Пение по нотам (альтерация, модуляция)
Продолжение работы над диатоникой. Мелодии с хроматизмами, начало работы над мелодиями, содержащими модуляции в тональности первой степени родства.
Раздел 2 Интонируемые упражнения Пение мажорных и минорных гамм с хроматизмами, образованными альтерацией неустойчивых ступеней. Альтерированные ступени с разрешеним. Альтерированные интервалы (начало работы). Наиболее употребительные аккорды альтерированной субдоминанты как в изолированном виде так и в гармонических последовательностях. Модуляции в тональности 1-ой степени родства (начало работы), в тональность доминанты: I- V65- I=IV - II65-K64-V7-I.
Раздел 3 Слуховой анализ (В соответствии с предыдущим разделом).
III СЕМЕСТР Раздел 1 Пение по нотам Пение с названием нот и текстом мелодий с хроматизмами (продолжение работы) и мелодий с отклонениями и модуляциями в тональности 1 степени родства. Транспонирование. Многоголосие: двух-трех-четырехголосие, примеры диатонические и с хроматизмами. Склад гармонический и полифонический подголосочного типа. Переменный лад.
Раздел 2 Интонируемые упражнения Пение мажорных и минорных гамм с образованием к каждой ступени прилегающего снизу вводного тона: до-си-до, ре-до диез-ре и т.д. Пение гамм с образованием к каждой ступени прилегающего сверху вводного тона. Пение мажорных и минорных гамм с полутоновым окружением каждой ступени: до - си - ре бемоль - до, ре - до диез ми бемоль - ре и т.д. Пение мажорных и минорных гамм всех видов от разных ступеней в пределах октавы. Пение всех альтерированных интервалов в тональности (продолжение работы) и от звука. Пение характерных оборотов натурально-ладовой гармонии, состоящих из трех-четырех аккордов в эолийском, дорийском, фригийском, миксолидийском ладах.
Пение четырехтактовых модуляций во все тональности I степени родства (завершение работы). Гармонические последовательности, содержащие отклонения через побочные доминанты.
Раздел 3 Слуховой анализ (В соответствии с предыдущим разделом).
Раздел 4 Диктант Одноголосные диктанты с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства. Двухголосные диктанты с мелодизированным нижним голосом. Трехголосные диктанты однотональные или с легкими случаями хроматизмов, гармонического типа.
IV СЕМЕСТР
Раздел 1 Пение по нотам Пение по нотам и с текстом мелодий, содержащих модуляции в отдаленные тональности. Транспонирование. Многоголосие с отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства. Пение несложных песен и романсов под собственный аккомпанемент.
Раздел 2 Интонируемые упражнения Пение непосредственных и постепенных модуляций в тональности II степени родства. (Начало работы).
Раздел 3 Слуховой анализ и диктант (В соответствии с требованиями предыдущих разделов семестра).
V СЕМЕСТР Раздел 1 Пение по нотам Мелодии, содержащие модуляции в отдаленные тональности (продолжение работы). Мелодии из произведений современных композиторов. Все виды многоголосия, содержащие наряду с модуляциями в близкие тональности модуляции в тональности II степени родства. Склад гармонический и полифонический. Транспонирование несложных многоголосных примеров в ансамбле.
Раздел 2 Интонируемые упражнения Пение хроматических мажорных и минорных гамм в восходящем и нисходящем движении с опорой на устои лада. Продолжение работы над функциональными непосредственными и постепенными модуляциями в тональности II степени родства.
в слабой группе только через основной, а в более сильной группе возможно и через побочные доминантсептаккорды, например, в тональность на б.3 вверх: I-IV64-I-V7/IV=II43+8+3-5- I64-V7-I.
Пение мелодико-гармонической модуляции из 3-х 4-х аккордов по заданной цифровке (факультативно, в зависимости от уровня группы). Например: I-V6 5 – V4 3-I До-мажор Ля бемоль мажор
Раздел 3. Слуховой анализ и диктант
Определение гармонических последовательностей, содержащих модуляции и отклонения различного типа: функциональные в тональности I и II степени родства, энгармонические через энгармонизм доминантсептаккорда и уменьшенного септаккорда, мелодико-гармонические. Обороты мажоро-минора. В диктантах образцы 2-х и 3-х голосной подголосочной полифонии.
ЗАЧЕТНЫЕ И ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Экзамен – 1 семестр
Письменная экзаменационная работа
1. Мажорные и минорные диатонические гаммы, сыгранные в определенном размере и ритме. 2. Восемь-десять диатонических интервалов (включая характерные). 3. Четырехголосная гармоническая последовательность нотами и с цифровым обозначением аккордов в тесном расположении, типа I-V-VI-II6-I64-V7-I. 4. Одноголосный диатонический диктант. 5. Двухголосный диатонический диктант гармонического типа.
Устный опрос по билетам
1. Спеть: - мажорную или минорную гамму любого вида; -диатонические интервалы в тональности или от заданного звука, включая характерные; -септаккорды главных ступеней и их обращения в заданном мелодическом положении с разрешением в тональности -гармоническую последовательность с заданным исходным мелодическим положением, в тесном расположении, типа I3- I6-IV-II6-V-V7-I.
