Формы осуществления функций государства
Деятельность государства и его органов по реализации функций государства осуществляется в различных формах. С учетом разделения властей выделяют следующие формы осуществления функций государства: 1) законодательная — заключается в издании представительными законодательными органами законов, которые формулируют цели и направления государственной деятельности, определяют средства и методы достижения этих целей; 2) управленческая (исполнительно-распорядительная) — представляет собой оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти предписаний законов и подзаконных актов в различных сферах государственного управления; 3) судебная — судебные органы участвуют в реализации функций государства путем осуществления правосудия; 4) контрольно-надзорная — контрольно-надзорные органы государства (прокуратура, органы отраслевого надзора) наблюдают за точным и единообразным исполнением законов. По внешним признакам деятельности государства различают: 1) правовые формы осуществления функций государства — все виды деятельности государственных органов, связанные с изданием правовых актов, а именно — правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, правоинтерпретационная; 2) организационные формы осуществления функций государства — текущая техническая, хозяйственная, статистическая деятельность, направленная на решение конкретных задач.
Типология государств
Тип государства — это система существенных черт, свойственных всем государствам, которые относятся к определенной группе. В современной науке существует несколько оснований для классификации (типологии) государств. Прежде всего, с учетом длительного исторического развития государственности различают исторические типы государств. Есть несколько основных подходов к исторической типологии государства: формационный, технократический и цивилизационный.
С точки зрения формационного подхода главным признаком, определяющим исторический тип государства, является тип социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Формация — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Авторы формационного подхода (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) считали способ производства (социально-экономические отношения) базисом, а государство, право, религию, мораль, искусство — надстроечными, производными от базиса явлениями. Тип государства обусловлен типом социально-экономических отношений. Например, если в обществе господствуют рабовладельческие социально-экономические отношения, значит, и государство является рабовладельческим и защищает преимущественно интересы рабовладельцев. Маркс выделял такие исторически существовавшие формации (и соответствующие ему типы государства): рабовладельческая, феодальная, буржуазная. В будущем, с точки прения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений. Технократический подход (Г. Спенсер, У.Ростоу, Д.Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства. Сторонники этого подхода выделяют три уровня развития технологии: аграрный, промышленный (индустриальный) и постиндустриальный (информационный). Аграрный тип технологии построен на внеэкономическом принуждении к труду, например, на рабстве, крепостном праве. Этому технологическому уровню отвечает деспотическое государство. Индустриальный тип технологии требует свободы и инициативы личности. Ему соответствует либеральное государство, признающее свободу и юридическое равенство людей. Современным информационным технологиям, вовлекающим в производство и управление подавляющее большинство населения, соответствует демократическое государство.
С позиций цивилизационного подхода (Н.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер) история человечества — это история рождения, развития и угасания замкнутых, локальных цивилизаций. Каждая из цивилизаций своей основой имеет, прежде всего, духовное начало («великую идею», по выражению Тойнби): своеобразную религию и культуру, национальную психологию. Каждая из цивилизаций имеет характерный только для нее тип государства. Если с точки зрения Маркса все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то с точки зрения Тойнби цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга. Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др. цивилизации, породившие соответствующий только им исторический тип государства. Каждый из подходов к исторической типологии государства имеет свои сильные и слабые стороны, по-своему высвечивая разные аспекты сложного пути развития общества и государства. Существуют и иные критерии для типологии государств. Дошедшее до наших дней классическое учение о формах государства противопоставляет такие формы, как монархия и республика. Для нашего времени эта альтернативная пара мало что значит в оценке степени государственного деспотизма и свободы граждан. В этом плане могут быть выделены такие типы государства, как государство-учреждение и государство-корпорация. Государство-учреждение строится сверху вниз. В нем реализуется принцип опеки над людьми, что придает политическому строю авторитарный характер. Государство-учреждение часто называют патерналистским государством. Другим типом выступает государство-корпорация. Оно строится снизу вверх, основано на голосовании и формируется из самостоятельных суверенных индивидов. Существование этих типов государства определяется уровнем правосознания народа. Только зрелое правосознание народа приводит к становлению такого типа государства, как государство-корпорация.
При характеристике современного государства часто используется деление государств на демократию и автократию. При таком подходе демократия фактически отождествляется с конституционным государством, которое может быть и республикой, и монархией. Валено лишь, чтобы был проведен принцип разделения властей, существовала представительная и непосредственная демократия. Автократическое государство является антиподом конституционного государства как самозванное господство отдельного человека или группы. Из других оснований для типологии важно выделить различение государств на единые (унитарные) и федеративные государства; по принципу соотношения между государством и правом различаются правовое государство и этатистское государство; по принципам финансирования государства делятся на бюрократические и налоговые государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|