Зачетные и экзаменационные требования
ЗАЧЕТ – 1 семестр
Письменная зачетная работа
1. Мажорные и минорные диатонические гаммы, сыгранные в определенном размере и ритме (ритмический диктант). 2. Восемь-десять интервалов в крайних регистрах и составные (включая альтерированные). 3. Четырехголосная гармоническая последовательность нотами и с цифровым обозначением аккордов в тесном или широком расположении, включающую альтерированные аккорды, отклонения и модуляции в тональность первой степени родства. 4. Одноголосный диктант с отклонениями. 5. Двухголосный диатонический диктант гармонического типа.
Устный опрос
Спеть: 1. Модуляцию на четыре такта в тональность первой степени родства. 2. Транспонирование наизусть заранее выученных номеров с альтерацией и модуляцией. 3. Аккордовую вертикаль (Блюм). 4. Полифоническое двухголосие: один голос петь, другой играть (Бах) 5. Романсы (около четырех) с собственным аккомпанементом (Гурилев, Варламов. Даргомыжский. Глинка, Шуберт, Шуман) – один-два из них уметь транспонировать.
ЭКЗАМЕН – 3 семестр
Письменная экзаменационная работа
1. Запись гаммы с хроматизмами, образованными альтерацией неустойчивых ступеней в определенном размере и ритме. 2. Интервалы в тональности и от звука, включая альтерированные. От звука альтерированные интервалы играются с разрешениями. 3. Обороты из 3-4 аккордов в различных семиступенных ладах. 4. Четырехголосную гармоническую последовательность, содержащую модуляцию, отклонения, альтерированные аккорды.
Устный опрос
Спеть: 1. Звукоряд лада вверх один, вниз другой (семиступенного, пентатоники, с увеличенными секундами) или гамму с хроматизмами, образованными альтерацией неустойчивых ступеней.
2. Альтерированные интервалы в тональности или от звука с разрешениями. 3. Четырехтактовую модуляцию в тональность I степени родства с использованием альтерированной субдоминанты самостоятельно, а также – по заданной восьмитактовой цифровке – с отклонениями, аккордами альтерированной субдоминанты и с модуляцией в конце через общий нетонический аккорд. Постепенную модуляцию в тональность II степени родства. 4. Мелодию с текстом. 5. Один из голосов двухголосия, играя другой на фортепиано, транспонируя на заданный интервал
Слуховой анализ – фрагмент из произведения.
ЭКЗАМЕН – 5 семестр
Письменная экзаменационная работа
Записать: 1. Четырехголосную гармоническую последовательность, содержащую энгармоническую модуляцию через энгармонизм доминантсептаккорда или уменьшенного септаккорда. 2. Гармонические обороты из 3-х или 4-х аккордов с мелодико-гармоническои модуляцией или содержащие аккордику объединенной одноименной мажоро-минорной системы. 3. Одноголосный диктант с хроматизмами и модуляциями. 4. Двух-трехголосный диктант полифонического типа.
Устный опрос по билетам
1. Спеть: а) в восходящем и нисходящем движении хроматическую мажорную или минорную гамму; б) увеличенное трезвучие от заданного звука и разрешить, используя энгармоническое равенство его обращений в мажорные и минорные тональности; в) от заданной ноты V43+5 и разрешить его, а после его энгармонического переосмысления в V7-5 разрешить в тональность тритоном выше основной тональности; г) модуляцию через энгармонизм доминантсептаккорда как основного так и побочных; д) модуляцию, основанную на энгармоническом равенстве уменьшенного септаккорда альтерированной субдоминанте; е) постепенную модуляцию в тональность II степени родства.
2. Спеть с листа: а) одноголосную мелодию повышенной трудности, мелодию с ритмическим сопровождением, мелодию в теноровом или альтовом ключе, мелодию с текстом: б) один из голосов полифонического многоголосия, исполняя остальные голоса на фортепиано; в) один из голосов гармонического многоголосия, играя остальные на фортепиано, транспонируя в заданную тональность; г) предварительно выученный романс, арию или песню транспонировать вместе с фортепианным сопровождением в заданную тональность.
