Розыскная работа как задача ОРД.
Розыскная работа является логическим продолжением оперативно-розыскной деятельности по предупреждению и раскрытию преступлений. При этом имеется в виду, что розыскная работа охватывает как розыск преступников, т.е. конкретных обвиняемых, подсудимых и лиц, сбежавших из мест лишения свободы, так и розыск, имеющий своей целью обнаружение лиц, без вести пропавших. Необходимость розыска лиц, без вести пропавших, и включение его сферу оперативно-розыскной деятельности вызывается тем, что причины безвестного отсутствия нередко связаны с преступлениями. Поэтому проверка обстоятельств исчезновения людей требует проведения разведывательно-поисковых мероприятий. Розыскная работа тесно связана с окончательным и полным раскрытием преступлений, обеспечением неотвратимости ответственности за содеянное. Преступники, скрывшиеся от правосудия, как правило, находятся на нелегальном положении, вокруг них формируются лица, подготавливающие и совершающие преступления. Зачастую именно они становятся организаторами преступных групп, действующих скрытно. Наличие лиц, находящихся в розыске, существенно определяет оперативную обстановку. Многообразие ситуаций, с которыми приходится сталкиваться оперативным аппаратам в раскрытии преступлений, в свою очередь определяет соответствующее тактическое построение оперативно-розыскных мер. Решая задачу обнаружения преступлений, оперативные подразделения проводят комплекс разведывательно-поисковых мер по установлению прежде всего таких преступных фактов, о которых правоохранительным органам неизвестно. Причины такой латентности могут быть самые различные — это нежелание сообщить в органы милиции в силу ложного стыда, например при изнасиловании, или в случаях кражи, вымогательства, когда жертва сама боится быть разоблаченной за совершенные ею же преступления.
Характерны в этом отношении оперативно-розыскные меры по обнаружению преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности. Длящаяся маскируемая преступная деятельность обусловлена рядом социально-экономических причин: коррупция, протекционизм и т.п., а также предпринимаемые меры со стороны лиц, подготавливающих и совершающих преступления, что существенно затрудняет действия оперативных служб. Отличительным признаком для преступлений, совершаемых в условиях неочевидности, являются: растущая вооруженность преступников, формирование устойчивых преступных групп, техническая оснащенность и использование в целях маскировки преступных действий самых совершенных научных достижений, применение контрразведывательных мер по отношению к правоохранительным органам, тщательная подготовка к совершаемым преступлениям, коррумпированность чиновников, предательство отдельных сотрудников правоохранительных органов. Наличие незарегистрированных (латентных) преступлений означает практическую безнаказанность лиц, совершающих преступления, что позволяет таким лицам вербовать в свою среду новых участников преступлений из числа несовершеннолетних, молодежи и т.п., а в целом — осложняет оперативную обстановку, затрудняет ее оценку. Обнаружение таких преступлений, как правило, невозможно без использования конфиденциальных сотрудников, других оперативно-розыскных возможностей, включая оперативно-техническое проникновение в преступную среду. Близкой к рассматриваемой задаче следует отнести и такую, как установление способов подготавливаемых или совершаемых преступлений. По способу совершения преступления можно судить о степени опасности лиц, их подготавливающих или совершающих, о том, участвует в нем одно лицо или группа. Повторение или совпадение способов совершения преступлений, выявленных оперативными аппаратами, обеспечивает не только установление тенденций в преступности, но и раскрытие отдельных преступлений.
Особенно важно выявить новые, ранее неизвестные способы, чтобы своевременно разработать тактические приемы их предупреждения и раскрытия. Таким образом, решение указанной задачи имеет важное значение и для организации борьбы с преступностью и выборе тактического приема их раскрытия. Решение задачи обеспечения успешного процессуального доказывания достигается посредством установления источников информации об обстоятельствах расследуемого преступления: установления свидетелей, обнаружения орудий преступления, определения наиболее целесообразного времени производства следственных действий, фиксации информации, могущей иметь доказательственное значение, и т.п. Обеспечение возмещения нанесенного ущерба задача, стоящая перед оперативными аппаратами во всех случаях, когда имеет место преступное завладение имуществом. Необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий в решении этой задачи возникает в связи тем, что преступники, предвидя разоблачение, стремятся спрятать нажитое преступным путем, дабы воспользоваться им после отбытия наказания. В чем же значение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью? Имеется возможность выявлять в результате ее осуществления латентные преступления, которые в ином случае могли остаться неизвестным а также выявлять условия, способствующие совершению преступления принимать меры к их устранению. Имеется возможность с помощью оперативно-розыскных мер своевременно выявлять лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, принять к ним соответствующие меры в целях склонения их к отказу от совершения преступлений. Имеется возможность обнаружить скрывшихся преступников и разыскать лиц, пропавших без вести, когда гласными мерами сделать это невозможно. В новой редакции закона «Об оперативно-розыскной деятельности перечень ее задач расширен. В их число вошло обеспечение военной, экологической, экономической безопасности государства. В отдельных комментариях указанной задачи встречается точка зрения о том, что она не входит в компетенцию органов внутренних дел.
