Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы оперативно-розыскной деятельности.




Под принципами какой-либо деятельности понимаются основополагающие руководящие начала, на которых она строится и формируется виде определенных правил. Применительно к оперативно-розыскной деятельности — это важнейшие правила по организации и ведению борьбы с преступностью преимущественно негласными средствами и методам

Закон об ОРД (ст. 3) определяет следующие основополагающие принципы оперативно-розыскной деятельности: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств.

Первым двум из них законодатель дал определение конституционных прав, основанных на конституционных нормах. Они традиционно относятся общеправовым принципам, характерным для всех отраслей права. Их закрепление в рассматриваемом Законе обусловлено рядом обстоятельств, к главным из которых можно отнести: специфичность правовых основ ОРД, недавнего времени регламентировавшейся только закрытыми подзаконными и ведомственными нормативными актами, и собственно сущность ОРД, предполагающую некоторые ограничения конституционных прав и свобод граждан, попавших в сферу внимания оперативных аппаратов. Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их традиционно относят к специальным (отраслевым) принципам с рядом других, которые рассматриваются в специальной литературе ограниченного использования.

Принцип законности в оперативно-розыскной деятельности имеет исключительно важное значение, так как эта деятельность осуществляется преимущественно негласно, часто вторгается в сферу охраняемых законом прав и свобод граждан. Соблюдение данного принципа следует понимать как безусловное точное исполнение должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, законов и подзаконных нормативных актов регламентирующих общественные отношения в этой деятельности.

Гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности является парламентский контроль за ее осуществлением, заключающийся в том, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны представлять соответствующим комитетам информацию независимо от степени ее секретности, за исключением сведений о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие этим органам. Помимо этого надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, а руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за законность при проведении и организации оперативно-розыскных мероприятий.

Законодатель предусмотрел и разрешил проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, оговорив для них особые условия их проведения — на основании судебного решения и при наличии информации:

– о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

– о лицах подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

– о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Положения второго принципа оперативно-розыскной деятельности — уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, вытекают из первого. Закон предписывает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не проводить оперативно-розыскные мероприятия для достижения целей и задач, им не предусмотренных.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор или судья обязаны принять меры к восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда в соответствии с законодательством РФ. На opганы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, возложена также обязанность в инициативном порядке принимать в соответствии со своей компетенцией все необходимые меры для защиты охраняемый законом прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства.

Материалы оперативной проверки и факт заведения дела оперативного учета не являются основанием для ограничения конституционных прав свобод, а также законных интересов человека и гражданина. Отдельные положения рассматриваемого принципа нашли свое отражение и в других статьях Закона об ОРД. В частности разъяснению действия данного принципа посвящена ст. 5 Закона.

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведение отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем формации в пределах допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае если буде отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное ли полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью третьей настоящей статьи.

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

Статья 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Обратим внимание на отдельные, наиболее важные, на наш взгляд, ее положения. Так, в ч. 2 комментируемой статьи конкретизировано закрепленное в ст. 46 Конституции РФ право граждан на обжалование действий органов государственной власти и должностных лиц. Право на обжалование действий органов, осуществляющих ОРД, в первую очередь, распространяется на случаи нарушения основных конституционных прав и свобод граждан: на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), наличную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ) и других, предусмотренных в главе 2 Конституции РФ. Кроме того, граждане могут обжаловать случаи нарушения ряда специфических прав, которыми наделяются граждане, оказывающие содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе.

Действия должностных лиц, осуществляющих ОРД, в соответствии ч. 2 ст. 5 могут быть обжалованы в три инстанции: вышестоящий орган прокуратуру или суд. Гражданин вправе сам выбирать инстанцию для жалования действий, которые, по его мнению, привели к нарушению прав и свобод.

Части 3, 4, 5 ст. 5 Закона об ОРД регламентируют порядок доступа граждан сведениям, собранным в процессе проводившейся в отношении них оперативно-розыскной деятельности. Эта норма гарантирует предусмотренное ст. 24 Конституции РФ право граждан на неприкосновенность частной жизни. Согласно Конституции органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, не посредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом

Право на ознакомление с результатами оперативно-розыскной деятельности возникает у лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. не подтверждена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда. Комментируемая статья, раскрывая и конкретизируя понятие «лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана», имеет в виду случаи, когда в возбуждении уголовного дела отказано либо оно прекращено за отсутствием события или состава преступления.

Представляется, что аналогичное право возникает и у лица, в отношении которого уголовное дело прекращено при не доказанности его участия в совершении преступления. К решениям, реабилитирующим гражданина, следует отнести и постановление судом оправдательного приговора по одному из названных оснований.

Право на ознакомление с оперативно-розыскными сведениями не возникает при частичном прекращении уголовного дела либо при оправдании подсудимого не по всем вмененным составам преступления.

Законодатель называет два условия, при которых реабилитированный может потребовать от органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации: он должен располагать фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагать, что при этом были нарушены его права. Указанные положения закона необходимо толковать следующим образом: гражданин не обязан доказывать наличие у него подобных фактов, тем более подтверждать наличие у него подобных фактов, тем более подтверждать чем-либо свой внутренний дискомфорт, вызванный вторжением в его частную жизнь. Следовательно, обязанность предоставить гражданину полученные о нем оперативно-розыскные сведения порождается одним лишь решением о прекращении уголовно-процессуального производства по реабилитирующим основаниям.

