Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. 2. Понятийный аппарат и классификация туризма




1. 2. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА

Существуют различные определения туризма, однако особую зна­чимость при характеристике этого явления имеют три критерия.

1. Изменение места. Этот критерий предполагает транспортное или пешее перемещение туриста в место, находящееся за пределами сто постоянной среды пребывания (места жительства). Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между до­мом и местом работы или учебы или периодически выезжающих на дачные участки, так как эти поездки не выходят за пределы их обыч­ной среды.

2. Пребывание в другом месте. Этот критерий подразумевает, что турист не должен:

■ постоянно или длительно проживать в месте пребывания;

■ трудиться в месте пребывания, так как поведение человека, за­нятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом;

■ находиться в посещаемом месте более шести месяцев подряд.

3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного
критерия в том, что главной целью поездки не должна быть деятельность, оплачиваемая из источника в посещаемом месте.

Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оп­лачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не тури­стом этой страны. Это относится не только к международному туризму, по и к туризму в пределах одной страны. Человек, путешествующий и другое место в пределах одной страны или в другую страну для осу­ществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (стране), не считается туристом.

Таким образом, туризм — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без граж­данства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профес­сионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельно­стью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Это определение, как и другие, рассмотрен­ные ниже, дано в Федеральном законе от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон " Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" » (далее — Закон об основах туристской деятельности).

В свою очередь, турист — это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с по­лучением дохода от источников в стране (месте) временного пребыва­ния, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

В отличие от туриста экскурсант — это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика.

Обслуживанием экскурсантов занимаются экскурсоводы, кото­рых в последнее время все чаще называют гидами. Гиды — это профес­сионально подготовленные лица, осуществляющие деятельность по оз­накомлению экскурсантов с объектами показа в стране или месте временного пребывания.

Существуют различные классификации туризма и туристских маршрутов. Эти классификации зависят от целей и задач, стоящих перед организаторами туристской деятельности и туристскими пред­приятиями. Классификации туризма имеют большое значение для практической деятельности работников туристской сферы. Они помо­гают выявлять спрос на туристские услуги и формировать рынок ту­ризма, производить и реализовывать туристские продукты, решать проблемы территориального размещения объектов туристской инфра­структуры, планировать развитие материальной базы туризма.

Туризм классифицируется по функциям, типам, категориям, ви­дам и формам.

Функции туризма подразделяются на экономическую, познава­тельную, просветительскую, коммуникационную, психологическую, экосистемную.

Экономическая функция связана с получением дохода от турист­ской деятельности, пребыванием туристов в месте назначения, а так­же с перераспределением финансовых средств между регионами в со­ответствии с туристскими потоками.

Познавательная и просветительская функции ориентированы на получение новой информации независимо от того, будет ли программа путешествия включать преимущественно экскурсии (например, тур «Классический Париж») или это будет исключительно пляжный отдых.

Коммуникационная функция предопределяет достаточно широкий спектр формальных и неформальных связей туриста на маршруте как с населением места пребывания, так и с персоналом турфирмы, а при групповых турах — и с другими туристами.

Психологическая функция предполагает формирование соответ­ствующего эмоционального состояния туриста, его психоэмоциональ­ное восприятие всех составляющих тура (перемещения, питания, про­живания, экскурсий, развлечений и др. )» переключение на новые ощущения и эмоции.

Экосистемная функция в наиболее явном виде проявляется в эко­логическом туризме. Экологические путешествия не нарушают цело­стности природных комплексов, называемых экосистемами. Одновре­менно экологический туризм создает такие экономические условия, когда охрана природы становится выгодной местному населению. Од­нако экосистемность туризма прослеживается и в городских ландшаф­тах, когда сохраняемое и восстанавливаемое внешнее окружение (экое) способствует привлечению туристов.

