Продольное исследование «принстон -пен»
Может ли в пессимистическом стиле объяснения корениться причина депрессии и слабых успехов детей — подобно тому, как это бывает у взрослых? В 1981 году, когда этот вопрос возник в ходе моих исследований, я подумал о Джоан Джиргус. Мы с ней поддерживали контакт все эти годы и были в курсе исследований друг друга. Часть ее работы была посвящена детям; точнее, тому, как по мере роста ребенка развивается его восприятие. Я знал также, что в своем колледже в Нью-Йорке она серьезно занимается проблемой неуспеваемости студентов. В общем, я считал, что она была бы идеальным партнером в моем исследовании. «Все идет к тому, — сказал я ей при встрече, — что, как мне кажется, школьная неуспеваемость в основном связана вовсе не с недостатком способностей. Наши последние данные показывают, что стоит ребенку впасть в депрессию, как его успеваемость резко падает». Я некоторое время развивал эту идею, а затем рассказал Джоан о последних открытиях Кэрол Двэк, которые показывают, что в плохой академической успеваемости виноват пессимистический стиль объяснений. «Совсем недавно, — сказал я, — до меня дошли слухи о последней работе Кэрол. Она делила учеников начальной школы на группы «беспомощных» и «мастеров» в зависимости от их стиля объяснения. Затем она устраивала им серию неудач (неразрешимых задач), за которыми шли успехи (разрешимые задачи)». «До неудач между группами практически не было разницы. Но как только начались неудачи, появилась и удивительная разница. У «беспомощных» детей стратегия решения задач быстро деградировала до уровня первого класса. Школа_____________________________________ 221 Дети начинали ненавидеть это занятие и стали говорить, как здорово они раньше играли в бейсбол или выступали в школьных спектаклях. Если случались неудачи у «мастеров», их стратегия решения задач оставалась на уровне Четвертого класса, и они сохраняли работоспособность, хотя и признавали свои ошибки. Одна девочка из группы «мастеров» закатала рукава и сказала: «Люблю сложные задачи!» Все они выражали уверенность, что снова встанут на ноги, и держались.
И вот еще что, — продолжал я, — в конце эксперимента, когда всем детям предлагали разрешимые задачи, дети из «беспомощной» группы недооценивали свои возможности; так, они считали, что смогут решить только пятьдесят процентов задач такого типа, с какими они раньше прекрасно справлялись. Дети из группы «мастеров» считали, что сумеют решить девяносто процентов. И мне кажется, — сказал я в заключение, — что главной проблемой, лежащей в основе депрессии и слабой успеваемости многих детей, является пессимизм. Как только ребенок приходит к мысли, что ничего не может сделать, он перестает стараться, и оценки у него ухудшаются. Мне бы хотелось заняться этой проблемой вместе с тобой». Джоан не сразу приняла мое приглашение. Она задала еще несколько вопросов, потом задумалась и наконец сказала: «Я, пожалуй, готова согласиться, что решающими с точки зрения успеваемости действительно являются оптимизм и способность не отступать перед трудностями. Но я думаю, что исследовать следует период обучения не в колледже и даже не в средней школе. Видимо, видение мира складывается в начальной и неполной средней школе. Во всяком случае, до созревания, а не после». По одному из счастливых совпадений, как раз в это время в Пенсильванский университет на первый курс аспирантуры приехала Сьюзен Нолен-Хексма и стала катализа- 222 ^_________________ Мартин Э. П. Зелишая тором этого проекта. Сьюзен тогда был двадцать один год; она была тихой, но целеустремленной. Ее руководитель из Йельского университета прислал мне письмо, в котором сообщал, что она была его лучшей студенткой за десять лет и он очень завидует тому, что она решила изучать беспомощность у детей. Он также предупредил меня, чтобы я не принял ее спокойную манеру поведения за робость или посредственность ума.
