Технологические схемы транспортного обслуживания
Транспортные услуги практически всегда входят в туристский продукт. Основными из них являются: * перевозка с места отправления до места назначения; * трансфер; * перевозка к объекту экскурсионного показа и обратно; * перевозки в целях развлечения. Транспортные услуги могут быть включены в состав тура (соответственно и оплачиваются с покупкой тура), зарезервированы организаторами тура и предоставлены туристу на месте за отдельную плату, а также могут быть куплены туристом самостоятельно в месте пребывания. Все транспортные перевозки можно свести в 3 большие группы: * наземные перевозки; * воздушные перевозки; * речные и морские перевозки. В свою очередь наземные перевозки могут быть следующими: * с помощью мускульной силы человека; * с помощью животных; * на механических средствах; * на автомобильном транспорте; * на рельсовом транспорте. Воздушные виды перевозок включают в себя: * перевозки на воздушных шарах, дирижаблях, планерах и парашютах; * перевозки на вертолетах; * перевозки на самолетах различной конструкции и грузоподъемности; * космические перевозки. К водным перевозкам речным и морским транспортом относятся: * перевозки на плотах и гребных лодках; * перевозки на парусных судах, плотах и гребных лодках; * перевозки на речных и морских судах; * перевозки на подводных лодках. Все виды перевозок имеют свою историю, этапы становления и развития, множественные варианты их использования. Однако в данной главе будут рассматриваться те виды перевозок, которые имеют определяющую роль в туристских путешествиях. По состоянию на 2000 год структура транспортных перевозок туристских и пассажирских потоков в мире выглядела следующим образом:
* автомобильные перевозки — 41%; * воздушные перевозки — 44%; * железнодорожные перевозки — 7%; * морские и речные перевозки — 8%. Автомобильные перевозки. Автомобильные перевозки осуществляются легковыми автомобилями и автобусами. К отдельному виду автомобильного транспорта можно отнести также мотоцикл и другие технические устройства, выполненные на его основе. Легковой автомобиль является наиболее распространенным транспортным средством передвижения. В туристской отрасли легковой автомобиль чаще всего используется с целью: * трансфера; * перевозки туристов от гостиниц к объектам показа и обратно; * выполнения деловых поездок; * передвижения в путешествии; * отдыха и развлечения. Трансферные перевозки — это доставка туриста от места сбора группы туристов к терминалу основного перевозчика (железнодорожному, автобусному, морскому и речному вокзалам, аэропорту), а по прибытии в место назначения — доставка до отеля, курорта и т.д. Автомобиль для трансфера выбирается исходя из количества туристов, которых необходимо перевезти, требований протокола, запросов самих туристов. Это может быть обыкновенное такси, микроавтобус или шикарный лимузин. Многими высококлассными отелями содержатся дорогие и комфортабельные автомобили высокого класса, предназначенные для трансфера состоятельных или известных клиентов. Перевозка туристов от гостиниц к объектам показа и обратно — осуществляется в месте пребывания туристов. Тип автомобиля, его вместимость, уровень комфорта, помимо условий, перечисленных выше, определяются также условиями перевозки (расстояние, состояние дорожного покрытия, время суток, наличие и состояние подъездных путей и т.д.). Как правило, для перевозки туристов от гостиниц к объектам показа и обратно используются микроавтобусы и автобусы. Для перевозки туристов, путешествующих по индивидуальной программе, могут использоваться и легковые автомобили с соответствующим запросам туристов уровнем комфортности.
