Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательное обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.




До 1992 года правовые нормы, регламентировавшие вопросы обеспечения прав человека и гражданина в ходе деятельности по раскрытию и расследованию преступлений носили в основном уголовно-процессуальный характер. Оперативно-розыскная деятельность, являясь закрытой, фактически оставалась вне поля зрения законодателя и исследователей. Немногочисленные исследования, имевшие место, посвящались, как правило, правовому положению привлеченных или привлекаемых к уголовной ответственности лиц.

Впервые о защите прав человека, как обязанности субъектов оперативно-розыскной деятельности было сказано в принятом в 1992 г. законе "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации". Одним из наиболее важных достижений данного закона стала возможность обжалования в суд действий лиц, производящих оперативно-розыскные мероприятия, в случае нарушения последними прав и свобод граждан, в отношении которых эти мероприятия проводились.

В то же время закон "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" содержал целый ряд проблемных вопросов, которые не нашли в нем должного отражения. Это, в первую очередь касалось вопроса реализации тех прав и свобод, которые не нашли отражения в законе. Его декларативный характер, неконкретность отдельных положений, некоторые отступления от требований Конституции Российской Федерации во многом предопределили его судьбу. В 1995 г. закон "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" был отменен в связи с принятием федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

Новый нормативный акт во многом избежал недостатков своего предшественника. В частности, законодатель уделил большое внимание проблеме соблюдения прав человека и гражданина в контексте осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Положительные стороны нового закона становятся более заметными, если рассматривать его положения в контексте с ныне действующим законодательством Российской Федерации. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу в 1997 г., содержит целую главу, предусматривающую ответственность за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Известно, что оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться в соответствии с определенными принципами, предполагающими ее эффективность. По справедливому утверждению К.В.Суркова основные принципы оперативно-розыскной деятельности, выражающие ее сущность и социальное назначение, должны определяться с учетом конституционных прав, свобод и законных интересов граждан[1]. Поэтому не случайно одним из принципов оперативно-розыскной деятельности законодателем назван принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (ст. 3 Закона "об ОРД"). Вводя этот принцип, законодатель, во-первых, устанавливает гарантии проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые неизбежно в той или иной степени связаны с вторжением в частную жизнь объектов оперативно-розыскной деятельности, с тем, чтобы исключить случаи осуществления этих действий произвольно, то есть как с нарушением условий установленных законом, так и вообще вне его рамок.

К их числу относятся судебно санкционируемые мероприятия, которые в процессе своего проведения ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища и в связи с этим требуют принятия судебного решения. Допустимым условием проведения этих мероприятий является наличие информации о признаках подготавливаемого, совершаемого и совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; подготавливающих, совершающих или совершивших противоправные деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 закона "Об ОРД").

Во-вторых, законодателем введен механизм защиты граждан от произвольного вмешательства органов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в личную и семейную жизнь граждан, произвольных посягательств на неприкосновенность их жилища, тайну их корреспонденции, честь и репутацию. В частности, не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных федеральным законом "Об ОРД", а его нарушение при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влечет ответственность по законодательству Российской Федерации.

Уважение прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель оперативно-розыскной деятельности согласно ст. 1 закона - защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина. При этом должны признаваться и неотъемлемые права людей, преступивших закон и ставших в связи с этим объектом оперативно-розыскной деятельности, где соблюдение прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан (ст. ст. 8, 9 закона), а с другой - регламентацию порядка восстановления нарушенных прав (ст. 5 закона). Таким образом, рассматриваемый принцип материализуется в ряде статей Закона об ОРД.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности в первую очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами оперативно-розыскной деятельности. В отношении таких лиц недопустимо никакое ограничение их конституционных прав и свобод. В то же время Конституционный Суд в п.7 своего определения от 14 июля 1998 г. указывает на допустимость распространения оперативно-розыскных мероприятий на вступающих в контакты с лицом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия, поскольку задача оперативно-розыскных мероприятий состоит в установлении связей проверяемого лица[2].

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод, как уже было отмечено, распространяется и на лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами оперативно-розыскной деятельности. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, определяющей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, Закон об ОРД допускает возможность ограничения некоторых конституционных прав таких лиц: право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; на неприкосновенность жилища (ч. 1 ст. 6). Эти ограничения могут применяться только на основании судебного решения при соблюдении условий, перечисленных в ст.ст. 8, 9 Закона об ОРД.

