VII. Развитие музыкальных способностей
VIII. Музыкально-ритмические движения (возможно +, не возможно –, с трудом +/–)
IX. Игра на музыкальных инструментах (возможно +, не возможно –, с трудом +/–)
Методика определения эффективности музыкального воспитания дошкольников
Для проведения исследования музыкального развития детей дошкольного возраста нами была разработана методика «Диагностика музыкального развития дошкольника». Цель учёта — выявление уровня музыкального и психомоторного развития дошкольника (начальный уровень, динамика развития и эффективность педагогического воздействия). Метод учёта: наблюдение за ребёнком в процессе выполнения специально подобранных заданий. Данная авторская методика может применяться для выявления уровня музыкального развития дошкольников, имеющих тяжёлые отклонения в развитии (как в двигательном, умственном, речевом так и ином) с прослеживанием развития каждого ребёнка в течение пяти лет пребывания его в детском саду. Учёт включает в себя 9 разделов. В данной методике есть привязка заданий к определённому году пребывания ребёнка в детском саду, так как имеется ввиду значительная положительная динамика в развитии. По каждому разделу разработаны игровые задания, по принципу «от простого к сложному», позволяющие выявлять уровень музыкального развития ребёнка, который, в свою очередь, определяется по следующим критериям оценки: (выше N) [зеленый круг] В — самостоятельно выполняет задание; (норма) [желтый круг] N — с помощью взрослого выполняет задание; (ниже N) [красный круг] Н — не выполняет задание.
В некоторых случаях: Возможно + (сильная реакция); Не возможно – (отсутствие реакции); С трудом +/– (слабая реакция); Группа: А — сложные дефекты; Б — интегрированная; В — (вписать направленность группы). Исследуются состояния основных компонентов музыкального развития: — звуковысотный слух; — ритмический слух; — динамический слух; — тембровый слух; — гармонический слух; — музыкальная память; — музыкальные способности; — музыкально-ритмические движения; — игра на детских музыкальных инструментах. Педагогический учёт является субъективной оценкой. Поэтому важно не количество баллов, а выраженность динамики развития ребёнка. Развитие музыкальных способностей во многом зависит от природных данных и сложно корректируется. Возможные достижения ребенка в данном учёте представлены в виде целевых ориентиров. Весь музыкальный материал музыкальный руководитель может использовать в соответствии с выбранной программой музыкального воспитания дошкольника.
I. Звуковысотный слух
Й год, 1-я младшая группа (ясли) Тема:«Низкий—высокийзвуки» Задание 1. Находить источник звука (глазами, поворотом головы): голос, погремушка. Для этого взрослый, находясь перед ребенком, поёт любую потешку или тихонько шумит погремушкой, привлекая его внимания. Затем взрослый перемещается вправо или влево от ребёнка и снова напевает или шумит погремушкой. В этом случае отмечается фиксация внимания ребёнком на голосе или звуке погремушки Задание 2. Находить источник звука (глазами, поворотом головы): барабан, колокольчик. Для этого взрослый, находясь перед ребенком, тихонько стучит по барабану или звонит колокольчиком, привлекая его внимания. Затем взрослый перемещается вправо или влево от ребёнка и снова играет на этих инструментах. В этом случае отмечается фиксация внимания ребёнком на звуке барабана или колокольчика.
Й год, младшая группа Тема:«Низкий—высокийзвуки» Исследование реакции ребёнка на певческий голос в высоком и низком регистрах, музыкальные инструменты: металлофон (колокольчик), аккордеон. Задание 1. Отреагировать на звукоподражание голосом. Для этого взрослый исполняет голосом звукоподражание в определённом регистре: кошка — котёнок, собака — щенок, корова — телёнок, коза — козлёнок, птица — птенчик, утка — утёнок, большой и маленький паровозы с показом соответствующей картинки или игрушки.
Задание 2. Отреагировать на звукоподражание в исполнении музыкальных инструментов и певческого голоса. Для этого детям предлагаются соответствующие звукоподражанию картинки, и при исполнении взрослым музыкального отрывка ребёнка просят показать, чей это голос (кошка или котёнок и т. д.). В этом случае отмечается реакция ребёнка на исполнение звукоподражания голосом и музыкальным инструментом — сильная, слабая, отсутствие.
Й год, средняя группа Тема:«Низкий—высокийзвуки» Определение на слух высокого и низкого звуков. Задание 1. Определить на слух высокий и низкий звуки при музыкальном изображении различных персонажей (птичка и мишка) певческим голосом. Для этого детям предлагают соответствующие звукоподражанию картинки, и при исполнении взрослым голосом музыкального отрывка ребёнка просят показать, чей это голос (птички, мишки).
Задание 2. Определить на слух высокий и низкий звуки при музыкальном изображении различных персонажей (птичка и мишка) на фортепиано и певческим голосом. Для этого детям предлагают соответствующие звукоподражанию картинки или игрушки, и при исполнении взрослым на фортепиано и голосом музыкального отрывка ребёнка просят показать, чей это голос (птички, мишки) с возможным показом ребёнком рукой звуковысотности. В этом случае отмечается умение ребёнка определять звуковысотность.
Й год, старшая группа Тема:«Низкий—высокийзвуки» Определение на слух высокого и низкого звуков Задание 1. Определить на слух высокий и низкий звуки при музыкальном изображении различных персонажей (птичка и мишка) на аккордеоне. Для этого используются игрушки или картинки (мишка — низкий звук, птичка — высокий звук) и соответствующие им музыкальные отрывки. Задание 2. Определить на слух высокий и низкий звуки по звучанию музыкальных инструментов: барабан — дудочка, ложки — колокольчик.
Для этого ребёнок может показать высоту звука, подняв или опустив руку. В этом случае отмечается умение ребёнка определять звуковысотность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|