1. 3. Факторы развития туризма
Важнейшие факторы развития сферы туризма — природно-рекреационный и историко-культурный. Богатый природный и культурный потенциал позволяет даже экономически неразвитым странам завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке. Так, превосходные пляжи и солнечный климат в средиземноморских странах порождают туристские потоки на морские курорты. Спрос на лыжный спорт европейцы удовлетворяют в Швейцарии, Австрии или Италии. Некоторые страны имеют уникальные туристские ресурсы: исключительные природные места, такие как Ниагарский водопад в США, гора Джомолунгма в Непале; памятники архитектуры — пирамиды фараонов в Египте, дворец Тадж-Махал в Индии, Акрополь в Греции, Колизей в Италии и др. На состояние туристского бизнеса значительное влияние оказывает состояние экономики. Однако и сам туристский бизнес во многом определяет экономическое благополучие страны. Современная индустрия туризма — одна из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта (ВНП), мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. В настоящее время международный туризм занимает в мировой торговле второе место после нефти. Мировые доходы от международного и внутреннего туризма превышают ВНП любой страны в мире, кроме Японии (где ВНП приблизительно равен доходам от мирового туризма) и США (где ВНП приблизительно вдвое больше дохода от мирового туризма). Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма в мире составляет около 30%. За последние двадцать лет число иностранных туристов в мире возросло более чем вдвое. В 2002 г. число международных туристских поездок в мире достигло 720 млн (рис. 1. 5), а доходы от туризма превысили 400 млрд дол. США.
По прогнозу ЮНВТО, к 2020 г. затраты туристов на международные поездки достигнут 1, 6 млрд дол. США. При этом доходы от гостинично-туристских услуг составят в 2020 г. примерно 2 трлн дол. США. Наиболее значительная доля путешествий и, соответственно, денежных поступлений придется на внутренний туризм. Самой посещаемой страной мира станет Китай, а Россия, возможно, войдет в десятку самых популярных стран
Рис. 1. 5. Число иностранных туристов в мире (млн человек) в 1975-2002 гг. В классификации ЮНВТО выделяются страны, преимущественно поставляющие туристов, и страны, в основном принимающие их. К странам — поставщикам туристов относятся США, Бельгия, Дания, Германия, Нидерланды, Новая Зеландия, Швеция, Австралия, Канада, Великобритания. Принимающие страны —- Австрия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. Помимо наличия туристских ресурсов в той или иной стране важное экономическое значение имеют их доступность и качественные характеристики. Расширение сферы регионального туризма во многом определяется наличием хорошо развитой инфраструктуры, требующей значительных инвестиций. Вследствие этого туристская отрасль наиболее активно развивается в странах с высокими темпами экономического роста. Туристский бизнес сильно зависит от сезонности, климатических и других факторов, способствующих или препятствующих отдыху в каком-либо месте в то или иное время года. Обычно выделяют высокий, средний и низкий сезоны. Высокий сезон — время, наиболее благоприятное для отдыха в данном месте.
Средний сезон — время, когда отдых возможен, хотя погодные или иные специфические условия могут быть не такими комфортными, как в высокий сезон. Низкий сезон — время для отдыха с действием различных ограничивающих факторов, например частых дождей, сильных ветров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|