Форма государства: понятие и структура
Понятие формы государства традиционно находилось в центре внимания юридической науки с момента ее зарождения. В настоящее время под формой государства понимают способ организации и осуществления государственной власти. Понятие формы государства необходимо для ответа на вопросы: как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, как территориально построена государственная власть, какими методами осуществляется государственная власть. Форма государства — это государственно-правовая конструкция, состоящая из трех элементов: формы правления, формы государственного (политико-территориального) устройства, формы государственного режима. Типология государств в зависимости от их формы осуществляется в соответствии с этими элементами: 1) в зависимости от формы правления различают монархические и республиканские государства; 2) в зависимости от формы государственного (политико-территориального) устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства; 3) в зависимости от формы государственного режима различают демократические, авторитарные и тоталитарные государства. Широкий подход к форме государства привел к тому, что, опираясь на традиционные элементы формы государства, предложено выделять три основные формы государства: монократическую (монистическую), сегментарную и поликратическую (плюралистическую). Монократическая форма государства имеет высокий уровень централизации. Государственная власть сосредоточена у одного лица или органа, ни разделение властей, ни автономия в территориальном устройстве, ни местное самоуправление фактически не допустимы. Эта форма связана с обязательной идеологией, огосударствлением экономики, социальной сферы и культуры, крайне элитарным характером государственной власти. Демократические институты, парламент, самоуправление используются в демагогических целях.
Сегментарная форма государства в значительной мере носит олигархический характер, занимая промежуточное положение между монократической и поликратической формами государства. Здесь допускается разделение компетенции между различными органами государственного управления, элементы автономии и местного самоуправления. Доминирует исполнительная власть. Поликратическая форма государства реально использует разделение властей, систему сдержек и противовесов, несколько центров власти в государстве (президент, парламент, суд), автономия в территориальном устройстве, развитие местного самоуправления, демократические методы осуществления государственной власти. Во многих странах при данной форме существует монархическая форма правления (парламентарная монархия). Она совместима с президентской, парламентской, полупрезидентскими республиками, может быть простым унитарным государством или федерацией.
Формы правления
Форма правления — это организация, порядок образования и взаимодействия высших органов государственной власти (главы государства, парламента и правительства). Различают две разновидности формы правления — монархию и республику. Монархия — это такая форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой пост и титул, как правило, по наследству и пожизненно. Признаки монархии: 1) власть главы государства (императора, короля, великого герцога, эмира, султана) существует исторически и не делегируется ему народом; 2) власть монарха осуществляется бессрочно (пожизненно) и передается, как правило, по наследству;
3) монарх неответственен за принятые им политические решения. Разновидности монархий: 1) абсолютная монархия (Бахрейн, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия). В руках монарха сосредоточена вся полнота власти, он является законодателем, назначает всех высших должностных лиц государства. Правительство несет ответственность только перед ним; 2) дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Тонга). Власть делится между парламентом и монархом. Парламент принимает законы, но у монарха есть право абсолютного вето. Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несет ответственность только перед ним; 3) парламентарная монархия (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к законопроектам, либо фактически не применяет вето. Главная отличительная черта парламентарной монархии — формирование правительства парламентом и ответственность правительства перед ним. Ряд монархий занимает промежуточное положение между дуалистическими и парламентарными (Иордания, Марокко, Непал). Республика — это такая форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый гражданами на определенный срок. Республика имеет такие признаки: 1) власть главы государства и высших государственных органов делегируется им народом; 2) полномочия главы государства ограничены определенным сроком; 3) глава государства несет политическую ответственность за свою деятельность. Большинство современных государств — республики. Принято делить республики на такие разновидности: 1) президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой республике, как правило, избирается прямыми выборами (исключение составляют США, где президента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только государство, но и правительство. Правительство назначается президентом и ответственно только перед ним; 2) парламентарная республика (Венгрия, Индия, Италия, Германия). Президент избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан: парламентом или особым собранием, формируемым исключительно для выборов президента. Президент не является главой правительства и не свободен в его формировании. Фактически, главу и состав кабинета определяет парламент, точнее, партия, победившая на парламентских выборах и имеющая большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом;
3) смешанная (президентско-парламентарная) республика (Беларусь, Украина, Перу, Россия, Франция). Эта разновидность республики соединяет черты парламентарной и президентской республик. Выборы президента производятся всенародным голосованием (как в президентской республике), но президент не возглавляет правительство (как в парламентарной республике). Правительство назначается президентом, но назначение премьер-министра требует согласия парламента. Правительство несет ответственность перед президентом, но и парламент вправе выразить ему недоверие, что влечет отставку. Для смешанной республики характерно выведение поста президента за триаду законодательной, исполнительной и судебной власти: президент имеет самостоятельный статус.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|