по телефону с говорящими по-русски операторами и врачами-координаторами, которые организуют для клиента помощь и направят к соответствующим врачам. Очень важно, чтобы страховая компания, с которой сотрудничает туристская фирма, имела партнерские договоры с сервисными компаниями. В таблице дается перечень некоторых российских страховщиков, работающих на туристском рынке, и их партнеров, компаний «ассистанс». Российские страховщики и их партнеры -компании «ассистанс» по турецкому рынку
Изучая правила и порядок страхования выезжающих туристов, следует рассматривать случаи, которые могут создавать проблемы для обеспечения страхового обслуживания. Помощь туристам по страховому полису могут оказывать разные врачи. Страховая компания может принять к оплате их счета. Однако в большинстве случаев предпочтительно, чтобы это были врачи из сервисных компаний «ассистанс» или из сотрудничающих с ними лечебных заведений. Это помогает страховым компаниям избежать злоупотреблений, фиктивных счетов и убытков, а турфирмам - неприятностей всякого рода. Страховщиками для предупреждения злоупотреблений предпринимаются различные меры. В основном это введение 30-50-долларовой франшизы, т. е., первые 30-50 долл. своих расходов турист оплачивает сам, а сумму, требуемую сверх этих расходов, уже берет на себя страховая компания. Некоторые страховщики отказываются от работы напрямую с клиниками и действуют только через сервисные службы. Оплата сторонних счетов производится только в исключительных случаях, когда ясно, что связаться с представителями страховщика нет никакой возможности. Страхование внутреннего и въездного туризма. На территории нашей страны практически отсутствует бесплатное медицинское обслуживание. Те виды медицинских услуг, за которые не платят наши граждане в своей стране, также не являются бесплатными. Всем известно, что их оплачивают страховые компании, полисы которых имеются у всех граждан России. Рассматриваявъездной туризм, следует заметить, что до недавнего времени при въезде на территорию Российской Федерации от иностранных туристов не требовалось наличия полиса медицинского страхования. С 1999 г. обязательным условием въезда в Российскую Федерацию стало наличие медицинской страховки для граждан стран, подписавших Шенгенское соглашение, а также для граждан Израиля, Финляндии и Эстонии. Если иностранное государство вводит порядок, по которому медицинская страховка является обязательным условием въезда россиян на его территорию, МИД России в соответствии с постановлением Правительства РФ «О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации» должен ввести аналогичные условия для въезжающих в нашу страну граждан этого государства. Зарубежным консульствам РФ предписано не выдавать визу въезжающим в Россию иностранным гражданам данных государств, не имеющим медицинской страховки на все время пребывания на территории Российской Федерации. Для граждан других стран наличие медицинской страховки во время путешествия по территории РФ - мера рекомендательная. Упомянутое постановление также утвердило «Положение о медицинском страховании». В нем говорится, что медицинское страхование приезжающих к нам иностранцев должно осуществляться теми страховыми компаниями, которые заключили договор перестрахования либо с российскими страховыми, либо с сервисными организациями, т. е. иностранные страховщики должны перестраховывать свои риски в российских компаниях. Так как по российскому законодательству иностранные страховые компании не могут напрямую работать на территории России, они должны заключить договор с российскими страховщиками, которые и будут обслуживать их клиентов. Среди российских компаний, предлагающих услуги перестрахования, можно назвать: «Ингосстрах», «РОСНО», «Спасские ворота», «Промышленно-страховую компанию», «РЕСО-Гарантию». Страховая компания обычно заключает договор на сервисное обслуживание с компетентной и профессиональной сервисной организацией, располагающей необходимой сетью медицинских учреждений, следит за качеством обслуживания и покрывает расходы, связанные с обслуживанием своего клиента или создает свою сервисную систему. Такая система в нашей стране сейчас формируется. В 1999 г. прошел учредительный съезд Международной ассоциации компаний по страховому ассистансу (МАКСА). Тогда в ассоциацию вошли 60 страховых, перестраховочных и сервисных компаний, а также фирмы, которые занимаются туризмом и смежным с ним бизнесом - транспортными перевозками, оказанием медицинских и правовых услуг. Они представляют десять стран Восточной Европы, среди которых преобладают российские, белорусские и украинские фирмы. Среди них можно назвать такие российские страховые компании, как «Спасские ворота», «Ингосстрах», «Интерсервис», «Русский ассистанс», «КЛАСС-ассистанс», «Медэкспресс-сервис», и др. Членом МАКСА также стал Всероссийский союз страховщиков. Новая ассоциация планирует объединить сервисные компании Восточной Европы и создать на постсоветском пространстве альтернативный рынок сервисных услуг. Каждый гражданин России имеет медицинский полис, действительный на территории всей страны. И первое, о чем необходимо инструктировать туристов, совершающих поездки по родной стране, это то, что им всегда необходимо иметь с собой в поездке свой медицинский полис. Иногда в туристских путешествиях могут возникнуть