Я пересказал Сьюзен свой разговор с Джоан, и она немедленно заявила: «Именно этому делу я хотела бы посвятить свою жизнь». За этим последовали два года, в течение которых мы уговаривали директоров, учителей, родителей и детей в школах вблизи Принстона, штат Нью-Джерси, а затем, наконец, Национальный институт душевного здоровья разрешить нам провести широкомасштабные исследования с целью прогнозирования, кто подвержен депрессии и кто плохо успевает в начальной школе. Мы хотели обнаружить источник депрессии, которая поражает так много детей и мешает их учебе в школе. Осенью 1985 года началось так называемое «Продольное исследование Принстон-Пен». В этом исследовании принимали участие четыреста третьеклассников, их учителя и родители; программа должна была продолжаться почти пять лет, пока эти ребята не кончат седьмой класс. Мы предположили, что двумя основными факторами риска с точки зрения депрессии и неуспеваемости детей являются: ф Пессимистичный стиль объяснения. Дети, склонные считать отрицательные события постоянными, всеобъемлющими и личными, через некоторое время впадают в депрессию и начинают плохо учиться. • Неблагоприятные события. Дети, которые сталкиваются с этим фактором (разводы, смерти, безработица в семьях), будут учиться хуже всех. Школа 223 В настоящее время в нашем распоряжении находятся данные, собранные в течение первых четырех лет этой пятилетней программы. Самым сильным фактором риска для позднейшей депрессии является (и это не удивительно) более ранний приступ депрессии. Если дети хоть раз впадали в депрессию, у них возникает склонность к рецидиву; если же у детей в третьем классе не случалось депрессии, то была высокая вероятность того, что они с ней не встретятся ни в четвертом, ни в пятом классе. Чтобы это обнаружить, не требовалось проводить исследование стоимостью полмиллиона долларов. Но кроме этого (и, пожалуй, поважнее) было установлено, что действительно стиль объяснения и неблагоприятные события жизни детей являются существенными факторами риска с точки зрения депрессии. Рассмотрим теперь действия этих факторов по отдельности.
Стиль объяснения Дети с пессимистическим стилем оказываются в крайне невыгодном положении. Если ваш ребенок начинает учиться в третьем классе с пессимистической оценкой по тесту CASQ, ему угрожает депрессия. Мы разделили всех детей на тех, у кого соответствующая оценка ухудшалась со временем, и тех, у кого она, наоборот, улучшалась. Стиль объяснения позволяет дифференцировать эти две группы по следующим тенденциям: • Если ты пришел в третий класс с пессимистическим • Если ты пришел с пессимизмом и находишься в деп • Если ты пришел с оптимизмом и находишься в деп • Если ты пришел с оптимизмом и не находишься в 224_____________________ Мяртяя Э, /7. Зелигман Что бывает сначала: пессимизм или депрессия? Ведь как пессимизм может привести вас к депрессии, так и депрессия может заставить вас смотреть на мир пессимистически. Оказывается, возможно и то, и другое. Если в третьем классе у тебя была депрессия, то в четвертом твой пессимизм усилится; если ты был пессимист в третьем классе, то в четвертом ты можешь впасть в более тяжелую депрессию. Эти два фактора образуют порочный круг. Синди попала в этот порочный круг. Зимой, когда она училась в третьем классе, родители сказали Синди, что они разводятся, отец ушел из семьи. Ее стиль объяснения и раньше был несколько пессимистичнее среднего, но теперь она стала апатичной и плаксивой. Оценки ее депрессии подскочили до небес. Ухудшилась ее учеба, она стала сторониться друзей, как часто делают дети в депрессии. Девочка стала считать себя нелюбимой и глупой, и это сделало ее стиль объяснения более пессимистичным. В свою очередь, пессимистический стиль затруднил для нее возможность переносить разочарования. Синди стала истолковывать даже мелкие неприятности как свидетельство того, что ее никто не любит и что она плохая, и она стала впадать в еще более глубокую депрессию.
