Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пение по нотам (альтерация, модуляция)




Продолжение работы над диатоникой. Мелодии с хроматизмами, начало работы над мелодиями, содержащими модуляции в тональности первой степени родства.

 

Раздел 2

Интонируемые упражнения

Пение мажорных и минорных гамм с хроматизмами, образованными альтерацией неустойчивых ступеней. Альтерированные ступени с разрешеним.

Альтерированные интервалы (начало работы).

Наиболее употребительные аккорды альтерированной субдоминанты как в изолированном виде так и в гармонических последовательностях. Модуляции в тональности 1-ой степени родства (начало работы), в тональность доминанты:

I- V65- I=IV - II65-K64-V7-I.

 

 

 

Раздел 3

Слуховой анализ

(В соответствии с предыдущим разделом).

 

 

III СЕМЕСТР

Раздел 1

Пение по нотам

Пение с названием нот и текстом мелодий с хроматизмами (продолжение работы) и мелодий с отклонениями и модуляциями в тональности 1 степени родства. Транспонирование.

Многоголосие: двух-трех-четырехголосие, примеры диатонические и с хроматизмами. Склад гармонический и полифонический подголосочного типа. Переменный лад.

 

Раздел 2

Интонируемые упражнения

Пение мажорных и минорных гамм с образованием к каждой ступени прилегающего снизу вводного тона: до-си-до, ре-до диез-ре и т.д. Пение гамм с образованием к каждой ступени прилегающего сверху вводного тона.

Пение мажорных и минорных гамм с полутоновым окружением каждой ступени: до - си - ре бемоль - до, ре - до диез ми бемоль - ре и т.д.

Пение мажорных и минорных гамм всех видов от разных ступеней в пределах октавы.

Пение всех альтерированных интервалов в тональности (продолжение работы) и от звука.

Пение характерных оборотов натурально-ладовой гармонии, состоящих из трех-четырех аккордов в эолийском, дорийском, фригийском, миксолидийском ладах.

Пение четырехтактовых модуляций во все тональности I степени родства (завершение работы).

Гармонические последовательности, содержащие отклонения через побочные доминанты.

 

Раздел 3

Слуховой анализ

(В соответствии с предыдущим разделом).

 

Раздел 4

Диктант

Одноголосные диктанты с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства. Двухголосные диктанты с мелодизированным нижним голосом. Трехголосные диктанты однотональные или с легкими случаями хроматизмов, гармонического типа.

 

 

IV СЕМЕСТР

 

Раздел 1

Пение по нотам

Пение по нотам и с текстом мелодий, содержащих модуляции в отдаленные тональности. Транспонирование. Многоголосие с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.

Пение несложных песен и романсов под собственный аккомпанемент.

 

Раздел 2

Интонируемые упражнения

Пение непосредственных и постепенных модуляций в тональности II степени родства. (Начало работы).

 

Раздел 3

Слуховой анализ и диктант

(В соответствии с требованиями предыдущих разделов семестра).

 

V СЕМЕСТР

Раздел 1

Пение по нотам

Мелодии, содержащие модуляции в отдаленные тональности (продолжение работы). Мелодии из произведений современных композиторов.

Все виды многоголосия, содержащие наряду с модуляциями в близкие тональности модуляции в тональности II степени родства. Склад гармонический и полифонический.

Транспонирование несложных многоголосных примеров в ансамбле.

 

Раздел 2

Интонируемые упражнения

Пение хроматических мажорных и минорных гамм в восходящем и нисходящем движении с опорой на устои лада.

Продолжение работы над функциональными непосредственными и постепенными модуляциями в тональности II степени родства.

в слабой группе только через основной, а в более сильной группе возможно и через побочные доминантсептаккорды, например, в тональность на б.3 вверх:

I-IV64-I-V7/IV=II43+8+3-5- I64-V7-I.

 

Пение мелодико-гармонической модуляции из 3-х 4-х аккордов по заданной цифровке (факультативно, в зависимости от уровня группы).

Например: I-V6 5V4 3-I

До-мажор Ля бемоль мажор

 

 

Раздел 3.

Слуховой анализ и диктант

 

Определение гармонических последовательностей, содержащих модуляции и отклонения различного типа: функциональные в тональности I и II степени родства, энгармонические через энгармонизм доминантсептаккорда и уменьшенного септаккорда, мелодико-гармонические. Обороты мажоро-минора.

В диктантах образцы 2-х и 3-х голосной подголосочной полифонии.


 

ЗАЧЕТНЫЕ И ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Экзамен – 1 семестр

 

Письменная экзаменационная работа

 

1. Мажорные и минорные диатонические гаммы, сыгранные в определенном размере и ритме.

2. Восемь-десять диатонических интервалов (включая характерные).

3. Четырехголосная гармоническая последовательность нотами и с цифровым обозначением аккордов в тесном расположении, типа I-V-VI-II6-I64-V7-I.

4. Одноголосный диатонический диктант.

5. Двухголосный диатонический диктант гармонического типа.

 

Устный опрос по билетам

 

1. Спеть:

- мажорную или минорную гамму любого вида;

-диатонические интервалы в тональности или от заданного звука, включая характерные;

-септаккорды главных ступеней и их обращения в заданном мелодическом положении с разрешением в тональности

-гармоническую последовательность с заданным исходным мелодическим положением, в тесном расположении, типа I3- I6-IV-II6-V-V7-I.