2. Спеть: -одноголосную диатоническую мелодию; - нижний голос в двухголосии, играя верхний на инструменте.
3. Слуховой анализ по заданию экзаменатора.
ЗАЧЕТ – 4 семестр
Письменная зачетная работа
1. Определить на слух и записать ладотональную организацию в сыгранных педагогом мелодиях (2-3). 2. Интервалы в тональности и от звука, включая альтерированные. От звука альтерированные интервалы играются с разрешениями. 3. Обороты из 3-4 аккордов в различных семиступенных ладах.
4. Четырехголосную гармоническую последовательность, содержащую модуляцию, отклонения, альтерированные аккорды. 5. Диктанты одноголосный и двухголосный.
Устный опрос
Спеть: 1. Звукоряд лада (семиступенного, пентатоники, с увеличенными секундами). 2. Альтерированные интервалы в тональности с разрешениями (из числа пройденных). 3. Четырехтактовую модуляцию в тональность I степени родства с включением альтерированной субдоминанты по самостоятельно составленной цифровке или по заранее данной цифровке на 8 тактов с отклонениями, альтерированной субдоминантой и модуляцией в конце. 4. Мелодию с хроматизмами, отклонениями и модуляциями. 5. Один из средних голосов многоголосия, играя остальные на фортепиано.
ЭКЗАМЕН – 5 семестр
Письменная экзаменационная работа
Записать: 1. Четырехголосную гармоническую последовательность, содержащую энгармоническую модуляцию через энгармонизм доминантсептаккорда или уменьшенного септаккорда. 2. Гармонические обороты из 3-х или 4-х аккордов с мелодико-гармонической модуляцией или содержащие аккордику объединенной одноименной мажоро-минорной системы. 3. Двух-трехголосный диктант полифонического типа.
Устный опрос по билетам
1. Спеть: а) в восходящем и нисходящем движении хроматическую мажорную или минорную гамму; б) увеличенное трезвучие от заданного звука и разрешить, используя энгармоническое равенство его обращений в мажорные и минорные тональности; в) от заданной ноты V4 3-5 разрешить его, а после его энгармонического переосмысления в V7-5 разрешить в тональность тритоном выше основной тональности; г) модуляцию через энгармонизм доминантсептаккорда как основного так и побочных; д) модуляцию, основанную на энгармоническом равенстве уменьшенного септаккорда альтерированной субдоминанте; е) постепенную модуляцию из мажора в мажор на б.2 вверх и вниз.
2. Спеть с листа: а) одноголосную мелодию на материале современной музыки, содержащую отклонения и модуляции;
б) один из голосов многоголосия, исполняя остальные голоса на фортепиано.
3. Слуховой анализ по заданию экзаменатора (фрагмент в объеме периода).
СПИСОК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
Пение по нотам. Одноголосие
1. Ардентов Д. Н. Сольфеджио. Учебное пособие. – СПб., 1995. 2. Блок В. Ладовое сольфеджио. –М., 1987. 3. Бромлей К., Темерина Н. Русские народные песни. Сборник для чтения с листа на уроках сольфеджио. - М., 1972. 4. Качалина Н. Сольфеджио, выпуск 1. Одноголосие. –М., 1981. 5. Ладухин М. Одноголосное сольфеджио. – М., 1962. 6. Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. – Вып. 2. – М., 1973. 7. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981. 8. Рязанова Н. Диатоника в курсе сольфеджио. – СПб., 1992. 9. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1963.
Пение по нотам. Многоголосие
1. Бромлей К. Темерина Н. Русские народные песни. Сборник для чтения с листа на уроках сольфеджио. – М., 1972. 2. Васильева К., Гиндина М., Фрейндлинг Г. Двухголосное сольфеджио. – Л., 1980. 3. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Части II и III. – Л., 1986. 4. Лицвенко И. Курс многоголосного сольфеджио, выпуск I и III. – М., 1971, 1968. 5. Рукавишников В., Слетов В., Хвостенко В. Сольфеджио (двухголосное). – М., 1953. 6. Рукавишников В., Слетов В., Хвостенко В. Сольфеджио (трехголосное). – М. 1962. 7. Способин И. Сольфеджио. Двухголосие и трехголосие. – М., 1977.
Слуховой анализ
1. Блюм Д. Гармоническое сольфеджио. – М., 1991. 2. Незванов Б., Лащенкова А. Хрестоматия по слуховому гармоническому анализу. – Л., 1964. 3. Привано Н. Хрестоматия по гармонии. Части 1-4. – М.-Л., 1967-1973.
Н.П.Рязанова
СОЛЬФЕДЖИО
Специальности «Духовой оркестр», «Оркестр», «Народные инструменты», «Эстрада»
Семестры: 1 -2 Экзамен: 2 (кроме эстрадного) Зачёт: 1, «Эстрада» - 2
СОДЕРЖАНИЕ
I СЕМЕСТР Раздел 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|