Тема № 11: Оперативно-розыскное производство.
План: 1. Сущность оперативно-розыскного производства и его стадий. 2. Оперативный поиск. 3. Оперативная проверка. 4. Оперативная разработка. 5. Оперативная профилактика. Сущность оперативно-розыскного производства и его стадий. Оперативно-розыскное производство — это основанная на ФЗ об ОРД и облеченная в форму правовых отношений деятельность уполномоченных на то субъектов, совершающих оперативно-розыскные действия, использующих специальные средства и принимающих в данной связи соответствующие решения, которая осуществляется в оперативно-розыскном порядке с целью защиты человека и общества от преступных посягательств и решения задач ОРД. Основными элементами оперативно-розыскного производства или процесса являются оперативно-розыскная деятельность уполномоченных на то ФЗ об ОРД субъектов и складывающиеся между ними в ходе этой деятельности правовые отношения. Причем их связь подлежит исследованию через призму выяснения соотношения содержания и формы. Оперативно-розыскные правоотношения являются правовой формой деятельности уполномоченных на то субъектов, решающих определенные для них законодателем задачи в сфере защиты человека и общества от преступных посягательств, а ОРД представляет собой содержание названных выше правовых отношений. ОРД носит процедурный характер. Такой взгляд на ОРД позволяет рассматривать ее в виде определенной системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов (действий, мероприятий, операций и др.), направленных на достижение общей цели посредством реализации ее единых задач. Процедуры ОРД формализованы в нормативных актах на уровне закона или подзаконных инструкций (в частности, в последних «расписан» порядок организации и тактики ОРД и определены этапы такой организации).
Основная особенность оперативно-розыскного процесса заключается в том, что эта часть сыскной работы правоохранительных органов и спецслужб неизбежно происходит через взаимообусловленные стадии и влечет наступление юридически значимого результата в связи с разрешением дел оперативного учета по ситуации, связанной с совершением преступления. Оперативно-розыскной процесс начинается, правило, в преддверии уголовного судопроизводства. Однако с началом последнего он не заканчивается. Оперативно-розыскной процесс не только продолжается параллельно с уголовным судопроизводством, но длится и после окончания последнего. Стадии же оперативно-розыскного процесса составляют в целом то, что принято называть порядком, совокупностью оперативно-розыскных процедур. Их последовательная и взаимообусловленная смена позволяет вести речь о наличии в ОРД «процессуального стержня», т.е. целенаправленного хода, развития негласной работы по защите человека и общества от преступных посягательств. Таким образом, стадии оперативно-розыскного процесса есть объективный порядок, совокупность обязательных оперативно-розыскных процедур, реализуемых соответствующими субъектами в ходе работы по предотвращению совершения преступлений и познанию деяния как возможно преступного, а также розыску лиц, совершивших преступление. Этот порядок в настоящее время зафиксирован в предписаниях оперативно-розыскного законодательства и ведомственных нормативных правовых актах. Каждую стадию характеризуют присущие только ей определенные признаки, которые позволяют отличать ту или иную стадию друг от друга. Наиболее типичные из них в совокупности образуют систему признаков стадии. В их число входят: 1) неизбежность конкретной стадии оперативно-розыскного процесса;
2) наличие самостоятельной задачи (связанной с единой целью оперативно-розыскного процесса – защитой от преступных посягательств и общими задачами, характерными для этого процесса в целом), не решение которой является препятствием для дальнейшего развития оперативно-розыскного процесса; 3) для каждой стадии характерны свой круг участников и особое положение субъектов; 4) окончанием каждой стадии служит решение оперативника, оформляемое соответствующим актом и предусматривающее дальнейший ход ОРД. Оперативно-розыскной процесс состоит из начального этапа поиска первичной оперативно-значимой информации (поискового этапа), предварительной оперативной проверки, оперативной разработки, а также оперативно-розыскной профилактики. Оперативный поиск. В специальной юридической литературе и нормативных правовых актах данная форма оперативно-розыскной деятельности называется по-разному: выявление лиц, представляющих оперативный интерес; выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес; оперативный поиск. На наш взгляд, название должно точно отражать предмет, который оно обозначает. В связи с этим возражение вызывает только два первых варианта: выявление лиц, представляющих оперативный интерес, и выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес. Оба они не отражают содержание данной формы оперативно-розыскной деятельности. Во-первых, выявление лиц и фактов является не содержанием, а целью, которая достигается посредством осуществления оперативно-розыскных и мероприятий оперативными подразделениями органов внутренних дел. Во-вторых, оперативный интерес представляют, а следовательно, и выявляются не только лица и факты, но и определенные обстоятельства, причины преступлений, условия, способствующие их совершению. Таким образом, первые два названных автоматически исключают и содержательной стороны оперативного поиска выявление преступлений, их причин и способствующих им условий, а также розыск похищенного имущества. Принимая во внимание изложенное, мы полагаем, что термин «оперативный поиск» более соответствует содержанию данной формы оперативно-розыскной деятельности.
