Дети в родители: истоки оптимизма 197
ребенок настолько «перекошен», что его итоги теста похожи на средние примерно так же, как у удачливого страхового агента из «Метрополитэн Лайф». Итоги теста ребенка в депрессии выглядят примерно так же, как у среднего взрослого, не находящегося в депрессии. Никто не обладает такой способностью надеяться, как ребенок, и именно поэтому так трагично состояние ребенка, который впал в тяжелую депрессию. У детей бывают депрессии, причем так же часто и глубоко, как у взрослых, но их депрессия имеет одно очень серьезное отличие от подростковой и взрослой. Они не становятся беспомощными и не покушаются на самоубийство. От 20 до 50 тысяч взрослых американцев совершают самоубийство каждый год, причем почти все — после депрессии. Один из конкретных компонентов депрессии, а именно беспомощность, является самым вероятным предшественником самоубийства. Потенциальные самоубийцы убеждены, что их нынешнее горе будет длиться всегда, и только смерть прекратит их страдания. Детские самоубийства, конечно, трагедия, и их количество сейчас возрастает, но примерно две сотни таких событий в год трудно назвать большой эпидемией. Дети моложе семи лет никогда не совершают самоубийства, хотя известны убийства, совершенные пятилетками. Дети этого возраста понимают, что такое смерть, они в состоянии понять ее завершающую роль и могут намереваться кого-нибудь убить; но что они не могут, так это достаточно долго оставаться в состоянии беспомощности. Я думаю, что это — заслуга эволюции. Дитя носит в себе семя будущего, и главный интерес природы к детям сводится к тому, чтобы они безопасно достигли зрелости и произвели на свет новое поколение детей. Природа защитила наших детей не только физически — у детей до периода созревания самая низкая смертность от всех причин — но и психологически, обеспечив их надеждой, обильной и иррациональной.
198 Мартин Э* /7. Зелягмаи Но при всей этой защищенности против беспомощности некоторые дети гораздо более предрасположены к пессимизму и депрессии, чем другие. Тест CASQ является хорошим индикатором, кто раним, а кто защищен. Дети, чей итог лежит в оптимистической половине (мальчики — свыше 5,5 и девочки — свыше 7,5), будут в перспективе становиться оптимистичными подростками и взрослыми. В среднем у них меньше шансов заполучить депрессию, больше шансов большего добиться и стать в своей жизни здоровее, чем дети, которые набрали меньше этих (средних) баллов. Стиль объяснений формируется рано. Мы видим его во вполне сложившейся форме у детей в возрасте восьми лет. Если у вашего ребенка уже вполне оптимистический или пессимистический взгляд на мир к третьему классу и если он так важен для его будущего, его здоровья и успехов, вы вправе поинтересоваться, откуда он взялся и что можно сделать, чтобы изменить его. Существуют три основные гипотезы относительно происхождения стиля объяснения. Первая из них касается матери ребенка. Стиль объяснения матери Послушайте, как Сильвия реагирует на неприятное со- _ бытие в присутствии своей восьмилетней дочери Марджори. Начинается с того, что они садятся в машину, припаркованную на стоянке возле торгового центра. Знакомясь с диалогом, попробуйте определить стиль объяснения Сильвии. Марджори: Мама, с моей стороны на машине вмятина. Сильвия: Господи, Боб меня убьет! Марджори: Папа же говорил тебе, чтобы ты ставила его новую машину подальше от других. Сильвия: Боже мой, вечно со мной что-нибудь слу- Дети и родителя; истоки оптимизма 199 чается. Я так ленива, что стараюсь тащить покупки из бакалеи поближе — метры, а не сотню метров. Что я за дура!
