Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуляций. Степени родства тональностей




 

Общее понятие модуляции. Классификация модуляций: по способу перехода, по направлению, по степени завершенности, по месту в форме.

Гармоническое родство тональностей, степени родства. I степень родства тональностей, разница в знаках, общие аккорды.

 

Тема 13. Модуляция в тональности I степени родства

 

Функциональная модуляция в тональности I степени родства. Элементы модуляционного процесса: общий (посредствующий аккорд) и модулирующий аккорд. Упрощённые сжатые схемы модуляционных переходов как основа для первоначальных упражнений в игре модуляций на фортепьяно.

 

Тема 14. Отклонения через побочные доминанты и субдоминанты

 

Несовершенная модуляция, её виды. Функциональные особенности несовершенной модуляции: переменная функция – выход из основной тональности; основная – расширение границ тональности сверх диатоники. Побочные доминанты. Хроматическая гамма как совокупность диатоники и ближайших побочных доминант – становление хроматической тональности.

Побочные субдоминанты.

Хроматические соединения побочных доминант и субдоминант.

 

Тема 15. Фактурное преобразование гармонии. Приёмы мелодической, гармонической и ритмической фигурации. Гармонизация мелодии в трёхстрочном изложении

 

Виды фактурного преобразования гармонии. Понятие мелодической фигурации. Приёмы мелодической фигурации: проходящие ноты, вспомогательные ноты, задержание, камбиата, предъём, гармонические ноты. Неприготовленное задержание.

Гармоническая фигурация, орнаментальное изложение. Сочетание ритмической и гармонической фигурации. Практическое применение гармонической или ритмо-гармонической фигурации в гомофонной фактуре при трёхстрочном изложении.

 

Тема 16. Гармонические обороты диатонических ладов. Гармонизация русской народной песни

 

Исторический аспект применения диатонических ладов. Две группы ладов: мажорного и минорного наклонения. Основные способы применения аккордики диатонических ладов: использование отдельных оборотов посредством переменных функций, подчиняющих эти обороты обычному мажору или минору - без внесения спецефических альтерационных признаков диатонических ладов; включение в мажоро-минор отдельных ладовых оборотов с характерными для них альтерациями; использование в самостоятельном виде.

Характерные ступени диатонических ладов, соответствующие им гармонии и функциональные обороты.

Применение гармонии диатонических ладов в русской и зарубежной музыке XIX века.

Характерные черты русского народного многоголосия.

Приёмы гармонизации народной песни (решение кадансов, неполные аккорды, переменные обороты, гармоническое варьирование).

 

Тема 17. Функциональная модуляция в тональности II степени

Родства и отдалённые тональности

 

Определение тональностей II степени родства. Посредствующие трезвучия и тональности. Две группы тональностей. Закономерность интервальных соотношений тональностей II степени родства. Непосредственная и постепенная модуляция.

Модуляции на два ключевых знака. Модуляции на три – пять знаков из мажора и минора.

Отдалённые тональности. Постепенная модуляция в отдалённые тональности. Составление модуляционных планов.

 

Тема 18. Мелодико-гармоническая модуляция

 

Мелодико-гармоническая модуляция – модуляция без общего аккорда. Красочность и лёгкость как характерные свойства этой модуляции.

Хроматизм как сопутствующий признак мелодико-гармонической модуляции. Основные условия оформления мелодико-гармонической модуляции: плавность голосоведения и естественность интонационно-мелодического движения.

Основные случаи взаимодействия мелодически-подводящего и модулирующего аккордов: D - D, D - S, S - S, S - D, T - D.

Внезапный характер модуляции. Место в форме. Различие в применении мелодико-гармонической модуляции у классиков и романтиков.

 

Тема 19. Энгармоническая модуляция

 

Общее понятие энгармонизма. Связь энгармонизма с темперированным строем. Энгармоническая модуляция как одно из самых ярких средств тонально-гармонического развития. Особая красочность, обусловленная неожиданной сменой направления разрешения тонов, входящих в диссонирующий аккорд при его энгармоническом переосмысливании.

