Анализ музыкальных произведений
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Предмет анализа музыкальных произведений 2. Общие вопросы музыкальной формы. 3. Строение музыкальной речи. Период. Сложные и свободные построения. 4. Одночастная форма. 5. Простая двухчастная форма. 6. Простая трехчастная форма. 7. Развитая двухчастная форма. 8. Сложная трехчастная форма. 9. Двойные формы. 10. Вариации. 11. Рондо. 12. Сонатная форма. 13. Высшие формы рондо (рондо-сонатная форма). 14. Циклические формы в инструментальной музыке. 15. Смешанные и свободные формы. 16. Вокальные формы (факультативно).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Предмет анализа музыкальных произведений
Музыкальное произведение как объект музыкально-теоретического анализа. Функционирование музыкального произведения во взаимосвязи понятий «историческая эпоха – стиль – жанр – форма». Стиль как совокупность конкретных черт музыкального языка, определяющих принадлежность музыкального произведения к той или иной исторической эпохе, творческому направлению, национальной музыкальной культуре, тому или иному автору. Жанр как вид произведения, определяемый общим характером его содержания, условиями и средствами исполнения. Общая систематизация жанров по исполнительским средствам. Условность и изменчивость жанровых названий. Форма в широком смысле – художественно организованное воплощение содержания, в тесном – строение произведения.
Тема 2. Общие вопросы музыкальной формы
Форма – структура как результат развития, выражающаяся в распределении музыкального материала, в его строении. Форма как процесс развития. Соотношение структуры и процесса развития. Вопросы формы – структуры. Основной принцип членения формы, определяемый рассмотрением членения от целого к частному и соблюдением соподчинённости и подчинённости разделов. Внутренние и внешние признаки членения формы.
Общая систематика музыкальных форм. Вопросы формообразования. Рельефный и фоновый материал. Контраст, его виды. Типы развития тематизма. Функции материала в формообразовании: основная, подготавливающая, завершающая.
Тема 3. Строение музыкальной речи. Период. Сложные и свободные построения
Основные построения музыкальной речи: фраза, предложение, период. Неосновные – сложные и свободные построения. Различная степень развития музыкальной мысли в различных построениях. Внешние структурные признаки построений, зависящие от степени развития: величина построения, состав построения и структура членения. Период как основная форма изложения темы гомофонного произведения. Классификация периодов по разным признакам. Нормальный экспозиционный период. Периоды с особенностями и ненормативные. Сложный период, его основные виды: расширенный за счёт самостоятельного дополнения и двойной, характеризующийся двойной экспозицией тематического материала (с вариантным вторичным проведением или с различием концовок обоих периодов.) Свободные построения.
Тема 4. Одночастная форма
Форма, не расчленяющаяся на явно выраженные самостоятельные разделы и характеризующаяся единым развитием. Простейшая одночастная форма и развитая одночастная форма. Применение.
Тема 5. Простая двухчастная форма
Форма, состоящая из двух простых построений. Расчленённая и слитная двухчастная форма. Две основные разновидности простой двухчастной формы: А+ А1- с переизложением или продолженным развитием во второй части и А+ В - с новым материалом во второй части. Двухчастная форма с включением. Происхождение, применение.
Тема 6. Простая трехчастная форма
Симметричная форма, состоящая из первой части, середины и репризы. Наиболее полная среди простых форм реализация основных функций экспонирования, развития и завершения. Разновидности в зависимости от того, что представляет собой середина: середина в виде продолженного развития, с разработкой, на новом материале, переход. Гармоническое развитие в середине простое или сложное: избегание тоники при сохранении основной тональности, кратковременные отклонения в близкие тональности, новая тональность с начала середины, иногда очень далёкая. Реприза точная или изменённая. Происхождение и применение.
