Оптимистическая организация 405
возможностями осчастливливать пациентов или врачей. Я могу постараться обеспечить больным как можно больше комфорта и могу помочь врачам в их работе, но я не отвечаю за их счастье [альтернативы]. Это действительно работа, требующая высокого напряжения, и я бы хотела получше справляться с ней. Надо будет выбрать время и поговорить с более опытными сестрами, как они ухитряются это напряжение выдерживать [полезность]. Теперь — ваша очередь. Выберите двадцать минут и попробуйте выслушать критические замечания, с которыми ваш друг обратится к вам (примерно так же, как вы сами обращаетесь к себе). Опровергайте их всеми доступными средствами. Убедив себя и своего друга, что вы справились со своей задачей, переходите к следующему замечанию. Через двадцать минут поменяйтесь ролями. ИТОГИ Эта глава написана таким образом, чтобы дать вам два важных навыка, которые можно было использовать на работе. Во-первых, вы научились прислушиваться к своему внутреннему критическому диалогу, записывая мнения, которые возникают у вас, когда происходят неприятности. Вы видели, что, если эти мнения носят пессимистический характер, за ними обычно следует уныние и пассивность. Если бы вы сумели изменить эти рефлекторные объяснения свалившейся на вас неприятности, то могли бы изменить эти чувства на воодушевление и хорошее настроение. Чтобы добиться этого, вы отрабатывали технику опровержения ваших пессимистических мнений. Для этого вы 406 Мартин Э. 77. Зелягмая записывали ход соответствующего обсуждения, если оно действительно имело место на работе или просто в воображении. Для дополнительной практики вы прибегали к помощи внешних источников критики.
Но это — только начало. Дальше — дело за вами. Каждый раз, когда вы сталкиваетесь с неприятностью, внимательно прислушайтесь к тому, как вы ее объясняете. Если ваши объяснения носят пессимистический характер, активно опровергайте их. Опровергая себя, пользуйтесь свидетельствами, альтернативами, возможными результатами и полезностью как инструментом. В случае необходимости используйте отвлекающие приемы. Пусть это станет вашей новой привычкой, дополняющей рефлекторные пессимистические объяснения, которыми вы привыкли постоянно руководствоваться. ГЛАВА 15 ГИБКИЙ ОПТИМИЗМ Надежда — это птичка, Что прячется в душе, И тянет песенку без слов Неслышно для ушей. Эмили Дикинсон № 254 (около 1861 г.) Как изменились страхи, что преследовали меня в четыре часа по утрам в течение последних двух месяцев. И как изменилась, в сущности, вся моя жизнь. У меня теперь есть дочка, Лара Катрина Зелигман. Красавица! Теперь, когда я печатаю, она сосет грудь у своей матери и поминутно останавливается, смотрит проницательно на меня своими темно-синими глазками с на удивление голубыми белками и расплывается в улыбке. Улыбки — ее последнее достижение. В них участвует все ее личико. Я вспоминаю китенка-горбача, которого я видел прошлой зимой на Гавайях, недалеко от берега Большого острова; радуясь жизни, он весело прыгал под охраной своих более спокойных родителей. Улыбка Лары неотразима, и она приходит ко мне в четыре утра. Что готовит ей будущее? Во что выльется заявка этого поколения? Огромного нового поколения, которое сейчас рождается. Как сообщает Нью-Йорк Тайме, теперешние замужние американки внезапно начали планировать детей с 408______________________ Мартяв Э. П. Зелигшш вдвое большей вероятностью, чем десять лет назад. Это поколение — наша заявка на будущее. Но это поколение будет находиться под угрозой, причем не только под той, которая традиционно имеется в виду (атомная, политическая, экологическая), но также и духовной, и психологической.
Средство спасения от этой угрозы существует, и важную роль при этом может сыграть обучение оптимизму.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|