Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения оперативно-розыскного закона.




Нужно иметь в виду, что это собирательный термин. Под таким законом понимают комплексный нормативный правовой акт России высшей юридической силы, предназначенный регулировать общественные отношения преимущественно в области ОРД, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с ОРД.

Различают оперативно-розыскной закон: действующий (на конкретный период времени) и отмененный; содержащий основной нормативно-правовой массив (в настоящее время это Федеральный закон об ОРД) и Федеральный закон (его раздел, статья), которым в действующий оперативно-розыскной закон вносят изменения и (или) дополнения.

Первым в современной истории России был Закон РФ от 12 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Его сменил и в настоящее время действует Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Федеральный закон об ОРД принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 5 июля 1995 г., подписан Президентом РФ 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ и вступил в силу со дня официального опубликования в «Российской газете» 18 августа 1995 г.

Федеральный закон об ОРД урегулировал принципиальное решение многих вопросов организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности. Этот нормативный правовой акт во многом воспроизвел концептуальные идеи Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Вместе с тем в нем предусмотрено значительное число новых норм, принципиально отличающих его в лучшую сторону от своего «предшественника». Не ставя перед собой цель их полного перечисления и подробного рассмотрения, отметим (без учета приоритетности) лишь некоторые из таких положений.

В Законе расширен перечень оперативно-розыскных мероприятий: в него включены проверочная закупка, оперативное внедрение, контролируемая поставка и оперативный эксперимент. Более того, Законом в определенной степени регламентированы отдельные аспекты проведения этих, а также некоторых других мероприятий (ст. 8). В из­вестной степени уточнены и дополнены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 7).

Законодатель сделал значительный шаг вперед, предусмотрев возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления не только следственных, но и судебных действий (ч.1 ст.11), а также для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению преступлений, розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, и граждан, пропавших без вести (в ранее действовавшем Законе такие направления использования результатов ОРД не предусматривались). Определенным «новшеством» стало положение Закона, согласно которому результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело (ч.2 ст.11).

Обращает на себя внимание тот факт, что через Закон красной нитью проходит идея о защите сведений об используемых (использованных) при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, методах и т.д. Данному вопросу специально-посвящена отдельная норма рассматриваемого Закона.

Федеральный закон об ОРД состоит из преамбулы и шести глав, включающих 23 статьи. Данный закон определяет содержание ОРД, осуществляемой на территории России, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ. Одна из важнейших ролей Федеральный закон об ОРД состоит в том, что он выступает в качестве ядра оперативно-розыскного законодательства; все его нормы включены в различные институты оперативно-розыскного права.

В Федеральном законе об ОРД предусмотрены специальные «перечни», т.е. перечисления определенных правил по порядку, а также списки с таким перечислением.

Так, перечень ОРМ, приведенный в ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД, может быть изменен или дополнен только Федеральным законом (в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ об ОРД).

Во-первых, любые изменения перечня ОРМ законны в случае внесения таковых в Федеральный закон об ОРД, но не в какой-либо другой Федеральный закон. Например, Федеральным законом от 5 января 1999 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» этот перечень был изменен путем уточнения названия одного из ОРМ («опрос граждан» переименован в «опрос»).

Во-вторых, должно быть исключено расширительное толкование содержания перечня ОРМ путем фиксации новых мероприятий, например в ведомственных нормативных актах. Так, осуществление оперативно-розыскными органами (ОРО) психофизиологического обследования (применение полиграфа) не может признаваться самостоятельным ОРМ до его включения в перечень ч. 1 ст. 13 ФЗ об ОРД.

Перечень органов, осуществляющих ОРД, согласно предписаниям ч. 3 ст. 13 «Органы, осуществляющие ОРД» Федерального закона об ОРД может изменяться или дополняться только Федеральным законом. В отличие от перечня ОРМ данный перечень согласно воле законодателя может быть изменен или дополнен не только Федеральный закон об ОРД, но любым Федеральным законом.

Рассмотрим действие оперативно-розыскного закона во времени. Основное правило действия оперативно-розыскного закона во времени следующее: характер и содержание проводимых в РФ ОРМ определяются нормами оперативно-розыскного закона, действующими во время совершения конкретных ОРМ и принятия соответствующих решений субъектами ОРД.

Существуют общие положения действия оперативно-розыскного закона в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД общим условием проведения ОРМ выступает возможность их осуществления на территории России, если иное не предусмотрено ФЗ. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия ФЗ об ОРД в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Нормы ФЗ об ОРД полностью применяются на всей территории РФ, которая согласно Конституции включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В соответствии со ст. 1 и 5 Закона о Государственной границе территорией России являются находящиеся в пределах ее государственных границ суша, воды, недра и воздушное пространство. Согласно ФЗ от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внутренние морские воды являются составной частью территории России, а на территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распростра­няется суверенитет России с признанием права мирного прохода ино­странных судов через территориальное море.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства РФ, признаются совершенными на территории РФ. Следовательно, для реализации целей ОРД нормы ФЗ об ОРД применяются в указан­ных средах.

Территорией РФ также считаются гражданские суда в открытом море и гражданские самолеты (летательные аппараты) под флагом или с опознавательным знаком РФ, не находящиеся на территории другого суверенного государства или же не пролетающие над этой территорией. Военные корабли, плавающие под российским флагом, а также военные летательные аппараты (воздушные судна) являются территорией РФ вне зависимости от того, где они находятся.

Исключения из действия оперативно-розыскного закона в пространстве. Согласно воле законодателя такие исключения допустимы, что должно быть предусмотрено Федеральным законом (ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Первое исключение. В ст. 12 УК содержится предписание о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов России. Создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевает вероятность осуществления ОРД за рубежом. Например, военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пре­делами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по уголовному законодательству РФ (см. ч. 2 ст. 12 УК), однако выявить, допустим, военнослужащего, который готовится совершить государственную измену, без осуществления соответствующих ОРМ крайне затруднительно.

Второе исключение допустимо исходя из предписаний Закона о международных договорах. Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена возможность осуществления ОРМ за пределами РФ. Например, Советом министров внутренних дел государств - участников СНГ 18 декабря 1998 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД (имеется в виду сопровождение оперативной разведки, оперативно-поисковых мероприятий, наружного наблюдения). В Соглашении отмечено, что в соответствии с государственным суверенитетом осуществление специального сопровождения оперативной разведкой на территории другого государства не допускается. Сотрудничество осу­ществляется путем выполнения ОРО страны, на территории которой находится или направляется объект наблюдения, письменных запросов страны-инициатора об осуществлении специального сопро­вождения ОРД. В случае срочной необходимости при следовании объекта наблюдения на территорию другого государства руководители подразделений оперативной разведки могут устанавливать непосредственные контакты с целью подготовки к решению поставленной задачи до поступления запроса.

Третье исключение. С учетом того, что в исключительных случаях уголовная юрисдикция РФ осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, ОРД возможна для обеспечения производства расследования преступления на борту иностранного судна во время его прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на территорию РФ; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ, и др.

Четвертое исключение. ФЗ об ОРД применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа РФ. Исключительная экономическая зона РФ - это морской район, находящийся за пределами территориального моря России и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами России и нормами международного права. Внешняя граница данной зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами России. Возведенные и строящиеся для поиска и разведки естественных богатств (полезных ископаемых) континентального шельфа РФ промышленные и иные установки и сооружения находятся под юрисдикцией РФ. В соответствии с ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива России, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам России. Возникающие в связи с исследованиями, разведкой, разработкой и охраной естественных богатств на континентальном шельфе РФ правоотношения регулируются согласно ст. 71 Конституции федеральным законодательством.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...