Уловить, когда этот порочный круг формируется у вашего ребенка, и научиться разрывать его — одна из важнейших вещей, которым должны научиться родители. Как это сделать, вы узнаете в главе 13. Неблагоприятные события Чем больше неприятностей выпадает на долю ребенка, тем сильнее его депрессия. Дети — оптимисты, сопротивляются неблагоприятным событиям лучше, чем пессимисты, дети, популярные среди сверстников, лучше, чем непопулярные. Но это не в силах помешать неблагоприятным Школа 225 событиям оказывать депрессирующее влияние на всех детей. Обратите особое внимание на некоторые события. Если они происходят, вам придется уделить своему ребенку максимум времени и всю, какую только возможно, помощь и поддержку. Именно в это время следует воспользоваться на практике упражнениями, о которых вы узнаете в главе 13, • Брат, или сестра, уходит из дома, чтобы поступить в • Умирает любимое домашнее животное; сколь обыч • Умирает дедушка или бабушка, которых ребенок хо • Ребенок переходит в новую школу — и тем самым • Вы ссоритесь со своим супругом (супругой). ф Вы разводитесь или расходитесь; вместе с родительскими ссорами это — проблема номер один. РОДИТЕЛЬСКИЕ СКАНДАЛЫ И РАЗВОД Вследствие того, что разводы и серьезные ссоры между родителями учащаются и становятся важнейшими причинами депрессии у детей, мы в своем «продольном исследовании» уделили особое внимание детям, которые сталкивались с этими явлениями. Когда мы начинали исследование, 60 детей — около 15% — сообщили, что их родители либо в разводе, либо живут врозь. Мы внимательно наблюдали за этими детьми в течение трех последних лет и имели возможность сопоставить их с остальными. То, что они рассказывали нам, мо-. жет иметь важные последствия для нашего общества в 226 Мартин Э. П. Зелигмав целом, а также подсказать вам, как следует вести себя с детьми, если вы разводитесь. Во-первых, и это особенно важно, нервное состояние детей разведенных родителей, как правило, плохое. По данным проверок, которые проводились дважды в год, эти дети намного больше страдают от депрессии, чем дети из полных семей. Мы надеялись, что со временем эта разница будет сглаживаться, но не тут-то было. Даже через три года дети из неполных семей намного больше страдали от депрессии, причем по всем параметрам: они больше грустят, заметно выделяясь в классе; у них меньше живости, ниже самооценка, больше жалоб на самочувствие, да и беспокойства от них больше.
Важно понять, что это — усредненные оценки. Некоторые из детей не впадали в депрессию, некоторые со временем избавились от нее. Развод не обязательно обрекает ребенка на годы депрессии; он только делает депрессию более вероятной. Во-вторых, с детьми разведенных родителей продолжают происходить и другие неблагоприятные события, что поддерживает у них состояние депрессии. Эти события делятся на три категории. Первая — это события, вызванные непосредственно разводом или депрессией, сразу за разводом последовавшей. Они гораздо чаще случаются именно с детьми разведенных родителей: • Мать устраивается на новую работу. ф Новые товарищи по классу менее дружелюбны. • Кто-то из родителей вступает в новый брак. • Кто-то из родителей ложится в больницу. 0 Ребенок не успевает по какому-то предмету в школе. Эти дети сталкиваются с большим количеством событий, которые сами по себе могли бы явиться причиной развода: • Их родители больше ссорятся. Школа____________________________________ 227 • Их отцы чаще отправляются в деловые поездки. Все перечисленное не слишком удивительно. Но вот следующая категория событий, от которой больше страдают дети разведенных, нас просто потрясла. У нас нет их серьезного объяснения, но мы думаем, вам следовало бы знать о них: щ У детей разведенных родителей сестер и братьев госпитализируют в три с половиной раза чаще, чем у детей в полных семьях. • У самих этих детей шансы попасть в больницу тоже • Вероятность, что у такого ребенка умрет друг вдвое • Вероятность смерти дедушки или бабушки тоже вдвое Некоторые из этих событий могут быт* причиной или последствиями развода. Но в дополнение к этому семьи, где имеет место развод, похоже, поражены еще каким-то невезением, которое не должно бы иметь ничего общего с самим разводом, ни как причина, ни как следствие. Невозможно представить, как смерть близкого друга ребенка или дедушки с бабушкой может быть связана с разводом его родителей. Тем не менее перед вами статистика. Все это вместе образует довольно мерзкую обстановку, в которой приходится существовать ребенку. Считается, что для детей лучше, чтобы их невезучие родители развелись, чем если бы дети продолжали жить с родителями, которые ненавидят друг друга. Но из наших исследований вырисовывается достаточно мрачная картина жизни этих детишек: затяжная неослабевающая депрессия; повышенная вероятность разрушительных событий плюс череда каких-то непонятных невезений. С моей стороны было бы безответственно не посоветовать вам серьезно воспринимать эту статистику, если вы подумываете о разводе. 