Тема 7. Развитая двухчастная форма
Форма по масштабу и сложности превышающая двухчастную простую. Относительность различия между простой и развитой формой. Структурное и неструктурное (у Баха) развитие. Разновидности: 1) А+ А1 (безрепризная и репризная); 2) А+ В (контрастная). Развитая двухчастная форма в музыке эпохи барокко и у романтиков.
Тема 8. Сложная трёхчастная форма
Основные части сложной трёхчастной формы содержат построения превышающие период. Классификация разновидностей в зависимости от строения середины. Большое разнообразие середин. Составная сложная трёхчастная форма венских классиков – основная разновидность этой формы. Соотношение простых форм в рамках всей формы. Роль контраста между серединой и крайними частями. Средняя часть типа «трио». Средняя часть типа «эпизод». Составная середина в послебетховенское время. Типы реприз. Динамическая реприза. Вступление и кода. Применение сложной трёхчастной формы.
Тема 9. Двойные формы
Развитая двойная двухчастная форма (АВ + А1В1). Простая двойная трёхчастная форма (а + в + а1 + в1 + а2). Сложная двойная трёхчастная форма, её две разновидности АВАВА и АВАСА.
Тема 10. Вариации
Вариации как форма – изложение темы и ряда её вариационных повторений. Вариационность как принцип развития. Тема вариации в одной из простых форм. Разновидности вариаций в зависимости от характера преобразования темы. Строгие вариации с преобладающим значением фактурного преобразования темы. Характеристика темы, неизменность её основных компонентов в вариациях. Приёмы развития мелодии орнаментация, распев, вариантное преобразование. Приёмы развития сопровождения. Строение вариационного цикла. Двойные вариации.
Свободные вариации. Связь их возникновения с романтическим направлением в музыке. Приёмы развития мелодии в свободных вариациях: использование фрагмента темы, «вариация на вариацию», изменение формы в вариации. Жанровые вариации как разновидность свободных. Строение цикла свободных вариаций. Роль контрастов. Остинатные вариации.
Тема 11. Рондо
Форма, основанная на многократном проведении одной темы в чередовании с другими темами. Народно-жанровые песенно-танцевальные истоки. Простые и сложные рондо по типу развития. Старинное рондо французских клавесинистов. Отсутствие контраста между рефреном и эпизодами, многочастность, небольшие размеры частей. Монотематическое старинное рондо. Рондо венских классиков. Усиление контрастности, Использование связок и разработочных приёмов развития. Широкое распространение пятичастного рондо АВАСА и АВАВ1А. Рондо романтиков. Его стилевые черты. Свобода тональных соотношений, возрастание роли эпизодов, придание им жанровых черт. Рондо сюитного типа. Использование принципа рондальности в оперных сценах и балетных дивертисментах.
Тема 12. Сонатная форма
Особая сложность композиции сонатной формы и взаимосвязей тематизма. Возможности воплощения значительного по глубине содержания. Сонатная форма как форма музыкального мышления, наиболее полно раскрывающая диалектику становления идеи. Общее строение полной сонатной формы. Тональные соотношения партий в экспозиции. Главная партия как основная мысль произведения, её строение. Типичность подразделения связующей партии на три фазы – ряда дополнений к главной, собственно модулирующей связующей и предыкта к побочной партии. Включение в побочную партию под конец более активных интонаций, динамизирующих её развитие. Разработка как наиболее напряжённый раздел формы. Тональные планы, типичное строение из нескольких фаз. Принцип тонального подчинения тем в репризе. Другие возможные изменения в репризе.
Сущность сонатности в процессе развития, в динамическом сопряжении музыкального материала. Эволюция сонатной формы.
Тема 13. Высшие формы рондо
Типичная высшая форма рондо из семи частей, в которой первый эпизод (В) при повторении излагается в основной тональности: А + В + А + С или R + А + В1 + А.Сходство со сложной трёхчастной и сонатной формами и, в то же время, отличие от них. Тональные соотношения разделов. Усиление черт сонатности при наличии ряда факторов: достаточно весомом значении эпизода В при типичных для сонаты тональных соотношениях с рефреном – главной партией, наличии тонального закрепления эпизода наподобие заключительной части, подготовки первого эпизода связкой. Усиление черт сонатности при наличии в центральном эпизоде черт разработочности. Применение рондо-сонатной формы.
