Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зачетно-экзаменационные требования




 

I. Устные вопросы

 

Строгий стиль

 

1. Музыкальные склады. Характеристика полифонического склада в сравнении с гомофонным.

2. Виды полифонии.

3. Этапы развития полифонии.

4. Строгий стиль, хронологические рамки. Значение строгого стиля.

5. Особенности ладовой организации многоголосия строгого стиля.

6. Интонационные нормы мелодики строгого стиля.

7. Метро -ритмические нормы мелодики строгого стиля. Система длительностей и размеров.

8. Типичные мелодические интонации, роль словесного текста в мелодике строгого стиля.

9. Простой контрапункт, основа координации мелодий в строгом стиле.

10. Классификация контрапунктических интервалов.

11. Употребление несовершенных и совершенных консонансов в контрапункте строгого стиля.

12. Условия применения диссонансов в строгом стиле.

13. Определение имитации и обозначение голосов, участвующих в имитации. Понятия – противосложение, отдел имитации.

14. Простая и каноническая имитации.

15. Параметры, характеризующие место вступления риспосты в имитационном построении.

16. Разновидности имитации в зависимости от точности имитирования.

17. Формообразующая роль имитации.

18. Сложный контрапункт, определение, первоначальное и производное соединения, классификация разновидностей.

19. Вертикально -подвижной контрапункт, определение. Прямые и противоположные перестановки голосов. Двойной и тройной контрапункт - определение.

20. Показатель вертикальных перестановок. Условия сочинения первоначального соединения.

21. Наиболее удобные для сочинения показатели индексов, их характеристика.

22. Горизонтально-подвижной контрапункт, определение. Условия сочинения в горизонтально-подвижном контрапункте. Вдвойне подвижной контрапункт.

23. Виды канонов, их определения. Разряды канонов. Разновидности контрапункта, используемого при написании различных видов канонов.

24. Бесконечный канон. Звено канона. Сложный контрапункт в бесконечном каноне. Формула показателя индекса перестановок в бесконечном каноне 1-го разряда.

25. Каноническая секвенция, определение. Шаг секвенции. Разряды.

26. Техника сочинения канонической секвенции 1-го разряда. Выбор показателя перемещений и интервалов вступления голосов при секундовом и терцовом шаге.

27. Полифонические формы и жанры строгого стиля. Мотет, месса.

28. Полифонические песни и мадригал эпохи Возрождения.

 

Свободный стиль

 

29. Характеристика свободного стиля в сравнении со строгим (хронологические рамки, выразительные возможности, ладовая основа, мелодика, ритмика, контрапунктические нормы).

30. Жанры подготовившие фугу.

31. Фуга, определение. Характеристика элементов фуги. Тема.

32. Преобразование темы фуги в проведениях.

33. Ответ, его типы. Условия тонального ответа.

34. Противосложение. Типы противосложений.

35. Интермедии (определение, интонационные особенности, техника построения, композиционное значение).

36. Стретта.

37. Композиционные типы фуг.

38. Сложные фуги, их разновидности, строение.

39. Фугетта, фугато.

40. Полифонические вариации.

41. Особенности русского народного многоголосия.

42. Полифония в творчестве русских композиторов.

43. Фуга в творчестве Хиндемита.

44. Фуги Шостаковича.

 

II. Письменные задания

 

В строгом стиле сочинить примерно: 5 мелодий в диатонических ладах по 7-9 тактов, используя типовые кадансовые формулы в завершении; 2 мелодии на выдержанном тоне, 2 простых контрапункта, 2 простых имитации, 2 канонических имитации, 2 сложных контрапункта, 2 бесконечных канона, 2 канонические секвенции.

 

В свободном стиле несколько мелодий, контрапункт к данной мелодии, 5 тем фуг с ответами, трехголосную стретту, трёхголосную фугу со стреттой и удержанными противосложениями, с канонической секвенцией в одной из интермедий (или экспозицию и контрэкспозицию двухголосной фуги) по заданному плану.

 

III. Полифонический анализ

 

Несколько произведений строгого стиля: части месс, мотеты, мадригалы, полифонические песни.

Несколько фуг Баха, например: ХТК, том 1 – g-moll, cis-moll, e-moll, c-moll; том 2 – cis-moll, f-moll, g-moll, fis-moll; том 1 – прелюдия A-dur.

