Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика определения эффективности музыкального воспитания дошкольников




№ 1 [1]

 

Для проведения обследования музыкального развития детей дошкольного возраста нами была разработана методика «Учёт качества музыкального развития дошкольника».

Цель учёта — выявление уровня музыкального и психомоторного развития дошкольника (начальный уровень, динамика развития и эффективность педагогического воздействия).

Метод учёта: наблюдение за ребёнком в процессе выполнения специально подобранных игровых заданий.

Данная авторская методика универсальна, поскольку может применяться для выявления уровня музыкального развития как нормально развивающихся дошкольников, так и имеющих различные отклонения в развитии с прослеживанием развития каждого ребёнка в течение 5 лет пребывания его в детском саду.

Учёт включает 12 разделов. По каждому разделу разработаны игровые задания по принципу «от простого к сложному», позволяющие выявить уровень музыкального развития, который, в свою очередь, определяется по следующим критериям оценки:

(выше N) [зеленый круг] В — самостоятельно выполняют задание;

(норма) [желтый круг] N — с частичной помощью взрослого выполняют задание;

(ниже N) [красный круг] Н — с помощью взрослого выполняют задание.

 

В некоторых случаях:

Возможно + (сильная реакция);

Не возможно — (отсутствие реакции);

С трудом +/– (слабая реакция).

Группа:

А — массовая;

Б — логопедическая;

В — ДЦП (опорно-двигательная);

Г — (вписать направленность группы).

Обследуются состояния основных компонентов музыкального развития:

— звуковысотный слух;

— ритмический слух;

— динамический слух;

— тембровый слух;

— гармонический слух;

— музыкальная память;

— определение жанра в музыке;

— музыкально-ритмические движения;

— развитие музыкальных способностей;

— игра на детских музыкальных инструментах;

— музыкально-песенное творчество;

— музыкально-игровое, танцевальное творчество.

Педагогический учёт является субъективной оценкой, Поэтому важно не количество баллов, а выраженность динамики развития ребёнка. Развитие музыкальных способностей во многом зависит от природных данных ребёнка и сложно корректируется. Возможные достижения ребенка в данном учёте представлены в виде целевых ориентиров.

Весь музыкальный материал музыкальный руководитель может использовать в соответствии с выбранной программой музыкального воспитания дошкольника.

 

I. Звуковысотный слух

 

Й год, 1-я младшая группа (ясли)

Тема:«Низкий—высокийзвуки»

Задание 1. Обследование реакции на певческий голос в высоком и низком регистрах.

Для этого взрослый исполняет голосом звукоподражание в определённом регистре: кошка — котёнок, собака — щенок, корова — телёнок, коза — козлёнок, птица — птенчик, утка — утёнок, большой и маленький паровозы с показом соответствующей картинки.

В этом случае отмечается реакция ребёнка на исполнение звукоподражания голосом — сильная, слабая, отсутствие.

Задание 2. Обследование реакции на звучание музыкальных инструментов в высоком и низком регистрах (фортепиано, аккордеон, металлофон) и певческого голоса.

Для этого взрослый исполняет и голосом, и на музыкальном инструменте те же звукоподражания в определённых регистрах.

В этом случае детям предлагаются соответствующие звукоподражанию картинки, и при исполнении взрослым музыкального отрывка ребёнка просят показать, чей это голос (кошка или котёнок и т. д.) Отмечается реакция ребёнка на звучание музыкальных инструментов.

 

Й год, младшая группа

Тема:«Низкий,среднийивысокийзвуки»

Задание 1. Определение на слух высокого и низкого звуков при музыкальном изображении различных персонажей.

Для этого используются картинки: мишка — низкий звук, птичка — высокий звук и соответствующие им музыкальные отрывки.

В этом случае перед детьми лежат две картинки: при звучании музыкального отрывка дети показывают соответствующую картинку.

Задание 2. Определение на слух высокого, среднего и низкого звуков при музыкальном изображении различных персонажей.

Для этого используются те же картинки и соответствующие им музыкальные отрывки: мишка — низкий звук, птичка — высокий звук; добавляется зайка — средний звук.

