Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оперативное внедрение и оперативный эксперимент.




Оперативное внедрениеэто комплекс целенаправленных действий по легендированному вводу сотрудников оперативных подразделений и лиц, оказывающих им конфиденциальное содействие, в криминогенную среду или объекты в целях разведывательного сбора информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

В силу своей сложности оперативное внедрение представляет собой тактическую операцию, требующую тщательного планирования как подготовительных действий, так и мер обеспечивающего и защитного характера. В постановлении на его проведение должны обосновываться необходимость, имеющиеся возможности для осуществления, решаемые задачи, сроки внедрения, линия поведения внедряемого лица, пределы активности при имитации преступной деятельности, варианты действий в экстремальных ситуациях. Оперативное внедрение штатных сотрудников органов внутренних дел осуществляется, как правило, по имеющимся в производстве делам оперативного учета, а при их отсутствии по разрешению федерального министра или его заместителей.

Субъектами оперативного внедрения могут выступать штатные негласные сотрудники оперативных подразделений, принадлежность которых к органам внутренних дел зашифрована; сотрудники оперативных подразделений, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе; другие сотрудники органов внутренних дел; лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД. Сведения о субъектах оперативного внедрения составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности лишь с их согласия в письменной форме.

В процессе оперативного внедрения для обеспечения конспирации его субъекты могут использовать документы, зашифровывающие личность, а также ведомственную принадлежность используемых помещений и транспортных средств.

Для установления доверительных отношений с представителями криминогенной среды лица, внедренные в преступные формирования, сталкиваются с необходимостью имитации преступной деятельности, при этом на основании ч.4 ст.16 Закона об ОРД они наделены правом вынужденного причинения вреда интересам других лиц при правомерном осуществлении служебного долга. Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. для имитации преступной деятельности разрешается безлицензионное использование наркотических средств и психотропных веществ.

Вместе с этим, при осуществлении оперативного внедрения запрещается принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных политических партий и объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.

Организация и тактика оперативного внедрения регламентируются специальными ведомственными нормативными актами.

Информация, полученная в результате оперативного внедрения, оформляется рапортом либо справкой сотрудника оперативного аппарата или сообщением лиц, оказывающих конфиденциальное содействие.

Сотрудники оперативных аппаратов, исполняющие свои основные должностные обязанности на гласной основе и участвовавшие в оперативном внедрении, в случае необходимости могут выступать в качестве свидетелей в уголовном процессе.

Оперативный экспериментэто способ получения информации, заключающийся в воспроизведении негласно контролируемых условий и объектов для проявлений противоправных намерений лиц, совершающих преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Оперативный эксперимент проводится с целью выявления и задержания лиц, совершающих серийные преступления, а также документирования преступных действий лиц, обоснованно подозреваемых в противоправной деятельности.

В зависимости от конкретных целей проведения можно выделить два основных вида этого оперативно-розыскного мероприятия. К первому следует отнести оперативный эксперимент, направленный на выявление неизвестных лиц. Его суть заключается в использовании «приманок» – специально подготовленных и взятых под контроль объектов, аналогичных тем, на которые обычно покушаются преступники. Приманки помещаются или направляются в места наиболее частого совершения преступлений. Так, для выявления лиц, совершающих кражи автотранспорта, в качестве приманки используется «автомобиль-ловушка», который ставится на неохраняемую стоянку.

В исключительных случаях для выявления лиц, совершающих уличные разбои и грабежи, преступления, посягающие на половую неприкосновенность, в качестве приманки могут использоваться экипированные соответствующим образом сотрудники органов внутренних дел, которые направляются в места наиболее частого совершения аналогичных нападений. При проведении этого вида эксперимента важное значение имеет обеспечение негласного контроля за объектами-приманками, в качестве которых выступают люди. В таких случаях на первый план должны ставиться безопасность жизни и здоровья участников эксперимента, а поэтому при наличии сомнения в обеспечении их полной безопасности, от проведения такого оперативного эксперимента следует отказаться.