Виды энгармонической модуляции в зависимости от посредствующего аккорда.

Энгармоническая модуляция через доминантсептаккорд (основной и побочные).

Энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд. Универсальные модуляционные возможности уменьшенного септаккорда.

Образно-смысловое значение энгармонической модуляции. Место энгармонической модуляции в форме.

 

Тема 20. Аккордика объединённых мажоро-минорных и

Миноро-мажорных систем

 

Объединённые системы как один из способов расширения тональности наряду с альтерацией и побочными доминантами. Различные типы объединения звукорядов и аккордов различных ладов.

Одноимённые объединённые системы. Одноимённый мажоро-минор (при сохранении мажора как основы ладовой организации). Характерные аккорды и обороты этой системы (низкие медианты, низкая VII, минорная доминанта). Одноимённый миноро-мажор (при сохранении минора как основы ладовой организации). Характерные аккорды и обороты миноро-мажора (высокие медианты).

Хроматизация тональности как результат объединения одноимённых ладов.

Отклонения и модуляции в условиях объединённых одноименных систем.

Параллельные объединённые системы. Мажоро-минорная система параллельных ладов как результат включения в мажор характерных аккордов параллельного гармонического минора (верхняя медианта - мажорное трезвучие). Миноро-мажорная система параллельных ладов как результат включения в минор характерных аккордов параллельного гармонического мажора (минорное трезвучие VI ступени минора – «Шубертов аккорд»; полууменьшённый IV7 в миноре – «рахманиновская гармония»).

Объединённые системы диатонических ладов (факультативно).

 

Тема 23. Гармония русских композиторов

 

Развитие традиций Глинки и Даргомыжского в гармонии композиторов «Могучей кучки». Расширенная тональность, хроматика, модальная организация. Расширение применения сферы ладотональной неопределённости. Усиление значения фонизма. Индивидуальное фактурное воплощение гармонической вертикали и индивидуальные черты в ладотональной организации.

Черты гармонии Бородина: отход от традиций европейского четырёхголосия с заменой его на унисоны и унисонные двузвучия. Применение секундово – квартовых полиаккордов. Параллелизмы как результат мелодического утолщения. Обновление ладовых форм: пентатоника, Увеличенный лад, ладовая переменность, ладовое колорирование. Органные пункты.

Черты гармонии Мусоргского: подчинение аккордики мелодическому началу, ослабление классических аккордовых функций. Модальная техника письма. Использование смешанных ладовых систем. Применение хроматики во всех её проявлениях. Размывание граней между диатоникой и хроматикой как результат постоянного колорирования ступеней.

Черты гармонии Рахманинова: особенности взаимосвязи мелодии и гармонии, относительная независимость гармониии. Аккордовые структуры – преобладание септаккордов, многотерцовых аккордов. «Рахманиновская» гармония. Хроматическая тональность, своеобразие ладо-функциональной системы.

Особенности гармонии Скрябина.

 

Тема 22. Некоторые черты современной гармонии

 

Общая характеристика современного многоголосия. Склад. Современное многоголосие – сложная система организации многоголосной ткани. Существование, наряду с многоголосием гармонического или полифонического типа, таких его форм, в которых переплетаются черты гармонической и полифонической организации музыкальной ткани.

Полипластовость как характерный признак фактуры современной музыки. Объединение различных типов складов в условиях полипластовости.

Многократная смена одного типа организации музыкальной ткани на другой в условиях полипластовости.

Расслоение музыкальной ткани в условиях гармонической организации: полифункциональность, полиаккордика, политональность, полиладовость.

Многообразие принципов ладовой организации в современной музыке. Взаимодействие старых и новых форм ладовой организации. «Новые» лады. Мелодические основы современной гармонии. Значение мелодии в выявлении лада и гармонии. Усиление фонической стороны гармонии и ослабление функционального аспекта гармонии.