Оперативный поиск осуществляется на определенной территории и в определенных условиях, т.е. в конкретной оперативной обстановки. Знание оперативными работниками оперативной обстановки и постоянное слежение за ее изменениями является одним из условий целенаправленности и эффективности оперативного поиска. Знание оперативными работниками оперативной обстановки позволяет лучше решать вопросы о количественном и качественном составе негласных сотрудников, их расстановке в целях непрерывного получения информации о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес. Поэтому каждое оперативное подразделение, организуя работу по выявлению лиц и фактов, направления поиска должен определять, исходя из особенностей, характеризующих состояние борьбы с преступностью на обслуживаемой территории (объекте). Места и объекты наиболее вероятного совершения преступлений либо появления (пребывания) на них лиц, представляющих оперативный интерес, необходимо обеспечивать постоянным оперативным обслуживанием за счет гласных и негласных мероприятий, проводимых для своевременного получения сведений о лицах и фактах, имеющих значение для предупреждения и раскрытия преступлений. К оперативно-розыскным средствам, с помощью которых осуществляется поиск и обнаружение лиц и фактов, относятся: оперативно-криминалистическая техника, оперативно-розыскные и профилактические учеты, различного рода информационно-поисковые системы, а также документы архивных дел оперативного учета и уголовных дел. В процессе осуществления оперативного поиска применяются как гласные, так и негласные методы. Все это свидетельствует, что оперативный поиск, имеет комплексный характер, требует постоянного внимательного и вдумчивого подхода со стороны личного состава и руководителей оперативных подразделений, т.е. иными словами возлагается задача наладить и постоянно поддерживать в эффективном рабочем состоянии своеобразный четко работающий «конвейер» сбора информации, носящей криминальный характер (часто тщательно скрываемой преступниками), либо связанной с такими событиями, ее накопления и обработки в целях принятия необходимых мер для борьбы с преступностью.
В свою очередь, цели поиска определяются функциями того или иного оперативного подразделения. Так, для подразделений уголовного розыска целью оперативного поиска являются предотвращение и раскрытие преступлений, отнесенных к их компетенции, розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда, пропавших без вести. Для подразделений БЭП целью такого поиска являются предотвращение и раскрытие хищений, должностных и хозяйственных преступлений. Одинаковой целью для всех оперативных работников и подразделений органов внутренних дел в поисковой работе является выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению. Объектами поиска являются лица, в отношении которых органы внутренних дел не располагают сведениями об их антиобщественном поведении, преступных намерениях и действиях, а также неизвестные факты, указывающие на совершение преступлений или на обстоятельства возможного их совершения. К кругу лиц представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел следует отнести: - лиц совершивших преступления, замышляющих, готовящих преступления; - лиц, имеющие возможность оказывать конфиденциальную помощь в борьбе с преступностью, выполнять задания оперативных подразделений. В свою очередь всех лиц, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел можно сгруппировать на следующие категории (группы): - во-первых, имеющие непосредственное отношение к совершенным преступлениям. В эту категорию входят организаторы преступных групп, непосредственные участники совершенных преступлений, наводчики, укрыватели преступников и похищенного, сбытчики похищенного имущества, иные пособники (обеспечивающие преступников транспортом, орудиями преступлений и т. п.); - во-вторых, лица, намеревающиеся совершить преступления. К их числу относятся лица, вынашивающие умысел на совершение преступления, а также совершающие подготовительные к этому действия. Последние могут выражаться в формировании преступных групп, приобретении, изготовлении документов, орудий преступления, в подготовке объектов преступного посягательства и условий, обеспечивающих осуществление преступного замысла. Сюда же следует отнести и лиц, покушающихся на преступление. Покушение, как известно, представляет собой по существу уже начавшееся преступление, которое не доведено до конца в силу пресечения дальнейших действий преступников по не зависящим от них причинам (ст. 30 УК РФ);
