Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий закреплены в статье 7 Закона «Об ОРД». В первой части данной статьи перечислено шесть оснований для проведения любых оперативно-розыскных мероприятий. Первым в этом перечне названо наличие возбужденного уголовного дела. Для проведения оперативно-розыскных мероприятий по данному основанию не имеет значения кем (органом дознания или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится. По возбужденным уголовным делам, находящимся в производстве следователя оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как по его поручению, так и без такового (ст.157 УПК РФ). Если уголовное дело возбуждено по факту неочевидного преступления, то оперативные аппараты, являясь одновременно органом дознания обязаны в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства принять необходимые оперативно-розыскные меры для установления преступника. В таких случаях даже отсутствие поручения следователя по находящемуся в его производстве нераскрытому делу не должно сковывать инициативы и активности оперативных работников, результатах проводимых оперативно-розыскных мероприятий по возбужденному уголовному делу оперативные подразделения должны уведомлять следователя. Вторым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является получение оперативным аппаратом органа внутренних дел сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. К этому же основанию закон относит получение сведений о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, а также о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления могут содержаться в заявлениях, письмах и выступлениях граждан, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, средствах массовой информации, а также конфиденциальных сообщениях. Это, как правило, первоначальные сведения о признаках преступления, которые нуждаются в проверке с помощью оперативно-розыскных мероприятий. Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия или уклоняющихся от уголовного наказания, могут содержаться в ориентировках органов внутренних дел, розыскных заданиях, постановлениях о розыске обвиняемого, оперативно-справочных учетах, а также в конфиденциальной информации. Третьим основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий является поручение следователя, органа дознания, указание прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Согласно уголовно-процессуальному законодательству такие поручения, указания и определения должны даваться в письменном виде. Указания прокурора о проведении ОРМ в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть даны по любым делам находящимся в производстве у него либо у следователя прокуратуры. Если уголовное дело находится в производстве у следователя ОВД, прокурор обязан дать указание следователю, который может конкретизировать его в своем поручении органу, осуществляющему ОРД. Поручения и указания органам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия, не должны содержать предписаний о проведении конкретных ОРМ, их месте, времени и тактике. Все эти вопросы оперативные работники решают самостоятельно. Выполнение таких поручений согласно статье 14 закона «Об ОРД» — обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Четвертым основанием для проведения ОРМ являются запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Такие запросы должны быть оформлены в письменном виде, подписаны руководителем органа внутренних дел соответствующего уровня. В запросе следует перечислить конкретные оперативно-розыскные мероприятия, которые надлежит провести. Если оперативно-розыскное мероприятие требует вынесения постановления соответствующего должностного лица или судебного решения, то все необходимые документы должны направляться вместе с запросом. Пятым основанием для проведения ОРМ являются постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В ее соответствии с федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. на органы внутренних дел возлагается осуществление мер безопасности судей, народных и присяжных заседателей, прокуроров, следователей, должностных лиц контролирующих органов. Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемого лица являются: - заявление должностного лица, в отношении которого имеется угроза посягательства на его жизнь, здоровье или имущество в связи с его служебной деятельностью; - обращение председателя суда либо руководителя соответствующе правоохранительного органа; - получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной информации о наличии угрозы в отношении должностного лица. Фактическим основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы. Органы внутренних дел, получив заявление (обращение, информацию) о наличии угрозы безопасности должностного лица, обязаны в течение трех суток принять решение о применении мер безопасности, либо об отказе в применении, а в случаях не терпящих отлагательства - применить их незамедлительно.
В случае принятия решения о применении мер безопасности выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления, которое следует рассматривать как юридическое основание для применения оперативно-розыскных мероприятий. При проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения безопасности защищаемого, его обязаны ставить в известность о проводимых мероприятиях. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права защищаемых лиц, допускается без судебного решения, при наличии их письменного согласия. Шестым основанием для проведения оперативно-розыскного мероприятия являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов зарубежных стран в соответствии с международными договорами Российской Федерации. По запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств могут, как правило, проводиться только те оперативно-розыскные мероприятия, которые не требуют судебного решения. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, а также на неприкосновенность жилища, следует в порядке, предусмотренном статьей 9 закона «Об ОРД», получить решение судьи по месту проведения мероприятия. В части 2 статьи 7 закона «Об ОРД» определены основания для осуществления отдельных оперативно-розыскных мероприятий в целях сбора сведений, необходимых для принятия решения: 1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; 2) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; 3) о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; 4) об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ.
5) по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 6) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность. Сбор данных, необходимых для принятия решений, перечисленных в п.п. 1-3 этой нормы закона, осуществляется, подразделениями ФСБ РФ. Органы внутренних дел вправе проводить отдельные оперативно-розыскные мероприятия для сбора необходимых сведений при установлении или поддержании с лицом конфиденциального сотрудничества. Выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, которые проводят сбор необходимых сведений. В соответствии со статьей 6 закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность изложенных в представленных документах сведений, чтобы принять решение о выдаче лицензий, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение. Кроме того, можно проверить его по учетам психиатрических и наркологических лечебных учреждений, оперативно-справочным учетам органов внутренних дел, установить причины увольнения с прежнего места работы. В целях сбора информации для принятия вышеперечисленных решений, не могут применяться оперативно-розыскные мероприятии, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища. В то же время дня обеспечения собственной безопасности оперативных аппаратов органон внутренних дел могут проводиться любые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные статьей 6 закона «Об ОРД».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|