Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оперативно-розыскные мероприятия не требующие санкционирования.




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большую группу ОРМ составляют мероприятия для проведения которых не требуется получения каких либо разрешений руководителей органов, осуществляющих ОРД, либо разрешение суда, но нужно иметь ввиду, что это деление достаточно условно. Они проводятся по инициативе оперативного работника. К ним относятся:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Отождествление личности.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Опрос –это сбор информации в процессе непосредственной беседы сотрудника оперативного подразделения (лица, действующего по его поручению или заданию) с лицами, которые осведомлены или могут знать о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих интерес для решения задач ОРД.

В теории и практике ОРД это мероприятие традиционно называется «разведывательный опрос», что указывает на его исследовательский, поисковый характер, направленность на получение информации, скрытой от правоохранительных органов. Опрос является одним из наиболее распространенных способов собирания информации о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес, а также получения иных сведений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью.

Опрос может проводиться как по месту нахождения опрашиваемых, так и в служебном помещении органа внутренних дел при условии их добровольного согласия на беседу.

Субъектами опроса могут выступать непосредственно оперативные уполномоченные, а также действующие по их поручению сотрудники других служб органов внутренних дел, внештатные сотрудники и иные лица, оказывающие содействие оперативным аппаратам.

Объектами опроса могут быть любые лица, располагающие оперативно-значимой информацией, независимо от возраста, должностного и социального положения, религиозных убеждений и любых других обстоятельств.

Опрашиваемые могут быть причастны к преступной деятельности либо к конкретному преступлению или быть «посторонними». Важно одно: они должны являться источниками информации. Не имеет значения и их возраст. Дети, скажем, могут быть такими же источниками информации. Следует учитывать возрастные особенности опрашиваемых лишь при необходимости письменно зафиксировать результаты опроса. Для других способов фиксации (магнитофонная запись, видеосъемка) таких ограничений нет.

Опрос как оперативно-розыскное мероприятие следует отличать от допроса, производимого по уголовному делу. Допрос как следственное действие – прерогатива следователя или дознавателя. Он осуществляется с обязательной процессуальной фиксацией в протоколе установленной формы с предупреждением допрашиваемого свидетеля или потерпевшего об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оперативный работник может производить допрос только по поручению должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело.

В зависимости от целей, условий, личности опрашиваемого и ряда других факторов в ОРД могут применяться следующие виды опросов: гласный; зашифрованный; негласный; легендированный.

Гласный опрос проводится в тех случаях, когда нет необходимости скрывать от окружающих факт его проведения и интересующие оперативных работников сведения. Чаще всего такой опрос применяется для получения информации, необходимой для раскрытия совершенных преступлений и задержания подозреваемых лиц. В этих случаях оперативный работник четко формулирует цель беседы, и опрашиваемый отдает себе отчет в том, что сообщаемая им информация будет использована для раскрытия преступлений.

Зашифрованный опрос (не скрывается принадлежность сотрудника к оперативному подразделению, но скрывается цель мероприятия) является более сложным видом опроса и имеет в ряде случаев гораздо большие возможности в получении оперативно-значимой информации. Суть его заключается в использовании различных приемов, вводящих опрашиваемого в заблуждение относительно истинных целей беседы, с тем, чтобы, отвечая на вопросы, лицо не осознавало значимости сообщаемых им сведений для раскрытия преступления. Зашифровка цели производится, как правило, в тех случаях, когда у оперативного работника возникает сомнение в искренности опрашиваемых лиц; при опросе граждан, находящихся в близких отношениях с лицами, причастными к преступной деятельности; при опросах представителей криминальной среды. В зависимости от конкретных обстоятельств и хода беседы опрос без сокрытия его целей по усмотрению оперативного работника может превратиться в зашифрованный, и наоборот.

Негласный опрос предполагает сохранение в тайне от окружающих и, в первую очередь, от тех лиц, о которых собирались сведения, как факта беседы, так и содержания разговора. Такие опросы без зашифровки цели используются, как правило, в тех случаях, когда осведомленное лицо согласно передать информацию на условиях конфиденциальности. При наличии сомнений в искренности собеседника и сохранении им в тайне факта беседы цели негласного опроса могут быть зашифрованы.

