Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность содействия граждан органам, осуществляющим ОРД.




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно ст. 17 Закона об ОРД, отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. При этом Закон об ОРД, как указано в ст.15, предоставляет оперативным подразделениям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, право устанавливать отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе.

Таким образом, законодатель использовал два термина «содействие» и «сотрудничество», характеризуя использование в своей деятельности опера­тивными подразделениями как субъектами ОРД помощи отдельных граждан. В связи с этим важно для уяснения смысла закона определить, какое содержание вкладывается в используемые термины «содействие» и «сотрудничество».

Под содействием обычно понимается помощь, поддержка в какой-либо деятельности, в каком-либо деле. Сотрудничатьзначит работать вместе, принимать участие в общем деле, быть сотрудником. Сотрудничество понимается и как совместная деятельность.

Из приведенного толкования указанных терминов следует, что термин «содействие» по своему содержанию более широкий и емкий, чем термин «со­трудничество». Содействие включает в себя сотрудничество. Это следует и из содержания Закона об ОРД. В частности, в п. 2 ч. 2 ст. 15 говорится, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право устанавливать с отдельными из лиц, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, отношения сотрудничества.

Закрепляя за конкретными лицами возможность реализовать свое право на оказание помощи осуществляющим оперативно-розыскную деятельность органам в решении стоящих перед ними задач, закон в то же время не устанавливает для указанных органов обязанность установления с этими лицами отношений сотрудничества. Таким образом, необходимо волеизъявление двух сторон, их обоюдное согласие на установление отношений сотрудничества.

В соответствии со ст. 13 Закона об ОРД право устанавливать отношения сотрудничества с отдельными лицами при решении задач оперативно-розыскной деятельности на территории Российской Федерации предоставлено оперативным подразделениям оперативно-розыскных органов.

Никакие негосударственные структуры, в том числе осуществляющие частную детективную и охранную деятельность, не могут проводить оперативно-розыскные мероприятия и использовать для этого содействие отдельных граждан.

В то же время следует учитывать, что при занятии частной сыскной деятельностью допускается использование частными детективами содействия отдельных лиц, но это содействие может выражаться в оказании помощи по осуществлению лишь таких действий, которые по своей сущности не являются оперативно-розыскным мероприятиями.

Могут использовать содействие отдельных лиц в сборе информации и журналисты. Причем Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» не только предоставляет журналистам право использовать содействие граждан, но и оговаривает возможность придания этим отношениям конфиденциального характера. Так, ст. 41 названного закона предусмотрено, что редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

Таким образом, оперативно-розыскную деятельность могут осуществлять (устанавливая при этом отношения сотрудничества с отдельными лицами при решении задач оперативно-розыскной деятельности) только уполномоченные на то Законом об ОРД государственные органы. Руководители указанных органов определяют, какие именно подразделения в их составе правомочны осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы, исходя из того, что они решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий.

Сотрудничество отдельных лиц с органами, осуществляющими опера­тивно-розыскную деятельность, может быть гласным и негласным (конфиденциальным). Привлечение отдельных лиц в добровольном порядке к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий, перечисленных в ст. 6 Закона об ОРД, которые в дальнейшем могут быть преданы гласности, а лица, участвовавшие в их проведении, стать свидетелями по уголовному делу.

Конфиденциальное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может быть, как и гласное содействие, только добровольным. Отношения конфиденциального содействия устанавливаются лишь по желанию лица, привлекаемого к сотрудничеству.

На добровольной основе гласное и негласное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, могут оказывать любые лица. Закон об ОРД не содержит в этой части каких-либо ограничений. Ограничения имеются лишь в части договорного оформления отношений сотрудничества на конфиденциальной основе (конфиденциального содействия по контракту). Согласно ст. 17 Закона об ОРД органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

В то же время в соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона об ОРД органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. Буквальное толкование этой статьи позволяет сделать вывод, что нет за­прещения использовать конфиденциальное содействие депутатов, прокуроров и судей, если оно осуществляется не по контракту.

Как уже отмечалось, сотрудничество лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, носит исключительно добровольный характер. При этом мотивация такого сотрудничества может быть самой разной. Из проведенных исследований следует, что мотивами сотрудничества могут являться:

- добровольное желание безвозмездно помочь правоохранительным ор­ганам, основанное на идеологических и моральных убеждениях, чувстве долга;

- предусмотренная законом возможность освобождения от уголовной от­ветственности в случае сотрудничества, активного способствования раскрытию преступлений, возмещения нанесенного ущерба;

- месть, зависть, конкуренция в преступной среде, личные симпатии и
чувство благодарности по отношению к конкретному работнику правоохранительных органов, тяга к риску;

- материальная заинтересованность.

Согласие на оказание содействия может выражаться как в письменной, так и в устной формах. Лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию указанным органам.

