Возможности максимальной личности
⇐ ПредыдущаяСтр 43 из 43 Существуют еще два возможных варианта развития, причем более обнадеживающие. Оба опираются на силу максимальной личности. Первый направлен на изменения баланса между личным и общественным путем усиления своей преданности общественному. Второй опирается на обучение оптимизму. Моральный бег трусцой Хотя ее защитные возможности были неизвестны до недавнего времени, максимальная личность совсем не беззащитна. Она способна к самосовершенствованию. И, возможно, именно благодаря процессу совершенствования она 418_______________________ Мартяя Э. П. Зелигнад может прийти к осознанию того, что ее чрезмерная поглощенность собой, вознаграждающая в кратковременном плане, опасна в плане долгосрочном. Один из вариантов выбора, перед которым стоит максимальная личность, достаточно парадоксален. Из вполне эгоистических соображений, в порядке самосовершенствования она может избрать тактику уменьшения собственной значимости,' понимая, что чрезмерная увлеченность собой чревата депрессией и бессмысленностью. Может быть, нам удастся сохранить нашу веру в значимость личности, но сократить нашу зацикленность на собственных удобствах и неудобствах. Таким образом можно высвободить место, чтобы заново обеспечить связь с более значительными категориями. Но даже если мы этого захотим, преданность общественным идеалам не способна возникнуть за одну ночь в культуре настолько индивидуалистической, как наша. В ней слишком много «я». И нужна новая тактика. Возьмем для сравнения бег трусцой. Бегают многие из нас, причем упорно, в любую погоду, вставая ради этого в, бог знает, какую рань. Большинству из нас эта деятельность не доставляет удовольствия, разве совсем немного. Иногда она раздражает, а зачастую физически неприятна, даже болезненна. Мы ею занимаемся потому, что она отвечает нашим долгосрочным интересам. Мы верим, что по большому счету мы от нее выгадаем, что благодаря этому самобичеванию наша жизнь станет более здоровой и продолжительной, а мы сами станем более привлекательными. Маленькое ежедневное самоотрицание обменивается на долгосрочное самоукрепление. Как только мы убедим себя, что отсутствие упражнения причинит вред нашему здоровью и благополучию, альтернатива бега трусцой сразу обретает привлекательность.
Гибкий оптимизм Абсолютно аналогичная ситуация с индивидуализмом и эгоизмом. Депрессия, как я доказывал, происходит частично из чрезмерной сосредоточенности на себе и недостаточной — на, общественном благе. Такое положение дел опасно для нашего здоровья и благополучия, подобно гиподинамии и избытку холестерина. Результатом чрезмерной увлеченности своими личными успехами и неудачами и недостатка внимания к общественным интересам является распространение депрессии, ухудшение здоровья и жизнь, лишенная смысла. Как же нам в наших собственных интересах сократить свою увлеченность собой и повысить интерес в делах общества? Ответом может быть «моральный бег трусцой». Самопожертвование, которое требуется, чтобы тратить на других, на общее благо время, средства и силы, является неестественным для нынешнено поколения, для которого естественным является стремление быть везде первым. Поколение тому назад естественным было отдыхать и пировать по воскресеньям; теперь же мы пришли к убеждению, что для нас лучше расстаться с этими удовольствиями, и по воскресеньям увлекаемся прямо противоположным: физическими упражнениями и диетой. Откуда следует, что большие перемены вполне возможны. Как мы можем сломать в себе и наших детях застарелую привычку к эгоизму? В качестве антидепрессанта мы нуждаемся тоже в упражнении — правда, не физическом, а моральном. Попробуйте выбрать для себя один из следующих вариантов поведения:
• Отложите 5% своих прошлогодних доходов, облагавшихся налогами, для того, чтобы отдать их, причем не благотворительным организациям типа «Об- 420 Мартяя Э. П. Зелигмли щий путь», которые будут делать вашу работу; вы должны распределять эти деньги сами, лично. Распространите среди возможных реципиентов в той области, которая вас интересует, информацию о том, что вы собираетесь отдать, скажем, три тысячи долларов на такие-то цели. Побеседуйте с потенциальными получателями грантов и сделайте свой выбор. Раздайте деньги и проследите за ходом их использования вплоть до успешного завершения, ф Откажитесь от какого-нибудь занятия, которому вы регулярно предаетесь ради собственного удовольствия: еженедельного чревоугодия, взятого напрокат фильма по вторникам, охоты по выходным осенью, видеоигр по возвращению домой с работы, похода по магазинам за новыми ботинками. Потратьте это время (примерно вечер в неделю) на деятельность, посвященную благосостоянию других людей или общества в целом: помощь в благотворительной раздаче супа, посещение больных СПИДом, уборка общественного парка, сбор средств для своей альма-матер. Используйте для этой цели деньги, сэкономленные на лишении себя указанного выше удовольствия. • Если кто-то бездомный попросит у вас денег, погово • Прочитав о героических или достойных осуждения Гибкий оптимизм 421 похвалы, так и людям и организациям, достойным осуждения. Обращайтесь с письмами к политикам и другим людям, которые способны действовать. Тратьте на это по три часа в неделю. Занимайтесь этим не спеша, тщательно обдумывая, как-будто это не письма, а важный отчет для вашей фирмы. • Научите своих детей расставаться с вещами. Пусть они откладывают четверть того, что им дается на расходы. Пусть ищут нуждающихся людей или заслуживающее того дело и отдают туда эти деньги, причем лично.