Легендированный опрос - наиболее сложный вид опроса, требующий высокого профессионализма опрашивающего и проведения ряда подготовительных действий. Суть легендирования заключается в сокрытии опрашивающим лицом своей принадлежности к правоохранительным органам и введении опрашиваемого в заблуждение относительно истинных целей беседы. Легендированный опрос применяется для негласного сбора сведений о лицах, представляющих оперативный интерес, и в силу сложности проводится, как правило, специально подготовленными сотрудниками оперативных аппаратов.

Результативность опроса во многом зависит от тактики его проведения, общие положения которой достаточно подробно изложены в специальной литературе.

Результаты опроса при согласии опрашиваемых могут быть оформлены объяснением (протоколом опроса), заявлением или явкой с повинной, справкой либо рапортом оперативного работника. Эти материалы впоследствии могут быть переданы следователю для приобщения к уголовному делу. Если информация получена при условии конфиденциальности, то справка (рапорт) хранятся и используются по правилам секретного делопроизводства и следователю не передаются.

Наведение справокэто сбор информации, представляющей интерес для решения задач ОРД, осуществляемое путем:

- изучения документов (в том числе архивных) непосредственно сотрудником оперативного подразделения либо по его поручению (заданию) лицом, оказывающим ему содействие;

- направление в установленном порядке соответствующих запросов в государственные органы, в том числе правоохранительные, а также на предприятия, в учреждения и организации независимо от форм собственности, имеющие информационные системы, которые обеспечивают или могут обеспечивать решение задач ОРД.

Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемого лица, его родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить причастность к противоправной деятельности. В Законе об ОРД отсутствуют какие-либо ограничения на получение в процессе наведения справок информации конфиденциального характера, однако следует учитывать, что действующим российским законодательством установлены специальные режимы сбора и хранения достаточно большого объема сведений, содержащих коммерческую, журналистскую, банковскую, врачебную, нотариальную и ряд других видов тайн. Представление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.

Наведение справок путем изучения документов в зависимости от целей, условий и иных обстоятельств может осуществляться сотрудником оперативного аппарата либо по его поручению другим лицом. При этом цели изучения документов могут зашифровываться, а личность наводящего справки – легендироваться.

Виды документов, необходимых для наведения справок, а также места их получения определяются непосредственно сотрудниками оперативного аппарата. Наибольшее количество информации, представляющей оперативный интерес, содержится в документах органов внутренних дел и других правоохранительных органов: уголовных делах, делах оперативного учета, отказных материалах и др. Кроме того, немало ценной информации при решении конкретных задач ОРД можно получить из документов других организаций и ведомств: бухгалтерских отчетов, личных дел сотрудников, регистрационных журналов, историй болезней и т.д.

Для наведения справок в информационных системах прежде всего используются банки данных различных служб органов внутренних дел: Главного Информационного Центра (ГИЦ) МВД России, Информационных центров (ИЦ) МВД (УВД), информационных подразделений уголовного розыска и БЭП, подразделений по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков, ГИБДД, паспортно-визовой службы, лицензионно-разрешительных подразделений, дежурных частей и др. Важное значение имеет получение сведений из информационных систем других ведомств: прокуратуры, судов, службы судебных приставов, налоговой полиции, таможенных органов, банков, страховых компаний, медицинских учреждений, частных охранных агентств и т.д. Для этого оперативные аппараты ОВД должны подготовить обоснованные письменные запросы с указанием требуемых сведений, исходных данных для проверки, а также юридических оснований для наведения справок со ссылкой на соответствующие законодательные акты. Запросы, направляемые в другие ведомства, должны подписываться руководителями ОВД, а для получения справок по банковским счетам, кроме того, - согласовываться с прокурором.

Результаты наведения справок в информационных системах, полученные на основании официальных запросов, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, могут передаваться следователю для приобщения к материалам уголовных дел.

