Теория музыки и анализ форм
⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Для отделения «Хореография»
Семестры: 3-4 Зачёт: 4
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Теория музыки и анализ форм» для отделения «Хореография» весьма специфичен. Во-первых он предназначен для студентов в большинстве своем не имеющим музыкального образования. Во-вторых, он объединяет два предмета: «Элементарную теорию музыки» и «Анализ музыкальных форм», которые учащимися музыкальных специализаций изучаются раздельно. По роду своей профессии студенты-хореографы должны уметь самостоятельно подобрать для своих танцевальных номеров соответствующий музыкальный материал. Подобная работа предполагает умение ориентироваться в выразительных возможностях различных элементов музыки, в форме-структуре музыкального произведения. Методика преподавания курса «Теория музыки и анализ форм» существенно отличается от преподавания музыкально-теоретических дисциплин студентам музыкальных специализаций. Из курса теории музыки отобраны наиболее важные для хореографов темы, и многое изучается в самом общем плане. Все теоретические понятия раскрываются на музыкальных образцах. Музыкальные иллюстрации насколько возможно приближены к специальности. Продолжительность курса два семестра.
ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР
Тема 1. Введение
Музыка как искусство. Взаимодействие музыки с другими видами искусства. Средства музыкальной выразительности.
Тема 2. Звук
Физические свойства звуков и их выразительные значения. Высота звука. Связь характера музыки с высотой звучания мелодии: прозрачность и лёгкость мелодий, звучащих в высоком регистре, ощущение грузности от низких звуков. Музыкальные примеры. Сила звука. Громкость. Выразительные возможности различной силы звука: например, мощная звучность для создания героического образа и наоборот, тихая мягкая звучность для отображения лирических образов. Примеры.
Тембр – окраска звука свойственная как человеческому голосу так и любому музыкальному инструмента. Тембр как фактор выразительности: выразительные возможности струнных, деревянных духовых и медных духовых инструментов. Длительность звука. Знакомство с записью нотными знаками различных длительностей.
Тема 3. Метр и ритм
Метр и ритм – это та сторона музыки, которая находится в прямой зависимости от её временной природы. Аналогия с другими временными искусствами: литературой (поэзией), театром, танцем. Воздействие на музыку равномерных жизненных процессов: дыхания, ходьбы и т.п. Элементы метра – равномерно пульсирующие удары (доли) и акценты. Определение метра как чередования сильных и слабых долей (тяжёлых и лёгких). Две основные разновидности метра - двухдольный и трёхдольный. Связь двухдольного метра с шагом, а трёхдольного с плавностью движения, что создаёт предпосылки музыкальной выразительности. Ритм – чередование звуков одинаковой или различной длительности. Ритм как одно из основных средств выразительности в музыки, связанной с движением различного характера. Роль метра и ритма в выявлении жанровых свойств музыки: дробление первой доли в мазурке, долгий звук на сильной доле, равномерное движение в вальсе, пунктирный ритм, подчёркивание сильных долей в марше, мерный покачивающийся ритм в баркароле и т.д. Определение на слух различных жанров по характерным метро- ритмическим признакам. Такт. Тактовая черта. Понятие размера для определения масштабов такта. Обозначение размера в нотах двум цифрами. Верхняя цифра для обозначения количества долей, а нижняя для обозначения длительности каждой доли, что определяет единицу счёта времени. Виды размеров. Упражнения в счёте долей под музыку и в счёте полудолей (напр.: раз- и, два- и).
Тема 4. Темп. Основные темповые обозначения
Определение темпа как скорости движения в музыке, определяемая частотой пульсации метрических долей. Связь характера музыкального произведения с темпом. Знакомство с наиболее часто встречающиеся терминами, обозначающими медленные, умеренные и быстрые темпы. Определение на слух темпов музыкальных произведений. Метроном. Некоторые дополнительные термины, уточняющие оттенки движения и изменения темпа.
Тема 5. Динамические оттенки
Сила звучания и её изменения – одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Динамические оттенки как обозначение различной силы звучания. Наиболее употребительные обозначения динамических оттенков (полные итальянские обозначения, сокращённые обозначения и их перевод). Обозначения изменения силы звучания. Графические знаки для обозначения усиления и уменьшения силы звука.