Деловые перевозки — это перевозки туристов, прибывших в целях знакомства и налаживания контактов с деловыми партнерами, разрешения конфликтных ситуаций, выполнения протокольных мероприятий и т.д. Кроме своей, чисто технической задачи — перевезти человека из одного места в другое — автомобиль, использующийся для деловых поездок, должен свидетельствовать о благополучном положении его владельца (нанимателя), состоянии его бизнеса и уровне доходов. В соответствии с этим, для деловых перевозок выбираются автомобили представительского класса, обладающие достаточно мощным мотором, сравнительно высоким уровнем комфорта, хорошим внутренним оснащением (откидной столик, телефон, радиостанция и т.д.), повышенным уровнем безопасности пассажиров. Передвижение в путешествии — может осуществляться как на обычных легковых автомобилях, так и специально предназначенных для путешествий. Путешествие на легковом автомобиле семьей или небольшой группой становится в последние годы все более популярным. Это связано, прежде всего, с появлением скоростных автомобилей, обладающих различными устройствами, повышающими комфортность управления автомобилем (бортовой компьютер, кондиционер, автомат скорости и др.), строительством автомагистралей с качественным покрытием и развитым придорожным сервисом, со свободой выбора направления и параметров движения в путешествии. Такие путешествия выполняются, как правило, самостоятельно, не прибегая к услугам организаторов туризма. Туристы, стремящиеся к полной автономности в своем путешествии, чаще всего используют специальные автомобили типа «дом на колесах» со специально оборудованным для жилья кузовом или прицепом. Различают три вида таких автомобилей: * motorhome (буквально «дом с мотором») — легковой автомобиль, микроавтобус или автобус, предназначенный I для путешествий и проживания туристов, оборудованный спальней на несколько мест (от трех до шести), телевизором, кухней с газовой плитой, холодильником и туалетом. Некоторые «дома на колесах» оборудованы ванной;
* караван — специальный автомобильный прицеп, оборудованный под жилую комнату со всеми удобствами, буксируется легковым автомобилем или тягачом. Караваны имеют свою классификацию по комфортности и оборудованию; караван наивысшей категории имеет в составе оборудования ванну; * кемпер — навесной жилой вагончик или большая складная палатка в навесном специальном кузове для легкового автомобиля — пикапа. В кемпере имеется небольшое помещение с кроватями, кухня с плитой, шкафчик, холодильник. Кемпер после доставки автомобилем в кемпинг, снимается и устанавливается на подготовленную площадку автономно. В межсезонье кемпер может находиться на хранении в снятом с автомашины состоянии. Обычно берется напрокат на период отдыха. Путешествия с использованием «домов на колесах», («караванинг») очень популярны в Америке, Западной Европе и Австралии. Они позволяют туристам самостоятельно посещать районы и страны с неразвитой инфраструктурой или же, наоборот, с большим наплывом туристов и дорогими гостиницами. Кроме того, использование для путешествий подобных транспортных средств полностью освобождает туристов от зависимости от расписаний движения регулярного транспорта и жестких программ туристских маршрутов. В Европе насчитывается около 600 тыс. подобных автомобилей, из них 170 тыс. — во Франции. Социологи определили, что владельцами караванов являются люди старшего поколения и пенсионеры. Основными видами мотоциклетного транспорта на сегодняшний день являются следующие. * Тук-Тук. Трехколесная коляска с мотоциклетным мотором, снабжена тентом от дождя. Особую популярность получила в странах Юго-Восточной Азии, где используется местными жителями в качестве такси. * Чоппер. Тяжелый, мощный и очень дорогой мотоцикл с высоким рулем и прямой посадкой седока, предназначенный для неспешной езды по хорошим дорогам в свое удовольствие. * Мопеды и мотороллеры. Легкие конструкции мотоциклов с небольшим объемом двигателя. Легко перемещаются по городским улицам с их плотным движением и автомобильными пробками.