Вместе с тем следует иметь в виду, что ряд прав и свобод человека и гражданина на основании Конституции Российской Федерации носят неотъемлемый характер, то есть не могут ограничиваться ни при каких условиях. К ним, в частности, относятся право на достоинство личности (ст. 21 Конституции), на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти (ст. 53 Конституции), право частной собственности (ст. 35 Конституции) и некоторые другие.

Более детальное закрепление принцип уважения и соблюдения прав человека и гражданина получил в ст. 5 Закона об ОРД. В ч. 1 данной статьи закрепляется обязанность должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обеспечивать соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Эта норма была дополнительно включена в рассматриваемую статью федеральным законом от 5 января 1999 г.[3] и она расширила перечень обязанностей субъектов оперативно-розыскной деятельности, закрепленные в ст. 14 Закона об ОРД.

При решении задач оперативно-розыскной деятельности, органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Право государства на вмешательство в личную жизнь граждан на основе закона и в целях борьбы с преступностью соответствует требованиям ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.).

Под обеспечением соблюдения конституционных прав граждан следует понимать четкое и неукоснительное следование нормам Закона об ОРД, а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение условий и использование средств, исключающих необоснованное ограничение этих прав.

Право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну закреплено в ч.1 ст.23 Конституции РФ и конкретизировано в ч.1 ст.24, предусматривающей запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его на это согласия.

Право органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на сбор сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, прямо не закреплено в нормах Закона об ОРД, однако оно логически вытекает из содержания ч. 8 ст.5, где устанавливается запрет лишь на разглашение таких сведений. В свою очередь запрет на разглашение сведений не может не предполагать разрешения на их сбор.

Понятие "частная жизнь" является новым для российского законодательства, и его содержание пока нормативно не закреплено. В комментариях и Конституции РФ в это понятие включается сфера личных, интимных, семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с выполнением официальных, служебных обязанностей. Составными элементами частной жизни выступают неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. К личным и семейным тайнам относятся сведения о размере вкладов, о состоянии здоровья, деловых, дружеских и иных связях лица, пристрастиях, пороках, скрытых физических недостатках и другие сведения, которые человек не желает предавать огласке[4].

Вместе с тем в определении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998г. указано, что преступное деяние не относится к сфере частной жизни лица, сведения о которой не допускается собирать, хранить, использовать и распространять без его согласия, а потому проведение оперативно-розыскных мероприятий для решения задач оперативно-розыскной деятельности не может рассматриваться как нарушение конституционных прав, предусмотренных ст. 24 Конституции РФ.[5]

Право на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ. Под неприкосновенностью понимается запрещение проникать в жилые помещения, если на это нет ясно выраженного согласия проживающих в нем лиц. Правом на неприкосновенность обладают лица, в собственности которых жилье находится или пользующиеся им на законном основании, то есть имеющие соответствующие правоустанавливающие документы (договор аренды, ордер, свидетельство о праве собственности и т.п.). Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения.

Сотрудники оперативных аппаратов органов внутренних дел в соответствии со ст. 11 закона РСФСР "О милиции" вправе беспрепятственно входить в жилье и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при наличии данных полагать, что там совершено или совершается преступление.

Под правом на тайну корреспонденции следует понимать закрепленное в ч. 2 ст. 23 Конституции РФ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Это право ограничивается при проведении трех из числа закрепленных в ст. 8 Закона об ОРД оперативно-розыскных мероприятий: контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивания телефонных переговоров и снятия информации с технических каналов связи. Проведение этих мероприятий осуществляется только на основании судебного решения.

В ч. 2 ст. 5 Закона об ОРД сформулирован запрет на осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и задач, не предусмотренных данным законом. Этот запрет конкретизируется в ч. 7 названной статьи, где указана недопустимость проведения оперативно-розыскных мероприятий в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений, негласного участия в работе органов государственной власти и деятельности не запрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.

Из смысла рассматриваемой нормы вытекает недопустимость проведения оперативно-розыскных мероприятий для сбора компрометирующей информации на лиц, обратившихся с заявлением о совершенных в их отношении правонарушениях, обжалующих неправомерные действия должностных лиц, выступающих с публичной критикой в адрес правоохранительных органов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...