Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфиденциальное содействие граждан оперативным подразделениям ОВД.




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одним из видов содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, является конфиденциальное (негласное) содействие, которое может оказываться как на контрактной, так и бесконтрактной основе.

Использование такого содействия получило широкое распространение в практике оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации. Это свойственно не только российской, но и мировой полицейской практике, ибо без использования института конфидентов весьма часто бывает невозможно раскрыть совершаемые преступления.

Как уже отмечалось, содействие, в том числе конфиденциальное, отдельных лиц осуществляющим оперативно-розыскную деятельность органам может и должно использоваться только для решения задач оперативно-розыскной деятельности, определенных ст. 2 Закона об ОРД. Кроме того, исходя из обязанностей и полномочий конкретного органа субъекта оперативно-розыскной деятельности, такое сотрудничество может иметь место лишь при решении вопросов, отнесенных к компетенции этого органа.

К компетенции (обязанностям и правам, при реализации которых воз­можно использование конфиденциального содействия) органов внутренних дел статьями 10 и 11 Закона РСФСР «О милиции».

Организационные и тактические аспекты конфиденциального сотрудничества граждан с органами внутренних дел определяются ведомственными нормативными актами.

Конфиденциальное содействие может быть кратковременным или дли­тельным (устойчивым). Оно начинается с момента взаимной договоренности и прекращается по желанию одной из сторон или при наличии оснований предусмотренных Федеральным законом. Следует учитывать, что неотъемлемым условием конфиденциального сотрудничества граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является их обязанность сохранять в тайне сведения, полученные в ходе подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Как отмечается в имеющейся по этой проблематике литературе, данное условие, с одной стороны, вытекает из самой сути конфиденциального сотрудничества, которое состоит, во-первых, в скрытом характере деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и, во-вторых, в содержании сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых преследуется по закону. С другой стороны, лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, как правило, располагают сведениями, разглашение которых может нанести непоправимый ущерб как подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий, так и иным отношениям, охраняемым законом.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» относит к государственной тайне в области оперативно-розыскной деятельности сведения:

- о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

- о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

В ст. 12 Закона об ОРД конкретизировано какие сведения составляют государственную тайну:

- об используемых или использованных при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности;

- о лицах, внедренных в организованные преступные группы;

- о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих опера­тивно-розыскную деятельность;

- о лицах, оказывающих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействие на конфиденциальной основе:

- об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Эти сведения подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. При этом предание сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Положения, касающиеся специального порядка представления сведений о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, распространяются и на прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью, на случаи представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору и суду.

Анализ и обобщение практического опыта деятельности органов внут­ренних дел показывают, что привлечение граждан к негласному сотрудничеству должно отвечать требованиям целеустремленности, целесообразности и добровольности. Выдвигаемые цели должны быть актуальными, достаточно сложными по характеру и, как правило, долгосрочными. Например, необходимость оперативного внедрения в глубоко законспирированную преступную группу, совершающую тяжкие, замаскированные преступления (кражи, грабежи, разбойные нападения, преступления в сфере экономики и т.д.). Каждое привлечение должно осуществляться только в случаях острой необходимости, когда это целесообразно.

Кроме того, лицо, оказывающее содействие органам внутренних дел на контрактной основе, должно отвечать ряду специальных требований, которые определяются ведомственными нормативными актами.

В целях обеспечения конфиденциальности органы, осуществляющие ОРД, имеют право использовать так называемые документы прикрытия, т.е. документы, зашифровывающие граждан, сотрудничающих с этими органами.

Конфиденциальное содействие отдельных лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, возможно лишь при их согласии на участие в оперативно-розыскном процессе, которое может выражаться как в устной, так и в письменной формах, т.е. устная договоренность и заключение контракта.

В настоящее время наиболее распространена точка зрения, что основной письменной формой получения согласия лица на конфиденциальное содействие органам внутренних дел в осуществлении ими оперативно-розыскной деятельности должен быть контракт.

Закон об ОРД предусматривает возможность заключения контрактов о содействии (сотрудничестве) с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений, за исключением, как это было указано ранее, отдельных категорий граждан, перечисленных в ч. 3 ст. 17 Закона об ОРД.

Контракт - это договор между органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и отдельным лицом, фиксирующий в письменной форме взаимные обязательства сторон - обязательства лица об оказании содействия конкретному органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, и обязательства государства в лице этого органа перед лицом, подписавшим контракт о содействии; устанавливающий срок и цель сотрудничества; определяющий условия возможного продления срока контракта и его досрочного расторжения; характер, форму и размер вознаграждения; условие о конфиденциальности и гарантии безопасности лица, оказывающего содействие; предусматривающий ответственность сторон за невыполнение обязательств; порядок разрешения споров и другие условия, права и обязанности сторон.