Содействие отдельных лиц оперативным подразделениям органов, осу­ществляющих оперативно-розыскную деятельность, позволяет эффективно ре­шать стоящие перед ними задачи. Так, привлечение отдельных лиц к содействию в работе оперативных подразделений органов внутренних дел дает возможность получить дополнительную и более обширную информацию о состоянии оперативной обстановки на конкретной территории. Например, многие из лиц, бежавших из мест лишения свободы и занимающихся преступной деятельностью, живут на нелегальном положении и не всегда попадают в поле зрения оперативных работников, поэтому привлечение граждан к выявлению таких лиц, мест их обитания оказывает большую помощь органам внутренних дел в предупреждении преступлений. Граждане оказывают помощь в изучении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, помогают получить сведения о преступных связях лиц, состоящих на учете, информацию о подготовке или совершении преступлений, о соучастниках, об орудиях и оружии, использованных при совершении преступления, и т.д. Активная деятельность лиц, оказывающих содействие, умножает силы оперативных подразделений, позволяет им разнообразить тактические средства и приемы в борьбе с преступностью, открывает возможность проводить мероприятия одновременно в нескольких направлениях и на многих объектах.

Лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в литературе часто именуют «помощниками», «доверенными лицами», «агентами», «конфидентами», «осведомителями», «информаторами», «негласными сотрудниками».

Содействие отдельных лиц указанным органам может осуществляться на разовой, периодической и долговременной основе. Существуют и законодательно выделены и закреплены два вида содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: первый — привлечение к подготовке оперативно-розыскных мероприятий и второй — привлечение к проведению оперативно-розыскных мероприятий (непосредственное участие в оперативно-розыскных мероприятиях).

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности уполномочен­ные органы используют содействие отдельных лиц для достижения целей опе­ративно-розыскной деятельности, каковыми, согласно ст. 1 Закона об ОРД, яв­ляются защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Содействие отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, может использоваться только для решения задач оперативно-розыскной деятельности, сформулированных в ст. 2 Закона об ОРД.

Возможность такого содействия в решении задач оперативно-розыскной деятельности непосредственно оговорена в ст. 6 Закона об ОРД, согласно которой должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Оперативными подразделениями органов внутренних дел при содействии отдельных лиц могут осуществляться: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки товаров с последующим направлением их на исследование, наблюдение за действиями проверяемых, в том числе с применением технических средств (кино-, фото-, видеосъемки, аудиозаписи и т.д.), а также за местами пребывания преступного элемента и возможного сбыта похищенного и другие оперативно-розыскные мероприятия. Характерным примером использования содействия отдельных граждан является их оперативное внедрение в преступные группы.

В юридической литературе справедливо отмечается, что эффект участия граждан в таких мероприятиях может быть лишь в тех случаях, когда их действия проводятся тайно от лиц, представляющих оперативный интерес. Поэтому для участия в оперативно-розыскных мероприятиях подбираются надежные помощники, которые бы преждевременно не разгласили факт подготовки и проведения таких мероприятий. Им сообщается необходимая информация о задачах, требующих решения с их участием, содержание предстоящих мероприятий, время и место их проведения, точная координация действий и связь с оперативными работниками, проводится тщательный инструктаж по выполнению каждым участником конкретных действий при условии обеспечения их безопасности. Полнота и пределы информирования зависят от специфики преступления, причастных к нему лиц и конкретной помощи, ожидаемой от граждан. Оперативный работник несет ответственность за обоснованность и целесообразность привлечения граждан к соответствующим оперативно-розыскным мероприятиям. Он должен строго соизмерять предстоящие действия всех участников в конкретных ситуациях с требованиями законности. При этом следует особо отметить, что категорически запрещается привлекать граждан к участию в мероприятиях по предупреждению и раскрытию преступлений, в ходе проведения которых их жизни и здоровью может угрожать опасность.

Как уже отмечалось, вопросы оказания отдельными лицами содействия конкретным органам, осуществляющим борьбу с преступностью, регламентируются, помимо Закона об ОРД, и другими законами. Например, Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» содержит ст. 19 «Лица, содействующие органам Федеральной службы безопасности», которой установлено, что органы ФСБ могут привлекать отдельных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы Федеральной службы безопасности обязанностей на гласной и негласной (конфиденциальной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Полномочия внештатного сотрудника органов Федеральной службы безопасности определяются нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Лица, оказывающие содействие органам Федеральной службы безопасно­сти, имеют право:

а) заключать контракт с органами Федеральной службы безопасности о конфиденциальном сотрудничестве;

б) получать от сотрудников органов Федеральной службы безопасности разъяснения своих задач, обязанностей и прав;

в) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие
личность;

г) получать вознаграждение;

д) получать компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо
имуществу в процессе оказания содействия органам Федеральной службы
безопасности.

Лица, оказывающие содействие органам Федеральной службы безопасности, обязаны:

а) соблюдать условия заключаемого с органами Федеральной службы
безопасности контракта или договоренности о сотрудничестве;

б) выполнять поручения органов Федеральной службы безопасности, направленные на осуществление возложенных на них обязанностей;

в) не допускать умышленного предоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации;

г) не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведения, ставшие им известными в процессе оказания содействия органам Федеральной службы безопасности.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7