Моцарт, Реквием – фуга из 1 части.

Любая фуга Баха, Шостаковича, Хиндемита и др. по собственному выбору (не из вышеуказанного списка).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература

 

1. Биркан Р. Полифония. Учебное пособие для вуза культуры. – Вып.III. – СПб., 1995.

2. Мюллер Т. Полифония. – М., 1989.

3. Рязанова Н. Полифония. Учебное пособие для вуза культуры. – Вып. 1. – СПб., 1994.

4. Скребков С. Учебник полифонии. – М., 1982.

5. Фраёнов В. Учебник полифонии. – М., 1987.

 

Дополнительная литература

 

1. Биркан Р. Полифония. Учебное пособие для вуза культуры. – Вып. II, часть I. – Месса. – СПб., 1998.

2. Биркан Р. Фуга. Методическая разработка по полифонии для самостоятельной работы студентов. – Л., 1987.

3. Должанский А. 24 прелюдии и фуги Д.Шостаковича. – Л., 1963.

4. Протопопов В. История полифонии в её важнейших проявлениях //Русская и советская музыка. – М.,1962.

5. Рязанова Н. Полифония. Учебное пособие для вуза культуры. Вып. II, ч. 2. – Многоголосная песня эпохи Возрождения. – СПб., 1998.

6. Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. – М., 1985.

 

Н.П.Рязанова

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

Для отделения «Дирижёр академического хора»

 

Семестр: 10

Экзамен: 10

 

Пояснительная записка

 

Курс методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин в университете культуры призван помочь студентам в их будущей музыкально-педагогической деятельности. Данный курс предполагает, прежде всего, научить их методике преподавания сольфеджио и музыкальной грамоты (элементарной теории музыки) на школьном этапе обучения.

Изучение музыкально-теоретических предметов не может рассматриваться как самоцель. Теория помогает осознанию музыки как искусства, учит ориентироваться в её выразительных средствах и содействует более полному осознанию учащимися музыкальных явлений.

В музыкальном образовании и воспитании ведущей является роль слуха. Для того чтобы воспринимать, понимать музыку, творчески работать в области музыки необходимо обладать острым и хорошо организованным слухом. Поэтому в курсе методики музыкально-теоретических дисциплин применительно к школьному периоду образования самое большое место уделяется вопросам сольфеджио, так как именно сольфеджио является системой организации и развития слуха.

Современная методы обучения предполагают систематическое развитие творческих способностей учащегося. С раннего возраста именно в классах сольфеджио возможно и нужно планомерно и регулярно включать творческие задания на сочинение, импровизацию. В курсе методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин этот важный аспект музыкального воспитания нашёл отражение.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1. Введение.

2. Музыкальный слухи его типы.

3. Формы работы в курсе сольфеджио и их методическая направленность.

4. Ритмическое воспитание.

5. Слуховой анализ.

6. Развитие музыкальной памяти, музыкальный диктант.

7. Домашние задания по сольфеджио.

8. Методика освоения современной музыки.

9. Хоровое сольфеджио.

10. Особенности методики сольфеджио в начальных и подготовительных группах ДМШ и в самодеятельных коллективах.

11. Творческие задания и подбор по слуху.

12. Наглядные пособия, ручные знаки, музыкальные игры.

13. Методика проверки слуха.

14. Содержание и основные методические принципы в курсе теории музыки.

15. Стиль и нотация

16. Практические задания по темам курса теории музыки.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1. Введение

 

Необходимость изучения музыкально-теоретических дисциплин музыкантом любой специальности для освоения определённого комплекса навыков, теоретических знаний, уровня развития слуха.

Обзор музыкально-теоретического образования в разных странах и различные эпохи.

Задачи сольфеджио - организация музыкального слуха и его развитие, обучение активному использованию слуха в творческой, исполнительской практике. Итог прохождения курса сольфеджио. Задачи сольфеджио и особенности методики в зависимости от специальности учащегося.

 

Тема 2. Музыкальный слух и его типы

 

Относительный и абсолютный слух. Внутренний слух. Активность музыкального слуха. Музыкальный слух и специальность. Музыкально-стилистические основы воспитания слуха. Различные системы сольмизации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...