Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оперативно-розыскная подведомственность и межведомственное взаимодействие.




Оперативно-розыскная подведомственность есть разграничение между органами, осуществляющими ОРД целенаправленной работы по поиску и обнаружению преступлений и лиц, их совершивших.

Каждый ОРО, участвуя в реализации целей и решении задач всей ОРД, должен направлять усилия (осуществлять ОРМ) на поиск и обнаружение не всех преступлений, а вполне определенных. Согласно теории в ОРД различают подведомственность предметную, территориальную и персональную.

Предметная подведомственность определяется уголовно-правовым характером общественно опасного посягательства, предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие которого осуществляют оперативные подразделения, и выражается в правовой квалификации деяния.

Видами предметной подведомственности являются исключительная и альтернативная. К исключительной подведомственности, например оперативников органов ФСБ России, относятся государственные преступления (шпионаж, разглашение гос. тайны и др.). Альтернативная подведомственность предусматривает возможность производства ОРМ по преступлениям с определенной «окраской» несколькими ОРО (например, по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков).

Территориальная подведомственность устанавливается исходя из места совершения преступления (поиска латентных преступлений, розыска лица). ОРД ведется оперативником ОРО того района, области и т.д., на чьей территории совершено преступление.

Персональная подведомственность определяется юридическим статусом лица, объекта оперативной заинтересованности. Так, оперативно-розыскное сопровождение по преступлениям военнослужащих Вооруженных Сил РФ ведут, как правило, оперативники органов военной контрразведки.

Соотношение оперативно-розыскной подведомственности и подслед­ственное. Подведомственность в ОРД не тождественна подследственности в уголовном судопроизводстве (в частности, к подследственности следователей органов прокуратуры отнесено значительное число уголовных дел, однако органы прокуратуры не являются ОРО, а потому к ним не относится подведомственность в ОРД). Вместе с тем с учетом того, что оперативно-розыскная подведомственность пока не нашла четкого отражения в ФЗ об ОРД, подследственность выступает в качестве определенного ориентира для оперативников различных ОРО. Так, опера­тивно-розыскная подведомственность ОВД, значительно более обширна и разнообразна. Работая на «своих» следователей и дознавателей, оперативные подразделения ОВД вместе с тем проводят ОРМ и в интересах других государственных органов, в частности органов прокуратуры, к подследственности которых отнесено производство предварительного следствия по значительному числу тяжких и особо тяжких преступлений (подпункт «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).

Взаимодействие специализированных подразделений субъектов ОРД следует рассматривать в двух аспектах.

В широком смысле - это деловой контакт и слаженная работа различных ведомств в борьбе с преступностью:

• совместная деятельность по выработке стратегии этой борьбы. В частности, ее результаты используются в разработке и координации исполнения федеральных программ по предупреждению и пресечению противоправной деятельности;

• совместные совещания на разных уровнях, направленные на повышение оперативности взаимного информирования, включение сил обоих ведомств в мероприятия по оперативной проверке, разработке и проведению тактических операций;

• регулярный обмен опытом борьбы с преступностью, ознакомление с опытом спецслужб и криминальной полиции как сопредельных, так и иных государств;

• совместная разработка тактики с учетом масштабов, усложнения структур и системы отношений в среде организованной преступности;

• использование в борьбе с преступностью и коррупцией возможностей иных государственных органов, негосударственных предприятий;

• совместное принятие мер и внесение предложений об устранении условий, способствующих преступности, коррупции и терроризма.

В узком смысле – это отношения оперативных работников различных ведомств, возникающие в связи с конкретными оперативными проверками на разных стадиях получения и оценки исходной информации до планирования и материального, оперативно-тех­нического и силового обеспечения реализации собранных данных (оперативно-тактическое взаимодействие).

Для эффективности взаимодействия необходимо ориентироваться на разграничение компетенции между ведомствами. По форме, например, такие ведомства, как МВД, ФСБ, ФТС, ФСКН выполняют сходные функции:

- проводят разведывательно-поисковые мероприятия, направленные на сбор сведений об организованной преступности и коррупции, в этих целях организуют оперативное проникновение в их структуры;

- создают банки информации, анализируют деятельность организованных преступных формирований;

- ведут оперативную проверку и разработку членов и лидеров ОПГ;

- обеспечивают изобличение коррумпированных лиц в органах власти и управления;

- осуществляют сбор информации и меры противодействия проникновению организованной преступности зарубежных стран на территорию России;

- проводят мероприятия по защите интересов России при заключе­нии договоров на экспорт и импорт продукции, документируют деятельность ОПГ, имеющих международные связи;

- проводят комплексные целевые операции.

У названных ведомств единое правовое и криминальное про­странство, единые цели и задачи, и в рамках этого нужно найти разграничение для того, чтобы была персональная ответственность за конкретные участки работы. Если существует проблема контрабанды и есть ведомства, подразделения, ответственные за ее решение, это должно быть, безусловно, четко обозначено. В то же время это не означает, что если данным вопросом занимаются ФСБ и его структуры, то это не касается МВД, ФТС или ФСКН. Но поток информации в этом случае должен идти в сторону ФСБ. И так – по каждому направлению. Существование элементов параллелизма – нормальное явление в практике всех спецслужб в цивилизованном мире. Это проявление здоровой конкуренции, которая не дает возможности развиваться монополизму в ОРД. Разумеется, конкуренция не должна нарушать основных принципов оперативно-розыскной работы, расшифровывать негласных сотрудников, мешать проведению тех или иных оперативно-тактических операций.