* Трициклы и квадроциклы. Мотоциклы с тремя или четырьмя колесами; долгое время использовались, в основном, для сельскохозяйственных работ на садовых участках и фермах как мини-трактора с навесными орудиями. Простота конструкции (мотоциклетная рама без кузова и седло), широкие колеса, мощный мотор, высокая проходимость — все это способствовало быстрому росту популярности этого вида транспорта. Во второй половине 90-х годов XX века они активно стали использоваться молодежью в целях развлечения — катания по пересеченной местности, по песчаным дюнам и на пляжах. * Снегоходы. Снегоход — это мотоцикл с гусеничным приводом и одной или двумя передними лыжами. Снегоходы используются для передвижения на "охоте, рыбалке, в сельской местности и в путешествии. Снегоходы активно используются для развлечения туристов. Катания и соревнования на снегоходах — один из популярнейших ви дов услуг на зимних курортах скандинавских стран. * Гидроциклы. Гидроцикл — водный мотоцикл с водометным двигателем — внешне похож на снегоход. Его отличительной особенностью является высокая устойчивость на воде, плавучесть и прекращение движения в случае падения седока. Гидроциклы используются в целях перемещения на рыбалке, охоте, но чаще всего для катания по водной поверхности, так как обладают достаточно; высокой скоростью и маневренностью, позволяющими совершать различные маневры и трюки. В связи с этим гидроциклы получили огромную популярность на различных водных курортах. Главными достоинствами мотоцикла, определяющими его непреходящую популярность в туристской среде, являются высокие скорости, хорошая проходимость даже при отсутствии дорожной сети, возможности преодоления автомобильных пробок, возможность получения острых и приятных ощущений от езды, от набегающего потока воздуха, от управления мощным и динамичным транспортным средством. Основными направлениями применения мотоциклов в туристской отрасли являются: * перевозка туристов в составе организованных туров или самостоятельных путешествиях; * отдых и развлечения; * спорт и шоу. Мотоцикл как средство перевозки. Использование мотоциклов в качестве средств перемещения туристов из места отправления к месту назначения в силу своей специфичности уже является самодостаточным туристским продуктом, предназначенным чаще всего для индивидуальных путешествий. Тем не менее туристскими фирмами периодически организуются специальные туристские маршруты, на которых туристы в течение всего тура перемещаются исключительно на мотоциклах. Как правило, эти туры организуются в преддверии какого-то определенного события, например, ежегодного слета байкеров, проходящего в американском штате Флорида, на который собираются до 500 тыс. участников.
Мотоцикл как средство отдыха и развлечения. Практически все перечисленные виды мотоциклов в той или иной степени используются в качестве средств отдыха и развлечения. Катание на обычном мотоцикле в одиночку или вдвоем само по себе уже является одним из популярных видов отдыха людей разного возраста. Существует целое направление культуры, связанное с мотоциклом — байкерская культура. Кроме обычных мотоциклов в качестве средств отдыха и развлечения туристов в местах отдыха активно используются гидроциклы, снегоходы, квадроциклы. Мотоциклетный спорт и шоу. Основными видами мотоциклетного спорта являются: * гонки; * мотобол; * мототриал. Автобусные перевозки. Автобус представляет собой транспортное средство коллективного пользования. Предшественником автобуса были многоместные конные повозки на 8—10 человек, предназначенные для перевозки состоятельных граждан. Впервые появились в Париже во второй половине XVII века, однако активно начали развиваться лишь в 20-е годы XIX века и получили название омнибус, что в переводе с латинского означает — транспорт для всех. Первые автобусы с механическим приводом были произведены в Англии в 1830 году. Они имели паровой двигатель и предназначались для перевозки небольших групп пассажиров. К 1915 году автобус стал доступным общественным городским транспортом во многих странах мира. Конструкции современных автобусов по вместимости и уровню оборудования салона весьма различны: микроавтобусы рассчитаны на 8 пассажиров, автобусы средней вместимости на 20—22 пассажира, в стандартном салоне — 50 посадочных мест, а в двухэтажных гигантах — 70—100 мест. Самый большой автобус вместимостью до 350 человек был построен в Африке в Заире и имел длину кузова более 30 м и массу 32 000 кг, что позволило ему занять место в книге рекордов Гиннесса. По назначению для целей перевозки автобусы можно разделить на следующие группы. Городские и