Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. 4 международное регулирование туристской деятельности




Интенсивное развитие международных туристских связей по­влекло за собой создание многочисленных международных организа­ций, содействующих лучшей организации этой сферы международных экономических отношений. Всего насчитывается около 10 между­народных организаций различного профиля и статуса, занимающихся вопросами развития международного туризма. В их число входят:

■ специализированные организации системы ООН;

■ другие организации системы ООН, где вопросы развития меж­дународного туризма обсуждаются эпизодически и не являются глав­ными в сфере деятельности;

■ неправительственные специализированные организации;

■ международные коммерческие организации по туризму;

■ национальные и региональные организации, содействующие развитию международного туризма.

К числу специализированных организаций в системе ООН отно­сится ЮНВТО. Она была создана в 1975 г. в соответствии с рекомен­дациями Генеральной Ассамблеи ООН для координации туристской деятельности между странами. ЮНВТО разрабатывает международ­ные программы развития туризма, анализирует опыт государственно­го регулирования в туризме, в том числе изучает конкретную роль го­сударства по упрощению туристских формальностей. Штаб-квартира ЮНВТО находится в Мадриде. Устав ЮНВТО принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. этот день отмечается как Всемирный день туризма. Он проводится ежегодно и под определенным девизом. Каж­дые четыре года ЮНВТО созывает сессии, между которыми работает исполнительный совет Генеральной ассамблеи ЮНВТО. Срок полно­мочий исполнительного совета — 4 года. При совете учреждены вспо­могательные комитеты по упрощению туристских формальностей, бюджету и финансам, окружающей среде, программам и координации. Генеральный секретарь ЮНВТО назначается Генеральной ассамбле­ей ЮНВТО сроком на 4 года. Официальные языки ЮНВТО: англий­ский, французский, испанский. В Мексике функционирует высший учебный центр ЮНВТО по туризму.

ЮНВТО имеет разветвленную сеть, представленную шестью ре­гиональными организациями для различных континентов. К ним от­носятся следующие организации:

1) Европейская туристская комиссия;

2) Арабская туристская ассоциация;

3) Американское общество туристских агентов;

4) Конференция туристских агентств государств Латинской Аме­рики;

5) Ассоциация британских туристских агентств;

6) Туристская ассоциация Тихоокеанского региона.

ЮНВТО объединяет на правах членов правительственные орга­низации по туризму более ста стран мира. Многие правительственные и неправительственные организации входят в состав ЮНВТО в каче­стве наблюдателей. Россия представлена в исполнительном совете и секретариате ЮНВТО.

Кроме ЮНВТО, существует около 200 международных турист­ских организаций. Наиболее известны из них следующие:

■ Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (UFTAA);

■ Всемирная организация туристских агентств (ВАТА), являю­щаяся коммерческим объединением туристских фирм, работающих на кооперативных началах;

■ Международный туристский альянс — организация обществен­ного содействия автомобильному туризму;

■ Международное бюро социального туризма;

■ Международная ассоциация по социальному туризму и отды­ху трудящихся;

■ Международное бюро туризма и обменов молодежи;

■ Международная федерация молодежных туристских общежи­тий;

■ Студенческая ассоциация по воздушным перевозкам;

■ Международная федерация молодежных туристских органи­заций;

■ Международная академия туризма;

■ Международное общество научных экспериментов по туризму;

■ Международная федерация журналистов и писателей по ту­ризму.

Деятельность перечисленных организаций направлена на реше­ние туристских проблем, имеющих межнациональный характер и пред­ставляющих интерес для многих государств. Например, штаб-кварти­ра Международной ассоциации по социальному туризму и отдыху трудящихся (МАСТОТ), находящаяся в Праге, в качестве основной задачи предусматривает оказание помощи членским организациям в решении социальных проблем, связанных с отпусками и туристской работой. МАСТОТ содействует расширению сотрудничества между государствами на основе двух- и многосторонних соглашений, осуще­ствляет контакты между национальными туристскими учреждения­ми. Ассоциация разработала несколько международных программ, в частности программы «Социальный туризм», «Международный ту­ризм и права трудящихся» и др.

Международным сообществом выработаны принципы и нормы, регулирующие сферу туризма. Они зафиксированы как в многосто­ронних и двусторонних договорах государств, так и в решениях меж­дународных организаций, в первую очередь ЮНВТО.