Объекты сыска

Объекты сыскной деятельности - это лица, предметы и события. Они могут быть известны, а могут существовать как бы гипотетически, т.е. предположительно. В основе классификации объектов сыска лежат их природные признаки. Это прежде всего: живые люди, трупы, животные, вещи, события.

Живые люди. К этой категории относятся физические лица, так или иначе имеющие отношение к преступлению. Их, в свою очередь, можно разделить на несколько групп: лица, предположительно избравшие преступный образ жизни; неустановленные лица, совершившие конкретные преступления; известные лица, совершившие преступления, местонахождение которых требуется установить (скрывшиеся от следствия и суда подозреваемые, обвиняемые; совершившие побег из-под стражи преступники и т.п.); свидетели, очевидцы преступления; потерпевшие; без вести пропавшие лица. Остановимся подробнее на установлении личности отдельных субъектов, попавших в поле зрения сыщика.

Лица, ведущие преступный образ жизни. В работе по их выявлению все начинается как бы с нуля. Нет данных о конкретном преступлении, тем более - никаких доказательств. Есть только подозрительное поведение человека, личность которого тоже пока недостаточно изучена. Это может быть и житель данного района, города, и случайно оказавшийся здесь человек, попавший в сложную жизненную ситуацию, и заезжий гастролер-профессионал. Оперативник должен сделать правильные выводы и в зависимости от этого избрать соответствующую тактику взятия преступника под оперативное наблюдение, пресечения его деятельности.

Неустановленные лица, совершившие преступления. Чтобы раскрыть любое преступление, нужно, установить лицо (лиц), его совершившее, найти и привлечь к уголовной ответственности. Практически эти задачи решаются одновременно.

На месте преступления обычно удается собрать некоторые данные о личности преступника: приметы внешности, отпечатки пальцев, следы ног. Могут возникать подозрения в отношении конкретного лица, потребуется большая работа по обнаружению и изобличению.

Лица, скрывшиеся от следствия, суда либо совершившие побег. Установленными принято считать конкретных лиц, когда известны их основные установочные данные: фамилия, имя, отчество, год рождения, место рождения, место постоянного или временного проживания (если оно есть). Искать их приходится потому, что они скрываются от следствия и суда, неизвестно где находятся либо вообще перешли на нелегальный образ жизни. Это, прежде всего подозреваемые и обвиняемые, то есть лица, которым в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством предъявлено обвинение либо в отношении их избрана мера пресечения. Сюда же можно отнести осужденных, совершивших побег из-под стражи.

Конечно, когда личность преступника установлена, задача обнаружения таких субъектов значительно облегчается, однако обольщаться вряд ли есть основания. В настоящее время в стране находятся в розыске тысячи таких лиц, причем ежегодно число их увеличивается. Произошедшие в стране преобразования облегчили существование «нелегалов», скрывающихся от правосудия: паспортный режим стал значительно мягче; открылись пути бегства не только в ближнее зарубежье, но и дальнее. Вот с чем иногда приходится сталкиваться.

Без вести пропавшие лица причисляются к категории живых исключительно из этических соображений. Статистика же свидетельствует, что правило, их надо искать среди мертвых - убитых, ставших жертвами несчастных случаев, и самоубийц. Тем не менее, нельзя зачислять в разряд ушедших из жизни кого бы то ни было, если нет для этого достоверна данных. К тому же некоторые из без вести пропавших просто скрываются. Одни - от долгов, другие - от уплаты алиментов, третьи - от тюрьмы, четвертые - по иным причинам.

Не следует смешивать, заметим, без вести пропавших с безвестно отсутствующими. Для розыскной работы различие между этими понятия имеет принципиальное значение. Безвестно отсутствующим признаётся лицо, которое отсутствует в месте постоянного проживания и не дает себе знать в течение одного года и более. А без вести пропавшего следует искать сразу после его исчезновения (ни в коем случае не ждать год), ибо наиболее эффективен розыск в начальной стадии. Как правило, уголовное дело при розыске без вести пропавшего не возбуждается.

Без вести пропавший человек - это лицо, внезапно исчезнувшее при загадочных обстоятельствах. Обычно про таких говорят: ушел из дому не вернулся, как в воду канул. Первые шаги по его обнаружению (имеются в виду проверки в местах возможного появления, справки о несчастных случаях, доставлении в больницу, медвытрезвитель, задержанных милиции) ничего не дают. Если такие проверки оказались безрезультатными, объявляется розыск без вести пропавшего.

Трупы людей сыщику приходится искать нередко. Заинтересованные лица могут их скрывать. А таких – достаточно. Если, скажем, убийца и его жертва были до совершения преступления знакомы, то, первый заинтересован, чтобы факт совершенного преступления как можно дольше не обнаруживался. Упрятав как можно надежнее жертву, убийца может объяснять отсутствие знакомого множеством причин. При заказных убийствах «киллер» напротив не принимает мер к маскировке, оставляя труп на месте.