Второй вид оперативного эксперимента имеет своей целью документирование преступных действий, задержание с поличным лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении преступлений, т.е. он проводится в отношении конкретных лиц. Чаще всего этот вид эксперимента применяется для разоблачения взяточников. В качестве взяткодателя-приманки могут выступать как оперативные работники, легендирующие свою личность, так и лица, у которых взятка вымогается подозреваемым.

Такой эксперимент может проводиться и в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в незаконном сбыте наркотиков, оружия и других предметов, изъятых из гражданского оборота. В качестве покупателя-приманки могут выступать оперативные работники под соответствующей легендой либо негласные сотрудники. Целью оперативного эксперимента является обнаружение у продавца запрещенных предметов и их изъятие.

Для обеспечения законности при проведении оперативного эксперимента необходимо соблюдать следующие требования:

1) условия и объекты для проявления преступных намерений, воспроизводимые в ходе эксперимента, должны обеспечивать возможность выбора того или иного варианта поведения заподозренных лиц;

2) в процессе эксперимента должны, как правило, использоваться методы пассивного наблюдения (например, при проведении операции с автомашинами-ловушками) или выражения сомнения и уточнения характера совершаемых действий, размера незаконного вознаграждения (например, при выявлении взяточников);

3) при проведении эксперимента запрещается провоцировать или принуждать лицо к совершению противоправных действий; ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами.

Для того чтобы исключить возможность провокации при проведении оперативного эксперимента в отношении конкретных лиц, рекомендуется соблюдать ряд дополнительных условий, вытекающих из опыта деятельности правоохранительных органов:

первое - прежде чем принять решение о проведении оперативного эксперимента, необходимо получить абсолютно достоверную и, желательно, из разных источников информацию о совершении лицом противоправных деяний (например, при проведении эксперимента в отношении взяткополучателя целесообразно иметь показания не менее двух человек, у которых взятка вымогалась);

второе - инициатива в замысле и подготовке преступления должна исходить от заподозренного субъекта (например, лицо должно само высказать намерение приобрести оружие или наркотики, имея при этом необходимые средства);

третье - желание заподозренного субъекта совершить противозаконную сделку должно быть зафиксировано с помощью материальных носителей информации, которые могут использоваться в процессе доказывания.

Оперативный эксперимент, несмотря на некоторое сходство, имеет ряд принципиальных отличий от следственного эксперимента. Во-первых, различны цели проведения этих мероприятий: следственный эксперимент, как известно, направлен на проверку собранных и получение новых доказательств, а оперативный - на обнаружение преступных проявлений.

Во-вторых, они отличаются по своим временным характеристикам: если следственный эксперимент направлен на проверку событий, имевших место в прошлом, то оперативный - на настоящие и будущие действия преступников. Отсюда следует, что если выбор времени проведения следственного эксперимента не имеет принципиального значения, то оперативный должен проводиться именно в то время, когда вероятность проявления преступных намерений максимальна.

В-третьих, следственный эксперимент не порождает новых уголовно-правовых отношений, а оперативный - направлен на их возникновение.

Оперативный эксперимент имеет некоторое сходство с оперативной комбинацией, определенной в теории ОРД как способ решения оперативно-тактических задач путем искусственного создания условий для наступления прогнозируемых событий. Однако следует иметь в виду, что понятие оперативной комбинации шире, т.к. круг решаемых ею задач характеризуется значительным разнообразием, и, более того, оперативный эксперимент может выступать в качестве структурного элемента оперативной комбинации, т.е. быть ее составной частью.

В соответствии с законом оперативный эксперимент проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа внутренних дел. Перед его осуществлением составляется план, в котором указываются основания проведения, содержание, время, место, используемые силы и средства, тактические приемы и методы.

Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом оперативного работника, а в случае выявления и задержания лиц, совершивших преступление, - актом, который по форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного эксперимента, без указания в нем сведений, составляющих государственную тайну. К акту должны приобщаться физические носители информации, полученные в результате применения специальных технических средств.

Результаты оперативного эксперимента в случае совершения проверяемым лицом действий, содержащих признаки преступления, могут служить основанием для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В этом случае акт оперативного эксперимента с объяснениями и рапортами участвующих в нем лиц, а также постановление о его проведении должны передаваться следователю для использования в процессе доказывания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...