Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 понятие туристской деятельности




ВВЕДЕНИЕ

Туризм стал явлением, которое вошло в повседнев­ную жизнь сотен миллионов людей. ... Он представ­ляет собой вид деятельности, имеющий важнейшее значение для жизни люден современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей, политических, экономических и культурных контактов, ставших не­обходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций.

Гаагская декларация по туризму 1989 г. Принцип 1.

Туризм воспринимается как самый массовый феномен XXI сто­летия, как одно из ярких явлений нашего времени. Проникая во все сферы общественной жизни, изменяя окружающий мир и ландшафт, туристский бизнес стал одним из важнейших факторов экономики, мощным стимулом развития государств и межгосударственных отно­шений. Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные секторы экономики, спо­собствуя формированию развитой туристской индустрии: транспорт­ных, торговых, промышленных, банковских, страховых и других ком­паний. Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных органи­заций, содействие лучшей организации этой сферы международных экономических отношений.

Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к новым формам и методам туристского обслуживания. Развитие сфе­ры туризма ускоренными темпами, возрастание конкуренции, повы­шение требовательности потребителей туристских услуг к их качеству увеличивают занятость населения, ориентированного на обслужива­ние туристов. В связи с этим за последние годы в России повысился спрос на специалистов, связанных с массовым обслуживанием тури­стов как в средствах размещения, на предприятиях питания, досуга, так и непосредственно на маршрутах. При этом число выпускников вузов с высшим туристским образованием достигло того уровня, ког­да часть из них в силу разных причин, в том числе из-за отсутствия свободных мест, вынуждена работать не по профилю своего базового образования. Вместе с тем потребность в специалистах со средним спе­циальным туристским образованием, занятых массовым обслуживанием туристов, остается очень высокой. Настоящее учебное пособие предназначено именно для этой категории учащихся, которые в буду­щем займут вакантные должности, ориентированные на непосредствен­ное общение с клиентами турфирм и предприятий, связанных с оказа­нием услуг туристам и отдыхающим.

Учебное пособие написано в соответствии с государственным об­разовательным стандартом подготовки выпускников по специально­сти «Туризм» (базовый уровень среднего профессионального образо­вания) и имеет целью развитие теоретических знаний и практических умений и навыков у студентов в сфере туристского бизнеса. В посо­бии рассматривается российский и мировой опыт организации турист­ской деятельности. Излагаются законодательные основы туристской деятельности, анализируются факторы развития туризма, приводится его классификация. Значительное внимание уделено организацион­но-правовым основам работы туристских предприятий, технологии разработки маршрутов и формирования туров, методам и формам об­служивания клиентов турфирмы.

Приводимые в конце каждой главы вопросы и задания для само­контроля направлены как на закрепление полученных знаний, так и на формирование творческого подхода к решению повседневных за­дач, возникающих при обслуживании клиентов турфирм.

В пособии используется специфическая туристская терминоло­гия, поэтому для облегчения ее усвоения приводится краткий словарь туристских терминов.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. 1. ТУРИЗМ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ И ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слово «туризм» (TOURISM) происходит от французского Tour(про­гулка, поездка) и означает путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха. В туризме более чем в какой-либо иной чело­веческой деятельности переплетаются экономика, демография, социо­логия, психология, здравоохранение, история, правоведение и т. д.

Первоначально туризм имел локальное, внутригосударственное значение и не играл существенной социальной роли в жизни обще­ства. Однако начиная со второй половины XX в. туристский бизнес, достигший глобальных масштабов и вовлекший в процесс своего про­изводства и потребления огромные людские ресурсы, затронул мно­гие стороны общественной жизни, значительно влияя на ее социальные аспекты. Становлению массового туризма как одного из наиболее ди­намично развивающихся феноменов современности способствовал целый ряд факторов: социально-демографические, этнокультурные, развитие непроизводственной сферы экономики, рост свободного вре­мени населения, качественное изменение проведения досуга.

Туризм стал явлением, которое вошло в повседневную жизнь со­тен миллионов людей. Он представляет собой вид деятельности, име­ющий важнейшее значение для современного общества, превратившись в важную форму использования свободного времени миллионов лю­дей и став основным средством межличностных связей, политических, экономических и культурных контактов.

Туризм по праву считается одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, яв­ляясь активным источником поступлений финансовых средств, и ока­зывает влияние на платежный баланс страны. Приток валютных поступлений в странах, ориентированных преимущественно на разви­тие въездного туризма, часто превышает доходы от производственной деятельности. Помимо влияния на экономику многих стран туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду. Таким образом, туризм стал одним из приоритетных направлений раз­вития государств Европы, Азии, Америки, Австралии и Океании и в меньшей степени Африки. При этом туризм как неотъемлемый элемент социальной системы воздействует на жизнь отдельного челове­ка, формирует жизненные установки различных социальных групп, изменяет общество в целом.

Социально-культурный феномен туризма стал предметом науч­ных исследований лишь во второй половине XX в. как следствие воз­росшего влияния туризма практически на все стороны общественной жизни в условиях перехода от индустриального к информационному обществу. К настоящему времени завершилось выделение таких подхо­дов к изучению феномена туризма и сопряженных с ним явлений, как социологический и психологический. Социологический подход рассмат­ривает региональные, национальные и глобальные аспекты влияния туризма на общество. В рамках психологического подхода основной ак­цент делается на исследования мотивации и потребности людей в путе­шествиях. Проблемам мотивации туристов, их классификации по пси­хологическим типам, ранжирования социальных ролей в процессе путешествия посвящены многочисленные работы зарубежных психо­логов: А. Адлера, Дж. Адлера, Дж. Кромптоиа, Р. Крэнделла, Дж. Дэн-па, Р. Кэлэнтона. Некоторые ученые и практики рассматривают про­блему туризма в связи с исследованиями образа жизни, досуга, культуры.

Значительные изменения в ценностных стереотипах, в станов­лении общечеловеческой культуры привели к изменению образа жиз­ни современного населения. Замкнутая статичная личность человека XX в. в настоящее время приобретает все большие черты открытости и изменчивости. Турист как носитель новой культуры изменяет ус­тоявшиеся культурные стереотипы, что становится возможным бла­годаря социально-пространственной мобильности современного ту­ризма.

Многоаспектность туризма, его высокая социальная и экономи­ческая значимость привлекают в туристскую сферу значительную часть трудовых ресурсов. Люди, посвящающие себя работе в туристском бизнесе, могут реализовать себя в самых разных сферах в соответствии с различными объектами профессиональной деятельности. К таким объектам могут быть отнесены:

■ имущество, имущественные комплексы (предприятия, учреж­дения, организации) туристской индустрии;

■ информация, результаты интеллектуальной деятельности, а также нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности, ином законном основании (по до­говору и т. д. ) и используемые ими для оказания услуг, а также связан­ные с оказанием туристских услуг (средства размещения и транспорт);

■ предприятия питания, культуры, развлечения и спорта;

■ информационные системы, средства обеспечения автоматизи­рованных информационных систем и их технологий и т. п.;

■ иные объекты туристской индустрии.

Но где бы ни работал специалист, посвятивший себя туристско­му бизнесу, он всегда будет находиться на переднем крае обществен­ной жизни, в постоянном общении с партнерами, среди самых разных по мировоззрению, характеру, привычкам клиентов. Поэтому успех его деятельности будет во многом зависеть от глубоких профессиональ­ных знаний и умений, а также от коммуникативных способностей, по­зволяющих достигать желаемых целей в процессе повседневного об­щения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...