- в-третьих, лица, от которых можно ожидать совершения преступления, а именно: - судимые за умышленные преступления и не вставшие на путь исправления в период отбывания наказания либо систематически нарушающие общественный порядок после освобождения из мест лишения свободы; - ранее не судимые, но систематически нарушающие общественный порядок; - несовершеннолетние, осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, не взятые в период следствия под стражу, освобожденные от уголовной ответственности в связи с применением мер административного или общественного воздействия, освобожденные от уголовной ответственности по амнистии и т. п.; - лица с психическими отклонениями; - лица систематически злоупотребляющие спиртными напитками; - оперативный интерес представляют родственники и иные связи разыскиваемых преступников, где они могут найти убежище, а также лица, располагающие сведениями о фактах, относящихся к событию преступления. К объектам поиска относятся события преступлений. Это вызывается наличием: во-первых, латентной преступности; во-вторых, замаскированных преступлений; в-третьих, фактов умышленного сокрытия преступлений от учета должностными лицами органов внутренних дел. Существование латентной преступности объясняется, как известно, тем обстоятельством, что в ряде случаев лица, ставшие жертвами разбойных нападений, грабежей, мошенничества, карманных (квартирных) краж, изнасилований и мужеложства по различным мотивам не обращаются в органы внутренних дел с заявлениями о совершенных в отношении них преступлений. К числу замаскированных преступлений, в первую очередь, следует отнести хищения, совершенные материально ответственными и иными лицами, с использованием своего должностного положения. Преступные действия таких лиц прикрываются всякого рода подложными документами и с внешней стороны не вызывают сомнений в их правомерности. К этому виду относится и взяточничество, совершаемое, как правило, при отсутствии свидетелей. Причем, часто, и дающий и берущий взятку крайне заинтересованы в сокрытии этого факта от посторонних лиц и, тем более, от правоохранительных органов. Для выявления таких преступлений, как правило, требуется глубокая оперативная работа. Для обнаружения событий преступлений необходимо искать их следы. При этом следует иметь в виду, что это могут быть как материальные (фиксированные), так и идеальные следы (сохранившиеся в памяти людей сведения о событиях и обстоятельствах преступления). К фактам, представляющим оперативный интерес для органов внутренних дел, относятся обстоятельства, способствующие совершению преступлений: это причины и условия, способствующие возникновению и реализации преступного умысла. В одних случаях это может быть плохо поставленная воспитательная работа либо воздействие преступных элементов на неустойчивых лиц. В других - отсутствие должной сохранности имущества, нарушение правил учета товарно-материальных ценностей, действие устаревших норм выпуска продукции, отсутствие должного контроля за производством и отпуском ценностей и т. п. К объектам поиска фактов следует отнести похищенное имущество, орудия преступления, оружие, нажитые в результате преступной деятельности ценности. В дальнейшем это способствует установлению самого события преступления, а в определенных случаях и лица, его совершившего. Формы поиска информации зависят от объектов поиска, выбранного направления и участвующих в этой работе сил. Под формами здесь понимаются тактические приемы, способы применения тех или иных сил, средств и методов на направлениях поиска. В процессе проведения разведывательно-поисковых мероприятий оперативные подразделения имеют возможность: - осуществлять сбор сведений об оперативной обстановке на определенных территориях и объектах оперативного обслуживания, выявления причин, условий и иных обстоятельств, способствующих совершению преступлений. - устанавливать лиц, от которых, судя по их антиобщественному поведению, следует ожидать совершения административных правонарушений или уголовных проявлений, - выявлять разыскиваемых преступников и иные категории граждан. Таким образом, оперативный поиск призван обеспечить поступление в оперативные подразделения информации о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес. При этом имеется в виду первичная информация: - о лицах, от которых судя по их антиобщественному поведению можно ожидать совершения преступления, а также с тех, кто вынашивает или подготавливает, совершает или уже совершил преступления либо разыскивается в связи с их совершением; - о фактах подготовки, покушения и. совершения преступлений; - об обстоятельствах, выступающих в качестве причин и условий совершения преступлений. С учетом изложенного можно сделать следующий вывод. Оперативный поиск – это комплекс осуществляемых оперативными подразделениями оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих получение информации о лицах, фактах, обстоятельствах, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел, а также ее проверку и использование в целях предотвращения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников. Оперативная проверка Оперативная проверка - это важный этап, содержанием которого является проведение мероприятий по проверке первичной информации. Необходимость предварительной оперативной проверки обуславливается рядом факторов, в частности, встречающимися на практике случаями представления в орган, осуществляющий ОРД неточной или заведомо ложной информации. Виды мероприятий и направления их осуществления по проверке выявленных первичных сведений, представляющих оперативный интерес, весьма разнообразны и зависят от тех конкретных обстоятельств, которые содержатся в полученной информации. Однако в каждом случае в процессе проверки следует устанавливать: - место жительства (местонахождение) проверяемого, его личность, судимость, связи, поведение и образ жизни; - причастность проверяемого к противоправным действиям, о которых сообщается, имел ли место сам факт криминального события, причастность проверяемого к ранее совершенным преступлениям, наличие у него ценностей, приобретенных преступных путем; - преступные намерения проверяемого, его конкретные действия по подготовке преступления, созданию условий, способствующих осуществлению преступных намерений. Необходимо отметить, что получение поисковой информации и ее проверка не являются самоцелью, поэтому перед оперативными работниками часто возникает вопрос о том, как оптимальнее, целенаправленнее и эффективнее использовать достоверную информации. Руководитель оперативного подразделения по результатам проверки первичных сведений принимает решение: - о передаче материалов следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; - о возбуждении уголовного дела и производстве дознания либо об отказе в возбуждении уголовного дела о применением установленных мер общественного воздействия, к лицам, причастным к подготовке или совершению преступления, не представляющего большой общественной опасности; - о передаче (пересылке) материалов по территориальности или подведомственности другому органу, осуществляющему ОРД; - о постановке лиц, могущих встать на путь совершения преступлений, замышляющих иди подготавливающих преступление, на профилактический учет; - о проведении оперативной разработки. Оперативная разработка. Потребность в оперативной разработке предопределяется тем, что первичные сведения, получаемые в ходе выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, и предварительной оперативной проверки, несмотря на их обоснованность и достоверность, зачастую оказываются недостаточными для принятия исчерпывающих мер в целях пресечения преступлений, их раскрытия и розыска скрывшихся преступников. Использование в определенной совокупности: специальных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел образует единый процесс, который принято называть оперативной разработкой. Таким образом, оперативная разработка -это негласное осуществление комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при наличии обоснованных данных о признаках подготавливаемых или совершенных (совершаемых) преступлений для их пресечения или раскрытия, а также в отношении скрывшихся преступников для их розыска, когда иным путем достичь указанных целей невозможно. Оперативной разработке свойственны следующие основные черты, в своей совокупности раскрывающие ее сущность и определяющие самостоятельность этой формы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. 1. Оперативная разработка - это деятельность, проявляемая в осуществлении мероприятий, основанных на использовании негласных сил, средств и методов. Ее результаты отражаются в различных материалах, концентрируемых в соответствующих делах оперативной разработки: оперативных, оперативно-поисковых и розыскных. Названные дела являются носителями информации, полученной в ходе оперативной разработки. 2. Оперативная разработка имеет свою правовую основу, предопределяющую назначение, цели оперативной разработки и регламентирующую вопросы ее организации и осуществления. Это - совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих различные аспекты оперативной разработки, применения в ней негласных сил, средств и методов. 3. Ведение оперативной разработки - компетенция оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД. При необходимости в оперативной разработке используются также возможности других служб и подразделений этих органов, помощь общественности и т. д. 4. Оперативная разработка имеет четко определенные цели:пресечение преступлений, их раскрытие, розыск скрывшихся преступников. В иных целях она недопустима. Сама же оперативная разработка зачастую носит многоцелевой характер. Это выражается в том, что в ходе ее осуществления нередко проводятся мероприятия с целью выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, предварительной оперативной проверки полученной информации и ее реализации. Конечные цели оперативной разработки достигаются последовательным (параллельным) решением ее задач, которые характеризуются множественностью и разнообразием содержания. В основу их классификации могут быть положены различные критерии. С учетом значимости для достижения конечных целей разработки ее задачи классифицируются на основные (выявление сообщников разрабатываемых и других связей, представляющих оперативный интерес; установление преступных намерений и фактов преступной деятельности разрабатываемых и т. д.) и частные задачи. С точки зрения направленности проводимых мероприятий и непосредственных результатов их осуществления задачи оперативной разработки можно классифицировать на познавательные, деятельные и обеспечивающие. Для познавательных задач характерным является установление данных относительно самих разрабатываемых, связанных с ними лиц, их намерений, действий, а также получение иной информации, которая может быть использована для пресечения, раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников. К числу таких задач относятся, например, выявление конкретных фактов преступной деятельности разрабатываемых, их соучастников и других лиц, представляющих