228______________________ Мартин Э, П. Зелилнан Но проблема может быть не только собственно в разводе. Проблема может корениться и в скандалах между родителями. В течение тех же трех лет мы наблюдали за семьюдесятью пятью детьми, чьи родители, хоть и не развелись, но ужасно не ладят. Дети из скандальных семей выглядят почти так же плохо, как и дети разведенных родителей: они находятся в тяжелой депрессии, в том числе даже после того, как родители перестают ругаться, и больше страдают от неблагоприятных событий, чем дети из благополучных семей, где родители не ругаются. Можно предположить два механизма, при помощи которых родительские скандалы оказывают столь стойкое и неблагоприятное воздействие на детей. Первый состоит в тем, что родители, которые стали очень несчастливы вместе, ругаются и затем расходятся. Эта ругань и разделение семьи в свою очередь беспокоят ребенка, вызывая у него стойкую депрессию. Второй же больше соответствует общепринятым понятиям: родители, которые ругаются и разводятся, очень несчастны друг с другом. Их скандалы и развод сами по себе мало влияют на ребенка, но он знает о том, что его родители очень несчастны, и это так его расстраивает, что он впадает в стойкую депрессию. К сожалению, наши данные не позволяют однозначно утверждать, какая из этих двух гипотез верна. Что же это означает для вас? Многие браки находятся в неустойчивом состоянии, их расшатывают раздоры и конфликты. Менее драматична, но более обычна такая ситуация, когда через несколько лет после свадьбы люди приходят к выводу, что более не любят своих супругов (супруг). Тем самым создается питательная среда для конфликтов. Но в то же время оба родителя в высшей степени заинтересованы в благополучии своих детей. Представляется очевидным (по крайней мере, статистически) тот факт, что долговременный вред вашим детям Школа 229 может принести любой вариант реакции на несчастливый брак: как развод, так и скандалы. Если окажется, что причиной переживания детей является скорее несчастье родителей, чем открытые скандалы, то я бы очень рекомендовал семейный совет с целью какого-то общепринятого компромисса. В том же случае, если^ как скандалы, так и развод супругов ведут к депрессии ребенка и если для вас первостепенное значение имеют именно его интересы, а не ваша собственная удовлетворенность жизнью, я бы порекомендовал вам еще раз серьезно задуматься: не хотите ли вы воздержаться от того, чтобы разойтись? И еще более жесткий вопрос: не хотите ли вы воздержаться от скандалов? Я не настолько наивен, чтобы предлагать вам никогда не ругаться. Иногда и скандал помогает: проблема находит свое разрешение, ситуация улучшается. Но многие семейные скандалы оказываются непродуктивными. Я, к сожалению, не могу дать вам совета, как ругаться продуктивно, поскольку не являюсь в этом вопросе большим специалистом. Единственное, что я твердо знаю по данному вопросу, это то, что связано с разрешением конфликта. Известно, что дети, которые смотрят фильмы про то, как взрослые ругаются, переживают гораздо меньше, если конфликт сторон имеет ясное разрешение. Это означает, что, если уж вы поругались, постарайтесь сделать так, чтобы итог ссоры был недвусмысленным и ребенок знал, каков он. Я уверен, что, кроме этого, очень важно, чтобы, приняв решение поссориться, вы отдавали себе отчет в том, что ссора может навредить вашим детям. Вы, конечно, можете считать свое право на скандал священным. К тому же в наше время многие считают возможным, здоровым и законным демонстрировать окружающим все, что угодно. Разозлился — давай ругаться напропалую, имеешь право. Это проистекает и из фрейдистской точки зрения, что во 230 ___________________ Мар тия Э. П. Зелягмаи избежание отрицательных последствий не следует прятать свой гнев внутри себя. Что будет, если подставлять другую щеку?! С одной стороны, не