Всемирная туристская организация (UNWTO, или ЮНВТО) предлагает классифицировать направления туризма по следующим типам:

■ внутренний туризм — путешествия в пределах страны лиц, по­стоянно проживающих в этой стране;

■ въездной туризм — путешествие по стране лиц, не проживаю­щих в ней постоянно;

■ выездной туризм — путешествие жителей страны в другую страну.

Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, обра­зуя категории туризма (рис. 1. 1).

Каждый тип туризма имеет две кате­гории: внутренний туризм включает в себя туризм в пределах страны и национальный туризм; въездной туризм включает туризм в пределах страны и между­народный туризм;

■ выездной туризм включает международный и национальный туризм.

В свою очередь, туризм в пределах страны может быть внутрен­ним и въездным, национальный туризм — внутренним и выездным, международный — выездным и въездным.





нацио­нальный туризм


туризм

в пределах

страны


международный туризм


 


Рис. 1. 1. Соотношение между типами и категориями туризма

В Законе об основах туристской деятельности упоминается со­циальный туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социаль­ной помощи), а также средств работодателей. В России социальный туризм пока не развит.

Виды туризма характеризуются значительным разнообразием. Можно выделить как минимум 12 видов туризма, однако число их может быть значительно больше. Это рекреационный, потребитель­ский, культурно-познавательный, воссоединительный и ностальгиче­ский, деловой и профессиональный, лечебно-оздоровительный, спортивный, приключенческий, экологический, религиозный (палом­ничество) туризм, а также комбинированные туры и прочие виды ту­ризма.

Рекреационный туризм связан с посещением и использованием с целью отдыха и оздоровления природных объектов: морей, рек, озер, лесных массивов, гор и др. В отличие от лечебно-оздоровительного туризма рекреационный туризм не ориентирован на специализирован­ные средства размещения, такие как санатории, профилактории, и не предусматривает лечебные мероприятия.

Потребительский туризм включает в качестве основного компо­нента программы тура изъятие природных ресурсов. Это могут быть лицензионная охота, рыбалка, сбор дикорастущих пищевых и лекар­ственных растений.

Культурно-познавательный туризм имеет выраженный экскур­сионный компонент. Культурно-познавательные туры позволяют по­знакомиться с историей, традициями, культурой страны или места посещения, с основными достопримечательностями (например, туры «Классический Париж», «Классический Рим» и др. ).

Воссоединительный и ностальгический туризм связан с посеще­нием знакомых и родственников, мест своего рождения, прошлого про­живания или места рождения родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за гра­ницей. Ностальгические туры особенно распространились в связи с изменением политической карты, в частности, Европы. Ностальги­ческий туризм типичен также для японцев, обязательно посещающих места захоронения своих предков. Примером ностальгического туриз­ма могут быть специально организованные путешествия для любите­лей «Битлз», поездки в детство — «По следам героев сказок братьев Гримм», «По следам бременских музыкантов» и др.

Деловой и профессиональный туризм предполагает поездки на конференции, симпозиумы, переговоры, а также на языковые курсы. В отличие от служебной командировки деловые и профессиональные туры, как правило, имеют экскурсионную или оздоровительную про­грамму.

Лечебно-оздоровительный туризм ориентирован на использова­ние природных лечебных ресурсов и физиотерапевтических факторов, применяемых с целью улучшения состояния здоровья. К природным лечебным ресурсам относятся минеральные воды, лечебные грязи, кли­матические особенности, живописные ландшафты, леса, лесопарковые насаждения, альпийские луга, местности, пригодные для кумысолече­ния, рапа1 лиманов и озер, акватории морей и внутренних водоемов, другие редкие природные объекты, такие как лечебная нефть, горячий пар и газ, соляные пещеры, используемые для лечения, профилактики заболеваний и организации отдыха.

1 Рапа — сложный, высококонцентрированный, обычно насыщенный различны­ми солями, раствор, покрывающий грязевые отложения.