Совсем не обязательно делать все это, притворяясь полным альтруистом. Нет ничего плохого, если эти дела будут доставлять вам удовольствие помимо общего блага. Мне могут возразить, что расширение контактов во имя общественных нужд может способствовать плохому настроению, что, если уж вы хотите избежать депрессии, лучше побывать в Акапулько в компании богатых и красивых, чем провести вечер в приюте для бездомных. Кто-то считает, что посещение раз в неделю пациентов, смертельно больных СПИДом — верное средство получить депрессию на неделю. Действительно, для некоторых людей такой результат вполне возможен. Но я думаю, что знакомство с человеческими страданиями хотя и способно опечалить, вряд ли приведет к депрессии в том смысле, который употребляется в этой книге. Что действительно способно вызвать депрессию, это вообразить себя в мире, полном чудовищ: неухоженных и неопрятных бедняков, истощенных людей в последней стадии СПИДа и т. д. Любопытно, однако, что опытные добровольцы сообщают, что к их большому удивлению, они испытывали большой подъем от своей работы. При личном контакте они убеждались, что бедные и боль- 422 Мартин Э. П. Зелигмаи ные — это вовсе не чудовища, а нормальные человеческие существа; что скромный героизм среди страдающих — скорее правило, чем исключение; что очень часто они бывают глубоко тронуты. Испытываешь огромное чувство облегчения, увидев, что у тех, кого ты заранее считал абсолютно беспомощными, имеется зачастую удивительное количество духовных и психологических сил. Если вы будете достаточно долго заниматься общественно полезными делами, это поможет вам обрести смысл. Вы обнаружите, что труднее впадаете в депрессию, реже болеете и лучше чувствуете себя, если работаете для общего блага, а не предаетесь личным удовольствиям. И что особенно важно, внутри вас начнет исчезать, заполняясь смыслом, пустота, детище ненасытного индивидуализма.
В наш век выбора этот выбор — наш. Учиться оптимизму Второй способ использовать возможности максимальной личности приведен в заголовке книги. Мы видели, как депрессия возникает в результате пессимистического способа думать о причинах неудач и потерь. Научиться мыслить при неудачах более оптимистичным образом — значит обрести навык отражения депрессии. Он может также помочь нам добиваться большего и поддерживать себя в лучшей форме. Вряд ли, однако, имело смысл пропагандировать обучение оптимизму до того, как на историческую сцену вышла максимальная личность. Общество, которое считало, что депрессия происходит от неправильных генов или несовершенной биологии, увидело бы мало проку в попытках изменить то, что мы думаем при неудачах. Общество, которое относится к личности как к минимальной, вряд ли было бы Гибкий оптимизм серьезно заинтересованно ее психологией. Но если общество превозносит личность, как наше, ее мысли и их последствия становятся предметом тщательного научного изучения, терапии и самоусовершенствования. Эта усовершенствованная личность — не химера. Как мы видели, ее собственный уровень оптимизма может глубоко изменить то, что с ней происходит, и ее степень оптимизма также можно изменить. Поколение моей дочери Лары, если все сложится нормально, сможет воспринимать депрессию как следствие нашего образа мышления и, что еще важнее, считать возможным изменить этот образ. Одним из крупнейших достижений максимальной личности является ее вера в то, что личность способна изменять образ мышления. Именно эта вера позволяет изменению произойти. Я не верю, что сам по себе оптимизм, которому люди научатся, способен остановить прилив депрессии в масштабах всего общества. Оптимизм — всего лишь полезное дополнение к мудрости. Сам по себе он не способен привнести смысл. Оптимизм — это инструмент, помогающий личности достичь целей, которые она поставила перед собой. Соединив оптимизм с обновленной преданностью общественному благу, можно рассчитывать на то, что мы покончим с эпидемией депрессии и бессмысленности. ГИБКИЙ ОПТИМИЗМ Несомненно, что оптимизм нам полезен. Кроме того, он является источником удовольствия. Но сам по себе оптимизм не в состоянии избавить от депрессии, от неудач И от плохого здоровья. Оптимизм не панацея. Как мы уже видели, у него есть свои ограничения. Так, он может лучше работать в условиях одной культуры, чем другой. Он мо-