Манилъская декларация по мировому туризму, принятая в 1980 г., обозначила роль и место туризма в современном обществе. В этом документе, в частности, сказано, что «туризм понимается как деятель­ность, имеющая большое значение в жизни народов в силу его непо­средственного воздействия на социальную, культурную, образователь­ную и экономическую области жизни государств и их международные отношения»1. Этот документ подтверждает требования уважения и со­блюдения прав человека. Основные его положения сводятся к следу­ющим утверждениям:

■ соблюдение права человека на отдых, на отпуск и свободу пу­тешествий (п. 3);

■ предоставление максимальных возможностей и льгот в сфере молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и лиц с фи­зическими недостатками (п. 15);

■ обязанность государств содействовать развитию национального и международного туризма (п. 23);

■ развитие иностранного туризма должно сопровождаться ана­логичными усилиями по развитию внутреннего туризма (п. 7);

■ социальный туризм является целью, к которой общество долж­но стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при исполь­зовании ими права на отдых (п. 10);

■ обязанность государственной власти участвовать в развитии туризма, определяя основные направления, связанные с поощрением соответствующих капиталовложений (п. 14);

■ удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерба социальным и экономическим интересам населения турист­ских районов, окружающей среде, природным ресурсам, историческим и культурным местам (п. 18);

■ туристские ресурсы являются достоянием человечества.

Манильская декларация закладывает основу для заключения дву­сторонних и многосторонних соглашений в целях использования ре­сурсов всех стран для взаимовыгодного развития туризма.

Документ Акапулько (1982 г. ) подтверждает принципы Маниль­ской декларации и добавляет к ним следующие:

■ обеспечение права граждан на отдых, досуг, оплачиваемый от­пуск и на создание законодательных положений для облегчения до­ступа к проведению отпусков всеми слоями населения;

■ оказание содействия туризму всеми средствами массовой ин­формации;

■ включение туризма в программу образования;

■ выпуск информационных материалов о туризме и др.

Хартия туризма (1985 г. ) и Кодекс туриста, являющийся при­ложением к Хартии туризма, подтверждают принципы, провозглашен­ные Манильской декларацией и Документом Акапулько. При этом

1 Манильская декларация по мировому туризму // Материалы Всемирной кон­ференции по туризму. Мадрид, 1981. С. 103.

Хартия устанавливает основные права и обязанности туристов, кото­рые конкретизируются в Кодексе туриста,

Гаагская декларация по туризму (1989 г. ) провозгласила 10 прин­ципов, на которых базируются отношения в туристской сфере. Не все принципы Гаагской декларации имеют правовой характер. Кроме прин­ципов, сформулированных в документах, принятых ранее, в Гаагской декларации указывается на принцип безопасности и защиты турис­тов, а также принцип уважения их достоинства; подчеркивается, что туризм должен планироваться государственными властями и требует выработки единой национальной туристской политики.

Кроме ЮНВТО, вопросы туризма рассматривались в ООН, ко­торая в 1963 г. провела конференцию по международному туризму и путешествиям. На конференции было сформулировано обязатель­ное требование к деятельности в сфере туризма — обеспечение свобо­ды передвижения и запрещение дискриминации.

В Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудни­честву в Европе выражено намерение способствовать улучшению усло­вий для развития индивидуального и коллективного туризма, а также поощрять расширение молодежного туризма путем предоставления соответствующих льгот.

Необходимо отметить важность Итогового документа Венской встречи представителей государств участников СБСЕ, содержаще­го положения о туристских контактах и обменах. В этом документе подчеркивается обязательство государств приложить все усилия к раз­витию возможностей для малообеспеченных туристов и молодежного туризма, а также обязательство по разработке программы подготовки кадров.

Положения, провозглашенные в вышеуказанных документах, признаются обязательными при регулировании отношений в сфере российского туризма в соответствии со ст. 15 Конституции Россий­ской Федерации, в которой отмечается, что общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные договоры Рос­сийской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Кроме общих и специальных принципов деятельность в сфере туризма регулируется и договорными нормами. Россия является уча­стником Соглашения о сотрудничестве в области туризма, заключен­ного в рамках СНГ'23 декабря 1993 г. (далее — Соглашение). Этот до­кумент базируется на принципах, провозглашенных Манильской декларацией по мировому туризму и Гаагской декларацией по туриз­му, и направлен на содействие развитию равноправного и взаимовы­годного сотрудничества в области туризма (ст. 1 Соглашения). Одно из важнейших положений Соглашения зафиксировано в ст. 2, в кото­рой указывается на то, что стороны обязуются способствовать форми­рованию общего туристского пространства, сближению нормативно-правовых документов по туризму, В соответствии с международными принципами Соглашение предусматривает принятие согласованных мер по восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, расширению социального туризма (ст. 3 Соглашения); по упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, по обес­печению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания (ст. 4).