Лечебные туры предусматривают климатолечение, бальнеолечение (минеральными водами), грязелечение, купально-пляжные, про­гулочные процедуры и др. Лечебные туры, как правило, узко специализированы. Во время такого тура можно замедлить течение заболе­вания и даже полностью избавиться от болезни. Прежде всего это от­носится к посещению известных клинических центров, специалисты которых практикуют как классические, так и нетрадиционные методы лечения, а также к бальнеологическим и грязевым курортам.

Спортивный туризм может быть пешеходным, водным, горным, в том числе горнолыжным и альпинистским; лыжным, велосипедным, автомобильным, мотоциклетным, подземным (спелеотуризм), парус­ным, конным и другим.

Деятельность по организации спортивного туризма проявляется в разнообразных формах:

■ организация спортивных походов и путешествий;

■ присвоение званий и разрядов (спортивный квалификацион­ный туризм);

■ проведение спортивных и научных экспедиций;

■ проведение чемпионатов и соревнований;

■ организация спортивных школ по подготовке кадров — трене­ров-преподавателей и гидов-проводников спортивного туризма;

■ организация ярмарок и слетов;

■ ведение банков данных о коллективных членах, новинках туристского снаряжения, маршрутах перевалов, описание вершин и других технически сложных препятствий;

■ учет и присвоение спортивных, инструкторских и судейских званий;

■ организация детско-юношеского и семейного туризма;

■ организация поездок на спортивные мероприятия.
Спортивные туры подразделяются на две группы:

1) собственно спортивные, во время которых туристы активно занимаются тем или иным видом спорта;

2) туры на спортивные соревнования, где туристы выступают в ка­честве болельщиков.

Приключенческий туризм предполагает получение туристами но­вых ярких и неожиданных впечатлений, подчас трудно прогнозиру­емых, но всегда четко проработанных организаторами, в том числе в плане техники безопасности. Программы приключенческого тура мо­гут включать воспроизводимые эффектные исторические события, фрагменты современной культурной жизни, преодоление препятствий, требующих как физического, так и психоэмоционального напряжения. Сегодня это малый, но растущий и достаточно перспективный сегмент туристского рынка. По прогнозам ЮНВТО, в первом десятилетии XXI в. приключенческий туризм будет интенсивно развиваться.

Экологический туризм представляет собой путешествие среди природы (иногда его называют природным туризмом, биотуризмом и др. ). Экологический туризм охватывает все стороны жизни, куда вхо­дят мир животных, растения, разнообразие жизненных форм, стабиль­ные виды экономики, охрана окружающей среды, природное и куль­турное наследие, общество и человек. Другими словами, экологический туризм оказывается важным средством устойчивого развития терри­торий.

К экологическому туризму относится сельский туризм, который предусматривает проживание в домах сельских жителей, агроэкологический туризм, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на фермах. Принципы или признаки экологи­ческого туризма основаны на стремлении человечества к достижению устойчивого развития территорий, сохранению биологического и со­циально-культурного разнообразия. К основным принципам экологи­ческого туризма относятся:

■ посещение хорошо сохранившихся природных территорий;

■ неистощительное, устойчивое использование природных ресур­сов;

■ наличие определенных, довольно жестких правил поведения;

■ меньшая, чем при обычных видах туризма, интенсивность ис­пользования природных ресурсов;

■ экологическое просвещение туристов, их участие в местных культурных и природопользовательских мероприятиях;

■ интеграция экологического туризма в планы регионального развития территорий;

■ участие местного населения в развитии туризма и получение им финансовых и прочих преимуществ от этой деятельности;

■ экологическое обучение персонала, занятого в сфере экологи­ческого туризма.

Основные цели экологического туризма — гармонизация челове­ка с окружающей его природной и социальной средой, экологическое образование и воспитание различных групп населения. Основные за­дачи экологического туризма — соблюдение в максимально возмож­ной степени строгих экологических норм и ограничений.

Религиозный туризм (паломничество) ориентирован на посещение святых мест, храмов и монастырей, сохраняющих мощи святых, иконы и другие предметы религиозного культа. Религиозные туры характерны для представителей крупных мировых религий и могут выполняться как организованно, так и стихийно. Основные мировые центры религиоз­ного туризма — Мекка, Ватикан, Медина, Лхаса, Иерусалим.

