Методы осуществления государственной власти
Арсенал методов реализации государственной власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле. К общим, традиционным методам осуществления государственной власти относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути. Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое правосознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей. Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают. Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения — государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.
Государственное принуждение — это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства. Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, ипотому способно обеспечить безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом — тираническим, деспотическим, тоталитарным. В правовом демократическом государстве принуждение может быть только правовым. Правовым признается государственное принуждение, вид имера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в законных процессуальных формах. Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно: подчинено общим принципам данной правовой системы; является по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны; нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения; действует через механизм прав и обязанностей; оснащено развитыми процессуальными формами.
Функции государства
Функции государства — это основные направления и стороны деятельности государства, выражающие его сущность исоциальное назначение. Функции государства классифицируют по различным основаниям. 1) в зависимости от продолжительности действия различают постоянные и временные функции государства; 2) в зависимости от значения различают основные и второстепенные функции государства; 3) в зависимости от сферы приложения различают внутренние и внешние функции государства. К внутренним функциям государства относятся: 1) экономическая функция (формирование и исполнение бюджета, составление и выполнение программ экономического развития, финансирование ряда отраслей, непосредственное руководство государственным сектором экономики); 2) функция защиты прав и свобод человека и гражданина (конституционное закрепление личных, политических и социальных прав человека, деятельность государственных органов, защищающих права человека и гражданина); 3) социальная функция (обеспечение достойного уровня жизни человека, помощь гражданам государства, которые по объективным причинам не могут участвовать в создании материальных благ); 4) функция финансового контроля (выявление и учет доходов производителей материальных и духовных благ, взимание налогов, распределение налоговых средств); 5) функция охраны правопорядка (обеспечение точного и полного осуществления правовых предписаний всеми участниками правовых отношений внутри государства, привлечение к юридической ответственности правонарушителей); 6) природоохранительная, или иначе — экологическая функция (регулирование процесса использования природных ресурсов, сохранение и восстановление естественной среды обитания человека). 7) культурная (духовная) функция (организация образования, обеспечение сохранности культурного наследия и доступа граждан к нему);
8) информационная функция (организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации). К внешним функциям государства относятся: 1)функция обеспечения безопасности государства (защита страны от нападения извне, защита общенациональных интересов от деструктивных действий внутри страны); 2) функция международного сотрудничества (сотрудничество в политической, экономической, культурной, спортивной и других сферах). В современном мире, когда общественная жизнь все более интернационализируется, грань между внешними и внутренними функциями постепенно стирается. Практически каждая из функций государства имеет как внутреннюю, так и внешнюю стороны. Более того, существование глобальных проблем человечества обусловливает возникновение у государства глобальных функций, для осуществления которых необходимо объединение усилий всех государств. К глобальным функциям государства относятся: 1) функция защиты прав человека на международном уровне, включая борьбу с голодом, болезнями, бедностью; 2) функция охраны природы планеты Земля; 3) функция решения демографических, сырьевых и энергетических проблем человечества; 4) функция обеспечения мирового правопорядка; 5) функция сотрудничества в области освоения космоса; 6) функция создания общепланетарного информационного пространства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|