Й год, подготовительная к школе группа
Тема:«Короткиеидлинныезвуки» Задание 1. Определение на слух и воспроизведение коротких и длинных звуков. Прохлопать ритмические рисунки попевок и песенок: «Петушок», «Заинька», «Ёлочка», «В школу» и т. д. («Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной). Задание 2. Прохлопать и записать на бумаге или выложить на фланелеграфе графический рисунок попевок или песенок: «Петушок», «Заинька», «Ёлочка», «В школу» и т. д. («Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной).
III. Динамический слух
Й год, 1-я младшая группа (ясли) Тема:«Громко—тихо» Задание 1. Определение звучания громкой и тихой музыки. Громкая музыка — хлопки в ладоши, тихая музыка — постукивание пальцами одной руки по ладошке другой руки. Задание 2. Громкая музыка — топотушки ножками, тихая музыка — кружение.
Й год, младшая группа Тема:«Громко—тихо» Задание 1. Громкая музыка — ходьба с высоким подниманием ноги, тихая музыка — ходьба на носочках. Задание 2. «Игра с флажками» (латв. нар. мелодия): громкая музыка — ходьба с высоким подниманием ноги, тихая музыка — бег на носочках.
Й год, средняя группа Тема:«Усилениеиослаблениесилызвука» Задание 1. Бег лошадки приближающейся и удаляющейся — цоканье языком.
Задание 2. Бег лошадки приближающейся и удаляющейся — игра на деревянных ложках.
Й год, старшая группа Тема:«Усилениеиослаблениесилызвука» Задание 1. Дети поют на гласные или согласные звуки в соответствии с изображаемым действием. а) «Восход и заход солнца» на звук [о] (карточки — жёлтый цвет). б) «Полёт самолёта» на звук [у] (карточки — серый цвет). в) «Рост и увядание травы» на звук [ш] (карточки — зелёный цвет). г) «Морской прибой» на звук [с] (карточки — цвет морской волны).
Задание 2. а) «Порыв ветра» на звук [у] (карточки — синий цвет). б) «Духовой оркестр» на звук [а] (карточки — медный цвет). в) «Шина лопнула» на звук [с] (карточки — красный цвет). г) «Полёт шмеля» на звук [ж] (карточки — коричневый цвет). Для этого используются цветные карточки с разной насыщенностью цвета, от светлого к тёмному и обратно к светлому. Графические и буквенные изображения: р <F> p.
Й год, подготовительная к школе группа Тема:«Громко—тихо» Задание 1. Попевка «Эхо»: изобразить крик в лесу «а-у» громко на а и как «эхо» («а-у») на р. С графическим изображением. Задание 2. повторение задания 1.
IV. Тембровый слух
Й год, 1-я младшая группа (ясли) Тема:«Звучаниешумовыхимузыкальныхинструментов» Задание 1. Определение реакции на звучание шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, барабан). Отмечается реакция на звучание этих инструментов: сильная, слабая, отсутствие. Для этого взрослый играет перед ребёнком по очереди на разных инструментах. Задание 2. Определение на слух звучания инструментов (погремушка, колокольчик, барабан). Взрослый играет на шумовом или музыкальном инструменте, ребёнок должен найти на столе такой же и поиграть на нём. Для этого все игрушки в двухэкземплярах лежат на столе: один набор перед ребёнком, другой пред взрослым
Й год, младшая группа Тема:«Звучаниешумовыхимузыкальныхинструментов» Задание 1. Определение на слух звучания инструментов (погремушка, колокольчик, барабан). Взрослый играет на шумовом или музыкальном инструменте за ширмой, ребёнок должен найти на столе такой же и поиграть на нём. Для этого два набора музыкальных игрушек разделены между собой небольшой ширмой. Задание 2. Определение на слух ложек, металлофона (два набора разделены ширмой).
Й год, средняя группа
Тема:«Звучаниеконтрастныхшумовыхимузыкальныхинструментов» Задание 1. Определение на слух музыкальных и шумовых инструментов, контрастных по тембру: металлофон — ксилофон, ложки — колокольчик/треугольник (два набора разделены ширмой). Задание 2. Определение на слух музыкальных и шумовых инструментов, контрастных по тембру: маракас — румба, ложки — бубен, ксилофон — колокольчик (два набора разделены ширмой).