Тема 14. Циклические формы в инструментальной музыке
Особенность композиционной структуры циклических форм – ряд самостоятельных законченных частей, контрастных по типу, темпу и характеру движения, объединённых единым замыслом. Разнообразие форм циклических композиций. Два основных вида циклов по принципу объединения частей сюита и сонатно-симфонический цикл. Формирование и общая характеристика старинной сюиты. Основные части старинной сюиты – последовательность четырёх танцев: аллеманды, куранты, сарабанды и жиги. Преимущественно полифонический склад. Дополнительные, необязательные пьесы старинной сюиты: гавот, менуэт, буррэ, паспье, лур, ария, вступительная часть – прелюдия. Зарождение в старинной сюите принципов формообразования, получивших развитие в последующих стилях – сложной трёхчастной формы, вариаций, сонатно-сифонического цикла. Новая сюита, общая характеристика. Усиление контрастности. Программная сюита. Дальнейшее развитие сюиты в ХIХ-ХХ веках, синтезирующей черты старинной танцевальной сюиты и черты новой с её программностью, разножанровостью, Влияние сонатно-симфонического цикла масштабностью, элементами драматургии. Сонатно-симфонический цикл. Количество частей. типичные жанры и формы частей цикла. Тональные, интонационно-тематические, образно- смысловые взаимосвязи между частями цикла - основа сквозного развития. Драматургические типы симфонизма. Характеристика основных жанровых разновидностей (концертных и камерно-инструментальных) сонатно-симфонического цикла.
Тема 15. Смешанные и свободные формы
Эстетика романтизма, связь с фольклором – основа возникновения свободных форм. Сущность смешанных форм в объединение тенденций, присущих различным видам форм. Предпосылки к объединению признаков различных форм – стремление к синтезу и универсальности музыкальных форм как у романтиков, так и у мастеров ХХ века. Принцип программности, роль поэтического замысла как в объединении жанровых признаков частей классического инструментального цикла в смешанных формах, так и в образовании индивидуальных, ненормативных композиционных структур. Преломление в музыке жанровых признаков литературной формы, например поэмы, баллады. Композиционные типы, сочетающие единство и непрерывность развития с яркой характерностью дополняющих друг друга частей (контрастно-составные формы). Сближение признаков циклических и одночастных форм. Два основных вида свободных форм: системные и несистемные формы (Тюлин).
Тема 16. Вокальные формы
Отличительная черта вокальной музыки – связь с текстом. Три аспекта соотношения текста и музыки: а) содержание текста и музыка; б) музыкальная и речевая интонация; в) соотношение метра и ритма текста (стиха) и музыки. Основные принципы вокализации поэтического текста. Основные разновидности форм вокальной камерной музыки: куплетная (строфичная), куплетно-вариационная (варьированная строфа), сквозная форма. Виды куплетной формы: без припева и с припевом. Виды сквозной формы: сквозная строфическая и сквозная нестрофическая (контрастная и неконтрастная). Форма эпохи барокко – бар как разновидность простой двухчастной формы в вокальной музыке. Вокальные циклы. Большая роль композиционного и сюжетно-тематического объединения поэтических текстов.