Результаты изучения документов при наличии информации, представляющей оперативный интерес, оформляются справкой или рапортом оперативного работника с приложением полученных оригиналов документов или их копий и могут, в случае необходимости, приобщаться к материалам уголовных дел.

Сбор образцов для сравнительного исследования – это действия, направленные на получение материальных объектов, являющихся носителями информации о признаках преступной деятельности.

Виды образцов, собираемых для сравнительного исследования, могут быть самыми разнообразными, их можно разделить на две большие группы:

- объекты, используемые в качестве эталонов для сравнительного исследования;

- объекты, являющиеся составной частью целого, подлежащей непосредственному исследованию.

К первой группе прежде всего относятся физиологические компоненты человека (кровь, слюна, запах, отпечатки пальцев, волосы, голос, почерк), следы обуви и транспортных средств, микрочастицы. Ко второй группе относятся предметы, изъятые из гражданского оборота (оружие, взрывчатые вещества, наркотики), сырье, полуфабрикаты и готовая продукция; документы бухгалтерского учета; похищенное имущество и др.

Сбор образцов для сравнительного исследования может осуществляться гласно, негласно либо зашифрованно (в зависимости от решаемых задач). Гласный сбор образцов проводится при условии добровольного согласия лиц, располагающих необходимыми образцами. Если факт сбора образцов важно сохранить в тайне от проверяемых лиц, то используются негласные приемы для их получения, организация и тактика которых регламентирована ведомственными нормативными актами. При сборе образцов может зашифровываться цель мероприятия или принадлежность выполняющего его лица к правоохранительным органам.

Данное мероприятие проводится сотрудниками оперативного подразделения с привлечением при необходимости специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, либо по его поручению другими лицами, в т.ч. оказывающими конфиденциальное содействие. Основанием для сбора образцов является рапорт оперативного работника, утвержденный соответствующим руководителем.

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство; создавать без оперативной необходимости условия, затрудняющие нормальное функционирование предприятий и организаций, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

При производстве гласного сбора образцов объекты упаковываются для их сохранности и опечатываются печатью предприятия, учреждения или организации, либо к ним прикрепляется бирка (ярлык), заверенная подписями участников мероприятия.

Результаты гласного сбора образцов оформляются актом, дактилоскопической картой или иными официальными документами.

Акт сбора образцов для сравнительного исследования должен содержать ссылку на то, что данное мероприятие проводится в соответствии с п.3 ч.1 ст.6 и ст.7 Закона об ОРД в целях сравнительного исследования. По форме и содержанию он в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола выемки. В заключительной части акта делается разъяснение о порядке обжалования законности данного мероприятия соответствующему руководителю ОВД, прокурору или в суд.

Результаты негласного сбора образцов для сравнительного исследования оформляются рапортом или справкой исполнителя мероприятия, к которым прилагаются в упакованном виде полученные образцы, или сообщением конфидента (с приложением образцов).

Исследование предметов и документов является логическим продолжением сбора образцов для сравнения. Ведь сбор образцов это своего рода подготовительный этап для исследования с целью выявления значимых признаков в том или ином объекте. Это ОРМ, проводимое оперативным подразделением с привлечением специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, для проведения ими криминалистического, научно-технического и иного исследования и дачи заключений по представленным им предметам, веществам, документам, полученным в процессе осуществления ОРД.

Исследование предметов и документов производится специалистами экспертно-криминалистических подразделений и научно-исследовательских учреждений различных министерств и ведомств по письменному требованию руководителя, уполномоченного на осуществление ОРД, основанному на мотивированном рапорте оперативного сотрудника.

С помощью исследования решаются следующие задачи: получение информации о назначении, технологии, месте, времени изготовления и качественных характеристиках предмета; идентификация следов преступной деятельности; определение принадлежности и отождествление биологических объектов (кровь, слюна, волосы и т.д.); определение иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Следует особо отметить, что предварительное исследование в сфере оперативно-розыскной деятельности не препятствует проведению экспертизы по тому же объекту. Нужно лишь соблюдать правило: одно и то же лицо не может быть специалистом и одновременно экспертом по одному и тому же делу.