 

2. Спеть:

-одноголосную диатоническую мелодию;

- нижний голос в двухголосии, играя верхний на инструменте.

 

3. Слуховой анализ по заданию экзаменатора.

 

 

ЗАЧЕТ – 4 семестр

 

Письменная зачетная работа

 

1. Определить на слух и записать ладотональную организацию в сыгранных педагогом мелодиях (2-3).

2. Интервалы в тональности и от звука, включая альтерированные. От звука альтерированные интервалы играются с разрешениями.

3. Обороты из 3-4 аккордов в различных семиступенных ладах.

4. Четырехголосную гармоническую последовательность, содержащую модуляцию, отклонения, альтерированные аккорды.

5. Диктанты одноголосный и двухголосный.

 

Устный опрос

 

Спеть:

1. Звукоряд лада (семиступенного, пентатоники, с увеличенными секундами).

2. Альтерированные интервалы в тональности с разрешениями (из числа пройденных).

3. Четырехтактовую модуляцию в тональность I степени родства с включением альтерированной субдоминанты по самостоятельно составленной цифровке или по заранее данной цифровке на 8 тактов с отклонениями, альтерированной субдоминантой и модуляцией в конце.

4. Мелодию с хроматизмами, отклонениями и модуляциями.

5. Один из средних голосов многоголосия, играя остальные на фортепиано.

 

 

ЭКЗАМЕН – 5 семестр

 

Письменная экзаменационная работа

 

Записать:

1. Четырехголосную гармоническую последовательность, содержащую энгармоническую модуляцию через энгармонизм доминантсептаккорда или уменьшенного септаккорда.

2. Гармонические обороты из 3-х или 4-х аккордов с мелодико-гармонической модуляцией или содержащие аккордику объединенной одноименной мажоро-минорной системы.

3. Двух-трехголосный диктант полифонического типа.

 

Устный опрос по билетам

 

1. Спеть:

а) в восходящем и нисходящем движении хроматическую мажорную или минорную гамму;

б) увеличенное трезвучие от заданного звука и разрешить, используя энгармоническое равенство его обращений в мажорные и минорные тональности;

в) от заданной ноты V4 3-5 разрешить его, а после его энгармонического переосмысления в V7-5 разрешить в тональность тритоном выше основной тональности;

г) модуляцию через энгармонизм доминантсептаккорда как основного так и побочных;

д) модуляцию, основанную на энгармоническом равенстве уменьшенного септаккорда альтерированной субдоминанте;

е) постепенную модуляцию из мажора в мажор на б.2 вверх и вниз.

 

2. Спеть с листа:

а) одноголосную мелодию на материале современной музыки, содержащую отклонения и модуляции;

б) один из голосов многоголосия, исполняя остальные голоса на фортепиано.

 

3. Слуховой анализ по заданию экзаменатора (фрагмент в объеме периода).

 

 


 

СПИСОК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

 

Пение по нотам. Одноголосие

 

1. Ардентов Д. Н. Сольфеджио. Учебное пособие. – СПб., 1995.

2. Блок В. Ладовое сольфеджио. –М., 1987.

3. Бромлей К., Темерина Н. Русские народные песни. Сборник для чтения с листа на уроках сольфеджио. - М., 1972.

4. Качалина Н. Сольфеджио, выпуск 1. Одноголосие. –М., 1981.

5. Ладухин М. Одноголосное сольфеджио. – М., 1962.

6. Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. – Вып. 2. – М., 1973.

7. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981.

8. Рязанова Н. Диатоника в курсе сольфеджио. – СПб., 1992.

9. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1963.

 

Пение по нотам. Многоголосие

 

1. Бромлей К. Темерина Н. Русские народные песни. Сборник для чтения с листа на уроках сольфеджио. – М., 1972.

2. Васильева К., Гиндина М., Фрейндлинг Г. Двухголосное сольфеджио. – Л., 1980.

3. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Части II и III. – Л., 1986.

4. Лицвенко И. Курс многоголосного сольфеджио, выпуск I и III. – М., 1971, 1968.

5. Рукавишников В., Слетов В., Хвостенко В. Сольфеджио (двухголосное). – М., 1953.

6. Рукавишников В., Слетов В., Хвостенко В. Сольфеджио (трехголосное). – М. 1962.

7. Способин И. Сольфеджио. Двухголосие и трехголосие. – М., 1977.

 

Слуховой анализ

 

1. Блюм Д. Гармоническое сольфеджио. – М., 1991.

2. Незванов Б., Лащенкова А. Хрестоматия по слуховому гармоническому анализу. – Л., 1964.

3. Привано Н. Хрестоматия по гармонии. Части 1-4. – М.-Л., 1967-1973.

 

Н.П.Рязанова

 

СОЛЬФЕДЖИО

 

Специальности «Духовой оркестр», «Оркестр», «Народные инструменты», «Эстрада»

 

Семестры: 1 -2

Экзамен: 2 (кроме эстрадного)

Зачёт: 1, «Эстрада» - 2

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I СЕМЕСТР

Раздел 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...