Международные нормы, регулирующие туристскую деятельность, содержатся также в Международной гостиничной конвенции (1979 г. ) и Международной конвенции по контракту на путешествие (1970 г. ).

Международная гостиничная конвенция распространяется на Международную гостиничную ассоциацию (МГА) и Всемирную фе­дерацию ассоциации туристских агентств (ФУААВ). Данная конвенция применяется к контрактам, заключенным между владельцами гостиниц и турагентами, предприятия которых зарегистрированы в разных госу­дарствах (ст. 4). Конвенция применяется в тех случаях, когда между владельцем гостиницы и турагентом не заключен контракт или если между ними возник спор. Действие этой конвенции ограничено, по­скольку она применяется только к гостиницам, которые входят в МГА.

Международная конвенция по контракту на путешествие фик­сирует все положения, подлежащие включению в контракт (место и дату выдачи, имя и адрес организаторов путешествия, имена путе­шественников, место и дату начала и окончания путешествия, инфор­мацию о транспорте и прочих услугах, общую стоимость услуг, усло­вия и причины, которые могут служить основанием для расторжения контракта). Данный документ регулирует ответственность организато­ров путешествий и туристов. В частности, предусматривается, что тур­оператор несет ответственность за любой ущерб, связанный с нару­шением контракта, в том числе за ущерб, причиненный туристу другими представителями, выполняющими поручения туроперато­ра. Конвенция также устанавливает размер возмещения убытков, по­несенных путешественником,

В свою очередь, путешественник несет ответственность за убыт­ки, понесенные организатором путешествия, если им нарушены поло­жения контракта или данной конвенции.

Большой практический интерес представляет Шенгенское согла­шение ЕС «О едином визовом и туристском пространстве», вступив­шее в силу в 1995 г. Несмотря на то что Россия не является участницей этого Соглашения, его положения применяются к российским гражданам, которые оформляют визу в какую-либо страну, входящую в шенгенскую зону.

Нормы документов, принятых международными организациями по вопросам туризма, имеют рекомендательный характер, однако они по возможности учитываются при разработке нормативных актов как в Российской Федерации в целом, так и в ее регионах.

В любой стране туристская деятельность находится под контро­лем государства. Так, в Великобритании координацию туристской де­ятельности осуществляет Британское управление по туризму (British Tourist Authority), созданное в 1969 г. Правительственный орган США — Управление путешествий и туризма (U. S. Travel and Tourism Administration) — учрежден в 1961 г.   (Ликвидирована в 1997 году) Аналогичные структуры созданы и в дру­гих странах.

Для расширения международных связей Правительство Россий­ской Федерации совершенствует работу отечественных и зарубежных туристских представительств, а также открывает новые представитель­ства. Со многими странами заключены договоры и соглашения о со­трудничестве в области туризма. Эти договоры можно разделить на две группы:

1) договоры по общим вопросам сотрудничества в области науки, культуры, образования, спорта, в которых содержатся статьи, касаю­щиеся туризма;

2) договоры о сотрудничестве в сфере туризма.

В договорах первой группы обычно содержится всего одна статья, в которую включены общие положения о том, что договаривающиеся стороны будут оказывать содействие туристским обменам (туристским поездкам). В частности, такого рода нормы установлены в соглашени­ях, заключенных между Правительством Российской Федерации и Пра­вительствами Республики Мали от 6 февраля 1995 г., Румынии от 27 сентября 1995 г., Монголии от 5 апреля 1995 г., Республики Таджи­кистан от 19 сентября 1995 г. и др.

Ко второй группе договоров относятся соглашения о сотрудни­честве в области туризма с Правительствами Румынии от 27 сентября г., Республики Индии от 30 июня 1994 г., Доминиканской Рес­публики от 10 октября 1994 г., Республики Болгария от 14 декабря

1994 г., Турецкой Республики от 24 марта 1995 г., Мальты от 20 июля г., Республики Куба от 15 октября 1995 г., Туркменистана от 18 мая 1995 г., Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г.