В связи с этим в качестве одной из важнейших задач, не обозначенной в законе, но имеющей огромное значение в силу наличия значительного числа субъектов оперативно-розыскной деятельности, выступает задача правильной организации взаимодействия между субъектами оперативно-розыскной деятельности в России. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется, как известно, различными государственными органами, каждый из которых действует в рамках установленной законом процедуры и своей компетенции самостоятельно. В совокупности они образуют комплекс, нацеленный на сокращение преступности. Наличие осознанных общих целей или совпадающих интересов имеет решающее значение для совместных действий людей. Следует иметь в виду, что, объединившись в силу каких-то своих интересов, имея в связи с этим, намерения решать именно свою определенную проблему, люди вынуждены для этого решать уже общую задачу — добиваться чего-то такого, что непосредственно в их личные или ведомственные интересы не входит. Именно в этом заключается одна из важнейших особенностей социальных структур: созданные с одной целью, они вынуждены решать и некоторые новые задачи, присущие в целом определенной системе. Исходя из этого, возможности системы шире, чем простая сумма возможностей составляющих ее элементов – структурных органов. Таким образом, ядром успешного функционирования различных учреждений по достижению ими общей цели является взаимодействие, которое предстает в данном случае в качестве одной из форм управления как направленного воздействия, осуществляемого для достижения конкретной цели. В настоящее время, ни практика, ни теория не располагают сложившейся системой форм взаимодействия. Вместе с тем можно выделить три основные формы взаимодействия: согласованная или совместная деятельность, инициативная деятельность; сотрудничество.
Продолжающееся обострение криминогенной обстановки, рост преступлений экстремистского характера, проявлений организованной преступности, появление новых, не прогнозируемых проблем в сфере правоохранительной деятельности, ведут к расширению круга задач, по сравнению стоявшими ранее, которые призваны решать правоохранительные органы. Одним из наиболее эффективных направлений по профилактике и раскрытию преступлений, защиты государственности в России является комплексное использование сил, средств и методов всех субъектов оперативно-розыскной деятельности в России, что обусловлено рядом причин, к главным из которых должно отнести следующие: – перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельности стоят единые задачи в области борьбы с преступностью; – в процессе выполнения своих специфических функциональных обязанностей подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельности могут добывать (и добывают) оперативную информацию, значимую для правоохранной деятельности других субъектов оперативно-розыскной деятельности – источники оперативной информации могут находиться в среде, несвойственной, например, для подразделений криминальной милиции, и наоборот наряду с оперативными источниками органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют различные информационные возможности и уровни допуска к информации, представляющей оперативный интерес для целей борьбы с преступностью; – каждый субъект оперативно-розыскной деятельности, особенно из числа органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельности, имеет различные возможности в техническом и агентурное проникновении в преступную среду; – оперативные сотрудники государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, различаются между собой по степени их компетенции в решении задач борьбы с преступностью, профессиональной подготовленности и целеустремленности в решении стоящих перед ними задач. Принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и предоставление права осуществлять ее ряду оперативных подразделений различной ведомственной принадлежности, а также единство задач оперативно-розыскной деятельности, стоящих перед ними, актуализирует для подразделений криминальной милиции (КМ) вопросы организации внешнего взаимодействия между этими субъектами. Вместе с тем следует отметить, что несмотря на несомненную теоретическую и практическую значимость этого вопроса, комплексных исследований проблем, посвященных организации и тактике взаимодействия не проводилось, что во многом явилось причиной дублирования и отсутствия координации в действиях правоохранительных органов.
Разрозненные усилия в борьбе с преступностью никогда не приводили к положительным результатам. Только комплексное использование всех сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности всех государственных органов способно повлиять на ход этой многогранной работы. Одновременно следует отметить, что взаимодействие подразделений криминальной милиции с другими субъектами оперативно-розыскной деятельности предусматривает в качестве конечной цели их совместной деятельности недопущение преступлений посредством осуществления оперативно-профилактических и оперативно-розыскных мероприятий на стадии их замысла и, как правило, приготовления. При этом органы, участвующие в процессе взаимодействия, осуществляют только те функции и решают те задачи, какие определены им правовыми актами, т.е. выполняют частные задачи. Но решение их необходимо для успешной борьбы с преступностью в России в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|