Методика определения эффективности музыкального воспитания дошкольников
№ 1 [1]
Для проведения обследования музыкального развития детей дошкольного возраста нами была разработана методика «Учёт качества музыкального развития дошкольника». Цель учёта — выявление уровня музыкального и психомоторного развития дошкольника (начальный уровень, динамика развития и эффективность педагогического воздействия). Метод учёта: наблюдение за ребёнком в процессе выполнения специально подобранных игровых заданий. Данная авторская методика универсальна, поскольку может применяться для выявления уровня музыкального развития как нормально развивающихся дошкольников, так и имеющих различные отклонения в развитии с прослеживанием развития каждого ребёнка в течение 5 лет пребывания его в детском саду. Учёт включает 12 разделов. По каждому разделу разработаны игровые задания по принципу «от простого к сложному», позволяющие выявить уровень музыкального развития, который, в свою очередь, определяется по следующим критериям оценки: (выше N) [зеленый круг] В — самостоятельно выполняют задание; (норма) [желтый круг] N — с частичной помощью взрослого выполняют задание; (ниже N) [красный круг] Н — с помощью взрослого выполняют задание.
В некоторых случаях: Возможно + (сильная реакция); Не возможно — (отсутствие реакции); С трудом +/– (слабая реакция). Группа: А — массовая; Б — логопедическая; В — ДЦП (опорно-двигательная); Г — (вписать направленность группы). Обследуются состояния основных компонентов музыкального развития: — звуковысотный слух; — ритмический слух; — динамический слух; — тембровый слух; — гармонический слух; — музыкальная память; — определение жанра в музыке;
— музыкально-ритмические движения; — развитие музыкальных способностей; — игра на детских музыкальных инструментах; — музыкально-песенное творчество; — музыкально-игровое, танцевальное творчество. Педагогический учёт является субъективной оценкой, Поэтому важно не количество баллов, а выраженность динамики развития ребёнка. Развитие музыкальных способностей во многом зависит от природных данных ребёнка и сложно корректируется. Возможные достижения ребенка в данном учёте представлены в виде целевых ориентиров. Весь музыкальный материал музыкальный руководитель может использовать в соответствии с выбранной программой музыкального воспитания дошкольника.
I. Звуковысотный слух
Й год, 1-я младшая группа (ясли) Тема:«Низкий—высокийзвуки» Задание 1. Обследование реакции на певческий голос в высоком и низком регистрах. Для этого взрослый исполняет голосом звукоподражание в определённом регистре: кошка — котёнок, собака — щенок, корова — телёнок, коза — козлёнок, птица — птенчик, утка — утёнок, большой и маленький паровозы с показом соответствующей картинки. В этом случае отмечается реакция ребёнка на исполнение звукоподражания голосом — сильная, слабая, отсутствие. Задание 2. Обследование реакции на звучание музыкальных инструментов в высоком и низком регистрах (фортепиано, аккордеон, металлофон) и певческого голоса. Для этого взрослый исполняет и голосом, и на музыкальном инструменте те же звукоподражания в определённых регистрах. В этом случае детям предлагаются соответствующие звукоподражанию картинки, и при исполнении взрослым музыкального отрывка ребёнка просят показать, чей это голос (кошка или котёнок и т. д.) Отмечается реакция ребёнка на звучание музыкальных инструментов.
Й год, младшая группа Тема:«Низкий,среднийивысокийзвуки» Задание 1. Определение на слух высокого и низкого звуков при музыкальном изображении различных персонажей.
Для этого используются картинки: мишка — низкий звук, птичка — высокий звук и соответствующие им музыкальные отрывки. В этом случае перед детьми лежат две картинки: при звучании музыкального отрывка дети показывают соответствующую картинку. Задание 2. Определение на слух высокого, среднего и низкого звуков при музыкальном изображении различных персонажей. Для этого используются те же картинки и соответствующие им музыкальные отрывки: мишка — низкий звук, птичка — высокий звук; добавляется зайка — средний звук. В этом случае перед детьми лежат три картинки: при звучании музыкального отрывка дети показывают соответствующую картинку, а затем выполняют образное движение данного персонажа.