излившийся гнев вызывает мгновенный рост кровяного давления и вполне может, по большому счету, привести к нежелательным психосоматическим последствиям. С другой стороны, дать выход гневу зачастую означает нарушить сохранявшееся ранее зыбкое равновесие отношений. Происходит эскалация ненависти, которая, не найдя разрешения, начинает жить по собственным законам. Пара начинает существование в атмосфере нарастания взаимных обвинений. Однако эти последствия уклонения (или не уклонения) от скандала касаются только самих супругов. Что же касается детей, то существует очень мало аргументов в пользу родительского скандала. Поэтому я предпочитаю быть противником преобладающей этики и советую (если, конечно, больше всего вам дороги дети) не раз все взвесить, прежде чем решаться поскандалить. Право на гнев и скандал не относится к правам человека. Попробуйте проглотить обиду, пожертвовать гордостью, смириться с тем, что супруг не уступает вам так, как, по вашему мнению, вы заслуживаете. Отступите, прежде чем спровоцировать супруга или ответить на его провокацию. Вы можете, конечно, выбрать скандал, но знайте, что ставкой в первую очередь является благосостояние ребенка, а потом уже ваше. Наши исследования показали, что типичной является такая последовательность событий. Скандалы родителей или их развод ведут к заментому углублению депрессии ребенка. Депрессия ведет к школьным проблемам, и стиль объяснения ребенка становится более пессимистическим. Школьные проблемы в сочетании с новым уровнем пессимизма усугубляют депрессию, и формируется порочный круг. Депрессия становится постоянным спутником жизни вашего ребенка. Школя______________________ 231 Эскалация родительских скандалов или решение разойтись знаменуют тот самый момент, когда вашему ребенку требуется дополнительная помощь, чтобы предотвратить депрессию и сползание в пессимизм, а также сгладить школьные проблемы. Именно тогда ему нужна специальная помощь со стороны учителей и вас. Сойдите со своей накатанной колеи, чтобы стать ближе своему ребенку. Один-единственный знак любви может противодействовать воздействию скандалов. В это время может оказаться полезной и профессиональная помощь. Психотерапия может помочь родителям меньше ссориться (и более продуктивно), а ребенка она может уберечь от депрессии, которая, возникнув на этом этапе семейной жизни, может искалечить ему всю последующую жизнь. ДЕВОЧКИ — МАЛЬЧИКИ Разрушительные и долговременные последствия развода и скандалов — не единственные данные, удивившие нас. Нас и раньше интересовали различия полов в обсуждаемом вопросе, причем у нас были свои предположения относительно того, какой из них будет более подвержен депрессии и пессимизму; когда же мы стали обрабатывать свои результаты, то сплошь и рядом стало оказываться, что они — прямо противоположны нашим ожиданиям. Как вы уже знаете из глав 4 и 5, взрослые женщины в среднем гораздо более склонны впадать в депрессию, чем мужчины. Женщины вдвое чаще страдают депрессией, каким бы способом не проводилась оценка: буть то официальная статистика заболеваний, опросы по месту жительства или количество симптомов. Мы предполагали, что это может начинаться в детстве и что девочки соответственно чаще страдают от депрессии, чем мальчики, и более склонны к пессимистическому стилю объяснения. 232 Мартия Э. П. Зелигкая Оказывается, ничего подобного. На каждом этапе наших исследований мальчики были более подвержены депрессии, чем девочки. У среднего мальчика наблюдалось больше депрессивных симптомов и более тяжелая форма депрессии, чем у средней девочки. Можете себе представить, среди третьеклассников и четвероклассников целых 35% хотя бы раз перенесли тяжелую депрессию. Среди девочек цифра составляла 21 /о. Некоторая разница наблюдалась и в характерных симптомах: у мальчиков чаще наблюдались нарушения поведения (то, что называется «Я все время попадаю в беду») и так называемая ангедония (недостаток радости и друзей, социальная самоизоляция). Что касается грусти, пониженной самооценки и телесных симптомов, то здесь мальчики не превосходили девочек. Примерно такой же характер носят и различия в стиле объяснения. К нашему удивлению, девочки всегда оказывались оптимистичнее мальчиков. Точнее говоря, они были оптимистичнее относительно хороших событий и менее пессимистичны касательно плохих. Вот так «Продольное исследование Принстон-Пен» преподнесло еще один сюрприз. Мальчики оказались