Парламент» его полномочия и структура
В демократическом государстве высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он правомочен выражать волю народа в форме закона. Демократически избранный парламент, осуществляющий свои функции — важнейший институт легитимации государственной власти, форма обеспечения политической гласности и открытой политической полемики. «Парламент» — это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот орган называется иначе (например, сейм — в Польше, фолькетинг — в Дании, альтинг — в Исландии, Конгресс — в США). Становление и расцвет парламентаризма приходится на период формирования современного государства (XVIII-XIX вв.). Именно тогда сложился круг его основных полномочий: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством в форме запросов и обсуждения его деятельности, выражение (вотум) доверия или недоверия и т. д. Современный парламент по-прежнему обладает большими полномочиями в сфере законотворчества. Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и квазисудебные функции: привлекать президента, членов правительства к юридической ответственности (импичмент). С усложнением общественной жизни, в ходе социального и научно-технического прогресса обычно наблюдаются возрастание роли правительства и снижение роли парламента. Любой парламент представляет собой, прежде всего, собрание представителей народа — депутатов, которые на пленарном заседании обсуждают и принимают решения, прежде всего законы. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат (одна из них представляет народ, а другая — субъекты федерации), которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США — палата представителей и сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет).
Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, палата общин и палата лордов в Англии). Двухпалатная структура страхует парламент от поспешных решений нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты. Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов. Парламент и каждая палата на весь срок полномочий образует комиссии (комитеты). Их разновидности: постоянные, временные, смешанные, специальные. Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача — выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.
Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Порядок работы парламента определяется его регламентом.
Власть главы государства
Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник — народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. Глава государства занимает высшую ступень в иерархии государственных институтов, осуществляет верховное представительство государства во внутриполитической жизни страны и отношениях с другими государствами. Правовой статус главы государства связан с формой правления и спецификой государственного режима. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях — монарх, в республиках — президент. Монарх в силу конституционных постановлений или сложившихся традиций обладает рядом прав в отношении парламента: созыва сессий, роспуска (обычно нижней палаты), назначения членов верхних палат (там, где это принято), утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществляются правительством (или соответствующим министром). В большинстве стран главой государства является президент, избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.
Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента. В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы. В парламентарных республиках президент — малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, осуществляется по решению правительства; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведению которого относится предмет акта. В президентских республиках президент — центральная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой государства и правительства, ответственного перед ним, а не перед Конгрессом. Только на высшие федеральные должности президент назначает «по совету и с согласия» сената. Он издает указы по различным вопросам государственной жизни.
Исполнительная власть
Исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, обладающая правом непосредственного управления обществом, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение законов и других актов законодательной власти. В отличие от законодательной власти, носящей первичный характер, исполнительная власть имеет по своей сути вторичный (производный), подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название — исполнительные. Органы исполнительной власти — наиболее многочисленная, разнообразная и разветвленная система государственных органов.
Универсальный характер исполнительной власти отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательной власти, и от судебных органов. Предметный характер исполнительной власти означает, что исполнительная власть в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в чиновниках, армии, администрации, судьях. Указанные признаки, и особенно предметный, «силовой» характер исполнительной власти, составляют объективную основу для возможной узурпации государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги политической ответственности со стороны законодательной власти (через развитое законодательство — правовые законы), со стороны судебной власти (через судебный контроль) со стороны контрольной власти (конституционный контроль). Содержание деятельности органов исполнительной власти — управление, включающее: 1) исполнительную деятельность — осуществление решений, которые приняты органами законодательной власти; 2) распорядительную деятельность — осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий. Иерархическое построение исполнительной власти с выделением центральной, в отдельных случаях — региональной и местной власти обеспечивает четкость и быстроту исполнения принятых решений. Исходя из содержания и результатов деятельности исполнительной власти, судят об эффективности государственной власти в целом. От работы всей системы исполнительной власти зависит состояние экономической, политической, социальной и культурной жизни общества, уровень жизни индивида.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|