Комбинированные туры включают два или более видов турист­ской активности населения. Это могут быть лечебно-оздоровительные поездки с экскурсионными программами, рекреационно-экологические туры и многие другие.

К прочим видам туризма относят самые различные виды: пустын­ный, космический туризм и др.

Пустынный туризм. Во второй половине XX в. туристы начали осваивать ранее непригодные для отдыха уголки земного шара, в том числе пустыни. Рост интереса к отдыху в пустынях был связан с по­требностями туристов испытать себя в экстремальных условиях и по­сетить места первозданной природы.

Нередко в пустынях находятся остатки древних цивилизаций. Некоторые из них, например египетские пирамиды и храмы, уже дав­но стали популярными среди туристов. Современные поселения лю­дей в пустынях с точки зрения европейца выглядят фантастическими. Одно из них, где дома-пещеры строят в ямах, использовал Стивен Спилберг при съемках фильма «Звездные войны».

В пустынях туристам предлагают участие в сафари и охоте. Не­которые страны развивают в пустынях спортивный туризм. В Долине Смерти в США, где температура +52 °С — обычное явление, с 1974 г. проводятся ежегодные кроссы для сверхмарафонцев.

Отношение к пустыням как к объекту туризма в различных стра­нах неодинаковое. В одних африканских государствах этому не прида­ют большого значения, в других, наоборот, стараются извлечь из пус­тынь максимальную прибыль. Так, в Тунисе во второй половине 80-х гг. XX в. была принята программа по использованию пустынь в целях ту­ризма. Программа предусматривала развитие туризма в Сахаре для сглаживания сезонных пиков прибытия туристов на побережье. В Ав­стралии песчаный монолит Рок в Национальном парке «Улури» стал одним из туристских символов страны. Известный израильский курорт Эйлат, расположенный в пустыне на берегу Красного моря, предлага­ет отдыхающим разнообразные лечебно-оздоровительные программы.

В России туризм в пустынях пока не развит, хотя участки пус­тынь есть в Астраханской области и Калмыкии.

Космический туризм стал реальностью в 2001 г., когда первый космический турист американец Деннис Тито провел неделю на борту международной космической станции, заплатив за свой полет 20 млн дол. США. Последующие полеты в космос в качестве туристов двух иностранных граждан вызвали ажиотаж среди состоятельных жите­лей США и Канады. Проведенные опросы показали, что 5-10 тыс. че­ловек хотели бы заплатить по 100 тыс. дол,, чтобы участвовать в орбитальном космическом полете. Примерно 7% опрошенных заявили, что готовы потратить несколько миллионов долларов за право участвовать в космическом путешествии продолжительностью в несколько недель. В опросе участвовали люди, у которых годовой доход на члена семьи составляет не менее 250 тыс. дол. Другие опросы, периодически про­водимые американскими средствами массовой информации, показы­вают, что до трети респондентов готовы заплатить 50 тыс. дол., чтобы побывать в космосе.

Среди прочих видов туризма особо выделяются клубный туризм и игорный отдых. Клубный туризм характеризуется тем, что путе­шественники сознательно объединяются в группы. Формирование групп происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.

Игорный отдых как вид туризма получит свое развитие в бли­жайшие годы, после создания в России четырех игорных зон — на тер­ритории Алтайского, Приморского краев, Калининградской области, а также одной зоны на территории Краснодарского края и Ростовской области. (в 2014 году добавлен Крым)

По формам туризм может быть организованным (при содействии турфирм), неорганизованным (самодеятельным, т. е. организуемым ту­ристами самостоятельно) и клубно-санаторным (с преобладанием ста­ционарного отдыха).

Путешествие человека или группы людей по собственному пла­ну называется индивидуальным туризмом, а путешествие в составе группы по плану туристского предприятия называется групповым ту­ризмом.

