Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы осуществления государственной власти




 

Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значи­тельно возросла роль методов морального и особенно ма­териального стимулирования, используя которые, государ­ственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

К общим, традиционным методам осуществления госу­дарственной власти относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государ­ственную власть на всем ее историческом пути.

Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основан­ных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения вклю­чает совокупность идеологических, социально-психологи­ческих средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое правосознание, результатом которого явля­ется усвоение и принятие индивидом, коллективом опре­деленных социальных ценностей.

Превращение идей, взглядов в убеждения связано с де­ятельностью сознания и чувствами человека. Только прой­дя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобрета­ют личностное значение. Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои дей­ствия и поступки. С развитием цивилизации, ростом по­литической культуры роль и значение этого метода осу­ществления государственной власти закономерно возрас­тают.

Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения — государствен­ного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.

Государственное принуждение — это психологиче­ское, материальное или физическое (насильственное) воз­действие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, ипотому способно обеспечить безусловное доминирование в обществе воли властвующе­го субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормо­зятся интересы и мотивы антисоциального поведения, при­нудительно снимаются противоречия между общей и ин­дивидуальной волей, стимулируется общественно полез­ное поведение.

Государственное принуждение бывает правовым и не­правовым. Последнее может обернуться произволом го­сударственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, ре­акционным режимом — тираническим, деспотическим, то­талитарным. В правовом демократическом государстве принуждение может быть только правовым.

Правовым признается государственное принужде­ние, вид имера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в законных процессуаль­ных формах. Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается кон­тролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуж­дения обусловлен тем, в какой мере оно: подчинено об­щим принципам данной правовой системы; является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны; нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения; действует через меха­низм прав и обязанностей; оснащено развитыми процессу­альными формами.

 

Функции государства

 

Функции государства — это основные направления и стороны деятельности государства, выражающие его сущ­ность исоциальное назначение.

Функции государства классифицируют по различным основаниям.

1) в зависимости от продолжительности действия раз­личают постоянные и временные функции государства;

2) в зависимости от значения различают основные и второстепенные функции государства;

3) в зависимости от сферы приложения различают внут­ренние и внешние функции государства.

К внутренним функциям государства относятся:

1) экономическая функция (формирование и исполне­ние бюджета, составление и выполнение программ эконо­мического развития, финансирование ряда отраслей, не­посредственное руководство государственным сектором экономики);

2) функция защиты прав и свобод человека и граж­данина (конституционное закрепление личных, полити­ческих и социальных прав человека, деятельность госу­дарственных органов, защищающих права человека и граж­данина);

3) социальная функция (обеспечение достойного уров­ня жизни человека, помощь гражданам государства, кото­рые по объективным причинам не могут участвовать в создании материальных благ);

4) функция финансового контроля (выявление и учет доходов производителей материальных и духовных благ, взимание налогов, распределение налоговых средств);

5) функция охраны правопорядка (обеспечение точ­ного и полного осуществления правовых предписаний всеми участниками правовых отношений внутри государства, привлечение к юридической ответственности правонару­шителей);

6) природоохранительная, или иначе — экологиче­ская функция (регулирование процесса использования при­родных ресурсов, сохранение и восстановление естествен­ной среды обитания человека).

7) культурная (духовная) функция (организация об­разования, обеспечение сохранности культурного наследия и доступа граждан к нему);

8) информационная функция (организация и обеспе­чение системы получения, использования, распростране­ния и хранения информации).

К внешним функциям государства относятся:

1)функция обеспечения безопасности государства (защита страны от нападения извне, защита общенациональных интересов от деструктивных действий внутри страны);

2) функция международного сотрудничества (сотруд­ничество в политической, экономической, культурной, спортивной и других сферах).

В современном мире, когда общественная жизнь все бо­лее интернационализируется, грань между внешними и внутренними функциями постепенно стирается. Практи­чески каждая из функций государства имеет как внутрен­нюю, так и внешнюю стороны. Более того, существование глобальных проблем человечества обусловливает возник­новение у государства глобальных функций, для осуще­ствления которых необходимо объединение усилий всех государств. К глобальным функциям государства отно­сятся:

1) функция защиты прав человека на международ­ном уровне, включая борьбу с голодом, болезнями, бед­ностью;

2) функция охраны природы планеты Земля;

3) функция решения демографических, сырьевых и энер­гетических проблем человечества;

4) функция обеспечения мирового правопорядка;

5) функция сотрудничества в области освоения кос­моса;

6) функция создания общепланетарного информацион­ного пространства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...