Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Механизм государства, его структура и принципы





 

Механизм государства представляет собой реальную организационную материальную силу, располагая которой, государство осуществляет власть.

Механизм государства— это целостная иерархическая система государственных органов, осуществляющих госу­дарственную власть, а также учреждений, предприятий, посредством которых выполняются задачи ифункции го­сударства.

Признаки механизма государства:

1)целостность и иерархия. Целостность обеспечива­ется едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными целями и задачами. Иерархия означает подчинение нижестоящих органов государства вышестоящим;

2) первичными структурными частями (элементами) являются государственные органы и учреждения, свя­занные между собой началами субординации и коорди­нации;

3) состоит из людей, специально занимающихся управ­лением (законотворчеством, исполнением законов, их ох­раной от нарушений);

4) является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство достига­ет конкретных результатов. Функции всех звеньев госу­дарственного аппарата обеспечиваются организационны­ми и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием;

5) при помощи механизма государства практически осуществляется власть и выполняются функции государ­ства;

6) призван надежно гарантировать и охранять за­конные интересы и права граждан.

Механизм современного государства отличается высо­кой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

Структура механизма государствавключает:

1)государственный аппарат (систему органов госу­дарственной власти). Государственный аппарат соотносится с механизмом государства как часть и целое, выступая в качестве главного, системообразующего элемента механизма государства;

2) государственные учреждения и предприятия, ко­торыевластными полномочиями (за исключением их ад­министраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохране­ния, культуры, науки ит.д.;



3)государственных служащих (чиновников);

4)организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения де­ятельности механизма государства.

Построение и деятельность механизма государства осу­ществляется на основе определенных принципов:

1)принцип гуманизма, т.е. приоритетности защиты прав и свобод человека игражданина в деятельности го­сударства;

2) принцип разделения властей;

3) принцип гласности в деятельности государственно­го аппарата;

4) высокий профессионализм и компетентность госу­дарственных органов;

5) принцип законности, т.е. правовых начал в де­ятельности всех составных частей механизма государства;

6) принцип демократизма в формировании и де­ятельности государственных органов, позволяющий учи­тывать разнообразные интересы подавляющего большин­ства граждан.

Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Посредством го­сударственного механизма государство осуществляет свои функции, оказывает влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демокра­тии и организованности в стране.

 

Разделение властей в государстве

 

В современном мире разделение властей— это прин­цип конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на относительно не­зависимые друг от друга ветви власти.

Теория разделения властей — итог многовекового раз­вития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Она была создана несколькими поколениями исследователей государства и политики: идея высказывалась Аристоте­лем, теоретически обоснована Дж. Локком, в классическом виде разработана Ш.-Л.Монтескье, И.Кантом, Б.Констаном, А.Гамильтоном, Дж. Мэдисоном. Впервые и наиболее последовательно принцип разделения властей был вопло­щен в Конституции США 1787 г.

Основные положения теории разделения властей:

1) разделение властей закрепляется конституцией;

2) законодательная, исполнительная и судебная вла­сти предоставляются различным людям и органам;

3) все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой властью;

4) никакая власть не может пользоваться правами, пре­доставленными конституцией другой власти;

5) судебная власть действует независимо от полити­ческого влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объя­вить закон недействительным, если он противоречит кон­ституции.

Теория разделения властей в государстве призвана обо­сновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом — любым органом государ­ства. Первоначально она была направлена на обоснова­ние ограничения власти короля, а затем стала использо­ваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой — по­стоянная общественная реальность.

Принцип разделения властей воспринят теорией и прак­тикой всех демократических государств. Современное государствоведение и конституционная практика наряду с клас­сической триадой законодательной, исполнительной и су­дебной власти признают существование учредительной, избирательной, муниципальной, контрольнойвласти, а также самостоятельного института власти главы госу­дарства.

 

Законодательная власть

 

Понятие законодательная властьимеет несколько зна­чений. Законодательная власть — это:

1)полномочия издавать общеобязательные норматив­но-правовые акты, принадлежат народу, либо делегируют­ся им своим представителям в парламенте;

2) носитель народного суверенитета, выражение воли народа, интересов народа;

3)система органов государства, имеющих право при­нимать законы.

В современном государстве законодательная власть, как правило, носит представительный характер. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномачивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле мож­но говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и вер­ховенстве: законодательная власть является первой сре­ди равных.

Верховенство не означает и не должно означать еди­новластия законодательных органов. Имеются сущност­ные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения вытекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой государствен­ной власти), определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фунда­ментальному праву — Конституции, иначе органы кон­ституционного надзора могут признать его недействитель­ным.

Наряду с непосредственным законотворчеством зако­нодательный орган имеет ряд других важных полномо­чий. Особую парламентскую прерогативу составляет ре­шение финансовых вопросов, в частности рассмотрение проекта государственного бюджета и контроль за расхо­дованием финансовых средств государства.

Парламент участвует в формировании органов испол­нительной власти и назначении различных должност­ных лиц, вплоть до главы государства в парламентарных республиках. В зависимости от формы правления парла­мент в той или иной мере участвует в процедуре назначе­ния главы правительства и кабинета.

Парламент осуществляет контроль за работой прави­тельства, других должностных лиц исполнительной вла­сти. Выражение недоверия правительству, проверка испол­нения законов, парламентские расследования служат мощными стимулами парламентского контроля. Парламент­ский контроль предназначен для того, чтобы законодатель­ная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свобод­ное развитие личности.

Таким образом, следует выделить такие укрупненные функции законодательного органа: законодательная де­ятельность является определяющей в компетенции пар­ламента; представительская функция связана с обес­печением партийного территориального, корпоративного, этнического представительства; учредительная функция состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных струк­тур, специальных комиссий и т.п.; функция контроля и ответственности проявляется в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета иот­чета о его выполнении, парламентских запросов депута­тов правительству или министру, контрольной деятель­ности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2018 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.