Сильвия, как мы видим, говорит о себе довольно нелицеприятные вещи, а Марджори ее очень внимательно слушает. Причем неприятно не только содержание, но и форма, в, которую оно облечено. С точки зрения содержания, Марджори слышит, что у Сильвии большие неприятности, а также, что она глупая, ленивая и хронически невезучая. Все это достаточно плохо. Но форма, которую использует Сильвия, еще хуже. Марджори слышит объяснение плохого события. Сильвия дает Марджори (совершенно неумышленно) четыре объяснения: 1. «Вечно со мной что-нибудь случается». Объяс 2. «Я так ленива». Лень в формулировке Сильвии 3. «Я стараюсь тащить покупки... на метры» — 4. «Что я за дура» — постоянная, широкая и личная Не только вы проанализировали высказывания Сильвии. Этим занималась и Марджори. Девочка слышала, как для объяснения причины неприятности мать использовала 2QQ Мартин Э. П. Зелигмаи четыре весьма пессимистичные причины. Она слышала, что, по мнению матери плохие события носят постоянный и широкий характер и происходят по ее вине. Марджори усваивает, что таков мир. Каждый день Марджори слышит, как ее мать произносит свои суждения о характере неблагоприятных событий, окружающих их дом: они постоянные, всеобъемлющие и персонального свойства. Марджори находится в процессе обучения со стороны самого влиятельного человека в ее жизни, и этот человек твердит, что неприятности будут продолжаться, портить все подряд и виноват в них тот, с кем они приключаются. И у Марджори формируется своя теория мира, в котором неприятности имеют постоянные, широкие и личные причины.
Антенны у детей постоянно настроены на то, как их родители, особенно матери, толкуют о причинах эмоционально нагруженных событий. И не случайно именно «Почему?» является одним из первых и наиболее часто повторяемых вопросов, которые задают ваши детишки. Получить объяснения окружающего мира, особенно социального — первейшая интеллектуальная задача подрастающего поколения. Если родители теряют терпение и перестают отвечать на нескончаемые почему, дети находят ответы другим способом. Они начинают внимательно вслушиваться в то, как вы непроизвольно объясняете, отчего все происходит, а происходит это в среднем раз в минуту, пока вы говорите. Ваши дети ловят каждое слово из ваших объяснений, в особенности, если происходит что-то неправильное. При этом они улавливают не только то, о каких конкретно вещах вы говорите, но и их формальные характеристики: является ли причина, о которой вы говорите, постоянной или временной, конкретной или широкой, вашей или чьей-то еще ошибкой. То, как мама говорила вам о мире в вашу бытность Дети и родители? истоки оптимизма 201 ребенком, наложило заметный отпечаток на ваш стиль объяснения. Мы выявили это обстоятельство, давая свои вопросники сотне детей и их родителям. Уровень оптимизма матери и ребенка очень близок, причем это относится и к сыновьям, и к дочерям. Мы с удивлением обнаружили, что объяснительные стили ребенка (и матери) вовсе не похожи на стиль отца. Это говорит о том, что маленькие дети слушают в первую очередь то, что говорит обо всех причинных зависимостях тот, кто с ними больше всех сидит (обычно мать), и стремятся заимствовать у него (нее) этот стиль. Если у ребенка мать — оптимист, это прекрасно; но беда, если у ребенка мать ■— пессимист. Эти открытия ставят вопрос: является ли стиль объяснения явлением генетическим? Можем ли мы унаследовать его от своих родителей, подобно на удивление большой доле нашего интеллекта, политики и религиозных воззрений? Исследования идентичных близнецов, которых воспитывали раздельно, показывают, что, вырастая, они приобретают неправдоподобно близкие политические взгляды, веру в Бога (или неверие) и IQ. В отличие от перечисленных психологических особенностей, характер стиля объяснения, который мы обнаруживаем в семьях, не наследуется: стиль матери аналогичен стилю сыновей и дочерей, а стиль отца не совпадает ни с одним. Эта совокупность результатов не может быть объяснена никакой генетической моделью.
Чтобы убедиться в этом, мы начинаем подходить к вопросу наследования более прямолинейно. Для этого мы оцениваем оптимизм как биологических родителей, так и тех, кто усыновил детей в раннем возрасте. Если уровень оптимизма детей совпадает с уровнем усыновителей и не совпадает с уровнем оптимизма у биологических родителей, это подкрепляет нашу точку зрения о приобретенном характере оптимизма. Если уровень оптимизма детей близок к уровню их биологических родителей, с которыми дети ни- 202 Марти й Э. /7- Зелитая когла не встречались, это означает, что оптимизм может наследоваться, по крайней мере, частично.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|