более пессимистичны и более подвержены депрессии, чем девочки, и более ранимы неблагоприятными событиями, включая развод родителей. Это означает, что, каковы бы ни были причины крупных различий, связанных с депрессией у взрослых мужчин и женщин, они никак не связаны с детством. Что-то должно произойти в момент созревания или непосредственно вслед за ним, что вызывает эту инверсию и сильно бьет по девочкам. Мы пока можем только предполагать, что это такое. Дети, за которыми мы следим, в настоящее время приближаются к пубертатному периоду, так что последний год исследований по программе «Принстон-Пен» может дать ответ, что же такое происходит Школа____________________________________ 233 вблизи момента созревания, что перекладывает тяжкое бремя депрессии с мужчин на женщин. КОЛЛЕДЖ Как-то весной 1983 года я слушал Уиллиса Стэтсона, председателя приемной комиссии Пенсильванского университета, который описывал проблемы вверенного ему подразделения — фактически ошибки, которые оно допускало. Я пришел потому, что возглавлял один из колледжей в Пене и имел возможность наблюдать вблизи плоды неудачного отбора. Я вызвался предоставить приемной комисии свой тест, чтобы проверить, не сможет ли он предсказать будущую успеваемость лучше, чем существующие методы. «В конце концов, — жаловался Стэтсон, — это всего лишь статистический прогноз, и нам приходится считаться с возможностью некоторого процента ошибок». Я спросил у него, как в Пене набирают первокурсников. «Мы учитываем три важных фактора, — сказал он. — Школьные оценки, оценки при поступлении и результаты промежуточной проверки. У нас имеется регрессивное уравнение — слава Богу, мне не.надо объяснять тебе, что это такое. Мы подставляем эти оценки в уравнение и получаем некое число, скажем, 3,1. Фактически это прогнозируемая средняя оценка первокурсника. Мы называем ее индексом предсказания (PI). Если он достаточно высок, тебя принимают». Я, конечно, знал, что такое регрессивное уравнение, и как легко впасть в ошибку, пользуясь ими. Они принимают во внимание факторы из прошлого, например, результаты вашего теста SAT, школьные оценки, и увязывают их с неким будущим критерием, типа ожидаемой средней оценки в колледже. В результате неких манипуляций каждому фактору прошлого придается определенный вес для лучшей 234 Март ин Э. П. Зелигмав подгонки. Так, например, если бы вы пожелали предсказать вес новорожденного исходя из веса его родителей, мы могли бы взять данные, скажем, по последней тысяче младенцев, родившихся в определенном родильном доме, выписать их вес и вес их родителей, а потом установить, что если разделить вес матери на 21,7, а вес отца на 43,4, потом найти среднеарифметическое двух частных, то как раз получится вес младенца. При этом сами по себе числа 21,7 И 43,4 не имеют решительно никакого значения, не связаны ни с какими законами природы; это просто статистические коэффициенты. К регрессионным уравнениям прибегают, если не знают, что еще можно придумать. Именно в таком положении оказалась приемная комиссия. Собрав данные теста SAT и школьные оценки в. нескольких группах первокурсников, они увязали их уравнением со средними оценками этих студентов в колледже. И увидели, что приближенно (но только приближенно) оценки в колледже тем выше, чем выше результаты по SAT и школьные оценки. При этом может оказаться, что оценки по SAT вдвое сильнее влияют на оценки в колледже, чем школьные, и в полтора раза сильнее, чем данные промежуточной проверки. Все это учитывается числовыми коэффициентами, с которыми указанные оценки входят в уравнение; значения этих коэффициентов, «весов», выбираются так, чтобы обеспечить наилучшее совпадение средних оценок в колледже с корнями уравнения. Фактически эти веса достаточно произвольны, являются подгоночными статистическими коэффициентами. Именно поэтому предсказание носит статистический характер. Большинство прогнозов сбывается, но при этом возможно большое количество ошибок. А за этими ошибками стоят расстроенные и обращающиеся с жалобами родители, перегруженные преподаватели и учебные неудачи студентов. Школа_____________________________ 235 «Мы допускаем два вида ошибок, — продолжал Стэт-сон. — Во-первых, некоторое количество студентов, к счастью, небольшое, учится на первом курсе намного хуже, чем в соответствии с прогнозом. Во-вторых, намного большее количество учится существенно лучше, чем можно было бы ожидать исходя