Тема 6. Лад и тональность
Общее понятие лада. Взаимные тяготения звуков. Устойчивые и неустойчивые звуки. Тоника. Многообразие ладовых систем. Мажор и минор, их выразительное значение. Пентатоника. Лады с увеличенными секундами. Определение на слух ладовой организации музыкальных произведений. Понятие тональности как высотного положения лада, определяемого звуком тоники. Два момента в названии тональности. Модуляция – общее понятие.
Тема 7. Мелодия
Мелодия как одноголосно выраженная музыкальная мысль. Ведущая роль мелодии среди других средств выразительности музыкального произведения. Мелодия – самая древняя форма музыки. Основные компоненты мелодии: звуковысотная линия, метроритм и ладовая основа. Кульминация. Вокальная и инструментальная мелодия.
Тема 8. Мелизмы
Мелизмы – мелодические опевания, украшения мелодии, приобретшие характер устойчивых оборотов. Форшлаг, мордент, группетто, трель. Графические знаки, обозначающие их. Определение мелизмов в нотах и на слух.
Тема 9. Музыкальные склады
Склад как принцип организации музыкального материала. Монодический склад. Полифонический склад. Гармонический склад. Фактура – конкретный вид музыкальной ткани. Гомофонная фактура.
Тема 10. Инструменты симфонического оркестра
Знакомство с группами и отдельными инструментами оркестра. Определение на слух солирующих инструментов в различных музыкальных образца.
Тема 11. Предмет анализа музыкальных произведений. Общие вопросы музыкальной формы
Гомофонные формы
Музыкальное произведение как объект музыкально-теоретического анализа. Функционирование музыкального произведения во взаимосвязи понятий «историческая эпоха – стиль – жанр – форма». Стиль как совокупность конкретных черт музыкального языка, определяющих принадлежность музыкального произведения к той или иной исторической эпохе, творческому направлению, национальной музыкальной культуре, тому или иному автору. Жанр как вид произведения, определяемый общим характером его содержания, условиями и средствами исполнения. Общая систематизация жанров по исполнительским средствам. Условность и изменчивость жанровых названий. Форма в широком смысле - художественно организованное воплощение содержания, в тесном – строение произведения.
Тема 12. Общие вопросы музыкальной формы
Форма – структура как результат развития, выражающаяся в распределении музыкального материала, в его строении. Форма как процесс развития. Соотношение структуры и процесса развития. Вопросы формы – структуры. Основной принцип членения формы, определяемый рассмотрением членения от целого к частному и соблюдением соподчинённости и подчинённости разделов. Внутренние и внешние признаки членения формы. Общая систематика музыкальных форм. Вопросы формообразования. Рельефный и фоновый материал. Контраст, его виды. Типы развития тематизма. Функции материала в формообразовании: основная, подготавливающая, завершающая.
Тема 13. Строение музыкальной речи. Период. Сложные и свободные построения
Основные построения музыкальной речи: фраза, предложение, период. Сложные и свободные построения. Различная степень развития музыкальной мысли в различных построениях. Внешние структурные признаки построений, зависящие от степени развития: величина построения, состав построения и структура членения.
Период как основная форма изложения темы гомофонного произведения. Классификация периодов по разным признакам. Нормальный экспозиционный период. Периоды с особенностями и ненормативные. Сложный период, его основные виды: расширенный за счёт самостоятельного дополнения и двойной, характеризующийся двойной экспозицией тематического материала (с вариантным вторичным проведением или с различием концовок обоих периодов.) Свободные построения.
Тема 14. Одночастная форма
Форма, не расчленяющаяся на явно выраженные самостоятельные разделы и характеризующаяся единым развитием. Простейшая одночастная форма и развитая одночастная форма. Применение.
Тема 15. Простая двухчастная форма
Форма, состоящая из двух простых построений. Расчленённая и слитная двухчастная форма. Две основные разновидности простой двухчастной формы: А+А1- с переизложением или продолженным развитием во второй части и А+В - с новым материалом во второй части. Двухчастная форма с включением. Происхождение, применение.