Й год, старшая группа Тема:«Симфоническийоркестр» Задание 1. Подтема: «Клавишно-духовые, струнно-смычковые инструменты». Определение на слух музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон, скрипка, контрабас) с показом соответствующих картинок. Для этого используются живое исполнение и записи инструментов. Задание 2. Подтема: «Деревянно-духовые, медно-духовые, ударные инструменты». Определение на слух музыкальных инструментов (флейта, гобой, труба, барабаны) с показом соответствующих картинок. Для этого используется симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк».
Й год, подготовительная к школе группа Тема:«Звучаниешумовыхимузыкальныхинструментов,похожихпотембру» Задание 1. Определение на слух музыкальных инструментов (треугольник — колокольчик, трещотки — деревянные ложки) с показом соответствующих картинок (два набора разделены ширмой). Задание 2. Определение на слух музыкальных инструментов (колокольчик — металлофон, трещотка — ксилофон, бубны — румбы) с показом соответствующих картинок (два набора разделены ширмой).
V. Гармонический слух
Й год, 1-я младшая группа (ясли) Тема:«Веселоигрустно» Задание 1. Определить весёлую и грустную музыку по характеру: «Серенькая кошечка» (В. Витлин) и «Как у наших у ворот» (русск. нар. мелодия). Определяется эмоциональный отклик детей. Для этого взрослый исполняет музыкальные произведения с показом собственной мимики. Задание 2. Определить весёлую и грустную музыку по характеру: «Серенькая кошечка» (В. Витлин) и «Как у наших у ворот» (русск. нар. мелодия). Ребёнок показывает на соответствующую картинку. Для этого взрослый исполняет музыкальные произведения с показом соответствующих картинок (грустная кошка на сером фоне, танцующие комар и муха на ярком жёлтом фоне).
Й год, младшая группа Тема:«Веселоигрустно» Задание 1. Определить весёлую и грустную музыку по музыкальным отрывкам разного характера и картинкам: весело — весёлое лицо на картинке, грустно — грустное лицо на картинке. Задание 2. Музыкальная игра «Солнышко и дождик» (М. Раухвергер): весёлая музыка — «солнышко» — дети, импровизируя, танцуют; грустная музыка — «дождик» — дети прячутся под зонт воспитателя.
Й год, средняя группа Тема:«Весёлая—бодрая,грустная—спокойная» Задание 1. Грустная, спокойная музыка «Колыбельная» — дети изображают укачивание куклы. Весёлая, бодрая музыка («Цирковые лошадки» М. Красева или чешск. нар. мелодия «Лошадка» — по выбору музыкального руководителя) — бег с высоким подниманием колена (по показанию врача). Задание 2. Весёлые и грустные музыкальные отрывки с применением цветных карточек: тёплые тона — радость, холодные тона — грусть.
Й год, старшая группа Тема:«Мажориминор» Задание 1. а) Определение мажорной и минорной музыки (например, А. Филиппенко «Урожайная», В. Агафонникова «Обидели») с применением цветных карточек. Для этого дети прослушивают музыкальное произведение и выбирают карточку соответствующего цвета по своему желанию и чувству. б) К одному музыкальному произведению предлагаются две картинки разного характера (например: поздняя хмурая осень — в серых тонах и картинка с осенним пейзажем с яркими радостными цветами) — на выбор. в) Одна картинка и два разных по характеру музыкальных произведения. Ребёнок выбирает, по его мнению, подходящее.
Темы:«Одноголосиеимногоголосие»,«Диссонансиконсонанс» Задание 2. Для определения одноголосия и многолосия предлагаются музыкальные произведения, имеющие один и много голосов: а) русская народная песня «Во поле берёза» (одно- и трехголосие); б) украинская народная песня «Веснянка» (одно и двухголосие); в) А. Филиппенко «Детский сад» (одно-, двух-, трехголосие); г) русск. нар. мелодия «Коровушка» (одно-, трехголосие).
Для определения диссонанса и консонанса предлагаются музыкальные произведения: а) Д. Шостакович «Вальс шутка» (консонанс); б) И. Стравинский «Петрушка» (диссонанс).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|