Аккордовые структуры в современной гармонии: многотерцовая вертикаль, усложнение терцовых аккордов побочными тонами, нетерцовая гармония (в том числе тематическая). Множественность и индивидуальность как ладовых так и аккордовых структур.

 

Тема 23. Гармония импрессионистов

 

Особенности импрессионистической гармонии – повышенная колористичность. Истоки: французский фольклор, русская музыка, предренессансная полифония, музыка стран Востока, джаз.

В музыке Дебюсси – преодоление классических принципов формообразования, каденций, мозаичность формы. Избегание нормативных функциональных последований аккордов. Типичность мягко диссонирующих параллельных последований аккордов, нонаккордов. Применение архаических ладовых форм, старинных диатонических ладов. Отказ от главенствующего значения мажора и минора. Полиладовость. Ладовые переходы из одной ладовой микросистемы в другую вместо модуляций.

Гармония Равеля. Стилистические различия с Дебюсси при сходстве музыкально-эстетических позиций. Тембровое утолщение мелодии аккордами.

Гармония импрессионистов как фундамент современной гармонии.

 

 

Тема 24. Гармония Прокофьева

 

Сочетание новаторских черт гармонии Прокофьева с коренными принципами классического формообразования. Усложнение терцовых акордовых структур побочными тонами. Вводнотонные трезвучия, прокофьевская доминанта. Полиаккордовые сочетания.

Органные пункты. Опора на три группы ладов: архаическую диатонику, традиционные мажор и минор, новые лады с повышенными и пониженными ступенями. Однотерцовые тональности и однотерцовая аккордика.

 

Тема 25. Джазовая гармония

 

Джаз – музыка американских негров. Опора на фольклорные традиции в сочетании со всем арсеналом европейских традиций. Ладовая основа: хроматика и диатоника. «Блюзовый» лад. Колорирование III, V,VII ступеней, моделирующее нетемперированную систему строя внутри европейской темперации.

Преобладание диссонантных аккордов - септаккордов и нонаккордов, Особенности расположения аккордов. Расслоение фактуры на верхний колористический и нижний каркасный пласты. Полиаккорды.

Логика аккордовых последований. Типичные формулы. Эллиптические последования аккордов. Блокаккорды. Символические обозначения аккордов в джазе.

 

ЗАЧЁТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

В устном разделе зачёта или экзамена кроме ответа на теоретический вопрос, в соответствии с пройденными темами, содержится игра секвенций, гармонических последовательностей, восьмитактовых модуляций, гармонический анализ небольшого произведения или его фрагмента.

 

Итоговая письменная зачётная (экзаменационная) работа представляет собой гармонизацию мелодии, включающую пройденные гармонические средства или сочинение модуляционной прелюдии на заданную тему.

 

Прохождение курса гармонии предполагает систематическое выполнение практических заданий на гармонизацию мелодий или баса, игру гармонических последовательностей и модуляций.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература

 

1. Бершадская Т.С. Лекции по гармонии. – Л.,1978.

2. Дубовский И., Евсеев С., Способин И. Учебник гармонии. – М., 1984.

3. Привано Н. Хрестоматия по гармонии. Части 1 – 4. – Л., 1967-1973.

4. Скребкова О. Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу. – М.,1962.

5. Тюлин Ю., Привано Н. Учебник гармонии. – М., 1964.

6. Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. – М., 1974.

 

Дополнительная литература

 

1. Берков В. Гармония. Учебник. – М., 1970.

2. Григорьев С. Теоретический курс гармонии. – М. 1981.

3. Дьячкова Л. Гармония в музыке ХХ века. – М.,1994.

4. Мясоедов А. Учебник гармонии. – М., 1980.

5. Слонимская Р.Н. Стилевая гармония. Учебное пособие. – СПб., 2000.

6. Холопов Ю. Гармония. – М., 1988.

7. Хрестоматия по гармоническому анализу. На материале музыки советских композиторов. Сост. З. Глядешкина. – М., 1984.

Н.П.Рязанова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...