424 ___________ Марта Э. П. Зелигмав жет иногда помешать нам видеть реальность с необходимой достоверностью. И, наконец, он может помогать некоторым людям уходить от ответственности за собственные неудачи. Но эти ограничения — всего лишь ограничения. Они не аннулируют преимуществ оптимизма; скорее, они помогают отчетливее видеть перспективу. В первой главе мы говорили о двух способах видения мира: оптимистическом и пессимистическом. До настоящего времени, если уж вы были пессимистом, вам ничего не оставалось, как пребывать в пессимизме дальше. Вы подвергались бы частым депрессиям. Ваша работа и здоровье страдали бы. У вас в душе было бы вечно пасмурно. Правда, в порядке компенсации за это вы обладали бы более четким ощущением реальности и более сильным чувством ответственности. Теперь у вас имеется выбор.* Если вы научитесь оптимизму, вы сможете пользоваться ere техникой тогда, когда вам это понадобится, не становясь ее рабом. Допустим, вы хорошо овладели этой техникой. Теперь при столкновениях с поражениями и неприятностями вы обретаете способность остановить депрессию, оспаривая панические мысли, которые прежде омрачали ваше существование. Появляется новая неприятность. Ваша дочь, которую зовут, скажем, Мэй, ходит в детский сад, она моложе и меньше всех детей. Перед ней перспектива того, что она из года в год будет менее взрослой, чем ее товарищи по группе. И учитель хочет оставить ее на второй год. Это вас беспокоит. Веселенькая перспектива — второй год; это способно вызвать у вас депрессию. Вы можете, конечно, вступить в борьбу против этого. У нее такой высокий IQ, музыкальные способности явно выше средних, и вообще она хорошенькая. Но вы можете и не ввязываться в споры. Вы можете сказать себе, что это Гибкий оптимизм 425 тот самый момент, когда нужно видеть действительность с безжалостной ясностью, а не тот, когда нужно бросить все силы на борьбу с собственной депрессией. Ставка — будущее вашей дочери. Цена возможной ошибки способна перевесить важность борьбы с вашей собственной деморализацией. Таким образом, это время, когда нужно принимать решение. И вы можете решить не оспаривать пессимистических мыслей. Важно то, что в вашем распоряжении теперь больше свободы выбора. Вы можете избрать оптимизм, если решите, что стоит побороться за меньшую депрессию, большие успехи или лучшее здоровье. Но вы можете решить не пользоваться им, если посчитаете, что сейчас для вас важнее видение ситуации или безропотное подчинение. Обучение оптимизму «е искажает вашего ощущения ценностей или вашего суждения. Скорее, оно освобождает вас, позволяя использовать тот инструмент, который дает возможность лучше достигать поставленной цели. Оно позволяет вам успешно пользоваться мудростью, обретенной вами на жизненном пути. А как быть с оптимистом от рождения? До сих пор он был таким же рабом тирании оптимизма, как пессимист — пессимизма. Он пользовался большими преимуществами: меньше депрессии, лучше здоровье, выше достижения. У него даже было больше шансов быть избранным на высокий пост. Но за это он платил свою цену: легкие иллюзии, более слабое чувство ответственности. Так было до сих пор. Оптимист также обретает свободу, овладев знанием, что и как совершает оптимизм. Он может также рассмотреть критически свои ценности и свое суждение и сказать себе, что в данный момент ему ни к чему его очень ценные привычки оспаривать горькие мысли. Сейчас, наоборот, время к этим мыслям прислушаться. И он может решать, поль- 426__________ ■-.. Марта Э. П. Зелнгман зоваться ли ему своей методикой оспаривания, поскольку знает, какую она может принести пользу и чем за это придется платить. Таким образом, преимущества оптимизма не безграничны. У пессимизма есть своя роль, которую он должен играть в обществе в целом и в наших конкретных жизнях; мы должны иметь смелость глядеть в глаза пессимизму, если это требуется. То есть нам нужен не слепой, а гибкий оптимизм — оптимизм с открытыми глазами. Мы должны иметь возможность пользоваться в случае необходимости острым чувством реальности пессимизма, но так, чтобы не позволить втянуть нас в его черную тень. И я верю, что возможности такого гибкого оптимизма безграничны. СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЫ: ПОИСК 1. Два взгляда на жизнь................................... 10 2. Учимся быть беспомощными.................... 32 3. Объясняя неудачу....................................... 54 4. Предельный пессимизм............................. 88 5. Как вы думаете, так вы и чувствуете....ИЗ ЧАСТЬ 2: ОБЛАСТИ ЖИЗНИ 6. Успех на работе.......................................... 150 7. Дети и родители: истоки оптимизма...... 184
8. Школа.......................................................... 212 9. Спорт............................................................ 241
10. Здоровье..................................................... 257 11. Политика, религия и культура: новая психоистория....................................... 284
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|