Права и свободы человека и гражданина в России.
Проблемы прав и свобод человека и гражданина были, остаются и в обозримой перспективе останутся исключительно актуальными и социально значимыми во всех своих многоплановых проявлениях, поскольку они служат важнейшим средством осуществления цивилизованной жизнедеятельности людей, удовлетворения их принципиально важных интересов и потребностей. Современная концепция прав человека исходит из необходимости их законодательного закрепления и последовательного обеспечения государством возможности их использования каждым человеком. Более того, права человека, степень их защищенности и гарантированности рассматриваются как важнейший критерий состояния законности в той или иной стране, Россия в этом плане не является исключением. Права человека не только обеспечивают автономию личности, но и ограничивают власть государства. Главный смысл создания конституций в свое время усматривался в охране прав человека, прежде всего от произвола государства - от возможных посягательств власти на жизнь человека, его свободу, собственность. Сегодня в мире видятся демократическими лишь те страны, где права и свободы закреплены законом согласно общепризнанным международно-правовым стандартам (положениям Декларации прав человека 1948 г., пактам о правах человека 1966 г. и др.), поддерживаются властью, где ценность человека в складывающихся общественных отношениях реально приоритетна. При тесном единстве, глубокой взаимосвязи понятий «права человека» и «права гражданина» они не являются идентичными. Права человека предстают как естественно возникающие, неотъемлемые, по идее не нарушаемые, существующие вне прямой зависимости от внутригосударственного юридического оформления. Права гражданина (в идеале - воплощая и развивая права человека) устанавливаются тем или иным государством для своих граждан.
В принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина провозглашены в числе основ конституционного строя. Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем отношения личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. И государство, утвердившееся на основе права и демократии, может наиболее эффективно обеспечить права и свободы граждан. Российское государство, зафиксировав права человека и гражданина в Конституции, обязуется через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту. Содержание главы 2 Конституции Российской Федерации соответствует общепризнанному в международном праве перечню прав и свобод. К основным из них относятся: 1. Равенство всех перед законом и судом; гарантирование государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст.19).
2. Право на жизнь; смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей (ст.20). 3. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ст.21). 4. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст.22). 5. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ст.23). 6. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются; органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст.24.). 7. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст.25). 8. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина; в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55).
В совокупности вышеназванные и другие нормы, содержащиеся в главе 2 Конституции Российской Федерации, составляют систему гражданских (личных), политических, социальных, экономических, культурных, экологических прав. Права и свободы человека связаны с определенными видами обязанностей: не посягать на права и свободы других лиц, уважать конституционный демократический строй своей страны, общественную мораль. Целостность системы прав человека и гражданина обусловлена единством принципов равноправия и социальной справедливости. Первый означает прежде всего равенство в обладании всем объемом исходных прав человека, закрепленных в законе, перед которым все равны. Во многих статьях Конституции используется определение «каждый». Это значит, что данные статьи учитывают также права граждан других государств и лиц без гражданства. Вместе с тем отдельные права и обязанности, зафиксированные в статьях Конституции, касаются только граждан России (избирательное право, обязанности военной службы). Результатом последовательной деятельности по формированию и совершенствованию гарантий прав человека и гражданина стало принятие Государственной Думой Федерального Конституционного закона Российской Федерации «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (№ 1-фкз от 26 февраля 1997 г.). Принятый закон юридически закрепил сложившийся механизм защиты прав граждан в нашей стране. В качестве доказательств действенности этих документов можно привести представление ежегодного, начиная с 1993 г., доклада комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации».
Международным признанием проделанной работы по обеспечению конституционных прав и свобод граждан стало принятие России в феврале 1996 г. в Совет Европы. Вместе с тем нельзя не отметить, что процесс утверждения прав и свобод человека и гражданина в нашем государстве происходит сложно и противоречиво. В результате реализация идеи создания механизма гарантий прав человека и гражданина в России затянулась на целое десятилетие. Процессы развития и реализации прав и свобод личности постоянно с той или иной интенсивностью сопровождаются разнообразными препятствиями. Среди таковых особо выделяются посягательства со стороны самого государства (произвол должностных лиц и т.д.), вплоть до откровенно грубых и массовых попраний прав и свобод (репрессии при тоталитарных режимах и т.д.). Перед любым государством, пусть даже безукоризненно по форме приверженным идеалам свободы и демократии, неизбежно стоят задачи создания благоприятной социальной среды, а также эффективных юридических механизмов обеспечения реализации, защиты прав и свобод личности от преступлений и иных посягательств. Решение подобного рода задач в немалой степени связано с деятельностью правоохранительных органов. Основная социальная функция правоохранительной деятельности состоит в обеспечении и поддержании устойчивого функционирования и развития общества как единого целого. Осуществляется эта функция путем поддержания и защиты определенных общественных отношений, существующих в данном социальном обществе. В выполнении этой функции состоит социальная необходимость и значимость данного вида деятельности. Она же определяет и то общее, что присуще правоохранительной деятельности как любому виду социальной деятельности и любому виду социального управления. А поскольку оперативно-розыскная деятельность относится к одному из видов правоохранительной деятельности, то вышесказанное распространяется и на нее. Особенность этого вида деятельности состоит в том, что она осуществляется с использованием специфических сил, средств и методов установления и поддержания в обществе правопорядка и законности, то есть порядка, основанного на правовом законе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|