Тема 16. Простая трехчастная форма
Симметричная форма, состоящая из первой части, середины и репризы. Наиболее полная среди простых форм реализация основных функций экспонирования, развития и завершения. Разновидности в зависимости от того, что представляет собой середина: середина в виде продолженного развития, с разработкой, на новом материале, переход. Гармоническое развитие в середине простое или сложное: избегание тоники при сохранении основной тональности, кратковременные отклонения в близкие тональности, новая тональность с начала середины, иногда очень далёкая. Реприза точная или изменённая. Происхождение и применение.
Тема 17. Сложная трёхчастная форма
Основные части сложной трёхчастной формы содержат построения превышающие период. Классификация разновидностей в зависимости от строения середины. Большое разнообразие середин. Составная сложная трёхчастная форма венских классиков – основная разновидность этой формы. Соотношение простых форм в рамках всей формы. Роль контраста между серединой и крайними частями. Средняя часть типа «трио». Средняя часть типа «эпизод». Составная середина в послебетховенское время. Типы реприз. Динамическая реприза. Вступление и кода. Применение сложной трёхчастной формы.
ВТОРОЙ СЕМЕСТР
Тема 18. Вариации
Вариации как форма – изложение темы и ряда её вариационных повторений. Вариационность как принцип развития. Тема вариации в одной из простых форм. Разновидности вариаций в зависимости от характера преобразования темы. Строгие вариации с преобладающим значением фактурного преобразования темы. Характеристика темы, неизменность её основных компонентов в вариациях. Приёмы развития мелодии орнаментация, распев, вариантное преобразование. Приёмы развития сопровождения. Строение вариационного цикла. Свободные вариации. Связь их возникновения с романтическим направлением в музыке.Приёмы развития мелодии в свободных вариациях: использование фрагмента темы, «вариация на вариацию», изменение формы в вариации. Жанровые вариации как разновидность свободных. Строение цикла свободных вариаций. Роль контрастов. Остинатные вариации (возможно изучение позднее, в разделе полифонических форм).
Тема 19. Рондо
Форма, основанная на многократном проведении одной темы в чередовании с другими темами. Народно-жанровые песенно-танцевальные истоки. Простые и сложные рондо по типу развития. Старинное рондо французских клавесинистов. Отсутствие контраста между рефреном и эпизодами, многочастность, небольшие размеры частей. Монотематическое старинное рондо. Рондо венских классиков. Усиление контрастности, Использование связок и разработочных приёмов развития. Широкое распространение пятичастного рондо АВАСА и АВАВ1А. Рондо романтиков. Его стилевые черты. Свобода тональных соотношений, возрастание роли эпизодов, придание им жанровых черт. Рондо сюитного типа. Использование принципа рондальности в оперных сценах и балетных дивертисментах.
Тема 20. Сонатная форма
Особая сложность композиции сонатной формы и взаимосвязей тематизма. Возможности воплощения значительного по глубине содержания. Сонатная форма как форма музыкального мышления, наиболее полно раскрывающая диалектику становления идеи. Общее строение полной сонатной формы. Тональные соотношения партий в экспозиции. Главная партия как основная мысль произведения, её строение. Типичность подразделения связующей партии на три фазы - ряда дополнений к главной, собственно модулирующей связующей и предыкта к побочной партии. Включение в побочную партию под конец более активных интонаций, динамизирующих её развитие. Разработка как наиболее напряжённый раздел формы. Тональные планы, типичное строение из нескольких фаз. Принцип тонального подчинения тем в репризе. Другие возможные изменения в репризе. Сущность сонатности в процессе развития, в динамическом сопряжении музыкального материала.