для органов внутренних дел оперативный интерес; установление объектов - носителей доказательственной информации (лиц, могущих быть свидетелями по уголовным делам, предметов и документов, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств), мест укрытия преступников, каналов сбыта похищенного и т. д. Главное отличие познавательных задач состоит в том, что при их решении оперативная разработка обеспечивается новыми данными, способствующими познанию преступной деятельности разрабатываемых и связанных с этим путей их изобличения. Решение деятельных задач обычно связано с осуществлением мероприятий, направленных не на получение новых сведений (как при решении задач познавательных), а на реализацию имеющихся данных для прямого достижения цели оперативной разработки либо решения какой-нибудь отдельной ее задачи (задержание разыскиваемого преступника путем использования оперативной информации о его местонахождении; пресечение преступления путем приведения в негодность орудия подготавливаемого деяния либо склонения лица к отказу от преступных намерений и действий и т. п.). Задачи обеспечивающего характера отличаются от познавательных прежде всего тем, что их решение непосредственно не дает информации, которая могла бы быть использована для пресечения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников, но создает необходимые условия для ее поступления и решения оперативно-тактических задач. Для обеспечивающих задач типична также их обязательная связь с задачами познавательными и деятельными. Решение первых, собственно, и осуществляется ради них. В каждом случае проводимые при этом мероприятия создают необходимые предпосылки для последующего (иногда и одновременного) решения задач познавательных и деятельных. Названные выше задачи обусловливают ярко выраженное сочетание познавательной и конструктивной сторон оперативной разработки, предопределяют эту ее специфику. 5. Для начала оперативной разработки нужны определенные фактические и правовые (юридические) основания. Фактическими основаниями для начала оперативной разработки являются обоснованные данные о признаках подготавливаемых или совершенных (совершаемых) преступлений либо о фактах укрывательства преступников от органов следствия и суда и отбывания наказания и фактическая невозможность пресечения подготавливаемых, раскрытия совершенных преступлений и розыска скрывшихся преступников без осуществления комплекса оперативно-розыскных мероприятий. Для начала оперативной разработки лица (группы лиц), заподозренного в подготовке или совершении преступления, необходимо, во-первых, иметь проверенную информацию, из которой усматриваются признаки уголовно наказуемого деяния, но недостаточную для пресечения и раскрытия преступления, к которому причастно это лицо (лица); во-вторых, для достижения названных целей оперативной разработки требуется проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий. Оперативная разработка в целях раскрытия совершенного преступления, когда лицо (лица), его совершившее, неизвестно, будет обоснованной в том случае, если, во-первых, достоверно установлены признаки преступного деяния; во-вторых, степень тяжести последнего оправдывает и делает необходимым проведение комплекса негласных мероприятий, так как возможности неотложных следственных действий и первоначальных оперативно-розыскных мероприятий исчерпаны, но положительных результатов по обнаружению преступника (преступников) они не дали. Для начала оперативной разработки в целях розыска скрывшегося преступника необходимо, во-первых, наличие достоверных данных о том, что он скрылся от органов следствия, суда либо отбывания наказания; во-вторых, для его обнаружения требуется осуществление комплекса оперативно-розыскных мероприятий, так как возможности следствия и оперативно-розыскных мероприятий проверочного характера по установлению местонахождения разыскиваемого исчерпаны, но положительные результаты при этом не достигнуты. Фактические данные, служащие основанием для начала оперативной разработки, могут содержаться в различных материалах: в проверенных сообщениях конфидентов, в документах, отражающих результаты применения личного сыска, оперативного наблюдения, опросов граждан и других оперативно-розыскных мероприятий, а также в заявлениях граждан, сообщениях организаций, учреждений и т. п. Правовыми (юридическими) основаниями для начала оперативной разработки являются решения соответствующих исполнителей и их руководителей - постановления о заведении дел оперативного учета, принимаемые в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации и осуществления оперативной разработки. Обязательно наличие всех названных оснований. Отсутствие хотя бы одного из них делает оперативную разработку неправомерной. 6. Оперативная разработка - это осуществление комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в определенном их сочетании и нужном объеме, которые устанавливаются исходя из конкретных материалов каждого дела. Комплексное использование оперативно-розыскных сил, средств и методов, а также иных оперативных возможностей является атрибутом оперативной разработки. В тех случаях, когда пресечение, раскрытие преступления или розыск скрывшегося преступника могут быть обеспечены путем применения лишь отдельных мер, начало и осуществление оперативной разработки недопустимы. Комплексный характер мер, применяемых в оперативной разработке, обусловливается сложной совокупностью целей и задач разработки. Их решение выполнимо лишь при условии совокупного использования возможностей оперативных подразделений. 