пригородные — используются в качестве общественного транспорта для перевозки пассажиров в черте города и в пригородной зоне. Трансферные — осуществляют организованные перевозки туристов от крупных транспортных узлов к отелям и обратно. Для трансфера используются автобусы улучшенной туристской комплектации с мягкими сиденьями и большими багажными отделениями. В связи с тем, что расстояния трансфера редко превышают 50 км, каких-то особых требований (радио, кухня, туалет, телевизор) к трансферному автобусу не предъявляется. Специальные — для перевозки пассажиров по летному полю аэропортов от терминала до самолета и обратно. Имеют вместимость до 200 человек. Так как этап перевозки занимает несколько минут, то никакого комфорта не предусматривается, имеется лишь около десятка сидячих мест для престарелых и инвалидов. Экскурсионные — осуществляют перевозку туристов в туристских центрах. Часть объектов экскурсионного показа туристы могут обозревать непосредственно из автобуса по ходу движения, например при обзорной экскурсии по крупному городу. Некоторые двухуровневые автобусы имеют мягкую складывающуюся крышу второго яруса, которую закрывают в случае непогоды. Обычно экскурсионные автобусы отличаются повышенной комфортностью, мягкими сиденьями, большими панорамными окнами, наличием радиоусилителя с микрофоном для экскурсовода, который занимает специальное место рядом с водителем. Автобусы для дальних рейсов — рейсовые и чартерные. Рейсовые автобусы предназначены для регулярной перевозки пассажиров и туристов по установленному маршруту и расписанию, независимо от количества пассажиров. Обычно рейсовые автобусы оснащены мягкими сиденьями с регулировкой угла наклона спинки, индивидуальной вентиляцией, зашториваемыми окнами, имеют не менее 2 дверей и места для размещения багажа пассажиров. В Западной Европе такие автобусы дальнего следования совершают регулярные рейсы между столицами многих европейских государств. В США самый дальний автобусный регулярный маршрут составляет более 2390 миль из Чикаго в Сан-Франциско и занимает около 50 часов, машину по трассе обслуживает попеременно 7 водителей. Самый дальний известный регулярный автобусный маршрут протянулся более чем на 6000 миль через несколько стран Южной Америки от г. Каракас (Венесуэла) до г. Буэнос-Айрес (Аргентина), продолжительность рейса 215 часов, исключая стоянки в крупных городах. Чартерные автобусы осуществляют перевозку пассажиров (чаще всего туристов) на заказной основе. Это не означает, что чартерные рейсы выполняются без регулярного расписания. Если туристская фирма регулярно осуществляет отправку туристов по какому-либо автобусному туру, то такой чартерный рейс выполняется по точному расписанию и довольно часто имеет промежуточные остановки при движении в ту и другую сторону. Чартерные автобусные рейсы распространены повсеместно, например на рынке туров предлагаются чартерные туристские автобусные поездки из Санкт-Петербурга и Москвы в любые европейские страны, включая Испанию, а также Израиль и даже Марокко. Салоны автобусов дальних рейсов приспособлены для длительного пребывания пассажиров, снабжены мягкими регулируемыми креслами с подголовниками, индивидуальными освещением каждого места и вентиляцией. Кроме того, они, как правило, оборудуются кондиционером, стеклами повышенной прочности, часто тонированными, верхними полками для легкой ручной клади и одежды, а также гардеробом для верхней одежды, туалетом, мусорными бачками, кухней с холодильником, а иногда и специальным спальным местом для водителя. Автобусы, оборудованные под кемперы. и караваны. Салоны таких автобусов оборудуются как настоящие жилые помещения со спальными местами и кухней с газовой Плитой, холодильником, санузлом, умывальником и душем или ванной. Вместимость такого жилого дома на колесах может доходить до 6 человек (по количеству спальных мест). Караваны чаще всего предлагаются в аренду в туристских центрах туристам, путешествующим семьями. Для остановки на природе оборудуются специальные стоянки (кемпинги) для кемперов и караванов, на которых имеется возможность заправки топливом баллонов газовых плит, смены мусорных и туалетных бачков, подключения бортовых электроприборов к местной электросети и другие сопутствующие услуги. Частенько такие автобусы используются для проживания и перемещения людьми, ведущими бродячий образ жизни. Автобусы, для сафари и приключенческих туров. Такие автобусы, вместимостью до 25 человек, приспособлены для езды по грунтовым дорогам, достаточно экипированы для совершения продолжительных путешествий на природе вне автострад и центров