Двусторонние соглашения о сотрудничестве в сфере туризма на­правлены на укрепление связей между туристскими организациями, ассоциациями, предприятиями обеих стран. Договаривающиеся сто­роны обязуются уделять особое внимание развитию социального, оз­доровительного, профессионального и культурного туризма (напри­мер, ст. 2 Соглашения с Румынией). В соглашениях предусматривается оказание содействия в оформлении транзитного проезда туристов, сле­дующих в другие страны, а также поездкам туристов из третьих стран. Соглашения подчеркивают необходимость принимать меры по упро­щению пограничных, таможенных и иных формальностей, связанных с туристским обменом между странами. В соглашениях также преду­сматривается поощрение и поддержка информационных обменов в об­ласти туризма, участия туристских ассоциаций, предприятий и орга­низаций в туристских выставках и ярмарках.

Туристская деятельность регулируется общими принципами меж­дународного права, такими как невмешательство во внутренние дела, добросовестное выполнение договоров, суверенное равенство и др. Среди этих принципов первостепенное значение для регулирования туристской деятельности имеет принцип уважения прав и свобод че­ловека. Российская Федерация является участником двух многосто­ронних договоров по правам человека: Международного пакта об эко­номических, социальных и культурных правах (далее — Пакт об экономических правах) и Международного пакта о гражданских и по­литических правах (далее — Пакт о гражданских правах), которые пре­дусматривают следующие положения:

■ государства признают права граждан на отдых и периодический отпуск (ст. 7 Пакта об экономических правах);

■ государства поощряют развитие международных контактов в культурной области (ст. 15 Пакта об экономических правах);

■ для обеспечения своего культурного развития все народы име­ют право свободно распоряжаться естественными богатствами и ре­сурсами (ст. 1 Пакта о гражданских правах);

■ каждому гражданину принадлежит право на свободное пере­движение и право покидать любую страну, включая собственную (ст. 12 Пакта о гражданских правах).

Регулирование туристского бизнеса на государственном уровне производится с целью поддержки внутреннего и въездного туризма, защиты интересов производителей отечественного туристского про­дукта; защиты прав путешествующих и с другими целями.

Формы государственной поддержки туристской сферы могут быть прямыми и косвенными. К прямым формам относятся инвестиции, направляемые на формирование туристской инфраструктуры, расхо­ды на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения национального туристского продукта на миро­вом рынке.

Косвенные формы поддержки туризма включают:

■ налоговые и таможенные льготы, стимулирующие приток ин­вестиций;

■ регулирование внешнеэкономических связей туристских фирм на основании двусторонних правительственных соглашений и зако­нодательных актов по внешнеэкономической деятельности.

В идеале государство заинтересовано в развитии туризма как эффективной сферы экономики и действенного средства сближения народов. Создавая режим наибольшего благоприятствования для тур­фирм, правовую и нормативную базу в сфере туризма, государство обеспечивает равные условия для осуществления туристской деятель­ности юридическими и физическими лицами, способствует развитию международного сотрудничества.

Законодательные акты по регулированию в туризме приняты бо­лее чем в ста странах мира. Они направлены на упорядочение турист­ских формальностей и уменьшение риска при путешествиях, интен­сификацию развития туристской индустрии. Законодательные акты определяют государственные задачи в сфере развития туризма и сред­ства их достижения, регулирование отношений между производите­лями и потребителями туристских услуг, а также иные актуальные для развития туризма цели и задачи, решение которых невозможно без соответствующей правовой основы. Законодатели разных стран ста­вили своей задачей способствовать развитию туризма на основе нор­мативно-правовой базы, которая регулировала бы взаимоотношения различных субъектов международного туристского рынка.

Многие страны имеют правительственные программы развития национального туризма. В Греции, например, чтобы продлить турист­ский сезон на 2-3 месяца, правительство устанавливает в начале осе­ни льготное налогообложение для гостиниц, снижая стоимость воды, электрической и тепловой энергии. При уменьшении коммунальных расходов владельцы гостиниц имеют возможность снизить цены на размещение и привлечь дополнительных туристов,

Перспективы развития мирового туризма. Внастоящее время в российском турбизнесе преобладает выездной туризм. Между тем во многих странах Западной Европы и Северной Америки, активно при­нимающих иностранных гостей, спросы на внутренний и международ­ный туризм конкурируют между собой и одновременно дополняют друг друга. Внутренний туризм очень важен для мирового туризма, так как он составляет более 80% всех туристских потоков, и по примерным оценкам расходы на внутренний туризм во всем мире превышают рас­ходы на международный туризм в 10 раз.

Перспективы развития туризма в странах Юго-Восточной Азии связаны с их взаимной кооперацией. Например, тур в Таиланд можно сочетать с посещением Южного Китая, Малайзии и Сингапура. В ре­гионе большое внимание уделяется развитию морских курортов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...