7. Оперативная разработка носит негласный характер. Проводимые в ходе оперативной разработки оперативно-розыскные мероприятия выполняются тайно от лиц, не участвующих в этом процессе, прежде всего от граждан, в отношении которых она ведется. Назначение оперативной разработки состоит в том, что она: - обеспечивает успешное пресечение тайно подготавливаемых преступлений; - способствует раскрытию сложных и опасных преступных деяний, совершаемых замаскированными способами; - обеспечивает розыск преступников, скрывшихся от органов следствия, суда или бежавших из мест лишения свободы; - позволяет выявлять и устранять причины преступлений и условия, способствующие их совершению; - способствует быстрому, полному и объективному расследованию преступлений; - обеспечивает решение многих других задач борьбы с преступностью. Конечные цели оперативной разработки - пресечение преступлений, их раскрытие и розыск скрывшихся преступников - достигаются последовательным (параллельным) решением ее основных задач. В ряде случаев помимо названных основных задач решаются также и другие. Так, если оперативная разработка начата по факту обнаруженного, но нераскрытого преступления, ее первоочередной задачей является установление лица (группы лиц), обоснованно заподозренного в совершении этого деяния. Остальные задачи оперативной разработки решаются, как правило, после того, как будет выявлено это лицо (лица). Установление преступных намерений и фактов (эпизодов) преступной деятельности разрабатываемых. Успешное пресечение и раскрытие преступлений, подготавливаемых и совершенных (совершаемых) разрабатываемыми, возможно лишь в том случае, если будут установлены конкретные факты (эпизоды) их противоправной деятельности. Документирование действий разрабатываемых. Выявление оперативно-розыскным путем сообщников разрабатываемых и конкретных фактов их преступной деятельности позволяет определить, кто из них и какое противоправное деяние совершил, какова роль каждого и т. д. Однако эти сведения (поскольку они получены от агентов и других негласных источников) не имеют доказательственного значения и поэтому не могут быть непосредственно использованы в уголовном процессе для изобличения виновных. Эти данные устанавливаются посредством: - выявления лиц, могущих быть свидетелями по уголовному делу, и создания возможности использования информации, которой они располагают, в ходе предварительного расследования; - обнаружения предметов и документов, могущих быть вещественными и письменными доказательствами, и обеспечения возможности их использования в качестве таковых при расследовании по уголовному делу; - фиксации действий разрабатываемых в процессе наблюдения за ними и использования полученных данных при расследовании по уголовному делу. Недопущение продолжения преступных действий разрабатываемых в период осуществления оперативно-розыскных мероприятий по оперативной разработке. Задача недопущения продолжения противоправных действий со стороны разрабатываемых прямо вытекает из указаний закона, возлагающего на органы внутренних дел обязанность предупреждать и пресекать преступления и дающего им право осуществлять в этих целях Выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению. Задача выявления и устранения причин преступлений и условий, способствующих их совершению, прямо вытекает из требований федерального закона Об ОРД и ведомственных нормативных правовых актов. Они носят общий характер и распространяются на все формы и виды правоохранительной деятельности органов внутренних дел, в том числе и на оперативную разработку. Создание условий для обеспечения возмещения материального ущерба, нанесенного преступными действиями разрабатываемых отдельным гражданам, государству и общественным организациям. В ходе оперативной разработки наряду с мерами по пресечению преступлений, их раскрытию и розыску скрывшихся преступников нужно также активно проводить оперативно-розыскные мероприятия по созданию условий, обеспечивающих возмещение отдельным гражданам, государству и общественным организациям материального ущерба, нанесенного преступными действиями разрабатываемых. Успешное решение задач оперативной разработки и достижение ее конечных целей возможны лишь при строгом соблюдении ряда обязательных требований, предъявляемых к этой форме оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Ими являются: - строгое соблюдение законности в оперативной разработке; - негласность оперативной разработки; - наступательность и высокий темп ведения оперативной разработки; - плановость и целеустремленность оперативной разработки; - обеспечение установления объективной истины в отношении разрабатываемых лиц. Все эти требования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они дополняют друг друга и в своей совокупности характеризуют процесс оперативной разработки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|