Контракт позволяет детально определить и закрепить взаимоотношения сторон, условия и виды сотрудничества. Перечень контрактных условий определяется индивидуально и зависит от характера выполняемой работы, личных и деловых качеств лица, принимающе­го обязательство оказывать содействие органам, осуществляющим ОРД, его реальных возможностей участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях.

В контракте могут оговариваться особые условия, связанные с результа­тами участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе по сохранению сведений, составляющих государственную тайну. В этой связи контрактом могут устанавливаться требования к конфиденту, например, свя­занные с ограничением его права выезда за границу в пределах установленного срока после окончания действия контракта.

Процедуры заключения и исполнения контракта о сотрудничестве регла­ментируются ведомственными нормативными актами. Контракт вступает в законную силу с момента подписания его сторонами, если иное не указано в тексте самого контракта. Возмездный характер контракта может означать не только денежную оп­лату услуг лица, оказывающего содействие, но и иные формы эквивалентного «вознаграждения». Вознаграждение лицам, оказывающим содействие, выплачивается из финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность в соответствии со ст. 19 Закона об ОРД.

Вознаграждение может носить характер ежемесячных и разовых выплат. При этом размер ежемесячного денежного вознаграждения лицам, оказывающим содействие по контракту, определяется в соответствии с ведомственными нормативными актами.

Прекращение отношений конфиденциального сотрудничества на кон­трактной основе возможно при истечении срока контракта и отказа сторон или одной из сторон от его продления или при появлении оснований к досрочному расторжению контракта.

Досрочное расторжение контракта возможно:

- по согласованию сторон, в том числе в связи с досрочной реализацией целей контракта;

- по инициативе органа или лица, оказывающего содействие, в связи с
объективными причинами, не зависящими от воли сторон, например, когда отпадает необходимость в сотрудничестве с конкретным лицом по причине изме­нения оперативной обстановки или утраты им необходимых для этого возможностей либо в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья конфидента;

- в связи со смертью лица, оказывавшего конфиденциальное содействие по контракту;

- в связи с приобретением лицом, оказывающим конфиденциальное содействие на контрактной основе, статуса, лишающего возможности использо­вать его содействие по контракту: избрание депутатом, назначение судьей или прокурором, вступление в коллегию адвокатов или занятие положения, относящего это лицо к категории священнослужителей;

- в связи с неисполнением условий контракта.

Контракт содержит как общие (обязательные для всех контрактов), так и индивидуальные (по согласованию с конкретными конфидентами) условия сотрудничества. Например, контракт может оговаривать условия безопасности лица, оказывающего содействие, и членов его семьи, включая как общие условия (установленные Законом об ОРД для всех случаев сотрудничества), так и индивидуальные условия (изменение внешности; выдача новых документов, удостоверяющих личность; переезд в другую местность и т.п.)

Интерес привлекает практика использования негласного сотрудничества зарубежными правоохранительными органами. «Использование секретных осведомителей или тайных агентов, - говорится в одном из решений Верховного суда США, - есть законная и правильная практика правоприменяющих органов и оправдана интересами граждан. Фактически без использования осведомителей многие преступления остались бы без возмездия и правонарушители избежали бы привлечения к ответственности». Многие западные специалисты в области оперативно-розыскной деятельности считают, что эффективность деятельности полиции в сфере борьбы с преступлениями в значительной мере зависит от состава негласного аппарата, а работа сотрудников полиции оценивается по тому, как справляются со своими обязанностями осведомители, находящиеся у них на связи. Американская полиция широко использует в борьбе с преступностью осведомителей.

В ФРГ полиция использует тайных сотрудников. Под ними понимают доверенных лиц, делящиеся на две категории: лица, секретно состоящие на постоянной службе органов власти и получающие за это постоянное вознаграждение; лица, для которых работа на полицию является своеобразным «совместительством» (к их помощи прибегают от случая к случаю, за что они получают разовые вознаграждения). Также используют агентов, под которыми подразумевается лицо, которое не являясь сотрудником полиции, конфиденциально может оказывать ей помощь в раскрытии преступлений в течении продолжительного времени.

К работе с негласными сотрудниками в полиции привлекаются наиболее квалифицированные и опытные сотрудники, отличающиеся сдержанным характером, способные устанавливать контакты с лицами, представляющий оперативный интерес.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7