Для некоторых юристов сам факт наличия или отсутствия трупа имеет решающее значение в установлении факта убийства. Согласиться полностью с таким тезисом нельзя, потому что в некоторых ситуациях обнаружение трупа по обстоятельствам дела исключается, а факт убийства и виновности и нем конкретного лица, тем не менее можно считать установленным.

Близко к розыску трупов примыкает и такое действие, как предъявление неопознанных трупов для опознания. Такие случаи нередки: труп наличествует, но опознать его не удается. Причины бывают разные – обезображение до неузнаваемости, недобросовестность опознающих и пр.

Животные нередко выступают объектами сыска. Приходится искать самых различных домашних животных: коров, овец и т.д.

Предметы и документы как орудия непосредственного совершения преступления (например, нож); различные приспособления, которые облегчают подготовку к нему (отмычки, ключи, орудия взлома, поддельные документы, денежные «куклы»). Сюда же можно отнести одежду и обувь, в которых находился виновный в момент совершения преступления и многое другое. Практика показывает, что, как, правило, их выбрасывают. Однако предметы, облегчившие доступ к объекту посягательства (взламывающие приспособления, ключи, отмычки) выбрасываются редко. Обычно их прячут недалеко от места жительства. При розыске таких предметов тайники можно обнаружить на чердаках, в подвалах, на территории приусадебного участка.

Предметы преступного посягательства. Сюда относится все, чем завладевает преступник, совершая преступление, а также одежда потерпевшего со следами преступления и т.п. предметы (оружие, ядовитые и отравляющие вещества, наркотики). Это - наиболее распространенная категория объектов розыска. Характерной особенностью их является индивидуальная определенность, позволяющая организовать целенаправленный розыск. Похищенные носильные вещи могут находиться в жилище виновного, специальных тайниках, у его родственников и знакомых, а также в камерах хранения вокзалов, в ломбардах, скупочных и комиссионных магазинах. К успеху приводит нередко организация розыскных мероприятий на продуктовых и, столь распространенных ныне, оптовых рынках, наблюдение за лицами, подозреваемыми в скупке краденого, ведущими антиобщественный образ жизни.

Розыск транспортных средств (в том числе автотранспорта), принадлежащих государственным организациям и гражданам, необходим в следующих случаях:

- автомобиль или мотоцикл использовался для совершения преступления;

- лицо, виновное в совершении дорожно-транспортного происшествия, скрылось на транспортном средстве с места происшествия;

- автомобиль (мотоцикл) подвергся угону или похищению.

Несмотря на существенные различия в характере выделенных объектов, розыск осуществляется преимущественно через работников ГИБДД. При этом следует учитывать, по крайней мере, два обстоятельства. Лица, виновные в серьезных дорожно-транспортных происшествиях, прибегают иногда к такой уловке: скрывшись с места происшествия, водитель бросает где-либо автомобиль и тут же заявляет, что его у него угнали. Злоумышленники, использующие автотранспорт для совершения таких преступлений, как кражи, грабежи, разбои, могут прибегать к маскировке, заменяя на автомашинах номерные знаки, изменяя цифры на бортах грузовых автомобилей, что может ввести в заблуждение работников сыска.

Преступление как объект сыска. Регистрируемая часть преступных проявлений - как бы надводная часть айсберга; о существовании же подводной мало кто знает. Криминологи утверждают, что латентность, скажем, экологических преступлений составляет 90 процентов. Примерно такая же картина в области наркопреступлений. Почему же остаются неизвестными факты совершения преступлений? Существуют три группы причин, способствующих этому.

Первая. Некоторые категории преступлений в силу своей специфики с трудом выявляются обычными средствами. Сюда относятся хищения путем злоупотребления служебным положением, взяточничество, браконьерство, отдельные формы мошенничества.

Вторая. По целому ряду преступлений потерпевшие не обращаются с заявлениями в органы, компетентные проводить расследование. Делается это по разным мотивам: нежелание «связываться», неверие в возможности раскрытия преступлений; боязнь компрометации и пр.

Третья. Известно немало случаев, когда работники правоохранительных органов стремятся скрыть факты преступных деяний от учета и регистрации. Иногда выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, но в большинстве случаев и это не делается.

Преступления экономического характера вскрываются, как правило, только благодаря инициативным действиям сыщиков специальной службы – БЭП. Сотрудники ее обладают целым рядом средств: информацией контролирующих органов, сигналами населения, помощью специалистов, экономическим анализом.

При расследовании уголовных дел часто возникает вопрос: а нет ли за привлекаемым к ответственности других грехов. Работающий в контакте со следователем оперативный работник призван тщательно проверить образ жизни подозреваемого, особенно, если тот в прошлом был судим за такие же или сходные преступления; состоял на учете как лицо, склонное к совершению определенных преступлений, либо привлекавшееся к ответственности за определенные преступления; ведет аморальный образ жизни. Можно привести немало примеров, когда такие проверки приводили к положительным результатам.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...