Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Парламент» его полномочия и структура




 

В демократическом государстве высшим представи­тельным и законодательным органом является парла­мент. Он представляет суверенитет народа, и только он правомочен выражать волю народа в форме закона. Де­мократически избранный парламент, осуществляющий свои функции — важнейший институт легитимации го­сударственной власти, форма обеспечения политической гласности и открытой политической полемики. «Парла­мент» — это общеродовой термин. В Англии, Индии, Ка­наде, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот орган называется иначе (например, сейм — в Польше, фолькетинг — в Дании, альтинг — в Ислан­дии, Конгресс — в США).

Становление и расцвет парламентаризма приходится на период формирования современного государства (XVIII-XIX вв.). Именно тогда сложился круг его основных пол­номочий: принятие законов, утверждение бюджета, конт­роль над правительством в форме запросов и обсуждения его деятельности, выражение (вотум) доверия или недове­рия и т. д. Современный парламент по-прежнему облада­ет большими полномочиями в сфере законотворчества. Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, ре­шать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и квазисудебные функции: привлекать президента, членов правительства к юридической ответственности (импич­мент).

С усложнением общественной жизни, в ходе социаль­ного и научно-технического прогресса обычно наблюда­ются возрастание роли правительства и снижение роли парламента.

Любой парламент представляет собой, прежде всего, собрание представителей народа — депутатов, которые на пленарном заседании обсуждают и принимают решения, прежде всего законы. Парламенты могут иметь двухпа­латную и однопалатную структуру. В федеративных го­сударствах парламенты состоят из двух палат (одна из них представляет народ, а другая — субъекты федера­ции), которые в принципе обладают одинаковыми зако­нодательными полномочиями (в США — палата предста­вителей и сенат, в Австрии — Союзный совет и Нацио­нальный совет).

Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при кото­ром власть одной палаты сдерживается созданием вто­рой палаты, формируемой на иной основе (например, пала­та общин и палата лордов в Англии). Двухпалатная струк­тура страхует парламент от поспешных решений нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более вы­сокий возрастной ценз, она реже обновляется и формиру­ется на основе косвенных выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.

Однопалатные парламенты существуют главным обра­зом в странах с более или менее однородным нацио­нальным составом населения или небольших по террито­риальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия).

Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) край­не редки. Председатель представляет парламент во взаи­моотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов.

Парламент и каждая палата на весь срок полномочий образует комиссии (комитеты). Их разновидности: посто­янные, временные, смешанные, специальные. Наиболее рас­пространенной комиссией является согласительная, ее за­дача — выработка согласованных решений палат. Основ­ное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также об­ладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.

Свои полномочия парламент осуществляет на сесси­ях. Порядок работы парламента определяется его регла­ментом.

 

Власть главы государства

 

Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник — народ; она выражает еди­ные коренные интересы населения страны. Поэтому са­мостоятельность органов законодательной, исполнитель­ной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согла­сованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосу­дарственных целей.

Глава государства занимает высшую ступень в иерар­хии государственных институтов, осуществляет верхов­ное представительство государства во внутриполитической жизни страны и отношениях с другими государствами. Правовой статус главы государства связан с формой прав­ления и спецификой государственного режима.

В современных государствах глава государства, по об­щему правилу, является единоличным: в конституцион­ных монархиях — монарх, в республиках — президент.

Монарх в силу конституционных постановлений или сложившихся традиций обладает рядом прав в отноше­нии парламента: созыва сессий, роспуска (обычно нижней палаты), назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и ми­нистров, но с учетом мнения фракций партийного боль­шинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим и представ­ляет страну в международных отношениях. Но фактичес­ки эти полномочия осуществляются правительством (или соответствующим министром).

В большинстве стран главой государства является пре­зидент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.

Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры и соглашения, является верховным глав­нокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.

В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.

В парламентарных республиках президент — малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, осуществляется по решению правительства; для назначе­ния правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правитель­ства или министра, к ведению которого относится пред­мет акта.

В президентских республиках президент — централь­ная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одно­временно главой государства и правительства, ответствен­ного перед ним, а не перед Конгрессом. Только на выс­шие федеральные должности президент назначает «по совету и с согласия» сената. Он издает указы по различ­ным вопросам государственной жизни.

 

Исполнительная власть

 

Исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, обладающая правом непос­редственного управления обществом, имеющая универсаль­ный, предметный и организующий характер и направлен­ная на обеспечение законов и других актов законодатель­ной власти.

В отличие от законодательной власти, носящей пер­вичный характер, исполнительная власть имеет по своей сути вторичный (производный), подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основыва­ются на законе, не должны ему противоречить, направле­ны на исполнение закона. Отсюда их название — испол­нительные. Органы исполнительной власти — наиболее многочисленная, разнообразная и разветвленная система государственных органов.

Универсальный характер исполнительной власти от­ражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории госу­дарства. Этим они отличаются и от законодательной вла­сти, и от судебных органов.

Предметный характер исполнительной власти озна­чает, что исполнительная власть в отличие от законода­тельной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование госу­дарственной власти находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации, судьях.

Указанные признаки, и особенно предметный, «сило­вой» характер исполнительной власти, составляют объек­тивную основу для возможной узурпации государствен­ной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги политической от­ветственности со стороны законодательной власти (через развитое законодательство — правовые законы), со сторо­ны судебной власти (через судебный контроль) со сторо­ны контрольной власти (конституционный контроль).

Содержание деятельности органов исполнительной власти — управление, включающее:

1) исполнительную деятельность — осуществление решений, которые приняты органами законодатель­ной власти;

2) распорядительную деятельность — осуществление

управления путем издания подзаконных актов и вы­полнения организационных действий. Иерархическое построение исполнительной власти с выделением центральной, в отдельных случаях — регио­нальной и местной власти обеспечивает четкость и быст­роту исполнения принятых решений. Исходя из содержа­ния и результатов деятельности исполнительной власти, судят об эффективности государственной власти в целом. От работы всей системы исполнительной власти зависит состояние экономической, политической, социальной и культурной жизни общества, уровень жизни индивида.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...