из их PL Но все равно нам бы хотелось уменьшить погрешность наших прогнозов. Расскажи мне еще про этот твой тест». Я рассказал ему и про ASQ, и про теорию, которая за ним стоит. Объяснил, что люди, которые согласно тесту являются оптимистами, показывают обычно лучшие результаты, чем можно было бы предположить, потому что перед лицом вызова они стараются сильнее, в то время как пессимисты при неудачах сдаются. Через час я перешел к тесту ASQ и тому, как он работает. Я рассказал, чем мы занимались с «Метрополитэн Лайф Иншуренс Колшани» и высказал предположение, какие последствия могло бы иметь использование теста ASQ при отборе абитуриентов в Пенсильванский университет: дальнейшее уменьшение погрешности прогноза и возможность предсказать оценки первокурсника надежнее, чем по PL «Вы теряете некоторых сильных ребят, — сказал я, — и принимаете других, которые все равно отсеются. В любом случае это трагедия для ребят и плохо для Пена». В конце концов Стэтсон сказал: «Ну, что ж, давай попробуем. Возьмемся за курс, который должен кончать колледж в 1987 году». В первую же неделю, как был сформирован курс-87, свыше трехсот его студентов были подвергнуты тесту ASQ. И мы стали... просто ждать. Ждать, пока не начнутся их страдания в первую же сессию посередине первого семестра, и затем, когда начнется вторая сессия, ужасные две недели в конце семестра. Мы ждали, когда эти студенты, многие из которых блистали в средней школе, поймут, что такое 236 Мартин Э. П. Зелигмаи настоящее соревнование в одном из ведущих университетов. Мы ждали, когда одни из них согнутся, а другие встанут во весь рост перед лицом вызова. В конце первого семестра мы наглядно увидели те ошибки, которые вызывали беспокойство Стэтсона. Практически треть студентов выглядела или намного лучше, или намного хуже, чем предсказывали регрессивные уравнения на основании данных теста SAT, школьных и промежуточных оценок. Из этой сотни первокурсников человек двадцать выглядели намного хуже, а около восьмидесяти — намного лучше. В итоге мы увидели то, чего ожидали — то же, с чем мы встречались у страховых агентов и четвероклассников. Первокурсники, что оказались на высоте и добились результатов выше, чем им полагалось согласно «таланту», были при поступлении, как правило, оптимистами. Те, кто продемонстрировал результаты, хуже ожидаемых — пришли пессимистами. «ЗВЕРИНЫЙ БАРАК» Провалить экзамен в промежуточную сессию в колледже или не получить ведущую роль в пасхальном представлении в третьем классе — это еще не самые большие неприятности из тех, что встречаются на жизненном пути. Но в одном из учебных заведений есть уголок, на фоне декораций которого разыгрываются настоящие драмы. Речь идет о «Зверином бараке» в Вест-Пойнте. Когда нервный восемнадцатилетний кадет-первокурсник («плебей» по местному выражению) появляется первый раз в Вест-Пойнте в начале июля, его (а теперь бывает и ее) приветствует старшекурсник, чья задача — научить новичка за оставшуюся часть лета железной дисциплине; здесь и длительное стояние по стойке «смирно», и деся- Школа 237 тимильный марш-бросок на рассвете, и чистка «медяшки» — военной галантереи, и заучивание наизусть всякой белиберды, и подчинение, подчинение, подчинение. Смысл всего этого в том, чтобы выковать характер, необходимый будущим офицерам американской армии. По мнению вест-пойнтовцев, система прекрасно зарекомендовала себя за 150 лет. При всем издевательстве, которому он подвергается здесь, «плебеи» представляют собой достаточно ценный материал. Их отбирают с учетом возможностей лидерства и учебных способностей из большого массива абитуриентов. Вест-Пойнт — один из самых элитарных американских колледжей. «Плебеи» отличаются высоким рейтингом по тесту SAT, прекрасной физической формой, выдающимися школьными оценками, особенно по предметам, важным для технических приложений, и что еще важно, это отборные ребята из отборных — «скаутов-орлов». Обучение одного человека в Вест-Пойнте обходится примерно в 250 тысяч долларовой каждое пустое место в аудитории можно расценивать как потерю такой суммы для налогоплательщиков. Тем не менее много кадетов отсеивается, не выдерживая тяжелой программы — впрочем, некоторые отсеиваются еще до знакомства с ней. Все это я узнал в феврале 1987 года, когда мне позвонил Ричард Батлер, руководивший в Вест-Пойнте изучением персонала. «Доктор Зелигман, — начал он своим резким голосом, привыкшим командовать, — я думаю, что вы нужны Дяде Сэму= В Вест-Пойнте проблемы с отсевом, и, может быть, вам удастся с этим что-нибудь сделать. Мы зачисляем на первый курс 1200 «плебеев» в год. Они прибывают в «Звериный барак» первого июля. Шестеро уходят в первый же деньэ к концу августа (еще до начала занятий) мы теряем около сотни. Не попробуете ли вы помочь нам предсказать, кто отсеивается?» 