Механизм государства, его структура и принципы
Механизм государства представляет собой реальную организационную материальную силу, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов, осуществляющих государственную власть, а также учреждений, предприятий, посредством которых выполняются задачи и функции государства. Признаки механизма государства: 1) целостность и иерархия. Целостность обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными целями и задачами. Иерархия означает подчинение нижестоящих органов государства вышестоящим; 2) первичными структурными частями (элементами) являются государственные органы и учреждения, связанные между собой началами субординации и координации; 3) состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений); 4) является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство достигает конкретных результатов. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием; 5) при помощи механизма государства практически осуществляется власть и выполняются функции государства; 6) призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права граждан. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Структура механизма государства включает: 1) государственный аппарат (систему органов государственной власти). Государственный аппарат соотносится с механизмом государства как часть и целое, выступая в качестве главного, системообразующего элемента механизма государства;
2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки ит.д.; 3) государственных служащих (чиновников); 4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности механизма государства. Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов: 1)принцип гуманизма, т.е. приоритетности защиты прав и свобод человека игражданина в деятельности государства; 2) принцип разделения властей; 3) принцип гласности в деятельности государственного аппарата; 4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов; 5) принцип законности, т.е. правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства; 6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан. Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Посредством государственного механизма государство осуществляет свои функции, оказывает влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране.
Разделение властей в государстве
В современном мире разделение властей — это принцип конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на относительно независимые друг от друга ветви власти. Теория разделения властей — итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Она была создана несколькими поколениями исследователей государства и политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически обоснована Дж. Локком, в классическом виде разработана Ш.-Л.Монтескье, И.Кантом, Б.Констаном, А.Гамильтоном, Дж. Мэдисоном. Впервые и наиболее последовательно принцип разделения властей был воплощен в Конституции США 1787 г.
Основные положения теории разделения властей: 1) разделение властей закрепляется конституцией; 2) законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам; 3) все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой властью; 4) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти; 5) судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции. Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом — любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — постоянная общественная реальность. Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Современное государствоведение и конституционная практика наряду с классической триадой законодательной, исполнительной и судебной власти признают существование учредительной, избирательной, муниципальной, контрольной власти, а также самостоятельного института власти главы государства.
Законодательная власть
Понятие законодательная власть имеет несколько значений. Законодательная власть — это: 1) полномочия издавать общеобязательные нормативно-правовые акты, принадлежат народу, либо делегируются им своим представителям в парламенте;
2) носитель народного суверенитета, выражение воли народа, интересов народа; 3) система органов государства, имеющих право принимать законы. В современном государстве законодательная власть, как правило, носит представительный характер. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномачивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве: законодательная власть является первой среди равных. Верховенство не означает и не должно означать единовластия законодательных органов. Имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой государственной власти), определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву — Конституции, иначе органы конституционного надзора могут признать его недействительным. Наряду с непосредственным законотворчеством законодательный орган имеет ряд других важных полномочий. Особую парламентскую прерогативу составляет решение финансовых вопросов, в частности рассмотрение проекта государственного бюджета и контроль за расходованием финансовых средств государства. Парламент участвует в формировании органов исполнительной власти и назначении различных должностных лиц, вплоть до главы государства в парламентарных республиках. В зависимости от формы правления парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета. Парламент осуществляет контроль за работой правительства, других должностных лиц исполнительной власти. Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат мощными стимулами парламентского контроля. Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.
Таким образом, следует выделить такие укрупненные функции законодательного органа: законодательная деятельность является определяющей в компетенции парламента; представительская функция связана с обеспечением партийного территориального, корпоративного, этнического представительства; учредительная функция состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.; функция контроля и ответственности проявляется в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета иотчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|