технического обслуживания, снабжены радиостанцией и навигационными приборами, кондиционером, холодильником, туалетом и умывальником, запасом питьевой воды, палатками и другим походным снаряжением. Зачастую автобус везет за собой прицеп с походной кухней. Группа путешественников на автобусе такой комплектации способна автономно путешествовать вне населенных пунктов до двух недель. К техническому состоянию и оснащению автобусов как транспорту коллективного пользования предъявляются повышенные требования, определяемые «Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки» (Женева, 1 марта 1973 года), другими международными соглашениями, национальными правилами и требованиями. Автобусы должны иметь габариты и нагрузки на ось, не превышающие пределов, установленных международными стандартами, иметь стандартные номерные знаки, в случае международных перевозок — отличительные знаки страны, водитель обязан иметь международные водительские права и сопутствующие документы (технический паспорт, страховку, разрешительные документы на пересечение границы и транзита, лицензии на право осуществления пассажирских перевозок и др.). Международными правилами устанавливаются и меры безопасности. Так, пассажирские автобусы должны иметь три раздельные тормозные системы, систему антиблокировки колес, аварийные люки для экстренного выхода пассажиров в случае аварии, огнетушитель, аптечку. По западноевропейским требованиям автобусы должны быть оснащены тахографами для контроля продолжительности и скорости движения. Повышенные требования предъявляются также к общему санитарному состоянию салона: отсутствию вибраций, чистоте воздуха, шумности, температуре воздуха. Так, салон должен быть защищен от проникновения в него выхлопных газов двигателя, шумность не должна превышать 70 дБ, а температура воздуха поддерживаться в пределах22—24°С. Санкт-Петербургский рынок автобусных туров в Европу (на 2003 год). Автобусные туры, по словам петербургских туроператоров, пользуются заслуженным спросом среди самых разных слоев населения. Едут все - и студенты, и пенсионеры, и шумные компании, и романтичные пары, и одинокие туристы. Согласно статистическим исследованиям, основная часть автобусных путешественников - это люди со средним доходом в пределах $ 300 - $ 600 в месяц. Среди безусловных достоинств автобусных туров, как отмечают в турфирмах, - это возможность посмотреть несколько стран за одну поездку, большое количество экскурсий (как минимум, одна в день), постоянно новые впечатления и,конечно, романтика дороги. Такой вариант путешествия, говорят в турфирме «Амазонка», - лучший выбор для тех, кто отправляется за границу впервые. Окинув беглым взглядом достопримечательности нескольких стран, турист может выбрать, с чем ему хотелось бы познакомиться поближе, и организовать свою следующую поездку уже с учетом полученных ранее впечатлений. Автобусный тур, бесспорно, переносится несколько тяжелее авиатура, но турфирмы, организующие такие туры, делают все, чтобы клиент почувствовал лишь «плюсы» путешествия. Максим Пирогов, зам. генерального директора турфирмы «Нева», рассказал, что существует несколько правил организации хорошего автобусного тура. Во-первых, в туре не должно быть много длительных переездов (не более 18 часов) и они должны чередоваться с экскурсионными днями. Во-вторых, экскурсии всегда должны приходиться на световой день. Что касается ночных переездов, в турфирме «Амазонка» считают, что их количество нужно сводить к минимуму. В «Неве» говорят о том, что автобусный тур - прежде всего экономичный вариант отдыха, и ночные переезды дополнительно снижают стоимость тура (на 50 - 60 евро), хотя в реестре предложений компании есть и комфортабельные варианты «автобусников» без ночевок на колесах. В программах турфирмы «РВС», 7 лет работающей с автобусными турами, присутствует максимум три ночных переезда, минимум - один. По опыту турфирмы «Бон Тур», туры без ночевок в автобусе набираются плохо: лишняя ночь в отеле сразу сказывается на цене (расходы на гостиницу составляют 30 - 45% всех расходов в туре). В программах этой компании предусмотрен, как правило, один ночной переезд, иногда -два. Сегодня практически невозможно нафантазировать такой тур, которого вообще не существовало бы на рынке туристических предложений. Турфирма «Нева», 12 лет назад осваивавшая на автобусе соседку Финляндию, сегодня добралась до Италии, на чем не остановилась и постоянно расширяет географию автобусных туров. В 2006 году большой популярностью пользовалась новинка от «Невы» - автобусная Хорватия. Всего в компании около 30 % клиентов отправляются в автобусный (или комбинированный с автобусом) тур, что составляет около 35 тыс. туристов за сезон. Интересно, что как таковой сезонности автобусных туров не существует. Есть пики продаж, есть спады (краткие двухнедельные «провалы» приходятся главным образом на конец января - начало февраля и период перед осенними школьными каникулами). В турфирме «РВС» говорят, что в автобусный туризм по сезонности мало чем отличается от обычных путешествий: своего максимума спрос достигает летом, в период новогодних и рождественских праздников, а также во время школьных каникул. По наблюдениям компании «Бон Тур», большая часть туристов, отправляющихся в путешествие на автобусе по Западной Европе, грезит о Париже, другая часть -о Чехии. Частично об организации ночевок в автобусном туре упоминалось выше. При размещении туристов на ночь в гостинице, в «Неве» ориентируются, как правило, на уровень З* с необходимым набором удобств (душ, W/S в номере). Местоположение отеля, по словам Максима Пирогова («Нева»), принципиального значения не имеет, только в столице Франции туристов стараются селить как можно ближе к центру города, так как в Париже, согласно программам «Невы», туристы проводят 3 ночи и, естественно, хотят побродить по ночному городу. В гостиницах организуется и питание туристов (при условии ночлега): завтраки при экскурсионной программе, полупансион - на отдыхе. Остановки для обедов (или ужинов) во время длительных переездов делаются обязательно. В автобусах всегда должен быть кипяток, чай, кофеварка. Залогом комфортабельного путешествия является оснащение временного дома на колесах кондиционером, мониторами с возможностью просмотра видеофильмов, стереосистемой, W/С. Всеми этими достоинствами обладают автобусы турфирмы «Нева». «Если лет 10 назад туристов возили на «Икарусах», - говорит Максим Пирогов, - то сегодня предлагаются исключительно Neoplan, Setra, Меrcedes. Возраст автобусов играет, пожалуй, самую важную роль в обеспечении безопасности туристов. В компании «РВС» говорят, что желательно, чтобы автобусы были не старше 1995 - 1996 гг. выпуска. В парке турфирмы «Нева» насчитывается сегодня 14 автобусов, самому старому из которых около 10 лет, а самому молодому 3 года; автобусы стараются обновлять до того, как они по возрасту или по болезни «уйдут на пенсию». Обязательно также наличие сопровождающего гида и двух водителей (согласно установленным нормам, шофер не может без отдыха вести машину более 12 часов). В турфирме «Бон Тур» до 45 % всех расходов на организацию автобусного тура приходится на «дорожные» траты (дороги, топливо, аренда автобуса, водители, гид). Длительность автобусного путешествия может быть самой разной - от 3 дней (Финляндия -Швеция) до 16 дней (классическая Европа с отдыхом на море), и экскурсионная программа в любом автобусном туре очень насыщенна: как минимум, одна экскурсия в день, не считая посещения парков, музеев и пр. В «Неве» отмечают, что с годами экскурсионка в автобусных туров становится все более и более богатой. Растущий опыт туроператоров на автобусном направлении позволяет не только грамотно планировать расписание всего автобусного тура, но и просчитать свободное время туристов так, чтобы его можно было использовать с максимальной пользой (ведь автобусные туры - это в первую очередь все же туры экскурсионные). Гиды обязательно должны знать не только историю и культуру города или народа каждой из стран, через которые лежит путь автобуса с туристами, но и бытовые мелочи (как-то: где дешевле купить, как вкусно поесть, как быстрее добраться и пр.). Ведь автобусные туры тщательно просчитываются по времени, и малейшее отставание от графика может негативно отразиться на всем туре. Автобусный тур, как и любой другой товар, нельзя продавать «не глядя». В компании «РВС» подчеркивают, что менеджер, занимающийся автобусными турами, непременно сам должен проехать по маршруту, чтобы знать все тонкости и давать туристам максимально подробные и, главное, правдивые разъяснения. В «Бон Туре» также говорят о недостаточной осведомленности агентов по продаже автобусных туров, в связи с чем компания призывает турагентства как можно чаще посещать семинары, принимать участие в информационных турах. В«Неве»акцентируют внимание на том, как выглядит программа тура, выдаваемая на руки туристу. Она должна содержать в себе сведения не только о стоянках и экскурсиях, но и о времени в пути и (или) расстоянии в километрах между пунктами, чтобы для туриста не были неожиданностью ночные или очень длительные переезды во время тура, о которых он не знал заранее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|