Глава 1 понятие туристской деятельности
ВВЕДЕНИЕ Туризм стал явлением, которое вошло в повседневную жизнь сотен миллионов людей. ... Он представляет собой вид деятельности, имеющий важнейшее значение для жизни люден современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей, политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций. Гаагская декларация по туризму 1989 г. Принцип 1. Туризм воспринимается как самый массовый феномен XXI столетия, как одно из ярких явлений нашего времени. Проникая во все сферы общественной жизни, изменяя окружающий мир и ландшафт, туристский бизнес стал одним из важнейших факторов экономики, мощным стимулом развития государств и межгосударственных отношений. Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные секторы экономики, способствуя формированию развитой туристской индустрии: транспортных, торговых, промышленных, банковских, страховых и других компаний. Интенсивное развитие международных туристских связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействие лучшей организации этой сферы международных экономических отношений. Формирование рыночной экономики в России усилило интерес к новым формам и методам туристского обслуживания. Развитие сферы туризма ускоренными темпами, возрастание конкуренции, повышение требовательности потребителей туристских услуг к их качеству увеличивают занятость населения, ориентированного на обслуживание туристов. В связи с этим за последние годы в России повысился спрос на специалистов, связанных с массовым обслуживанием туристов как в средствах размещения, на предприятиях питания, досуга, так и непосредственно на маршрутах. При этом число выпускников вузов с высшим туристским образованием достигло того уровня, когда часть из них в силу разных причин, в том числе из-за отсутствия свободных мест, вынуждена работать не по профилю своего базового образования. Вместе с тем потребность в специалистах со средним специальным туристским образованием, занятых массовым обслуживанием туристов, остается очень высокой. Настоящее учебное пособие предназначено именно для этой категории учащихся, которые в будущем займут вакантные должности, ориентированные на непосредственное общение с клиентами турфирм и предприятий, связанных с оказанием услуг туристам и отдыхающим.
Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом подготовки выпускников по специальности «Туризм» (базовый уровень среднего профессионального образования) и имеет целью развитие теоретических знаний и практических умений и навыков у студентов в сфере туристского бизнеса. В пособии рассматривается российский и мировой опыт организации туристской деятельности. Излагаются законодательные основы туристской деятельности, анализируются факторы развития туризма, приводится его классификация. Значительное внимание уделено организационно-правовым основам работы туристских предприятий, технологии разработки маршрутов и формирования туров, методам и формам обслуживания клиентов турфирмы. Приводимые в конце каждой главы вопросы и задания для самоконтроля направлены как на закрепление полученных знаний, так и на формирование творческого подхода к решению повседневных задач, возникающих при обслуживании клиентов турфирм.
В пособии используется специфическая туристская терминология, поэтому для облегчения ее усвоения приводится краткий словарь туристских терминов. ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. 1. ТУРИЗМ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ И ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Слово «туризм» (TOURISM) происходит от французского Tour(прогулка, поездка) и означает путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха. В туризме более чем в какой-либо иной человеческой деятельности переплетаются экономика, демография, социология, психология, здравоохранение, история, правоведение и т. д. Первоначально туризм имел локальное, внутригосударственное значение и не играл существенной социальной роли в жизни общества. Однако начиная со второй половины XX в. туристский бизнес, достигший глобальных масштабов и вовлекший в процесс своего производства и потребления огромные людские ресурсы, затронул многие стороны общественной жизни, значительно влияя на ее социальные аспекты. Становлению массового туризма как одного из наиболее динамично развивающихся феноменов современности способствовал целый ряд факторов: социально-демографические, этнокультурные, развитие непроизводственной сферы экономики, рост свободного времени населения, качественное изменение проведения досуга. Туризм стал явлением, которое вошло в повседневную жизнь сотен миллионов людей. Он представляет собой вид деятельности, имеющий важнейшее значение для современного общества, превратившись в важную форму использования свободного времени миллионов людей и став основным средством межличностных связей, политических, экономических и культурных контактов. Туризм по праву считается одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений финансовых средств, и оказывает влияние на платежный баланс страны. Приток валютных поступлений в странах, ориентированных преимущественно на развитие въездного туризма, часто превышает доходы от производственной деятельности. Помимо влияния на экономику многих стран туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду. Таким образом, туризм стал одним из приоритетных направлений развития государств Европы, Азии, Америки, Австралии и Океании и в меньшей степени Африки. При этом туризм как неотъемлемый элемент социальной системы воздействует на жизнь отдельного человека, формирует жизненные установки различных социальных групп, изменяет общество в целом.
Социально-культурный феномен туризма стал предметом научных исследований лишь во второй половине XX в. как следствие возросшего влияния туризма практически на все стороны общественной жизни в условиях перехода от индустриального к информационному обществу. К настоящему времени завершилось выделение таких подходов к изучению феномена туризма и сопряженных с ним явлений, как социологический и психологический. Социологический подход рассматривает региональные, национальные и глобальные аспекты влияния туризма на общество. В рамках психологического подхода основной акцент делается на исследования мотивации и потребности людей в путешествиях. Проблемам мотивации туристов, их классификации по психологическим типам, ранжирования социальных ролей в процессе путешествия посвящены многочисленные работы зарубежных психологов: А. Адлера, Дж. Адлера, Дж. Кромптоиа, Р. Крэнделла, Дж. Дэн-па, Р. Кэлэнтона. Некоторые ученые и практики рассматривают проблему туризма в связи с исследованиями образа жизни, досуга, культуры. Значительные изменения в ценностных стереотипах, в становлении общечеловеческой культуры привели к изменению образа жизни современного населения. Замкнутая статичная личность человека XX в. в настоящее время приобретает все большие черты открытости и изменчивости. Турист как носитель новой культуры изменяет устоявшиеся культурные стереотипы, что становится возможным благодаря социально-пространственной мобильности современного туризма. Многоаспектность туризма, его высокая социальная и экономическая значимость привлекают в туристскую сферу значительную часть трудовых ресурсов. Люди, посвящающие себя работе в туристском бизнесе, могут реализовать себя в самых разных сферах в соответствии с различными объектами профессиональной деятельности. К таким объектам могут быть отнесены:
■ имущество, имущественные комплексы (предприятия, учреждения, организации) туристской индустрии; ■ информация, результаты интеллектуальной деятельности, а также нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности, ином законном основании (по договору и т. д. ) и используемые ими для оказания услуг, а также связанные с оказанием туристских услуг (средства размещения и транспорт); ■ предприятия питания, культуры, развлечения и спорта; ■ информационные системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий и т. п.; ■ иные объекты туристской индустрии. Но где бы ни работал специалист, посвятивший себя туристскому бизнесу, он всегда будет находиться на переднем крае общественной жизни, в постоянном общении с партнерами, среди самых разных по мировоззрению, характеру, привычкам клиентов. Поэтому успех его деятельности будет во многом зависеть от глубоких профессиональных знаний и умений, а также от коммуникативных способностей, позволяющих достигать желаемых целей в процессе повседневного общения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|