специфические факторы риска. И тогда необходимодополнительноестрахование. Страховые программы для внутреннего туризма можно рассмотреть на примере программы «Ингосстраха». Опыт, накопленный при страховании российских туристов за пределами страны, был в полной мере учтен при разработке программы страхования медицинских и медико-транспортных расходов, предусматривающей круглосуточное предоставление услуг сервисного центра. Эта программа гарантирует организацию помощи и оплату амбулаторного и стационарного лечения в лучших российских клиниках при внезапном заболевании или несчастном случае, выписанных врачом медикаментов. Она гарантирует также организацию услуг и оплату расходов по транспортировке автомашиной скорой помощи, по экстренной медицинской эвакуации (включая расходы на сопровождающую медицинскую бригаду или сопровождающее лицо) и других расходов. В турпакет также входит программа страхования несчастного случая, предусматривающая единовременные выплаты в случае получения травмы, инвалидности и при других обстоятельствах. В дополнение к перечисленным предлагается программа страхования багажа, которая обеспечивает не только возмещение ущерба при краже, повреждении или пропаже застрахованного имущества, но и оплату услуг по поиску и пересылке вещей, а также по экспертизе и ремонту поврежденного багажа. «Ингосстрах» располагает разветвленной сетью филиалов и представительств, а также дочерних компаний, входящих в состав одноименной транснациональной страховой группы. Круглосуточный сервисный центр по оказанию экстренной медицинской и прочей помощи, оборудованный в Москве на базе дочерней компании «Ингосстраха» «ТИМ-Ассистанс», через разветвленную корреспондентскую сеть оказывает помощь любому застрахованному, даже в самом отдаленном уголке нашей страны. Сеть включает медицинские учреждения, транспортные компании, а также локальных врачей-координаторов. Затраты на экстренный звонок в сервисный центр компенсируются «Ингосстрахом». Для граждан Российской Федерации в зависимости от набора страховых услуг и страховой суммы «Ингосстрах» предлагает три вида полисов: индивидуальный, туристский, профессиональный. Профессиональный полис применяется для страхования спортсменов, отправляющихся на тренировки и соревнования, а также лиц, выезжающих для работы на участках повышенного риска (водителей автотранспорта, электромонтажников, шахтеров и т. д.). Для организованных групп и детей предусмотрена гибкая система скидок. Сотрудничество с «Ингосстрахом» можно оформить в московских офисах, региональных представительствах и филиалах «Ингосстраха», дочерних компаниях. Туроператоры и агентства, занимающиеся внутренним туризмом, должны относиться к пакету услуг как гарантии их безопасности. Это относится ко всем видам маршрутов, но особенно к таким, которые связаны с повышенным риском (спортивные, походные, горные маршруты, охота, рыбалка и т. д.) и с посещением регионов повышенного риска (Сибири, Камчатки, Урала, Алтая, Забайкалья, Северного Кавказа и др.). Причиной несчастного случая может быть не только физическая травма, но и укус ядовитого животного или растения, отравление ядовитыми грибами или ягодами и многое другое. При оформлении полиса учитывается степень риска в путешествии. И в зависимости от степени риска устанавливается страховой взнос. Например, в походе 6-й категории сложности риск гораздо больше, чем в походе меньшей категории сложности. По статистике в водных и горных походах травматизм, а следовательно, и риск гораздо выше, чем, например, в пеших и лыжных. При этом коллективное страхование (группы, тур-секции) обходится дешевле. Следует заметить, что страховое движение полезно и в другом смысле. Так, компании, занимающиеся страхованием в сфере туризма, часто вкладывают средства в предупредительные мероприятия, например обеспечивают туристов радиостанциями. Порой выгоднее за счет компании установить ограждение у какого-то обрыва, чем потом выплачивать страховую премию упавшему с него клиенту. Этому способствует тесное сотрудничество туроператоров и страховых компаний в области обслуживания туристов. Интересен опыт Краснодарского края (г. Сочи) по организации страхования приезжающих туристов. Материальная базаи возможности «бесплатной» медицины Сочи (обеспечивающей общероссийские страховые полисы) в значительной степени ниже тех возможностей, которые могут быть востребованы туристами в пиковый сезон. Однако коммерческие медицинские заведения готовы обслуживать приезжающих туристов и оказывать им своевременную и качественную медицинскую помощь на определенных условиях. В 1997 г. был принят Закон Краснодарского края «О туристской деятельности в Краснодарском крае» № 89, в соответствии с которым было создано Сочинское соглашение, предлагающее новый страховой продукт: «Комплексное страхование туристов и отдыхающих на курорте г. Сочи». В список медицинских учреждений, оказывающих услуги застрахованным гражданам в рамках программы комплексного страхования туристов, вошли восемь центров, среди которых станция скорой помощи, многопрофильная детская и инфекционная больницы, центр хирургии и реабилитации и др. Полис предусматривает добровольное медицинское страхование и страхование от несчастного случая. Страховой взнос составляет 5 руб. в сутки. Страховая ответств
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|