В российском туристском бизнесе более распространен группо­вой туризм. Отчасти это связано со сложившимся убеждением о более дешевом групповом туре по сравнению с индивидуальной поездкой. Однако далеко не всегда групповое путешествие оказывается выгод­нее индивидуального, особенно учитывая преимущества, которые по­лучает индивидуал перед туристом, отправляющимся в группе. Кроме того, в турфирмы иногда обращаются клиенты с заказами, которые невозможно выполнить в рамках программы групповой поездки.

Отдельные виды туризма и туры можно рассматривать по про­должительности, виду транспорта, способу передвижения, средствам размещения и классу обслуживания, возрастному составу туристов, сезону, типу маршрута, виду трассы и другим признакам.

Перечислим следующие составляющие отдельных видов туризма:

1) продолжительность тура: однодневный, выходного дня, мно­годневный;

2) вид транспорта: авиационный, железнодорожный, автомобиль­ный, велосипедный, морской, речной, гужевой, комбинированный;

3) способ передвижения: пеший, лыжный, транспортный (мото­ризованный и немоторизованный), конный, комбинированный;

4) средства размещения:

а) коллективные:

— гостиницы и аналогичные средства размещения: мотели; клу­бы с проживанием; пансионаты; меблированные комнаты; об­щежития,

— специализированные: санатории; профилактории; лагеря тру­да и отдыха; дома отдыха; туристские приюты, стоянки и др.; туристские, спортивные базы, базы отдыха; дома охотника (ры­бака); конгресс-центры; общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты); наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега; кем­пинги (площадки для кемпинга, автофургонов);

б) индивидуальные: квартиры, комнаты в квартирах, дома, кот­теджи, сдаваемые внаем;

5) класс обслуживания:

— люкс-апартаменты — размещение в 3—5-комнатных номерах, предоставление автотранспорта на любые поездки, услуги гида-переводчика, экскурсии, питание в ресторанах за наличный расчет,

— люкс — размещение в гостиницах в номерах с ванной, предо­ставление автотранспорта для поездок на экскурсии, органи­зация встреч и проводов, питание в ресторанах за наличный расчет,

— полулюкс — размещение в одно- или двухместных гостинич­ных номерах с ванной, питание в ресторанах: для групп — трех­разовое, включенное в стоимость тура, для индивидуальных туристов — по желанию и за наличный расчет,

— первый класс — размещение в одно- или двухместных гости­ничных номерах с ванной или душем, экскурсии на автомаши­нах или автобусах, трехразовое питание в ресторанах,

— туристский класс — размещение в двух- или трехместных го­стиничных номерах с ванной или душем, предоставление авто­буса на группу для встреч и проводов и для поездки на экскур­сии, трехразовое питание,

— бизнес-класс — размещение в гостинице и питание в ресторане за наличный расчет;

6) возрастной состав туристов: дети и подростки, молодежь (до 33 лет), лица среднего возраста (34-49 лет), лица старшего возраста (50—69 лет), лица пожилого возраста (70 лет и старше);

7) сезон: весенний, летний, осенний, зимний, весенне-летний и другие варианты, в том числе на протяжении всего года;

8) тип маршрута:

— тематический — с преобладанием занятий познавательной на­правленности (обзорных и тематических экскурсий, посеще­ния музеев и др. ),

— походный — с обязательным участием туристов в многоднев­ных походах с различными активными способами передвиже­ния, составляющими не менее 25% от продолжительности тура,

— спортивно-оздоровительный — с преобладанием спортивных и оздоровительных мероприятий (походы, прогулки, катание на лыжах, виндсерфинг, спортивные игры и др. ),

— комбинированный — сочетающий в программе обслуживания элементы тематических, походных, физкультурно-оздорови­тельных маршрутов;

9) вид трассы:

— линейная, начинающаяся в одном пункте и заканчивающаяся в другом,

— радиальная, начинающаяся и заканчивающаяся в одном пунк­те с прохождением маршрута туда и обратно одним и тем же путем,

— кольцевая, начинающаяся и заканчивающаяся в одном пункте с прохождением маршрута только новым путем,

— комбинированная или линейно-радиальная — включает элемен­ты линейного и радиального маршрутов (рис. 1. 2).