В этом случае перед детьми лежат три картинки: при звучании музыкального отрывка дети показывают соответствующую картинку, а затем выполняют образное движение данного персонажа.

 

Й год, средняя группа

Тема:«Низкий,среднийивысокийзвуки»

Задание 1. См. 2-й год, задание 2.

Задание 2. Определение звуковысотности (высокий — низкий звуки) по звучанию музыкальных инструментов: барабан — дудочка, ложки — колокольчик.

 

Й год, старшая группа

Тема:«Низкий,среднийивысокийзвуки»

Задание 1. Определение на слух высокого, среднего и низкого звуков:

а) см. 2-й год, задание 2.

б) определение звуковысотности по звучанию музыкальных инструментов: барабан — дудочка — колокольчик.

Задание 2. Определение звуковысотности по звучанию голоса: мужской (бас), женский (сопрано), детский (дискант).

Для этого используются аудиозаписи голосов.

 

Й год, подготовительная к школе группа

Тема:«Низкий,среднийивысокийзвуки»

Задание 1. Определение на слух звуковысотности по звучанию следующих музыкальных инструментов: фагот — низкий звук, кларнет — средний звук, флейта — высокий звук.

Для этого используются картинки с изображениями этих музыкальных инструментов, которые лежат перед детьми, и звучание инструментов в записи.

Задание 2. Определение на слух звуковысотности по звучанию валдайских колокольчиков.

Для этого используются картинки с изображениями колокольчиков трёх цветов: красный — низкий звук, жёлтый — средний звук, зелёный — высокий звук, которые лежат перед детьми, и валдайские колокольчики.

 

II. Ритмический слух

 

Й год, 1-я младшая группа (ясли)

Тема:«Быстро—медленно»

Задание 1. Определение звучания быстрой и медленной музыки?

а) кукла шагает или бегает под соответствующую музыку;

б) лошадка идёт или скачет под соответствующую музыку.

Для этого взрослый исполняет музыкальные отрывки, а ребёнок говорит или показывает соответствующие картинки.

Задание 2.

а) Медленный и быстрый дождик — взрослый исполняет на металлофоне или треугольнике.

б) Спокойная музыка — медленно звенит колокольчик, быстрая музыка — колокольный перезвон.

в) Кто быстрее бегает — зайчик или черепаха?

Для этого взрослый исполняет музыкальные отрывки, а ребёнок говорит или показывает соответствующие картинки.

 

Й год, младшая группа

Тема:«Двухчастнаяформа»

Задание 1. Определение двухчастной формы:

а) «Игра с флажками» — дети под спокойную музыку (1-я часть) идут с флажками или с цветами к воспитателю, а под быструю музыку (2-я часть) убегают от него.

б) Спокойная музыка — медленно звенит колокольчик (1-я часть), быстрая музыка — колокольный перезвон (2-я часть)

Для этого взрослый исполняет музыкальные отрывки, а ребёнок играет на колокольчиках.

Задание 2.

а) «Танец с зонтиками»: под 1-ю часть (быстрая) — дети бегают с зонтиком; 2-я часть (медленная) — качают зонтиком над головой в такт музыке.

б) «Игра с собачкой»: под 1-ю часть (медленная) — дети идут тихо, на носочках к собачке-игрушке, которая спит на руках воспитателя; 2-я часть (быстрая) — дети убегают от неё, а она их ловит и лает.

 

Й год, средняя группа

Тема:«Ускорениеизамедление»

Задание 1. Изобразить бег лошадки с ускорением и замедлением:

а) цоканье языком;

б) игра на деревянных ложках.

Задание 2. Музыкальная игра «Карусели» (русск. нар. мелодия в обр. Т. Ломовой).

 

Й год, старшая группа

Тема: «Трехчастная форма»

Задание 1. Определение трехчастной формы. Музыкальная пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского.

Для определения использовать картинки: «Весёлый клоун» — быстро (1-я и 3-я части), «Грустный клоун» — медленно (2-я часть).

 

Задание 2. Музыкальная пьеса «Смелый наездник» Р. Шумана.

Для определения использовать цветные карточки: розовый цвет — быстро/весело — 1-я и 3-я части; голубой — медленно/настороженно — 2-я часть.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...