Заявление (требование) гражданина о предоставлении касающейся него информации адресуется в орган, непосредственно проводивший оперативно-розыскное мероприятие, либо в вышестоящее подразделение. Реабилитированного могут интересовать сведения о том, где и какие проводились в отношении него оперативно-розыскные мероприятия, а также содержание полученных фактических данных. Государственный орган обязан предоставить информацию в пределах, как говорится в Законе об ОРД, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. Закон не содержит предписания знакомить гражданина с оперативно-служебными документами. Интересующая его информация оформляется справкой. В справку включаются те сведения, которые содержатся в делах оперативного учета либо других оперативно-служебных документах. Отказ в ознакомлении с информацией должен быть письменным.

Часть 6 комментируемой статьи, с одной стороны, гарантирует возможность реализации права на ознакомление с материалами, полученными в результате ОРД, предусмотренного в ч.3 и 4, а с другой — ограничивает сроки хранения информации оперативного характера на лиц, чья виновность не доказана в законном порядке.

Под материалами, полученными и результате проведения оперативно-розыскных мероприятий (оперативными материалами), следует понимать документы, в которых отражены сведения о признаках противоправного деяния проверяемых лиц (рапорты, справки, акты, сводки наблюдения и физические носители информации (кассеты с аудио-, видеозаписями, фотографии, кино- и фотопленки), а также дела оперативного учета, где эти документы и физические носители информации концентрируются и хранятся.

Устанавливая годичный срок хранения оперативных материалов, законодатель не определил момента, с которого его следует считать: со дня проведения ОРМ или со дня принятия процессуального решения о невиновности лица, поскольку между этими двумя датами может лежать весьма продолжительный период. Представляется логичным предположить, что течение срока хранения оперативных материалов должно начинать с момента реабилитации лица в уголовно-процессуальном порядке, поскольку с этого времени у него появляется право на ознакомление с собранной в отношении его информацией.

Срок хранения оперативных материалов, как указано в ч. 6 комментируемой статьи, может изменяться, если того требуют правосудие или служебные интересы. Эта оговорка предоставляет право органам, осуществляющим ОРД, в ведомственных нормативных актах устанавливать срок хранения отдельных оперативно-служебных документов и дел оперативного учета, исходя из служебных интересов.

Об уничтожении материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, должен уведомляться судья, дающий такое разрешение, а при его отсутствии - председатель судебного органа, в составе которого работал судья. Если в подлежащем уничтожению деле оперативного учета имеется несколько разрешений на проведение различных ОРМ от разных судей, то, по смыслу комментируемой стать необходимо уведомлять каждого из них.

Форма уведомления судьи об уничтожении оперативных материалов в Законе об ОРД не оговорена, поэтому, учитывая, что данный акт не имеет юридического значения, можно признать допустимой как устную, так письменную форму. В соответствии с требованиями ведомственных инструкций о факте уничтожения секретных оперативных документов составляется акт установленной формы. В нем должна быть сделана запись об уведомлении соответствующего судьи о предстоящем уничтожении. Из смысла статьи вытекает право судьи продлить срок хранения оперативных материалов, для чего он может дать об этом письменное указание,

Разграничение терминов «права и свободы человека и гражданина» перенесён о законодателем из Конституции России, которая рассматривав человека в двух аспектах: как члена гражданского общества и как гражданина своего государства. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД в первую очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимы никакие ограничения их конституционных прав и свобод.

Следующий принцип оперативно-розыскной деятельности – принцип конспирации. Именно в конспиративности оперативно-розыскной деятельности главным образом и заложена ее эффективность в борьбе с преступностью. Опыт показывает, что, как только проводимые оперативно-розыскные мероприятия становятся известными преступникам, их окружению, они немедленно и полностью утрачивают свою эффективность и действенность. Более того, не исключены такие последствия, как расправа преступников или их сообщников спицами, которых они подозревают в общении с правоохранительными органами.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется негласно, и в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от всех других посторонних граждан. Соблюдение принципа конспирации до известной степени обеспечивается реализацией органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, права собирать данные, необходимые для принятия решений о допуске лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, к участию в оперативно-розыскной деятельности или при доступе к материалам, полученным в ходе ее осуществления.

Соблюдение правил конспирации при решении задач оперативно-розыскной деятельности законом возведено в обязанность органов, ее осуществляющих. В то же время закон предоставил этим органам право использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а так же личности граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе.

Принцип конспирации означает необходимость и легитимность использования в процессе ОРД правил и приемов, позволяющих сохранять втайне от преступников действия оперативных подразделений по их разоблачению.

Следующий и последний принцип, указанный в законе, – сочетание гласных и негласных методов и средств. Предотвращение и раскрытие преступлений, розыск преступников и без вести пропавших обеспечиваются оперативными аппаратами, главным образом благодаря применению негласных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскные мероприятия оказываются тем эффективнее и действеннее, чем теснее они сочетаются с гласными мероприятиями при непременном условии зашифровки оперативных средств и методов. Во многих случаях нельзя добиться той или иной конкретной цели в предупреждении и раскрытии преступлений без дополнения оперативно-розыскных мероприятий гласными действиями работников органов предварительного следствия и дознания.

Сочетание гласных и негласных возможностей оперативных аппаратов органов внутренних дел обусловлено необходимостью проверки и подкрепления негласно полученной информации гласными материалами, поскольку применение мер процессуального принуждения (арест, привлечение к уголовной ответственности) или мер воздействия (например, через общественность) к лицам, преступная деятельность которых выявлена оперативным путем, возможна лишь на основе доказательств, закрепленных в порядке определяемом уголовно-процессуальным законодательством.

Рассматриваемый принцип означает тесную связь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению, профилактике и раскрытию преступлений. Результаты ОРД в соответствии со ст. 11 Закона могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дела также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведение полученные негласным путем проверять и подкреплять гласными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, имеют право вести свою работу гласно и негласно.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...