238 ^_______________ Мартин Э. П. Зелягмаи Я охотно согласился. Речь шла об идеальных условиях для того, чтобы понять насколько оптимизм помогает человеку пройти сквозь сито наиболее сурового отбора, о каком я когда-либо слышал. В принципе и здесь должны были бы отсеиваться пессимисты — как в «Метрополитэн Лайф» и среди первокурсников Пенсильванского Университета. И вот 21 июля я отправился на север вместе со своим специальным ассистентом, 14-летним сыном Дэвидом, который должен был помогать мне раздавать анкеты. Наставник запустил весь курс «плебеев» в сияющую свежей отделкой аудиторию имени Эйзенхауэра, и тысяча двести отборных юных американцев стояли навытяжку, ожидая нашего разрешения садиться и приступить к тесту. Нам сообщили, что впервые за много лет режим в «Зверином бараке» был «смягчен»; это означает, что было запрещено длительное стояние по стойке «смирно» («укрепление», по-здешнему) и лишение пищи и воды. Зрелище произвело на меня впечатление, а Дэвид был вообще охвачен благоговейным ужасом. Статистика Дика Батлера оказалась точной. Шестеро «плебеев» ушли в первый день, один прямо посреди теста. Он вскочил, его вырвало, и он выледет из аудитории. Сотня ушла к концу августа. Мы уже два года наблюдали за курсом, выпуск которого планировался в 1991 году. Итак, кто же отсеивается? Снова пессимисты. Те из «плебеев», которые объясняют свои неприятности, говоря: «Это все я, это будет всегда и сорвет все, за что бы я ни брался». Именно у них меньше всего шансов прорваться сквозь строгости «Звериного барака». Кто получает оценки выше, чем те, что предсказывает тест SAT? Оптимисты. А пессимисты получают оценки ниже предсказанных. Я пока не берусь давать рекомендации, в соответствии с которыми столь традиционное место, как Вест-Пойнт, Школа 239 могло бы изменить свою политику отбора и обучения. Но мне представляется, что учет оптимизма при отборе будущих офицеров мог бы изменить к лучшему руководство нашими вооруженными силами. Еще интереснее было бы попробовать воспользоваться техникой вроде той, о которой вы узнаете в дальнейшем, чтобы помочь пессимистам стать оптимистами и тем самым удержать многих кадетов от ухода из академии и дать им шанс стать настолько хорошими офицерами, насколько позволяют их способности. ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ О ШКОЛЬНЫХ УСПЕХАХ Сотню лет слова «способности» и «талант» звучали, как ключ к успехам в учебе. Эти идолы занимают почетное место на официальных алтарях там, где происходит отбор и прием. В Америке вас даже не определят в класс, не измерив ваш IQ, SAT или МСАТ; в Европе ситуация еще хуже. Я считаю, что понятие «талант» сильно переоценивают. Мало того, что его неточно измеряют, что он не является надежным залогом успеха; вообще традиционная точка зрения по отношению к нему неверна, поскольку не учитывает фактора, который может как компенсировать сравнительно низкие баллы оценки, так и свести к минимуму достижения высокоодаренных людей. Я вновь говорю о стиле объяснения. Что приходит в класс вначале: оптимизм или успех? Обычный здравый смысл утверждает, что люди становятся оптимистами, потому что они талантливы или потому что у них все хорошо складывается. Однако реальные результаты учебного процесса показывают, что вектор причины-следствия может указывать и в противоположном направлении. В наших исследованиях мы рассматриваем талант 240____________________ Мартяя Э. П. Зеляпнан (баллы SAT, IQ, результаты квалификационных испытаний страховых агентов) как стартовые условия и смотрим, что происходит с одаренными людьми в зависимости от того, оптимисты они или пессимисты. И вновь и вновь мы обнаруживаем, что пессимисты останавливаются ниже своего потенциала, а оптимисты превосходят его. И я прихожу к выводу, что понятие потенциала почти лишено смысла, если игнорировать понятие оптимизма. ГЛАВА в СПОРТ Я терпеть не могу одиннадцатичасовые новости. Дело не в том, что материал читают манекенщицы. Дело в том, что именно они читают
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|