Результаты исследования объектов, проведенного в учреждениях системы МВД, оформляются справкой, составленной специалистом, его осуществляющим, а проведенные в иных учреждениях - документами, предусмотренными их ведомственными нормативными актами.

Результаты исследования могут быть представлены дознавателю, следователю, прокурору, судье, в чьем производстве находится уголовное дело, за исключением случаев, когда исследуемый объект был получен с помощью конфиденциального источника либо его исследование проводилось при условии конфиденциальности.

Наблюдение –ОРМ, направленное на получение информации об объекте путем визуального, электронного и иных способов контроля, осуществляемого в помещениях, транспорте и на открытой местности.

Может вестись как сотрудниками оперативных подразделений, так и лицами, оказывающими содействие оперативно-розыскным органам на конфиденциальной основе.

Наблюдение (в любом виде) производится, как правило, конспиративно. Не привлекая к себе внимания, наблюдающий должен визуально фиксировать процессы, которые имеют значение для решения поставленной перед ним задачи. При этом он может применять фотографию, видеосъемку, звукозапись.

Электронное наблюдение, связанное с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, может проводиться только на основании решения судьи.

Решение о проведении наблюдения принимается сотрудником оперативного подразделения самостоятельно. В отдельных случаях, требующих привлечения к наблюдению значительных сил и средств, существенных финансовых затрат, указанное мероприятие проводится в соответствии с утвержденным руководителем, уполномоченным на осуществление ОРД, рапортом оперативного сотрудника.

Результаты наблюдения, осуществляемого оперативным работником либо другими лицами по его поручению, оформляются рапортом, актом наблюдения или объяснениями иных участников наблюдения с приложением полученных фотографий, аудио- или видеокассет. Эти материалы в соответствии с ч.3 ст.11 Закона об ОРД могут передаваться следователю либо судье, в чьем производстве находится уголовное дело. Результаты наблюдения, проводимого специализированными подразделениями оперативных аппаратов, а также лицами, оказывающими конфиденциальную помощь, используются только для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Отождествление личности–это способ установления лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, заключающийся в непроцессуальном опознании личности по ее внешности, голосу, запаху и другим идентифицирующим признакам.

Отождествление личности может носить непосредственный или опосредованный характер. Непосредственное отождествление осуществляется лицами, ранее встречавшимися с разыскиваемым и запечатлевшими в своей памяти его индивидуальные особенности (внешность, голос, одежду). Опосредованное отождествление осуществляется лицами, ранее не вступавшими в контакт с разыскиваемым и располагающими лишь его описанием, изображением либо фотографией.

В зависимости от характера, организационно-тактических форм и условий проведения можно выделить несколько основных видов отождествления личности:

- непосредственное отождествление личности по фотовидеоучетам органа внутренних дел;

- непосредственное отождествление личности в ходе оперативного поиска в местах вероятного появления разыскиваемого лица, а также среди правонарушителей, задержанных органом внутренних дел;

- опосредованное отождествление личности по словесному портрету, фотороботу, рисунку, фотографии, особым приметам среди множества незнакомых людей;

- опосредованное отождествление личности путем поиска в оперативно-справочных учетах органов внутренних дел по признакам внешности, особым приметам, способу совершения преступления;

- отождествление личности по запаховым следам с помощью служебно-розыскной собаки.

При отождествлении личности запрещается оказывать воздействие на опознающих и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка; совершать действия, исключающие в дальнейшем проведение процессуального опознания; привлекать к мероприятиям граждан, физические и психические качества или состояние которых ставят под сомнение его результаты.

Результаты непосредственного отождествления личности оформляются рапортом оперативного работника либо объяснением (протоколом опроса) участника отождествления, опознавшего разыскиваемого. Результаты опосредованного отождествления личности оформляются рапортом оперативного работника, протоколом задержания разыскиваемого, справкой учетных подразделений о результатах поиска в информационных системах. Результаты отождествления по запаховым следам оформляются актом применения служебно-розыскной собаки.

Все указанные документы могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7