Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формы осуществления функций государства




 

Деятельность государства и его органов по реализа­ции функций государства осуществляется в различных формах.

С учетом разделения властей выделяют следующие формы осуществления функций государства:

1)законодательная — заключается в издании пред­ставительными законодательными органами законов, ко­торые формулируют цели и направления государственной деятельности, определяют средства и методы достижения этих целей;

2) управленческая (исполнительно-распорядитель­ная) — представляет собой оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти предписа­ний законов и подзаконных актов в различных сферах государственного управления;

3) судебная — судебные органы участвуют в реализа­ции функций государства путем осуществления право­судия;

4) контрольно-надзорная — контрольно-надзорные органы государства (прокуратура, органы отраслевого над­зора) наблюдают за точным и единообразным исполнени­ем законов.

По внешним признакам деятельности государства раз­личают:

1) правовые формы осуществления функций государ­ства — все виды деятельности государственных органов, связанные с изданием правовых актов, а именно — право­творческая, правоприменительная, правоохранительная, правоинтерпретационная;

2) организационные формы осуществления функций государства — текущая техническая, хозяйственная, ста­тистическая деятельность, направленная на решение кон­кретных задач.

 

Типология государств

 

Тип государства— это система существенных черт, свой­ственных всем государствам, которые относятся к опреде­ленной группе.

В современной науке существует несколько оснований для классификации (типологии) государств. Прежде все­го, сучетом длительного исторического развития государ­ственности различают исторические типы государств. Есть несколько основных подходов к исторической типо­логии государства: формационный, технократический и цивилизационный.

С точки зрения формационного подхода главным при­знаком, определяющим исторический тип государства, яв­ляется тип социально-экономических отношений, сложив­шихся в обществе. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производ­ства. Авторы формационного подхода (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) считали способ производства (социально-экономические отношения) базисом, а государство, право, ре­лигию, мораль, искусство — надстроечными, производны­ми от базиса явлениями. Тип государства обусловлен ти­пом социально-экономических отношений. Например, если в обществе господствуют рабовладельческие социально-экономические отношения, значит, и государство является рабовладельческим и защищает преимущественно интере­сы рабовладельцев.

Маркс выделял такие исторически существовавшие формации (и соответствующие ему типы государства): рабовладельческая, феодальная, буржуазная. В будущем, с точки прения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государ­ства и права как ненужных в коммунистическом обще­стве явлений.

Технократический подход (Г.Спенсер, У.Ростоу, Д.Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип об­щества и государства. Сторонники этого подхода выделя­ют три уровня развития технологии: аграрный, промыш­ленный (индустриальный) и постиндустриальный (инфор­мационный). Аграрный тип технологии построен на внеэкономическом принуждении к труду, например, на рабстве, крепостном праве. Этому технологическому уров­ню отвечает деспотическое государство. Индустриальный тип технологии требует свободы и инициативы личнос­ти. Ему соответствует либеральное государство, признаю­щее свободу и юридическое равенство людей. Современ­ным информационным технологиям, вовлекающим в про­изводство и управление подавляющее большинство населения, соответствует демократическое государство.

С позиций цивилизационного подхода (Н.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер) история человечества — это исто­рия рождения, развития и угасания замкнутых, локальных цивилизаций. Каждая из цивилизаций своей основой име­ет, прежде всего, духовное начало («великую идею», по вы­ражению Тойнби): своеобразную религию и культуру, на­циональную психологию. Каждая из цивилизаций имеет характерный только для нее тип государства.

Если с точки зрения Маркса все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то с точки зрения Тойнби цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга. Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др. цивилизации, породившие соответству­ющий только им исторический тип государства.

Каждый из подходов к исторической типологии госу­дарства имеет свои сильные и слабые стороны, по-своему высвечивая разные аспекты сложного пути развития об­щества и государства.

Существуют и иные критерии для типологии госу­дарств. Дошедшее до наших дней классическое учение о формах государства противопоставляет такие формы, как монархия и республика. Для нашего времени эта альтер­нативная пара мало что значит в оценке степени госу­дарственного деспотизма и свободы граждан. В этом пла­не могут быть выделены такие типы государства, как государство-учреждение и государство-корпорация. Государство-учреждение строится сверху вниз. В нем ре­ализуется принцип опеки над людьми, что придает поли­тическому строю авторитарный характер. Государство-уч­реждение часто называют патерналистским государством. Другим типом выступает государство-корпорация. Оно стро­ится снизу вверх, основано на голосовании и формируется из самостоятельных суверенных индивидов. Существова­ние этих типов государства определяется уровнем право­сознания народа. Только зрелое правосознание народа приводит к становлению такого типа государства, как го­сударство-корпорация.

При характеристике современного государства часто используется деление государств на демократию и ав­тократию. При таком подходе демократия фактически отождествляется с конституционным государством, кото­рое может быть и республикой, и монархией. Валено лишь, чтобы был проведен принцип разделения властей, суще­ствовала представительная и непосредственная демокра­тия. Автократическое государство является антиподом конституционного государства как самозванное господ­ство отдельного человека или группы.

Из других оснований для типологии важно выделить различение государств на единые (унитарные) и феде­ративные государства; по принципу соотношения меж­ду государством и правом различаются правовое госу­дарство и этатистское государство; по принципам фи­нансирования государства делятся на бюрократические и налоговые государства.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.