Тема 21. Циклические формы в инструментальной музыке
Особенность композиционной структуры циклических форм – ряд самостоятельных законченных частей, контрастных по типу, темпу и характеру движения, объединённых единым замыслом. Разнообразие форм циклических композиций. Два основных вида циклов по принципу объединения частей сюита и сонатно-симфонический цикл. Сюита. Формирование и общая характеристика старинной сюиты. Основные части старинной сюиты – последовательность четырёх танцев: аллеманды, куранты, сарабанды и жиги. Преимущественно полифонический склад. Более подробно – характеристика сарабанды. Дополнительные, необязательные пьесы старинной сюиты: гавот, менуэт, буррэ, паспье, лур, ария, вступительная часть – прелюдия. Новая сюита, общая характеристика. Усиление контрастности. Программная сюита. Дальнейшее развитие сюиты в ХIХ-ХХ веках, синтезирующей черты старинной танцевальной сюиты и черты новой с её программностью, разножанровостью, Влияние сонатно-симфонического цикла масштабностью, элементами драматургии. Сонатно-симфонический цикл. Количество частей. типичные жанры и формы частей цикла. Тональные, интонационно-тематические, образно-смысловые взаимосвязи между частями цикла – основа сквозного развития. Драматургические типы симфонизма. Характеристика основных жанровых разновидностей (концертных и камерно-инструментальных) сонатно-симфонического цикла.
Полифонические формы
Тема 22. Введение. Полифония и гомофония. Разновидности полифонии. Этапы развития полифонии
Различие многоголосия в гомофонии и полифонии. Определение этих складов по функциям голосов в фактуре. Выразительные возможности полифонии. Свойства полифонической фактуры. Классификация видов полифонии в зависимости от интонационных взаимодействий голосов в фактуре. Неимитационная полифония. Имитация как приём полифонического развития.
Тема 23. Канон
Канон (каноническая имитация) как приём развития и как форма законченного произведения. Разновидности канонов.
Тема 24. Полифонические формы, подготовившие фугу
Ричеркар, характерные черты.
Тема 25. Фуга
Общая характеристика фуги как высшей полифонической формы. Элементы строения фуги. Типичный облик тем, жанровые истоки. Тема как интонационный источник для остальных элементов фуги. Преобразования темы в фуге: регистровые, тональные, ладовые, структурные. Стретта как один из видов преобразования темы. Значение интермедии как элемента строения зрелой фуги. Композиционное значение интермедии как связующей или разделительной. Основные разделы фуги - экспозиция и свободная часть, которая может подразделяться в свою очередь на среднюю и заключительную. Строение экспозиции. Признаки разграничения частей фуги: тональные и структурные (архитектонические).
Тема 26. Полифонические вариации. Вариации на остинатный бас
Полифонические вариации как разновидность как разновидность вариационной формы в которой изменения осуществляются с помощью полифонических средств. Способы полифонического варьирования. Характеристика тематизма остинатных вариаций. Жанровые разновидности басоостинатных вариаций. Пассакалья. Чакона. Особая форма цикличности – слитность цикла.
Тема 27. Дополнение: некоторые другие жанры эпохи барокко
Пастораль. Разновидности: опера, пантомима, балет, вокальная или инструментальная пьеса пасторального характера, рисующая картины природы или сцены сельской жизни, повествующая о галантной пастушеской жизни. Характерные черты инструментальной пасторали – плавное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки в басу (бурдон), ритм сицилианы, размер 6/8, 12/8. Пастораль в творчестве французских клавесинистов. Пастораль в Х1Х веке (Бетховен, Берлиоз, Чайковский).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Красинская Л. Уткин В. Элементарная теория музыки. – М., 1983. 2. Музыкальная форма. /Под ред. Ю. Тюлина. – М., 1974. 3. Способин И.В. Музыкальная форма. – М.,1980. 4. Фраёнов В. Учебник полифонии. – М., 1987.
Дополнительная литература
1. Мазель Л.А., Цуккерман В.А., Анализ музыкальных произведений. – М., 1967. 2. Скребков В. Учебник полифонии. – М., 1982. 3. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М.,1968.
[1] Контрольная работа предполагает реферативный обзор материала первой части курса – всех пройденных его тем, контурно очерченных в разделе «Основное содержание курса». [2] Асафьев Б. М.И.Глинка. – М.,1978. – С.129. [3] Асафьев Б. М.И.Глинка. – М.,1978. – С.129.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|