3. Слуховой анализ по заданию экзаменатора (фрагмент в объеме периода).
СПИСОК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
Пение по нотам. Одноголосие
1. Карасёва М.В. Современное сольфеджио. Часть 2. – М.,1996. 2. Качалина Н. Сольфеджио, выпуск 1. Одноголосие. – М., 1981. 3. Ладухин М. Одноголосное сольфеджио. – М., 1962. 4. Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио, выпуски 2,3,4. 5. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М ., 1981.
Пение по нотам. Многоголосие
1. Качалина Н. Сольфеджио, выпуски 2, 3. 2. Васильева К. Гиндина М., Фрейндлинг Г, Двухголосное сольфеджио. – Л., 1980. 3. Лицвенко И. Курс многоголосного сольфеджио, выпуск I и III. – M., 1971, 1968. 4. Рукавишников В., Слетов В., Хвостенко В. Сольфеджио (двухголосное). – М., 1953. 5. Рукавишников В., Слетов В., Хвостенко В. Сольфеджио (трехголосное). – М., 1962. 6. Способин И. Сольфеджио. Двухголосие и трехголосие. – М., 1977.
Слуховой анализ
1. Блюм Д. Гармоническое сольфеджио. – М., 1991. 2. Незванов Б. Лащенкова А. Хрестоматия по слуховому гармоническому анализу. – Л., 1964. 3. Привано Н. Хрестоматия по гармонии. Части 1-4. – М.-Л., 1967-1973. Н.П.Рязанова
СОЛЬФЕДЖИО
Специальность «Народный хор»
Семестры: 1-5 Экзамены: 1,5 Зачет: 4 I СЕМЕСТР Раздел 1 Пение по нотам (диатоника)
Пение мелодий с названием нот во всех разновидностях мажора и минора, а также в ладах народной музыки. Преимущественно диатоника. Транспонирование как по нотам, так и выученных мелодий на память. Пение 2-х, 3-х и 4-х голосных образцов преимущественно гармонического и несложных полифонических примеров.
Раздел 2 Интонируемые упражнения Гаммы, звукоряды народных ладов и гаммообразные упражнения, секвенции. Упражнения, направленные на укрепление чувства лада, памяти тоники.
Пение диатонических интервалов в мажоре и миноре. Вначале закрепляется пение интервалов от нижней тоники вверх и вниз, а затем уже от любой ступени вверх и вниз. Пение интервалов от заданного звука вверх и вниз. Характерные интервалы гармонического мажора и минора в тональности и от заданного звука. Пение секвенций, звенья которых состоят из увеличенных или уменьшенных интервалов и их разрешений. Трезвучия с обращениями, главные септаккорды с обращениями и разрешениями, взятые в различных мелодических положениях как в тональности так и от звука. Гармонические последования, включающие различные аккорды диатоники: от простейших, типа I-IV-I; I-V-1; I-IV-V-I во всех мелодических положениях в тесном расположении до четырехтактовых последовательностей по два аккорда в такте. Например: 1-V2 -I6 -V43-I-V65-I; I-II2-VII7-V65-I.
Раздел 3 Слуховой анализ и диктант Слуховой анализ в соответствии с требованиями раздела «Интонируемые упражнения». Определение звукорядов всех видов мажора и минора, народных ладов. Определение лада в сыгранной попевке, мелодии. Ступени лада в разных регистрах, изолированно и в сочетании из трех-четырех ступеней. Интервалы в тональности и вне тональности, включая характерные, как в пределах одной октавы, так и составные. Интервальные последовательности в виде диктанта. Аккорды в изолированном виде и в гармонических последовательностях (все аккорды диатоники). Диктанты устные и письменные. Ритмические диктанты. Определение размера в сыгранных мелодиях как подготовительная форма диктантов. Одноголосные и двухголосные диктанты в соответствии с требованиями раздела «Пение по нотам». Желательны диктанты в вокальных тембрах.
II СЕМЕСТР Раздел 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|