Й год, средняя группа Тема:«Низкий,среднийивысокийзвуки» Задание 1. См. 2-й год, задание 2. Задание 2. Определение звуковысотности (высокий — низкий звуки) по звучанию музыкальных инструментов: барабан — дудочка, ложки — колокольчик.
Й год, старшая группа Тема:«Низкий,среднийивысокийзвуки» Задание 1. Определение на слух высокого, среднего и низкого звуков: а) см. 2-й год, задание 2. б) определение звуковысотности по звучанию музыкальных инструментов: барабан — дудочка — колокольчик. Задание 2. Определение звуковысотности по звучанию голоса: мужской (бас), женский (сопрано), детский (дискант). Для этого используются аудиозаписи голосов.
Й год, подготовительная к школе группа Тема:«Низкий,среднийивысокийзвуки» Задание 1. Определение на слух звуковысотности по звучанию следующих музыкальных инструментов: фагот — низкий звук, кларнет — средний звук, флейта — высокий звук. Для этого используются картинки с изображениями этих музыкальных инструментов, которые лежат перед детьми, и звучание инструментов в записи. Задание 2. Определение на слух звуковысотности по звучанию валдайских колокольчиков. Для этого используются картинки с изображениями колокольчиков трёх цветов: красный — низкий звук, жёлтый — средний звук, зелёный — высокий звук, которые лежат перед детьми, и валдайские колокольчики.
II. Ритмический слух
Й год, 1-я младшая группа (ясли) Тема:«Быстро—медленно» Задание 1. Определение звучания быстрой и медленной музыки? а) кукла шагает или бегает под соответствующую музыку; б) лошадка идёт или скачет под соответствующую музыку. Для этого взрослый исполняет музыкальные отрывки, а ребёнок говорит или показывает соответствующие картинки. Задание 2. а) Медленный и быстрый дождик — взрослый исполняет на металлофоне или треугольнике. б) Спокойная музыка — медленно звенит колокольчик, быстрая музыка — колокольный перезвон. в) Кто быстрее бегает — зайчик или черепаха? Для этого взрослый исполняет музыкальные отрывки, а ребёнок говорит или показывает соответствующие картинки.
Й год, младшая группа Тема:«Двухчастнаяформа» Задание 1. Определение двухчастной формы: а) «Игра с флажками» — дети под спокойную музыку (1-я часть) идут с флажками или с цветами к воспитателю, а под быструю музыку (2-я часть) убегают от него. б) Спокойная музыка — медленно звенит колокольчик (1-я часть), быстрая музыка — колокольный перезвон (2-я часть) Для этого взрослый исполняет музыкальные отрывки, а ребёнок играет на колокольчиках. Задание 2. а) «Танец с зонтиками»: под 1-ю часть (быстрая) — дети бегают с зонтиком; 2-я часть (медленная) — качают зонтиком над головой в такт музыке. б) «Игра с собачкой»: под 1-ю часть (медленная) — дети идут тихо, на носочках к собачке-игрушке, которая спит на руках воспитателя; 2-я часть (быстрая) — дети убегают от неё, а она их ловит и лает.
Й год, средняя группа Тема:«Ускорениеизамедление» Задание 1. Изобразить бег лошадки с ускорением и замедлением: а) цоканье языком; б) игра на деревянных ложках. Задание 2. Музыкальная игра «Карусели» (русск. нар. мелодия в обр. Т. Ломовой).
Й год, старшая группа Тема: «Трехчастная форма» Задание 1. Определение трехчастной формы. Музыкальная пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского. Для определения использовать картинки: «Весёлый клоун» — быстро (1-я и 3-я части), «Грустный клоун» — медленно (2-я часть).
Задание 2. Музыкальная пьеса «Смелый наездник» Р. Шумана. Для определения использовать цветные карточки: розовый цвет — быстро/весело — 1-я и 3-я части; голубой — медленно/настороженно — 2-я часть.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|