ЗАЧЁТНО – ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Устные вопросы
1. Понятие музыкальной формы. Форма – структура и как процесс развития, их соотношение. 2. Понятие жанра. Систематизация жанров по исполнительским средствам. Взаимоотношение жанра и формы. 3. Основной принцип членения музыкальной формы. Внутренние и внешние признаки членения формы. Общая систематика музыкальных форм. 4. Вопросы формообразования (рельефный и фоновый материал, контраст, основные принципы развития тематизма, функции материала в формообразовании. 5. Основные музыкальные построения, их структурные признаки. 6. Нормальный экспозиционный период. 7. Периоды с особенностями и ненормативные. 8. Сложные периоды. Свободные построения. 9. Одночастная форма. 10. Простая двухчастная форма. 11. Простая трёхчастная форма. 12. Развитая двухчастная форма. 13. Сложная трёхчастная форма. 14. Двойные формы. 15. Вариации, общая характеристика, разновидности, применение вариационной формы. 16. Строгие вариации. 17. Свободные вариации. 18. Рондо, общая характеристика, происхождение, разновидности и применение формы рондо. 19. Старинное рондо. 20. Классическое рондо. 21. Сонатная форма. Общее строение. Разновидности. 22. Строение сонатной экспозиции. Тональные соотношения партий. 23. Разработка сонатной формы (типичные тональные планы, разделы, приёмы развития). 24. Реприза сонатной формы. Особые виды репризы. Кода и вступление к сонатной форме. 25. Рондо-сонатная форма. 26. Циклические формы, общая характеристика, разновидности. 27. Старинная сюита. 28. Новая сюита. 29. Сонатно-симфонический цикл. 30. Смешанные и свободные формы. 31. Вокальные формы.
Необходимым условием зачёта (экзамена) является представление в устной или письменной форме домашних анализов по всем пройденным формам, а также анализы с листа нескольких произведений по усмотрению педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. – М., 1986. 2. Музыкальная форма. Под ред. Ю.Тюлина. – М., 1974. 3. Способин И.В. Музыкальная форма. – М.,1980.
Дополнительная литература
1. Анализ вокальных произведений. – Л.,1988. 2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971. 3. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. –М.,1978. 4. Мазель Л.А., Цуккерман В.А., Анализ музыкальных произведений. –М., 1967. 5. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. – М., 1982. 6. Ручьевская Е.А. Классическая музыкальная форма. – СПб., 1998. 7. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. – М., 1962. 8. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений. – СПб., 1998. 9. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма. – М.,1974. 10. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Общие принципы развития и формообразования. Простые формы. – М., 1980. 11. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Рондо в его историческом развитии. Ч.1. – М., 1988. 12. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Сложные формы. – М., 1983.
Н.П.Рязанова
ПОЛИФОНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Строгий стиль
1. Введение. Полифония и гомофония. Разновидности полифонии. Этапы развития полифонии. 2. Строгий стиль. Основы мелодики строгого письма. Связь мелодии с текстом. 3. Простой контрапункт. Нормы гармонического и интонационного взаимодействия голосов в простом двухголосном контрапункте. 4. Приемы полифонического развития (а): имитация. Разновидности имитаций. Ранние имитационные формы: рота, качча, шас. Роль имитации в жанрах строгого стиля. 5. Приемы полифонического развития (б): сложный контрапункт. Подвижной контрапункт. 6. Каноны, их виды. Подвижной контрапункт в имитации: бесконечный канон и каноническая секвенция. 7. Полифонические формы и жанры строгого письма: мотет, месса, мадригал, шансон, лид.
Свободный стиль
1. Свободный стиль. Исторические границы и стилевые течения, отношение к строгому стилю. Особенности мелодики и многоголосия. 2. Полифонические приемы в свободном стиле. 3. Жанры свободного стиля. Инструментальные формы барокко подготовившие фугу: ричеркар, канцона, фантазия, каприччио. 4. Фуга, общая характеристика, элементы строения. 5. Композиционные типы фуги в творчестве Баха. 6. Сложная фуга. 7. Фугетта, фугато. 8. Фуга в творчестве Хиндемита, Шостаковича. 9. Полифонические вариации. Вариации на остинатный бас. 10. Особенности русского народного многоголосия. 11. Полифония в творчестве русских композиторов XIX века.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение. Полифония и гомофония. Разновидности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|