Туристский бизнес имеет достаточно мощную и постоянно рас­ширяющуюся индустрию, к которой относятся следующие объекты:

■ гостиницы и иные средства размещения;

■ средства транспорта;

■ объекты санаторно-курортного лечения и отдыха;

■ объекты общественного питания;

■ объекты и средства развлечения;

■ объекты познавательного, делового, лечебно-оздоровительно­го, физкультурно-спортивного и иного назначения;

■ организации, осуществляющие туристскую деятельность;

■ операторы туристских информационных систем, а также орга­низаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-пе­реводчиков и инструкторов-проводников.

 

 


 

 

Рис. 1. 2. Классификация маршрутов по виду трассы: 1 — линейные, 2 — кольцевые, 3 — радиальные, 4 — комбинированные

Приведенный перечень является далеко не полным. По мере рас­ширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в ту­ристское производство. Обслуживанием туристов занимаются пред­приятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристскую индустрию предприятия, обслуживающие не только ту­ристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечеб­ные и медицинские учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления, сувениров и т. д.

Развитие туристской индустрии зависит от множества факторов, действующих в различных сочетаниях (рис. 1. 3).

 

 


 

Рис. 1. 3. Факторы развития туристской индустрии

Вся совокупность потребителей туристских услуг и предприятий — производителей этих услуг объединена понятием туристского рынка. На туристском рынке возможны три основных вида предложений ту­ристского продукта:

1) комплексные турпакеты;

2) отдельные туристские услуги;

3) отдельные товары туристского назначения.

Функционирование туристского рынка представлено на рис. 1. 4, на котором показано, что на рынке происходит встреча туристского спроса и туристского предложения, а в качестве промежуточного зве­на в этом процессе выступают турфирмы, реализующие туры.

 


 

 


Рис. 1. 4. Схема функционирования туристского рынка

Турист может приобрести тур — комплексную услугу как непо­средственно у туристской фирмы, ее разработавшей, так и у посредни­ка, который по договору с разработчиком реализует туры на рынке. Отдельные виды услуг могут быть куплены клиентом непосредствен­но у поставщика этой услуги — у гостиницы, ресторана, экскурсион­ного бюро и т. д.

Все участники туристского рынка (перевозчики, турфирмы, сред­ства размещения, предприятия питания, туристы и др. ) имеют дело с туристским продуктом — комплексом услуг по перевозке, размеще­нию, питанию, досугу, оказываемых за общую цену по договору между туристом и турфирмой. Турфирмы, разрабатывающие туристские про­дукты, называются туроператорами. Туроператорская деятельность предполагает формирование, продвижение и реализацию туристского продукта юридическим лицом. Турфирмы, реализующие туристские продукты туроператоров, называются турагентами. Турагентская де­ятельность связана с продвижением и реализацией туристского про­дукта. Работа туроператоров и турагентов, а также иных участников туристского рынка, организующих путешествия, называется турист­ской деятельностью. Она может осуществляться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Турфирма может быть од­новременно и туроператором, и турагентом, но эта особенность харак­терна в основном для российского турбизнеса. За рубежом, как прави­ло, эти виды деятельности разделены.

Любой туристский продукт разрабатывается для конкретного потребителя. Таким потребителем или заказчиком туристского про­дукта может быть турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несо­вершеннолетнего туриста.

Разработка конкурентоспособного туристского продукта возмож­на лишь при наличии привлекательных туристских ресурсов — при­родных, исторических, социально-культурных объектов, включающих объекты туристского показа, а также иных объектов, способных удов­летворить духовные и иные потребности туристов, содействовать под­держанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их фи­зических сил.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...